СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Х.-к. андерсен «соловей»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка способствует развитию мыслительной деятельности обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Х.-к. андерсен «соловей»»

Х.-К. АНДЕРСЕН «СОЛОВЕЙ»

Урок литературы в 5 классе

Цели урока:

общая - подвести учащихся к тому, что Соловей-образ свободного певца, аллегорический образ искусства, который говорит языком самой природы обо всём на свете; только оно способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище, красивее; частные – ответить на вопросы:

  1. Что входит в понятие «красота», «красивость»?

  2. Всегда ли люди оценивают настоящую красоту?

  3. Как отвечает на вопрос: «Что есть красота?» Х.-К.Андерсен в этой сказке?(«Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде»?)

Ход урока.

I.Фаза урока : «Вызов». Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка»:

Среди других играющих детей

Она напоминала лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит,

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Мы начали сегодня урок со стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка». Почему автор назвал так стихотворение вы сразу ответите. Но у меня к вам другой вопрос: действительно ли девочка так некрасива?

- А что скрывается под этой внешностью? -Что красиво в этой девочке?

(Душа, поступки, она радуется чужому счастью, не завидует.)

- Ребята, как вы думаете, что такое красота? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим понятием?

Составление кластера №1. Что есть красота?

(Радость, улыбка, душа, доброта, теплота)

Несколько ассоциаций записывается на доске, а потом каждый записывает ещё 3-4. затем обсуждение в парах.

-Какое же определение даётся в словаре? Обратимся к нему.

Обращение к словарю.

Красота.1.Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- Но у нас в русском языке есть ещё одно слово «красивость». Как вы думаете, красота и красивость это одно и то же?(Нет.)

Красивость. Чисто внешняя красота, украшения, с притязаниями на красоту.

- О чём мы с вами будем говорить на уроке? (О красоте.) -А о какой красоте?(Истинной.)

-Да, действительно, сегодня на уроке мы с вами затронем понятие «красота». Итак тема урока: «…Что есть красота и почему её обожествляют люди?» Записываем тему урока, и обратите внимание на вопросы, на которые нам предстоит ответить:

1.Что входит в понятие «красота», «красивость»?

2.Всегда ли люди оценивают настоящую красоту?

3.Как отвечает на вопрос: «Что есть красота?» Х.-К.Андерсен в этой сказке?(«Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде»?)

- Сегодня на уроке для чтения и обсуждения мы возьмём сказку Х.-К.Андерсена «Соловей», с которой вы уже познакомились дома.

II.Фаза урока «Осмысление».

«В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все подданные – китайцы…»

-С чего начинается действие в сказке? (С изображения дворца и сада императора)

-Вспомним описание дворца китайского императора.

-Хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «…что страшно было до него дотронуться?»

Вокруг дворца располагался прекрасный сад.

-А какая деталь в описании цветника обращает на себя внимание?

(К цветкам были привязаны колокольчики.)

-Почему жители дворца «забывали» нюхать цветы? -Зачем колокольчики?

(Чтобы в который раз восхититься красотой цветов, звоном серебра, сиянием фарфора – словом, великолепием, внешней красотой императорского сада.)

(Сколько вокруг «слепых» и «глухих», для которых, чтобы они заметили красоту, нужно «звонить» во все колокола.)

- Прочитайте внимательно фрагмент, в котором автор рассказывает о том месте, где жил Соловей. Почему он живёт «в дремучем лесу, который начинается за садом?» Не кажется ли вам, что Соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Опишите эти миры хотя бы так: что слышит и что видит Соловей, а что император и его придворные?

(Соловей видит, как рыбак ловит рыбу и слышит, как он восхищается его пением. А обитатели дворца видят только то, что в стенах сада и дворца.)

-Откуда Император узнал о маленькой птичке по имени Соловей? (Из толстой иностранной книжки.)

-Почему для автора так важно, чтобы Император узнал о Соловье именно из книги?

(Почему ничего не слышали о нём придворные?)

(Знати автор противопоставляет народ, с его близостью к природе. Простолюдины очень любят искусство пернатого виртуоза. Так «бедный удручённый заботами рыбак» до того заслушивался соловья, что «забывал о своём неводе».

«Господи, как хорошо!- вырывалось у рыбака, но потом рыбак снова принимался за своё дело и забывал о соловье, а на следующую ночь снова заслушивался им и снова повторял то же самое: «Господи, как хорошо!» Девочка-кухарка говорит о соловушке как о добром друге: «Господи, соловей! Я его хорошо знаю! Как он удивительно поёт! Слёзы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня!..»)

-Что смешного в сцене поисков придворными Соловья?

Чтение по ролям эпизода, когда придворные отправляются в лес на «экскурсию».

(«И вот все отправились в лес, где обыкновенно распевал Соловей; отправилась туда чуть не половина всех придворных…»)

-«И вот запел Соловей…» А вы слышали пение соловья? А как оно называется? Давайте послушаем соловьиные трели.

Прослушивание записи с пением соловья.

-Вам понравилось?

-Что удивило придворных, когда они увидели Соловья? С чем они сравнивают его пение?

(Удивила самая простая наружность. Сравнивают со стеклянными колокольчиками)

-Как воспринял пение соловья Император? Перечитайте эту сцену. Почему Соловей отказался от награды Императора? Найдите ответ на этот вопрос в тексте сказки.

(Самая большая награда для соловья – это слёзы, которые появились у Императора.)

-Расскажите о том, что произошло во время состязания двух соловьёв? Куда девался настоящий соловей?

-Найдите в тексте ответ на вопрос: в чём видит «придворный поставщик соловьёв» преимущества искусственного соловья? Зачем автор изображает его так подробно? Почему портрет натурального Соловья такой короткий?

(Главное не внешность, а что под этой внешностью.)

-Прочитайте, что говорили бедные рыбаки об искусственном соловье? А чем особенно понравился искусственный соловей придворным? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

III. Фаза урока «Рефлексия».

-Перескажите эпизод «Болезнь Императора». Как Соловью удалось спасти Императора? Почему Соловей отказывается от всех наград, и какую награду он считает для себя самой ценной? Найдите ответ в тексте.

-Как вы считаете, почему выздоровел Император?

-О чём же поёт Соловей и будет петь всегда? Перечитайте этот фрагмент.

-О чём же эта сказка Андерсена?

- На доске записаны понятия. Какие из них относятся к красоте, а какие - к красивости?

Составление таблицы.

Красота Красивость

Натуральное искусственное

Природа механизм

Настоящее поддельное

Живое красота внешняя Красота духовная, живая (украшенность)

Составление кластера №2.

-Итак, что же такое настоящая красота – «сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде»?

Составление синквейнов и их обсуждение.

Красота.

Истинная, внутренняя.

Спасает, радует, живёт.

Счастье дарит всем вокруг.

Животворящая сила.

Прочитайте афоризмы и подумайте, какой из них кажется самым верным , и выберите эпиграф к сегодняшнему уроку:

Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес.

При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И.Шмелёв.

Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца. М.Сервантес.

Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. В.Гюго.

Красота хороша, только когда она сама себя не замечает. В.О.Ключевский.

Домашнее задание: сочинить письмо китайского императора японскому после выздоровления.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!