СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика 9 класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы охарактеризовать класс, я использовал «Социометрию», т.к. она применяется для диагностики взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев. Она позволяет выявить:

1. Особенности системы неформальных отношений в группе.

2. Степень психологической совместимости конкретных людей.

3. Внутригрупповые статусы участников процедуры.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика 9 класса»


Исследуемый класс 9, по списку 13 человека: 8 юношей и 5 девушек. 1 –на домашнем обучении. Средний возраст учащихся 14-18 лет. Ученики данного класса охотно контактируют со сверстниками и педагогами. Классный руководитель у ребят постоянный.

В классе состав учащихся в основном из неполных семей.

Для того, чтобы охарактеризовать класс, я использовал «Социометрию», т.к. она применяется для диагностики взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев. Она позволяет выявить:

1. Особенности системы неформальных отношений в группе.

2. Степень психологической совместимости конкретных людей.

3. Внутригрупповые статусы участников процедуры.

Явным лидером в классе является Булыгин Андрей, он пользуется неоспоримым авторитетом среди одноклассников. Личностные качества лидера – высокая самооценка, дружелюбие, ответственность за свои слова и поступки, исполнительность. Мальчик очень воспитан и корректен по отношению к старшим. В коллективе «Отверженных» не выявлено.

Коллектив сплоченный, ребята поддерживают и прикрывают друг друга в случае чего. Конфликты случаются крайне редко. Что касается психологической атмосферы, то ее направленность можно расценить как положительно-ориентированную. Сами ученики считают деятельность своего класса продуктивной, не только в образовательной, но и в творческой деятельности. В классе благоприятный психологический климат. В классе активны в основном девочки, мальчики же более спокойны, менее организованы и самостоятельны, хотя есть и исключения. Дружба в классе присутствует, но легко можно увидеть деление на группы среди мальчиков, явная группировка. По характеру можно видеть разных учеников: открытых, общительных, активных с явными задатками лидера, и напротив, спокойных, малоподвижных ни чем не приметных.

Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. Классный руководитель Сапожникова Елена Геннадьевна, заместитель директора по НМР, среднего возраста обладает педагогическим мастерством и является беспрекословным авторитетом, строгая, но справедливая, она всегда в курсе жизни своих учеников и за пределами учебного заведения, прекрасно организует внеклассную работу учащихся. Классный руководитель старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует в классе различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учащихся. При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли. Учащиеся в свою очередь любят классного руководителя, стараются ее не огорчать, что видно и в тесте по пункту «В нашем классе хороший классный руководитель» имеется наивысший показатель удовлетворенности. Стиль руководства, С.Е.Г., выбрала демократичный, так как он ориентирован на развитие активности учащихся, привлечение каждого к решению задач, поставленных перед всем классом. Основу управления в данном случае составляет опора на коллектив класса. И класс ее, как видно было из наблюдений, не подводит. Учащиеся, за исключением пары мальчиков, «понимают с полуслова» классного руководителя, они достаточно дисциплинированны и не конфликтуют с учителем. Смена классного руководителя за 4 года не производилась. Отношения с другими преподавателями в целом хорошие, ребята работоспособные, трудолюбивые и добрые, крайне редко бывает нарушение дисциплины. Потенциал их как учеников достаточно велик. В целом у класса успеваемость выше среднего.

Из наблюдения за учащимися могу сделать следующие выводы. Группа в целом не выделяется особой активностью. Есть учащиеся, которые полны энергии, есть и пассивные ребята, но большинство обладает средним уровнем активности. Как отмечалось выше, учащиеся тесно взаимодействуют, как друг с другом, так и с учителями-предметниками. В силу своего возраста и диагноза, у ребят отмечается быстрая смена интересов. Мною было отмечено, что существует немного не справедливое отношение к некоторым членам группы. Четко прослеживается подтрунивание слабых учащихся, особенно на переменах. Хотя на уроке эти учащиеся сотрудничают с другими. Также хочется отметить, что группа доброжелательно относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться» в коллектив. Уровень сплоченности коллектива я проверила с помощью методика «Что важнее» и вывила, что класс промежуточный по уровню ценностно-ориентационного единства.

Наиболее ценные качества в группе это дисциплинированность, трудолюбие, умение отстаивать свою точку зрения, моральная воспитанность. Следовательно, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности, прежде всего с положительным отношением к учебе и с собственным стилем поведения и деятельности и в меньшей мере – с учебно-организационными умениями класса. К традициям класса можно отнести поздравление каждого учащегося с днем рождения, поздравление мальчиков и девочек с тематическими праздниками, а также поздравление учителей мелкими, но приятными подарками - стенгазеты и открытки.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Учащиеся переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Большинство учащихся занимаются в различных кружках, как в школе, так и за ее пределами. Используют полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе. Класс активный, ребята принимают активное участие во всех школьных мероприятиях.

Эмоциональный климат в группе достаточно позитивный. Учащимся комфортно в классе. Об этом свидетельствует пункт теста «В школе у меня обычно хорошее настроение» отличается высоким показателем удовлетворенности. Конфликты в этом классе явление достаточно редкое, за все время наблюдения за учащимися серьезных конфликтов не происходило, все учащиеся относятся друг к другу с уважением и не принижают достоинства своих сверстников.

Содержание и характер учебной и внеучебной деятельности класса.

 Учебная деятельность. В классе в целом успеваемость выше средней. 5 человек обладают высокой успеваемостью, 3 – ниже средней. Среди любимых предметов ученики (по результатам коротких бесед) отмечают следующие: физкультура, пс.практикум, этика. К учителям относятся уважительно, но не всегда. Не на всех уроках соблюдают дисциплину, выполняют требования, однако активны, внимательны. Основные мотивы учебной деятельности (из коротких бесед): 
- учеба необходима для будущей профессии;
- в современном мире полезно быть образованным; 
- для того, чтобы развиваться, опираясь на полученные знания; 
- применять своих знания на практике: чем больше знаний, тем проще решать некоторые вопросы.

Психолого-педагогические выводы. 

На основании методик исследования, наблюдения и бесед с классом и учителями-предметниками, а также с классным руководителем могу сделать следующий вывод.

Класс является достаточно способным, сплоченным коллективом, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера. На уроках учащиеся, как правило, активны, почти всегда дисциплинированны, внимательны, всегда относятся к учителям с уважением. Класс достаточно дружный, активный, открытых конфликтов, как правило, не наблюдается. Учащиеся всегда готовы прийти на помощь своим товарищам. Отличительные черты учеников класса: общительность, умение легко сходиться с новыми людьми, дружелюбие. Учащиеся имеют свою точку зрения и не стесняются высказать, доказать её. Ученики участвуют в учебном процессе и внеклассных мероприятиях с удовольствием. Классный руководитель внимательно следит за процессом обучения своего класса, за внешкольной жизнью своих учеников, находиться в постоянном контакте с родителями.

Виды помощи, которые применяю на психологическом практикуме:


  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке упражнений.

  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.


В перспективе необходимо проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки.




Педпгог-психолог ЕщенкоВ.Г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!