Урок биологии 6 класс.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: Характеристика экологических групп растений.
Учитель: Михина Вера Владимировна, учитель высшей квалификационной категории, МОУ СОШ № 27, г. Ярославля.
Основные цели:
Формирование
- принадлежность растений к экологической группе;
- признаки растений разных экологических групп.
Демонстрационный материал:
Рисунки растений разных экологических групп.
Комнатные растения.
Схема «Экологические факторы».
Раздаточный материал:
Тестовая работа.
Образец проверки тестовой работы.
Рабочая карта группы.
Гербарные экземпляры растений разных экологических групп.
Самостоятельная работа.
Образец.
Эталон.
Ход урока.
I . Мотивация к учебной деятельности.
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности
(«надо»).
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности в учебную
деятельность («хочу»).
- Здравствуйте, садитесь. Я рада вас видеть, начинаем урок. Какой раздел биологии мы изучаем? (Природные сообщества.)
- Все изучили о природных сообществах? (Нет.)
- Так с какой целью пришли на урок? (Продолжить узнавать новое, интересное, познавательное по этой теме.)
- Вижу настрой боевой, желание есть? (Да.)
- Тогда начинаем. Ваши предложения: с чего начнем? (Повторим изученное ранее.)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Организовать актуализация изученных способов действия, достаточных для построения нового знания.
Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
Организовать обобщение актуализированных способов действий.
Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
Мотивировать к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»).
Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
- Согласна. В качестве повторения - разминки проведем блиц - турнир «вопрос - ответ». Победителя определим по количеству и качеству ответов.
- Что такое экология? (Наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой.)
- Что такое среда обитания? (Всё, что окружает растение в том месте, где оно растет, обеспечивая его всем необходимым для жизни.)
- Что такое экологические факторы? (Совокупность условий, действующих на организм.)
- На какие группы можно классифицировать факторы среды? (Факторы живой природы и факторы неживой природы.)
- Как называются факторы живой природы? (Биотические.)
- Как называются факторы неживой природы? (Абиотические.)
- Приведите примеры биотических факторов. (Растения, животные, грибы, бактерии.)
- Приведите примеры основных биотических факторов. (Свет, температура, влажность, почва, воздух, вода.)
Оформление доски.
Экологические факторы биотические абиотические - растения - свет - животные - температура - человек - влажность - радиационный фон - качество (почвы, воздуха, воды) - рельеф и т.д. |
- Все группы факторов, безусловно, важны. Но как вы считаете, какие из них оказывают наибольшее влияние на рост и развитие растений? (Свет, температура, влажность).
- Есть, другие мнения? (Нет.)
- Влияние этих факторов вам известно? (Да.)
- Предлагаю вам самостоятельную тестовую работу, которая позволит вам повторить, путем вспоминания изученный материал по теме в начальной школе. Но прежде всего, хотелось бы услышать ответ на мой каверзный вопрос. Согласны. (Да.)
- Почему для вспоминания я предлагаю тестовую работу. (Это просто. В тестовой работе есть вопросы и ответы, необходимо выбрать только правильный ответ. Выбор ответа позволяет нам вспоминать изученный материал.)
- Молодцы! Вы меня обрадовали.
Учащиеся выполняют работу, проверка качества выполнения осуществляется путем проговаривания правильных ответов.
- С заданием справились, какие знания мы повторили при помощи тестовой работы? (Влияние света и температуры на рост и развитие растений.)
- Какое будет следующее задание? (Задание на пробное действие.)
- Я предлагаю вам для работы рисунки растений. И прошу вас, работая в парах, дать названия этим рисункам на основе характеристики группы растений, изображенных на них.
Учащиеся рассматривают карточки с заданием.
- Чем данное задание отличается, от предыдущих заданий? (Мы отвечали на вопросы, но не работали с рисунками.)
- Подобные задания могут тебе встретиться в учебе, в жизни? (Конечно, рисунки, схемы – это второй по значимости объект изучения после текстов.)
- Значит, тебе важно, научиться с ними работать? (Да.)
- Зачем ты будешь выполнять пробное действие? (Мне надо понять, что я пока не могу сделать правильно.)
Учащиеся работают в парах.
Отработав в парах, учащиеся отчитываются о результатах работы.
- Что получилось? (Рисунки одинаковые, а названия рисунков разные.)
- Так может быть на уроке? ( Нет.)
- Следовательно? (Мы испытали затруднение.)
- Затруднение в чем? ( В названии рисунка на основе характеристики группы растений, изображенных на них.)
III. Выявление места и причины затруднения.
Организовать восстановление выполненных операций.
Организовать фиксацию места, где возникли затруднения.
Организовать соотнесение своих действий с использованными эталонами.
На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
- Ваши шаги деятельности? (Остановиться и подумать в чем причина затруднения?)
- Как вы работали? (Составляли характеристику групп растений изображенных на рисунке.)
- Далее? (На основе полученной характеристики должны были дать названия.)
- В чем же причина затруднения? ( Не смогли составить характеристику групп растений.)
- Почему? (Недостаточно проанализировали признаки растений.) (Не нашли общие признаки растений, изображенных на рисунках.)
IV. Построение проекта.
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
учащиеся ставят цель проекта;
учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
учащиеся определяют средства;
учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
- Какая цель, встает перед нами? (Проанализировали признаки растений, изображенных на рисунках, найти общие признаки.) (Составить характеристику групп растений, на основе общих признаков.) (Дать названия рисунков.)
- Цели достойные выполнения. Следующий ваш шаг? (Составить план выполнения целей.)
Пауза!
- Слушаю ваши предложения. С чего надо начать? (Прочитать рисунок так, чтобы найти общие признаки растений.)
Оформление доски.
Прочитать рисунок.
- Далее? (Составить характеристику групп растений на основе их общих признаков.)
Оформление доски.
Составить характеристику групп растений на основе их общих признаков.
- Что дальше? (Назвать группу растений, это и будет названия рисунка.)
Оформление доски.
Дать название группы растений.
-При чтении рисунка, на что обратить внимание? (На признаки, которые их объединяют растения в группу.)
- Уточним первый шаг. (Выдели общие признаки растений.)
Оформление доски.
Прочитать рисунок (выдели общие признаки растений).
Составить характеристику групп растений на основе их общих признаков.
Дать название группы растений.
- План составлен.
V. Реализация построенного проекта.
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).
4) Организовать фиксацию преодоления затруднений.
5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения
нового способа действий для решения всех задач данного типа).
- Как организуем работу для большей эффективности: индивидуально, в парах, в группах? (В группах.)
- Объединитесь в группы, карточки есть, план есть.
- Успешной работы. Через 3-5 минут жду результатов вашей деятельности.
Через 5 минут представители от групп выступают с отчетным заданием.
Название группы растений.
________________
Общие признаки растений.
___________________
___________________
__________________
___________________
___________________
___________________
Название группы растений
________________
Общие признаки растений.
1.___________________
2.___________________3.___________________
4.___________________
5.___________________
6.___________________
- Есть дополнения или вопросы к группам? ( …………………….)
- Так какая же тема нашего урока? (Характеристика групп растений.)
- Каких групп? (Изучаем науку экологию.) (Экологических групп растений.)
- Какой следующий шаг? (Потренироваться в выделении признаков растений разных экологических групп.)
VI. Первичное закрепление.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
- Какие экологические группы по отношению к свету мы выделили? (Светолюбивые, теневыносливые (тенелюбивые).
- Перед вами три растения: папоротник, кактус, колеус. К одной или разным группам отнесем эти растения? (К разным. Колеус – светолюбивое, папоротник – тенелюбивое, кактус – засухоустойчивое растение (растение засушливых мест).)
- Какие признаки позволяют нам отнести его к этой группе? (Мясистый стебель для накопления воды, листья видоизменены в комочки для уменьшения испарения.)
- Каковы ваши прогнозы по корневой системе? (Длинная стержневая корневая система.)
-На ваших столах два гербария растений. Каждый из вас выбирает себе один экземпляр и определяет, к какой экологической группе растений можно отнести данное растение, называя характерные признаки группы соседу по парте.
Учащиеся работают в парах.
- Следующий шаг? ( Самоконтроль нового знания.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.
Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*.
По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
- Как вы можете оценить степень усвоения вами нового материала? (Отлично, хорошо, удовлетворительно.)
- Объективность вашей оценки вы сейчас проверите, выполнив самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. В работе соотнесем характерные признаки с экологической группой.
Учащиеся выполняют работу, проверяют по образцу, оценивают.
При возникновении затруднений обращаются к эталону.
- Назовите отметки, прокомментируйте ошибки (если они есть) и причины.
- Трудности возникли при выполнении? (Да, нет.)
- С чем это связано?
VIII. Включение в систему знаний.
Организовать влияние типов заданий, где используется новый способ действия.
Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- Какие экологические группы растений выделяют по отношению к свету? (Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые.)
- По отношению к влажности? (Засухоустойчивые, влаголюбивые.)
- У меня на доске биологический беспорядок, ваша задача все исправить – навести порядок, распределив растения по соответствующим группам.
Светолюбивые: береза, сосна, колокольчик, ромашка.
Тенелюбивые: кислица, ландыш, копытень.
Влаголюбивые: камыш, кувшинка, хвощ, кубышка,
Засухоустойчивые: очиток, молодило, кактус.
- Растения, относящиеся к разным экологическим группам растут отдельно друг от друга? (Нет, могут жить вместе.)
- Т.е. сообща, при этом образуя …? (Растительные сообщества.)
- О растительных сообществах поговорим сейчас? (Нет, на следующем уроке.)
- Т.о. мы определились с темой следующего урока.
IX. Рефлексия.
Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
Организовать обсуждение и запись домашних заданий.
- Подведем итоги урока. Что нового мы с вами узнали сегодня? ( Понятие «экологические группы».) (Характеристики экологических групп.)
- Какие? (По отношению к свету: светолюбивые и теневыносливые.), (По отношению к влажности: засухоустойчивые и влаголюбивые.)
- Поставленных целей достигли? (Да.)
- Какие формы работы использовали? (Индивидуальную, в парах, в группах.)
- Виды деятельности? (Беседа, чтение рисунка, тестовые задания, работа с наглядностью.)
- Что, на ваш взгляд, более вам удалось?
- Как можете оценить свою работу? (Комментарии.)
- В качестве домашнего задания предлагаю вам изучить §55 стр.243-247. Составить характеристику двух комнатных растений по плану на стр.247-248.
Самостоятельная работа
«Характеристика экологических групп»
Инструкция: установить соответствие между экологической группой и характерными признаками растений этой группы.
Экологическая группа | Признаки растений различных экологических групп |
1) Светолюбивые. 2) Тенелюбивые. 3) Засухоустойчивые. 4) Влаголюбивые. | А - растут на открытых пространствах. Б - растут в условиях недостаточной влаги. В - растут в затенённых местах. Г- растут в условиях интенсивного увлажнения. Д - листовая пластинка крупная, кожица тонкая. Е - листовая пластинка небольшая с блестящей толстой кожицей. Ж - корневая система развита слабо, расположена поверхностно. З - листья с толстой кожицей, опушены или превращены в комочки. И - хлоропластов немного, окраска листьев светло-зеленая. К - могут запасать в органах воду. Л - хлоропластов много, они крупные, листья темно-зелёные. М – межклетники заполнены воздухом, развивается воздухоносная ткань. |
Бланк ответа
Образец
1 | 2 | 3 | 4 |
А, Е, И | В, Д, Л | Б, З, К | Г, Ж, М |
Критерии оценки:
«5» - 11 правильных ответов.
«4» - 9 правильных ответов.
«3» - 6 правильных ответов
Эталон.
1 | 2 | 3 | 4 |
А - растут на открытых пространствах. Е - листовая пластинка небольшая с блестящей толстой кожицей. И - хлоропластов немного, окраска листьев светло-зеленая. | В - растут в затенённых местах. Д - листовая пластинка крупная, кожица тонкая. Л- хлоропластов много, они крупные, листья темно-зелёные. | Б - растут в условиях недостаточной влаги. З - листья с толстой кожицей, опушены или превращены в комочки. К - могут запасать в органах воду. | Г- растут в условиях интенсивного увлажнения. Ж - корневая система развита слабо, расположена поверхностно. М - межклетники заполнены воздухом, развивается воздухоносная ткань |
.
План работы.
1. Прочитать рисунок (выдели общие признаки растений).
2. Составить характеристику групп растений на основе их общих признаков.
Дать название группы растений.
Название группы растений.
_______________________________
Общие признаки растений.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Самостоятельная работа« Характеристика экологических групп»
Инструкция: установить соответствие между признаками растений и экологической группой, к которой они относятся.
Характеристика | Экологическая группа |
А - растут на открытых пространствах. Б - растут в условиях недостаточной влаги. В - растут в затенённых местах. Г- растут в условиях интенсивного увлажнения. Д - листовая пластинка крупная, кожица тонкая. Е - листовая пластинка небольшая с блестящей толстой кожицей. Ж - корневая система развита слабо, расположена поверхностно. З - листья с толстой кожицей, опушены или превращены в комочки. И - хлоропластов немного, окраска листьев светло-зеленая. К - могут запасать в органах воду. Л - хлоропластов много, они крупные, листья темно-зелёные. М – межклетники заполнены воздухом, развивается воздухоносная ткань | 1) Светолюбивые. 2) Тенелюбивые. 3) Засухоустойчивые. 4) Влаголюбивые. |
Бланк ответа
1)Светолюбивые | 2)Тенелюбивые | 3)Засухоустойчивые | 4)Влаголюбивые |
| | | |
Образец
1)Светолюбивые | 2)Тенелюбивые | 3)Засухоустойчивые | 4)Влаголюбивые |
А, Е, И | В, Д, Л | Б, З, К | Г, Ж, М |
Критерии оценки:
«5» - 11 правильных ответов.
«4» - 9 правильных ответов.
«3» - 6 правильных ответов.
Эталон.
1)Светолюбивые | 2)Тенелюбивые | 3)Засухоустойчивые | 4)Влаголюбивые |
А - растут на открытых пространствах. Е - листовая пластинка небольшая с блестящей толстой кожицей. И - хлоропластов немного, окраска листьев светло-зеленая. | В - растут в затенённых местах. Д - листовая пластинка крупная, кожица тонкая. Л- хлоропластов много, они крупные, листья темно-зелёные. | Б - растут в условиях недостаточной влаги. З - листья с толстой кожицей, опушены или превращены в комочки. К - могут запасать в органах воду. | Г- растут в условиях интенсивного увлажнения. Ж - корневая система развита слабо, расположена поверхностно. М - межклетники заполнены воздухом, развивается воздухоносная ткань |