СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика экологических групп растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Характеристика экологических групп растений»

Урок биологии 6 класс.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: Характеристика экологических групп растений.

Учитель: Михина Вера Владимировна, учитель высшей квалификационной категории, МОУ СОШ № 27, г. Ярославля.

Основные цели:

Формирование

  • представления «экологические группы растений»;

  • умений определять

- принадлежность растений к экологической группе;

- признаки растений разных экологических групп.

Демонстрационный материал:

  1. Рисунки растений разных экологических групп.

  2. Комнатные растения.

  3. Схема «Экологические факторы».

Раздаточный материал:

  1. Тестовая работа.

  2. Образец проверки тестовой работы.

  3. Рабочая карта группы.

  4. Гербарные экземпляры растений разных экологических групп.

  5. Самостоятельная работа.

  6. Образец.

  7. Эталон.


Ход урока.


I . Мотивация к учебной деятельности.

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

(«надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности в учебную

деятельность («хочу»).


- Здравствуйте, садитесь. Я рада вас видеть, начинаем урок. Какой раздел биологии мы изучаем? (Природные сообщества.)

- Все изучили о природных сообществах? (Нет.)

- Так с какой целью пришли на урок? (Продолжить узнавать новое, интересное, познавательное по этой теме.)

- Вижу настрой боевой, желание есть? (Да.)

- Тогда начинаем. Ваши предложения: с чего начнем? (Повторим изученное ранее.)


II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

  1. Организовать актуализация изученных способов действия, достаточных для построения нового знания.

  2. Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

  3. Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

  4. Организовать обобщение актуализированных способов действий.

  5. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

  6. Мотивировать к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

  7. Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

  8. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.


- Согласна. В качестве повторения - разминки проведем блиц - турнир «вопрос - ответ». Победителя определим по количеству и качеству ответов.

- Что такое экология? (Наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой.)

- Что такое среда обитания? (Всё, что окружает растение в том месте, где оно растет, обеспечивая его всем необходимым для жизни.)

- Что такое экологические факторы? (Совокупность условий, действующих на организм.)

- На какие группы можно классифицировать факторы среды? (Факторы живой природы и факторы неживой природы.)

- Как называются факторы живой природы? (Биотические.)

- Как называются факторы неживой природы? (Абиотические.)

- Приведите примеры биотических факторов. (Растения, животные, грибы, бактерии.)

- Приведите примеры основных биотических факторов. (Свет, температура, влажность, почва, воздух, вода.)

Оформление доски.

Экологические факторы


биотические абиотические

- растения - свет

- животные - температура

- человек - влажность

- радиационный фон

- качество (почвы, воздуха, воды)

- рельеф и т.д.


- Все группы факторов, безусловно, важны. Но как вы считаете, какие из них оказывают наибольшее влияние на рост и развитие растений? (Свет, температура, влажность).

- Есть, другие мнения? (Нет.)

- Влияние этих факторов вам известно? (Да.)

- Предлагаю вам самостоятельную тестовую работу, которая позволит вам повторить, путем вспоминания изученный материал по теме в начальной школе. Но прежде всего, хотелось бы услышать ответ на мой каверзный вопрос. Согласны. (Да.)

- Почему для вспоминания я предлагаю тестовую работу. (Это просто. В тестовой работе есть вопросы и ответы, необходимо выбрать только правильный ответ. Выбор ответа позволяет нам вспоминать изученный материал.)

- Молодцы! Вы меня обрадовали.

Учащиеся выполняют работу, проверка качества выполнения осуществляется путем проговаривания правильных ответов.

- С заданием справились, какие знания мы повторили при помощи тестовой работы? (Влияние света и температуры на рост и развитие растений.)

- Какое будет следующее задание? (Задание на пробное действие.)

- Я предлагаю вам для работы рисунки растений. И прошу вас, работая в парах, дать названия этим рисункам на основе характеристики группы растений, изображенных на них.

Учащиеся рассматривают карточки с заданием.

- Чем данное задание отличается, от предыдущих заданий? (Мы отвечали на вопросы, но не работали с рисунками.)

- Подобные задания могут тебе встретиться в учебе, в жизни? (Конечно, рисунки, схемы – это второй по значимости объект изучения после текстов.)

- Значит, тебе важно, научиться с ними работать? (Да.)

- Зачем ты будешь выполнять пробное действие? (Мне надо понять, что я пока не могу сделать правильно.)

Учащиеся работают в парах.

Отработав в парах, учащиеся отчитываются о результатах работы.

- Что получилось? (Рисунки одинаковые, а названия рисунков разные.)

- Так может быть на уроке? ( Нет.)

- Следовательно? (Мы испытали затруднение.)

- Затруднение в чем? ( В названии рисунка на основе характеристики группы растений, изображенных на них.)


III. Выявление места и причины затруднения.

  1. Организовать восстановление выполненных операций.

  2. Организовать фиксацию места, где возникли затруднения.

  3. Организовать соотнесение своих действий с использованными эталонами.

  4. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.


- Ваши шаги деятельности? (Остановиться и подумать в чем причина затруднения?)

- Как вы работали? (Составляли характеристику групп растений изображенных на рисунке.)

- Далее? (На основе полученной характеристики должны были дать названия.)

- В чем же причина затруднения? ( Не смогли составить характеристику групп растений.)

- Почему? (Недостаточно проанализировали признаки растений.) (Не нашли общие признаки растений, изображенных на рисунках.)


IV. Построение проекта.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

  1. учащиеся ставят цель проекта;

  2. учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

  3. учащиеся определяют средства;

  4. учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.


- Какая цель, встает перед нами? роанализировали признаки растений, изображенных на рисунках, найти общие признаки.) (Составить характеристику групп растений, на основе общих признаков.) (Дать названия рисунков.)

- Цели достойные выполнения. Следующий ваш шаг? (Составить план выполнения целей.)

Пауза!

- Слушаю ваши предложения. С чего надо начать? (Прочитать рисунок так, чтобы найти общие признаки растений.)

Оформление доски.

Прочитать рисунок.

- Далее? (Составить характеристику групп растений на основе их общих признаков.)

Оформление доски.

Составить характеристику групп растений на основе их общих признаков.

- Что дальше? (Назвать группу растений, это и будет названия рисунка.)

Оформление доски.

Дать название группы растений.

-При чтении рисунка, на что обратить внимание? (На признаки, которые их объединяют растения в группу.)

- Уточним первый шаг. (Выдели общие признаки растений.)

Оформление доски.

  1. Прочитать рисунок (выдели общие признаки растений).

  2. Составить характеристику групп растений на основе их общих признаков.

  3. Дать название группы растений.

- План составлен.


V. Реализация построенного проекта.

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднений.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения

нового способа действий для решения всех задач данного типа).


- Как организуем работу для большей эффективности: индивидуально, в парах, в группах? (В группах.)

- Объединитесь в группы, карточки есть, план есть.

- Успешной работы. Через 3-5 минут жду результатов вашей деятельности.

Через 5 минут представители от групп выступают с отчетным заданием.

Название группы растений.

________________

Общие признаки растений.

  1. ___________________

  2. ___________________

  3. __________________

  4. ___________________

  5. ___________________

  6. ___________________

Название группы растений

________________

Общие признаки растений.

1.___________________

2.___________________3.___________________

4.___________________

5.___________________

6.___________________









- Есть дополнения или вопросы к группам? ( …………………….)

- Так какая же тема нашего урока? (Характеристика групп растений.)

- Каких групп? (Изучаем науку экологию.) (Экологических групп растений.)

- Какой следующий шаг? (Потренироваться в выделении признаков растений разных экологических групп.)

VI. Первичное закрепление.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.


- Какие экологические группы по отношению к свету мы выделили? (Светолюбивые, теневыносливые (тенелюбивые).

- Перед вами три растения: папоротник, кактус, колеус. К одной или разным группам отнесем эти растения? (К разным. Колеус – светолюбивое, папоротник – тенелюбивое, кактус – засухоустойчивое растение (растение засушливых мест).)

- Какие признаки позволяют нам отнести его к этой группе? ясистый стебель для накопления воды, листья видоизменены в комочки для уменьшения испарения.)

- Каковы ваши прогнозы по корневой системе? (Длинная стержневая корневая система.)

-На ваших столах два гербария растений. Каждый из вас выбирает себе один экземпляр и определяет, к какой экологической группе растений можно отнести данное растение, называя характерные признаки группы соседу по парте.

Учащиеся работают в парах.

- Следующий шаг? ( Самоконтроль нового знания.)


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

  2. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

  3. Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*.

  4. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.


- Как вы можете оценить степень усвоения вами нового материала? (Отлично, хорошо, удовлетворительно.)

- Объективность вашей оценки вы сейчас проверите, выполнив самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. В работе соотнесем характерные признаки с экологической группой.

Учащиеся выполняют работу, проверяют по образцу, оценивают.

При возникновении затруднений обращаются к эталону.

- Назовите отметки, прокомментируйте ошибки (если они есть) и причины.

- Трудности возникли при выполнении? (Да, нет.)

- С чем это связано?


VIII. Включение в систему знаний.

  1. Организовать влияние типов заданий, где используется новый способ действия.

  2. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.


- Какие экологические группы растений выделяют по отношению к свету? (Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые.)

- По отношению к влажности? (Засухоустойчивые, влаголюбивые.)

- У меня на доске биологический беспорядок, ваша задача все исправить – навести порядок, распределив растения по соответствующим группам.

Светолюбивые: береза, сосна, колокольчик, ромашка.

Тенелюбивые: кислица, ландыш, копытень.

Влаголюбивые: камыш, кувшинка, хвощ, кубышка,

Засухоустойчивые: очиток, молодило, кактус.

- Растения, относящиеся к разным экологическим группам растут отдельно друг от друга? (Нет, могут жить вместе.)

- Т.е. сообща, при этом образуя …? (Растительные сообщества.)

- О растительных сообществах поговорим сейчас? (Нет, на следующем уроке.)

- Т.о. мы определились с темой следующего урока.


IX. Рефлексия.

    1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

    2. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

    3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

    4. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

    5. Организовать обсуждение и запись домашних заданий.


- Подведем итоги урока. Что нового мы с вами узнали сегодня? ( Понятие «экологические группы».) (Характеристики экологических групп.)

- Какие? (По отношению к свету: светолюбивые и теневыносливые.), (По отношению к влажности: засухоустойчивые и влаголюбивые.)

- Поставленных целей достигли? (Да.)

- Какие формы работы использовали? (Индивидуальную, в парах, в группах.)

- Виды деятельности? (Беседа, чтение рисунка, тестовые задания, работа с наглядностью.)

- Что, на ваш взгляд, более вам удалось?

- Как можете оценить свою работу? (Комментарии.)

- В качестве домашнего задания предлагаю вам изучить §55 стр.243-247. Составить характеристику двух комнатных растений по плану на стр.247-248.










Самостоятельная работа

«Характеристика экологических групп»

Инструкция: установить соответствие между экологической группой и характерными признаками растений этой группы.


Экологическая группа

Признаки растений различных экологических групп

1) Светолюбивые.

2) Тенелюбивые.

3) Засухоустойчивые.

4) Влаголюбивые.

А - растут на открытых пространствах.

Б - растут в условиях недостаточной влаги.

В - растут в затенённых местах.

Г- растут в условиях интенсивного увлажнения.

Д - листовая пластинка крупная, кожица тонкая.

Е - листовая пластинка небольшая с блестящей толстой кожицей.

Ж - корневая система развита слабо, расположена поверхностно.

З - листья с толстой кожицей, опушены или превращены в комочки.

И - хлоропластов немного, окраска листьев светло-зеленая.

К - могут запасать в органах воду.

Л - хлоропластов много, они крупные, листья темно-зелёные.

М – межклетники заполнены воздухом, развивается воздухоносная ткань.




Бланк ответа

1

2

3

4



Образец

1

2

3

4

А, Е, И

В, Д, Л

Б, З, К

Г, Ж, М


Критерии оценки:

«5» - 11 правильных ответов.

«4» - 9 правильных ответов.

«3» - 6 правильных ответов

Эталон.

1

2

3

4

А - растут на открытых пространствах.

Е - листовая пластинка небольшая с блестящей толстой кожицей.

И - хлоропластов немного, окраска листьев светло-зеленая.


В - растут в затенённых местах.

Д - листовая пластинка крупная, кожица тонкая.

Л- хлоропластов много, они крупные, листья темно-зелёные.


Б - растут в условиях недостаточной влаги.

З - листья с толстой кожицей, опушены или превращены в комочки.

К - могут запасать в органах воду.


Г- растут в условиях интенсивного увлажнения.

Ж - корневая система развита слабо, расположена поверхностно.

М - межклетники заполнены воздухом, развивается воздухоносная ткань

.


План работы.

1. Прочитать рисунок (выдели общие признаки растений).

2. Составить характеристику групп растений на основе их общих признаков.

  1. Дать название группы растений.

Название группы растений.

_______________________________

Общие признаки растений.

  1. ______________________________________

  2. ______________________________________

  3. ______________________________________

  4. ______________________________________

  5. ______________________________________

Самостоятельная работа« Характеристика экологических групп»

Инструкция: установить соответствие между признаками растений и экологической группой, к которой они относятся.

Характеристика

Экологическая группа

А - растут на открытых пространствах.

Б - растут в условиях недостаточной влаги.

В - растут в затенённых местах.

Г- растут в условиях интенсивного увлажнения.

Д - листовая пластинка крупная, кожица тонкая.

Е - листовая пластинка небольшая с блестящей толстой кожицей.

Ж - корневая система развита слабо, расположена поверхностно.

З - листья с толстой кожицей, опушены или превращены в комочки.

И - хлоропластов немного, окраска листьев светло-зеленая.

К - могут запасать в органах воду.

Л - хлоропластов много, они крупные, листья темно-зелёные.

М – межклетники заполнены воздухом, развивается воздухоносная ткань

1) Светолюбивые.

2) Тенелюбивые.

3) Засухоустойчивые.

4) Влаголюбивые.


Бланк ответа

1)Светолюбивые

2)Тенелюбивые

3)Засухоустойчивые

4)Влаголюбивые


Образец

1)Светолюбивые

2)Тенелюбивые

3)Засухоустойчивые

4)Влаголюбивые

А, Е, И

В, Д, Л

Б, З, К

Г, Ж, М

Критерии оценки:

«5» - 11 правильных ответов.

«4» - 9 правильных ответов.

«3» - 6 правильных ответов.

Эталон.

1)Светолюбивые

2)Тенелюбивые

3)Засухоустойчивые

4)Влаголюбивые

А - растут на открытых пространствах.

Е - листовая пластинка небольшая с блестящей толстой кожицей.

И - хлоропластов немного, окраска листьев светло-зеленая.


В - растут в затенённых местах.

Д - листовая пластинка крупная, кожица тонкая.

Л- хлоропластов много, они крупные, листья темно-зелёные.


Б - растут в условиях недостаточной влаги.

З - листья с толстой кожицей, опушены или превращены в комочки.

К - могут запасать в органах воду.


Г- растут в условиях интенсивного увлажнения.

Ж - корневая система развита слабо, расположена поверхностно.

М - межклетники заполнены воздухом, развивается воздухоносная ткань



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!