СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика этапов подготовки в лыжном спорте.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исходя из специфики лыжных гонок как вида спорта, требующего полной зрелости организма, а также естественного развития физических и психических возможностей организма спортсмена, весь процесс многолетней подготовки гонщика в настоящее время можно разделить на несколько этапов, которые охватывают следующие возрастные периоды: предварительная подготовка, всесторонняя подготовка, специальная подготовка, углублённая специализация, спортивное совершенствование.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика этапов подготовки в лыжном спорте.»


Характеристика этапов

подготовки в лыжном спорте.





План:


1. Предварительная подготовка. 

2. Всесторонняя физическая подготовка. 

3. Специальная подготовка в лыжных гонках .

4. Углубленная специализация по лыжным гонкам .
а) подготовительный период

б) соревновательный период

в) переходный период

г) количество стартов.

5. спортивное совершенствование

6. Прекращение активных занятий лыжным спортом. 



Исходя из специфики лыжных гонок как вида спорта, требующего полной зрелости организма, а также естественного развития физических и психических возможностей организма спортсмена, весь процесс многолетней подготовки гонщика в настоящее время можно разделить на несколько этапов, которые охватывают следующие возрастные периоды:

  1. Предварительная подготовка (возраст 9-12 лет). Важнейшими задачами на этом этапе следует считать: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Для решения поставленных задач применяется широкий круг средств, в том числе при занятиях на лыжах уделяется внимание освоению элементов горнолыжной техники и отдельных способов передвижения на лыжах. Средства лыжного спорта используются в плане общей физической подготовки, как и другие упражнения.

















При занятиях на этом этапе большое внимание уделяется развитию общей координации движений, равновесия и других качеств, и в первую очередь быстроты движений и скорости двигательных реакций.

К концу данного возрастного этапа обращается внимание и на воспитание скорост-но-силовых качеств. С этой целью применяются различные прыжки и прыжковые упражнения и другие динамические упражнения. Занятия в основном проводятся игровым методом, возможно и применение "круговых" занятий. Следует подчеркнуть, что все занятия проводятся в плане общей физической подготовки.

2. Всесторонняя физическая подготовка (возраст 12-16 лет). Основными задачами, как и на первом этапе подготовки, здесь являются: всестороннее физическое развитие, дальнейшее укрепление здоровья и закаливание, изучение техники различных видов спорта (легкой атлетики, спортивных игр, плавания и др.). Одновременно изучается и совершенствуется техника всех видов лыжного спорта - лыжных гонок и горнолыжного спорта. Большое внимание уделяется подготовке к сдаче нормативов по физической подготовке. В зимнее время особое внимание уделяется обучению и совершенствованию техники спусков на высокой скорости, поворотов в движении и лыжных ходов. Летом и осенью включаются упражнения из других видов спорта - легкой атлетики (бег, прыжки), плавания (различными стилями), гребли (на спортивных судах и прогулочных лодках) и различных спортивных игр (баскетбола, ручного мяча и футбола). Юные спортсмены выступают в соревнованиях по различным видам спорта, в том числе и по видам лыжного спорта (гонки, слалом и др.). Однако на этом этапе не ставится задача достижения высоких спортивных результатов. Необходимо тщательно спланировать количество соревнований и их сроки на весь год с тем, чтобы не допустить перегрузки юных лыжников соревновательной нагрузкой. Большое внимание на первом и втором этапах уделяется воспитанию юных спортсменов. Особое внимание в учебно-воспитательном процессе уделяется воспитанию волевых качеств (дисциплинированности, трудолюбия, смелости и т.д.).





















Имитация техники ходов


3. Специальная подготовка в лыжных гонках (возраст 16-18 лет). На этом этапе многолетней подготовки главными задачами являются: углубленное изучение и совершенствование техники всех способов передвижения на лыжах, дальнейшее повышение уровня ОФП, воспитание волевых качеств. В рамках ОФП основное внимание по-прежнему уделяется развитию скоростно-силовых качеств, а к этому добавляется еще и задача развития динамической силы. На прочной базе ОФП, созданной на предыдущих этапах, начинается специальная подготовка по лыжным гонкам, где большее внимание уже начинают уделять развитию выносливости. В ходе специальной подготовки на этом этапе лыжники участвуют в соревнованиях, где совершенствуются технические навыки, изучается тактика, воспитываются волевые качества. Количество стартов за сезон и длина дистанций соревнований должны строго соответствовать возрасту лыжников; не следует допускать превышения норм, установленных правилами соревнований и официальными программами по лыжному спорту (например, программами для ДЮСШ).
При планировании нагрузок необходимо внимательно относиться к определению общих объемов тренировочных заданий. В этом возрасте недопустимо форсированное увеличение общего объема тренировочной нагрузки и суммарного объема передвижения на лыжах с высокой интенсивностью. На предыдущем этапе подготовки и чаще всего на этом допускаются серьезные ошибки в планировании нагрузок (в сторону недопустимого увеличения), что и приводит к прекращению роста результатов в последующие годы. Такое направление (увеличение нагрузок) порой привлекает тренеров довольно быстрым тренировочным эффектом - результаты юношей растут, а последствия этого скажутся только на последующих этапах подготовки. Иногда последствия такой работы проходят мимо внимания тренеров ДЮСШ и других организаций, работающих с лыжниками указанного возраста. После окончания школы спортсмены уходят в вузы, на производство, в ряды Российской Армии, где с ними работают уже другие тренеры, которые иногда вынуждены отчислять ставших бесперспективными еще молодых лыжников.




















4. Углубленная специализация по лыжным гонкам (возраст 19-21 год). На этом этапе продолжается дальнейшее совершенствование техники способов передвижения на лыжах, повышение уровня физических качеств, укрепление здоровья и др. Но важнейшей задачей в этом возрастном периоде является достижение высокого уровня специальной подготовки. На четвертом этапе проводятся специализированные занятия со все возрастающей тренировочной нагрузкой как по объему, так и по интенсивности. Здесь закладываются прочные основы высокого спортивного мастерства в специальной подготовке - в развитии специальной выносливости как основного физического качества, необходимого лыжнику-гонщику, большое внимание уделяется и дальнейшему совершенствованию скоростно-силовых качеств основных групп мышц. Продолжается работа и по повышению уровня общей выносливости. Вместе с тем при планировании нагрузки необходимо учитывать, что продолжительность данного этапа достаточно велика - целых три года. Ясно, что возможности организма лыжников в 19 и 21 год далеко не одинаковы. Поэтому, несмотря на значительное повышение всех видов нагрузок, требуется неукоснительное соблюдение основных принципов многолетней подготовки, и прежде всего принципов постепенности и индивидуализации даже в этом, казалось бы в близком полной зрелости, возрасте.


















5. Спортивное совершенствование (с возраста 22 года). Основная задача - специализированная подготовка по лыжным гонкам с применением высоких тренировочных нагрузок и достижение наивысших спортивных результатов. Принцип индивидуализации тренировки реализовывался и на всех других этапах многолетней подготовки, но здесь все занятия проходят по индивидуальному плану, что особенно важно, так как спортсмены выполняют здесь исключительно высокие по объему и интенсивности нагрузки. На этом этапе можно выделить зону наивысших достижений (24-28 лет), когда спортсмены, как правило, показывают наиболее высокие результаты и добиваются успехов на крупнейших соревнованиях по лыжным гонкам. Возраст олимпийских чемпионов, победителей мировых первенств, чемпионатов страны в подавляющем большинстве случаев не выходит из этих пределов. Период высоких спортивных результатов в лыжных гонках продолжается до 33-36-летнего возраста, хотя в истории лыжного спорта известны случаи, когда спортсмены показывали высокие результаты и позднее, до 40-42 лет.










в тенировочном процессе лыжника различают следующие этапы.

А)Подготовительный период

1-й этап - весенне-летний (в соответствии с задачами тре­нировки его еще называют общеподготовительным). Он начина­ется с 1 мая, и у квалифицированных лыжников продолжается обычно до 31 июля. Важнейшая задача подготовки в это время -постепенное повышение уровня общей физической подготовлен­ности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также овладению или совершенствованию элементов техники.

2-й этап - летне-осенний (этап предварительной специальной подготовки). Он начинается с 1 августа и продолжается до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача под­готовки на этом этапе - создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники пере­движения на лыжах с использованием специальных средств подго­товки в бесснежное время. Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растет и интен­сивность выполнения циклических упражнений.

Хотя объем средств ОФП на этом этапе постепенно уменьшается, но задача удержания достиг­нутого уровня основных физических качеств (средствами ОФП) должна быть решена полностью и снижение достигнутого уровня недопустимо. Вместе с тем значительно увеличивается объем средств СФП.

3-й этап -зимний (основной специальной подготовки)"Он начинается с момента занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от климатических условий (времени установления снежного покро­ва в данной местности) и квалификации лыжников (сильнейшие лыжники выезжают на первый снег в северные и восточные рай­оны) сроки начала зимнего этапа различны. В средней полосе он обычно начинается в третьей декаде ноября или чуть позже. Оканчивается зимний этап обычно в конце декабря - начале ян­варя с началом основных соревнований сезона. Во многом сроки зависят от календаря соревнований и квалификации лыжников.

На этом этапе решаются главные задачи - развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактическо­го мастерства и воспитание морально-волевых качеств. Подготовка на третьем этапе строится так, чтобы к его скончанию лыжники достигли спортивной формы. Основным средством подготовки яв­ляется передвижение на лыжах. Лыжники на этапе выполняют наи­больший объем нагрузки. Пик объема приходится на первую поло­вину этапа. В это время проводятся длительные тренировки, на­правленные на развитие общей выносливости: интенсивность нагрузки несколько снижается.

В ходе занятий создается основа для дальнейшего повышения интенсивности нагрузки и достижения спортивной формы. Одновременно решаются и задачи обучения (подростков, юношей и лыжников-новичков) и совершенствования техники способов передвижения на лыжах (у сильнейших спорт­сменов). За бесснежный период, несмотря на применение средств специальной подготовки, лыжники, даже хорошо владеющие тех­никой передвижения на лыжах, частично утрачивают навыки, те­ряют тонкие координационные ощущения, «чувство» лыж, снега. Поэтому в первых длительных тренировках обучению и совер­шенствованию техники отводится значительная часть времени (в зависимости от возраста и квалификации).

В дальнейшем в связи с увеличением нагрузки, направленной на развитие скоростной выносливости, общий объем нагрузки снижа­ется (но остается достаточно высоким), а интенсивность трениро­вок возрастает. На этом этапе параллельно развиваются и другие специальные качества - быстрота и сила. Помимо тренировок на лыжах проводятся занятия по ОФП. Основная их задача - поддер­жать достигнутый уровень ОФП. Изменение объема, интенсивно­сти специальной подготовки, а также поддержание уровня ОФП находится в тесной взаимосвязи с возрастом, подготовленностью и индивидуальными особенностями лыжников.

Б)Соревновательный период (с 1 января по 15 апреля) имеет глав­ной целью достижение наивысшей спортивной формы и ее реали­зацию. На это время приходится ряд основных соревнований се­зона, в которых лыжник должен показать наивысшие результаты. В подготовке лыжника в соревновательном периоде ставятся сле­дующие важнейшие задачи: дальнейшее развитие специальных физических и морально-волевых качеств; сохранение ОФП на достигнутом уровне; стабилизация навыков в технике способов передвижения на лыжах; овладение тактикой и приобретение со­ревновательного опыта. Подготовка в соревновательном периоде строится на основе чередования недельных циклов тренировочно­го характера с соревновательными.

При построении тренировоч­ного цикла объем и интенсивность нагрузки повышаются. Сорев­новательный цикл (заканчивающийся стартом на различные дис­танции) предусматривает стабилизацию или некоторое снижение объема нагрузки (в зависимости от целей и масштаба соревнова­ний) с увеличением ее интенсивности. В целом в связи с участием в соревнованиях тренировочная нагрузка как по объему, так и по интенсивности претерпевает значительные волнообразные изме­нения. Если старты на различные дистанции проходят каждую неделю, то соревновательный недельный цикл, как правило, оста­ется постоянным по применяемым методам и направленности тренировочной нагрузки, хотя ее объем и интенсивность могут меняться в зависимости от степени утомления от предыдущих со­ревнований и длины дистанции предстоящих.

Такие волнообразные чередования подъемов и некоторых спадов в развитии спортивной формы дают возмож­ность показывать высокие результаты на всех ответственных со­ревнованиях длительного зимнего сезона. По существу, спортсмен должен находиться в спортивной форме 3,5 месяца.

В)Переходный период-  продолжительностью до одного месяца имеет цель вывести лыжников из состояния спортивной формы и подвести его к новому году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень развития физических качеств. В этом периоде важно обеспечить активный отдых и восстанов­ление после зимних соревнований. В зависимости от возраста и подготовленности лыжников, количества и напряженности сорев­нований меняются не только объем и интенсивность применяе­мых упражнений, но и направленность всего переходного периода. У сильнейших лыжников после напряженного и длительного со­ревновательного периода планируется значительное снижение нагрузки - спортсмены должны хорошо отдохнуть.











Если у лыж­ников в соревновательном периоде не было большого количества соревнований и они не носили напряженный характер, то пере­ходный период значительно сокращается или даже может быть отменен. Лыжники продолжают подготовку, увеличивая нагрузку в подготовительном периоде. В этот период основное внимание обращается на поддержание достигнутого уровня ОФП и частично специальной подготовки. Такая периодизация применяется при планировании тренировки лыжников-гонщиков различной квали­фикации. Сроки этапов, их продолжительность не являются дог­мой. Они могут меняться исходя из конкретных внешних условий календаря соревнований и особенностей подготовки спортсмена.

Возможны и другие варианты периодизации, которые связаны прежде всего с климатическими условиями. В северных и восточ­ных районах страны, где продолжительная зима и низкие темпе­ратуры, проводить полноценную подготовку весьма затрудни­тельно. В подготовительный период (летом) и пе­реходный (весной) решаются те же задачи, что и в основном вари­анте периодизации, однако их сроки, учитывая продолжительное снежное время и растянутый соревновательный период, изменя­ются в сторону сокращения.

Периодизация тренировки юношей по срокам и продолжитель­ность периодов и этапов также несколько отличаются от основного варианта. Это связано со сроками школьных каникул и началом Учебного года, более поздней постановкой учащихся на снег по сравнению с квалифицированными лыжниками. В средней полосе юноши могут начать тренировку с выпадением снега лишь в конце ноября. Кроме того, сроки этапов изменяются и в связи с большим значением ОФП в тренировке юных лыжников, что вызывает уве­личение весенне-летнего этапа подготовительного периода.

Г) Количество стартов.

Определяя оптимальное число соревнований в годичном цикле, необходимо учитывать индивидуальные особенности лыжника: при отличной спортивной форме, уравновешенной нервной сис­теме и хорошем восстановлении можно увеличивать количество стартов, но при этом следует обратить внимание на масштаб со­ревнований и наличие сильных противников. При плохой техни­ческой подготовленности, неуравновешенности нервной системы и т.д. количество соревнований, особенно ответственных, умень­шается. В этом случае можно увеличить число стартов на неболь­ших соревнованиях и не ставить цель - добиться обязательной победы. В юношеском возрасте особенно нужно быть вниматель­ными при планировании количества соревнований, поскольку участие в состязаниях с любой целью оказывает многостороннее воздействие на физические и психические возможности юных лыжников.

Необоснованное увеличение количества соревнований может привести к переутомлению нервной системы и отрицательно сказаться на всей системе


Упражнение

Пол

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

Прыжок с места

юн

2.30

2.20

2.10

2.35

2.25

2.15

2.40

2.30

2.20

2.45

2.35

2.25

дев

1.90

1.80

1.65

1.95

1.85

1.70

2.00

1.90

1.75

2.05

1.95

1.80

Поднимания туловища (за 1 мин)

юн

48

44

40

50

46

42

52

48

43

53

49

44

дев

46

42

36

48

43

38

50

45

40

51

47

42

Отжимания

юн

42

38

33

45

40

35

48

43

37

50

45

40

дев

20

16

11

22

18

13

24

20

15

26

22

17

подготовки юношей. В лыжных гонках в течение сезона юноши 16-17-летнего возраста могут выступать за зимний сезон в 14-16 соревнованиях. Чем ниже физическая и особенно техническая подготовка юных лыжников, тем меньшее количество соревнований планируется в сезон, что позволяет уве­личить время на обучение и совершенствование техники.





Тренировка на лыжероллерах










6. Прекращение активных занятий спортом (в возрасте 33-36 лет). Начиная с этого возраста, необходимо постепенно отказаться от официальных соревнований крупного масштаба и снижать тренировочную нагрузку. Это период "выхода" из большого спорта проходит у каждого лыжника индивидуально. Однако с целью поддержания высокого уровня общей работоспособности и укрепления здоровья необходимо еще несколько лет продолжать выступления в местных и внутренних соревнованиях по лыжным гонкам. Затем необходимо перейти к оздоровительным, нерегулярным занятиям на лыжах. Целесообразно продолжить выступления в соревнованиях ветеранов по своей возрастной группе, в соревнованиях, посвященных дням здоровья, в стартах Дня лыжника, а также в различных пробегах и лыжных марафонах, посвященных знаменательным датам (хотя термин "марафон" чисто условный, длина дистанции зависит от возраста и уровня физической подготовленности).


Используемые источники:


1. Евстратов В.Д., Чукардин Г.В., Сергеев Б.И. Лыжный спорт: Учебник для институтов

и техникумов физической культуры. -М., 2004

2. Манжов В.Л. Современная методика тренировки в лыжных гонках. - М.: Физкультура

и спорт, 1981. - С.5-8.

3. https://studopedia.ru/6_64779_etapi-mnogoletney-podgotovki-v-lizhnom-sporte.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!