Просмотр содержимого документа
«"Характеристика речи детей 3-4 лет".»
Тема: «Характеристика речи детей 3 – 4 лет».
На 4-ом году дети легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются.
Словарный запас достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (1, 2…). Начинают появляться в активной речи слова – понятия: одежда, посуда, игрушки и т. д. Ребенок начинает использовать притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамин, папин).
Совершенствуется грамматический строй языка. Дети правильно согласуют слова в роде, числе и падеже (в единственном числе), употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за.
Звукопроизношение. Появляются твердые согласные свистящие (С, З, Ц), к четырем годам шипящие (Ш, Ж). Речь становится более отчетливой. Становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 – 4 слога). В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных еще нередки пропуски звуков и слогов, их перестановки.
Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 3 -5 слов. Но они еще не способны логично, связно и понятно для окружающих рассказать о чем – то увиденном, пересказать содержание сказки или рассказа. Ребенок не может самостоятельно описать картину, лишь перечисляет отдельные предметы или действия. При этом хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
Когда обращаться к логопеду.
- Если вашего четырехлетнего ребенка понимаете только вы;
- если слова в предложении часто не согласованы (он упала, красный куртка);
- если малыш постоянно переставляет слоги в словах или «теряет» их (например, сакомат (самокат), аасин (апельсин), мицанет (милиционер);
- опускает простые предлоги «в», «на»;
- не чувствует ритмическую структуру, мелодию, не учит короткие стихи.
- если он не может связно (три – четыре предложения) рассказать о недавно увиденном (например, поездке в зоопарк).
Особенно нужно быть внимательными тем родителям, чьи дети поздно начали говорить. Нередко речь таких детей развивается с задержкой. В будущем это может привести к проблемам с успеваемостью по русскому языку, и не только.