СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика универсальных учебных познавательных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Характеристика универсальных учебных познавательных действий»

Характеристика универсальных учебных познавательных действий



XXI век – это век информационных технологий. Сегодня каждому человеку требуется владеть навыками обработки огромного объема информации. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит обязательные требования, подчеркивающие важность базового общего образования для дальнейшего личностного развития учащихся. Одной из задач учителя является формирование универсальных учебных познавательных действий у учеников.

Познавательные действия, фактически, обеспечивают познание человеком реальности, которое представляется как «умственный творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых для человека».

Некоторые из этих действий универсальны для учащегося. Эти действия – универсальные учебные познавательные действия учащегося рассматриваются как «умственные действия личности, направленные на планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности, управление познанием на основе способов деятельности, используемых как в учебном процессе, так и при решении проблем в реальных ситуациях, освоенных обучающимися на основе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Универсальные учебные познавательные действия согласно Федеральному государственному образовательному стандарту являются фундаментальной основой способности к обучению, способности учащегося активно участвовать в познавательной деятельности, познанию окружающей действительности, саморазвитию и самосовершенствованию. УУД представляют собой набор разнообразных приёмов, способствующих успешному усвоению нового материала, получению новых знаний и умений, и их применению на практике.

Универсальные учебные познавательные действия ученика начальной школы связаны с его самостоятельной познавательной деятельностью, его познавательной самостоятельностью и, далее, с познавательной компетентностью личности: познавательная компетентность понимается как набор навыков и способностей познавательной деятельности, которая, в свою очередь, проявляется как проявление интегративного качества личности «познавательная самостоятельность».

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  1. базовые логические действия.

Формирование базовых логических действий во многом зависит от возрастных психологических особенностей и возможностей учащихся. По мнению психологов и педагогов, именно младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования базовых логических действий, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, активно формирующиеся в этот возрастной период: восприятие, мышление, память, воображение, внимание, самосознании.

Базовые логические действия имеют важное значение для развития учащегося в связи с тем, что, как отмечает Е. В. Мальцева, служат средством обобщения и систематизации знаний, а также являются основой выведения новых знаний с помощью имеющихся. К ним относится:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать

  • аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

  1. базовые исследовательские действия:

Базовые исследовательские действия в ФГОС НОО представляют собой комплекс действий, направленных на развитие у учащихся навыков поиска, анализа, интерпретации информации, формулирования выводов и принятия обоснованных решений. Они способствуют развитию познавательных способностей учащихся и формированию у них умений самостоятельно исследовать окружающий мир.

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта

  • (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать

  • изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в

  • аналогичных или сходных ситуациях;

  1. работа с информацией:

В рамках Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО работа с информацией представляет собой процесс, включающий в себя умения и навыки учащихся по поиску, анализу, интерпретации и использованию различных видов информации для получения знаний и решения задач. Важным элементом этого процесса является развитие информационной грамотности учащихся, обучение им критическому мышлению и самостоятельной работе с источниками информации.

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Эти умения отвечают за способность учеников воспринимать и усваивать информацию, проводить анализ и логические операции, определять ключевые элементы, а также проявлять свою креативность и удовлетворять интересы в повседневной жизни.

П. Я. Гальперин сформулировал теорию систематического пошагового формирования действий и понятий, а также выделил этапы формирования УУПД, а именно, интериоризацию действия:

1. Создание мотивационной основы, формирование положительного отношения обучающегося к целям и задачам изучаемого действия, к содержанию материала. В дальнейшем это отношение может измениться на полярное, но на этапе формирования оно представляется для ученика очень важным.

2. Проектирование системы ориентиров, необходимой для эффективного запоминания материала и продуктивного обучения.

3. Проектирование действия в материализованной форме, когда ориентация и выполнение действия осуществляется на основе внешне представленных компонентов схемы ориентировочной базы действия.

4. Преобразование действия во внешней речь. Именно речь, преобразованная самим обучающимся, становится основой для последующих самостоятельных действий.

5. Действие во внутренней речи "про себя", когда объем озвученных действий уменьшается, они переходят во внутренний план умственных действия.

6. Выполнение действия в скрытой речи – это стадия умственного действия.