СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презетация на тему "Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому"

Просмотр содержимого документа
«Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому»

 Характеристика вариантов психического дизонтогенеза  по В.В. Лебединскому Подготовила презентацию Черкасова И.А.

Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому

Подготовила презентацию

Черкасова И.А.

Лебединский Виктор Васильевич    (19.06.1927-25.08.2008) - доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. Основоположник нового направления психологической науки - психологии аномального развития и создатель оригинальной классификации нарушений психического развития

Лебединский Виктор Васильевич

   (19.06.1927-25.08.2008)

- доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. Основоположник нового направления психологической науки - психологии аномального развития и создатель оригинальной классификации нарушений психического развития

Психический дизонтогенез – это нарушение развития психики в целом или отдельных психических функций в детском возрасте.

Психический дизонтогенез

это нарушение развития психики в целом или отдельных психических функций в детском возрасте.

В.В. Лебединский рассмотрел основные параметры оценки , характеризующие нарушения психического развития в детском возрасте. К ним он отнес: 1) функциональную локализацию нарушения 2) роль времени в возникновении дизонтогенеза 3) сложные взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами 4) асинхронный характер аномальных явлений

В.В. Лебединский рассмотрел основные параметры оценки , характеризующие нарушения психического развития в детском возрасте.

К ним он отнес:

1) функциональную локализацию нарушения

2) роль времени в возникновении дизонтогенеза

3) сложные взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами

4) асинхронный характер аномальных явлений

Классификация видов психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому)  I группа включает отклонения по типу ретардации задержанное развитие и дисфункцию созревания: общее стойкое недоразвитие (УО) задержанное развитие (ЗПР) II группа включает отклонения по типу повреждения Поврежденное развитие (органическая деменция) Дифицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний) III группа включает отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых расстройств: искаженное развитие (РДА)дисгармоническое развитие (психопатия)

Классификация видов психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому)

  • I группа включает отклонения по типу ретардации задержанное развитие и дисфункцию созревания: общее стойкое недоразвитие (УО) задержанное развитие (ЗПР)
  • II группа включает отклонения по типу повреждения Поврежденное развитие (органическая деменция) Дифицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний)
  • III группа включает отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых расстройств: искаженное развитие (РДА)дисгармоническое развитие (психопатия)
Типы психического дизонтогенеза Регрессия - возврат функций на более ранний возрастной уровень Распад - грубая дезорганизация функции либо выпадение Ретардация - запаздывание или приостановка психического развития Асинхрония психического развития - как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств.

Типы психического дизонтогенеза

  • Регрессия - возврат функций на более ранний возрастной уровень
  • Распад - грубая дезорганизация функции либо выпадение
  • Ретардация - запаздывание или приостановка психического развития
  • Асинхрония психического развития - как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств.
В.В. Лебединский выделил шесть вариантов психического дизонтогенеза:  общее психическое недоразвитие  задержанное развитие  поврежденное развитие  дефицитарное развитие  искаженное развитие  дисгармоническое развитие

В.В. Лебединский выделил

шесть вариантов

психического дизонтогенеза:

  • общее психическое недоразвитие
  • задержанное развитие
  • поврежденное развитие
  • дефицитарное развитие
  • искаженное развитие
  • дисгармоническое развитие
Общее психическое недоразвитие    общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции). Для недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга. Главный критерий недоразвития  – непреодолимость, то есть переход на качественно иной уровень невозможен.

Общее психическое недоразвитие

  • общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).
  • Для недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга. Главный критерий недоразвития – непреодолимость, то есть переход на качественно иной уровень невозможен.
Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения . Олигофрения (от греч. «olygos» - малый, «phren» - ум) –  особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей -олигофренов различают три группы состояний: - относительно легкая - дебильность - менее тяжелая - имбецильность - наиболее тяжелая - идиотия

Типичной моделью психического недоразвития

является олигофрения .

Олигофрения (от греч. «olygos» - малый, «phren» - ум) –

особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

  • В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей -олигофренов различают три группы состояний:
  • - относительно легкая - дебильность
  • - менее тяжелая - имбецильность
  • - наиболее тяжелая - идиотия
Классификация олигофрений по М. С. Певзнер, предложенная в 1959-м году и доработанная к 1979-му году. Автор (М. С. Певзнер, 1979) выделяет пять основных форм состояния: неосложненная форма олигофрении; олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики; олигофрении с нарушением различных анализаторов; олигофрении с психопатоподобными формами поведения; олигофрении с выраженной лобной недостаточностью.

Классификация олигофрений по М. С. Певзнер, предложенная в 1959-м году и доработанная к 1979-му году. Автор (М. С. Певзнер, 1979) выделяет пять основных форм состояния:

  • неосложненная форма олигофрении;
  • олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики;
  • олигофрении с нарушением различных анализаторов;
  • олигофрении с психопатоподобными формами поведения;
  • олигофрении с выраженной лобной недостаточностью.
Задержанное психическое развитие Характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Может быть вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста. Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции

Задержанное психическое развитие

  • Характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Может быть вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста.
  • Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции
Различают четыре основных варианта задержки психического развития (Лебединская К.С. 1969) 1) задержка психического развития конституционального происхождения (гармоничный инфантилизм); 2) задержка психического развития соматогенного происхождения (эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками развития сердца и т.д.) 3) задержка психического развития психогенного происхождения (связана с неблагоприятными условиями воспитания) 4) задержка психического развития церебрально-органическо­го генеза (причины церебрально-органических форм задержки психиче­ского развития – патология беременности и родов, инфекции, ин­токсикации, травмы нервной̆ системы в первые годы жизни)

Различают четыре основных варианта

задержки психического развития

(Лебединская К.С. 1969)

1) задержка психического развития конституционального происхождения (гармоничный инфантилизм);

2) задержка психического развития соматогенного происхождения (эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками развития сердца и т.д.)

3) задержка психического развития психогенного происхождения (связана с неблагоприятными условиями воспитания)

4) задержка психического развития церебрально-органическо­го генеза (причины церебрально-органических форм задержки психиче­ского развития – патология беременности и родов, инфекции, ин­токсикации, травмы нервной̆ системы в первые годы жизни)

Поврежденное психическое развитие Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с олигофренией имеют принципиальное значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до периода перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).

Поврежденное психическое развитие

  • Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с олигофренией имеют принципиальное значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до периода перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью.

В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).

Для поврежденного развития характерно более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Структура нарушения характеризуется качественным своеобразием: при распаде сочетаются функции сильно поврежденные и неповрежденные. Примером поврежденного развития является органическая деменция , для которой характерны расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта.
  • Для поврежденного развития характерно более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована.
  • Структура нарушения характеризуется качественным своеобразием: при распаде сочетаются функции сильно поврежденные и неповрежденные.
  • Примером поврежденного развития является органическая деменция , для которой характерны расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта.
Г.Е. Сухарева в 1965 году выделила четыре типа органической демен­ции у детей Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения. При втором типе на передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая пси­хическая истощаемость, неспособность к напряжению. Отмеча­ются нарушение логического строя мышления, выраженная на­клонность к персеверациям. При третьем типе органической де­менции более всего выступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активно­сти мышления. При четвертом типе – в центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления с грубыми расстройствами внимания, рез­кой отвлекаемостью, «полевым поведением». Наиболее частыми типами являются два последних.

Г.Е. Сухарева в 1965 году выделила четыре типа

органической демен­ции у детей

Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.

При втором типе на передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая пси­хическая истощаемость, неспособность к напряжению. Отмеча­ются нарушение логического строя мышления, выраженная на­клонность к персеверациям.

При третьем типе органической де­менции более всего выступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активно­сти мышления.

При четвертом типе – в центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления с грубыми расстройствами внимания, рез­кой отвлекаемостью, «полевым поведением».

Наиболее частыми типами являются два последних.

Дефицитарное психическое развитие Первичная недостаточность отдельных систем : зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно. Компенсация при дефицитарном развитии осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения.

Дефицитарное психическое развитие

  • Первичная недостаточность отдельных систем : зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.
  • Компенсация при дефицитарном развитии осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения.
Искаженное психическое развитие Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей речь опережает формирование двигательных функций, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не “подтягивают” развитие других.

Искаженное психическое развитие

  • Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера)
  • В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей речь опережает формирование двигательных функций, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не “подтягивают” развитие других.
Дисгармоническое психическое развитие По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности. Примером такого развития психики является психопатия, для которой свойственны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выраженности психопатии и ее самоформирование зависят от условий воспитания и от окружения ребенка.

Дисгармоническое психическое развитие

  • По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.
  • Примером такого развития психики является психопатия, для которой свойственны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выраженности психопатии и ее самоформирование зависят от условий воспитания и от окружения ребенка.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!