СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика методов решения комбинированных уравнений.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьном курсе математики зачастую используются свойства изучаемых функций при решении уравнений и, наоборот, применяются уравнения при  исследовании функций.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика методов решения комбинированных уравнений.»

Характеристика методов решения комбинированных уравнений.

Комбинированные уравнения и неравенства – это уравнения и неравенства, которые содержат комбинацию нескольких функций.

В школьном курсе математики зачастую используются свойства изучаемых функций при решении уравнений и, наоборот, применяются уравнения при исследовании функций. Тесная взаимосвязь понятия функции с понятием уравнения очевидна и может быть плодотворно использована при изучении свойств этих понятий.

В основном в учебной литературе выделяются следующие виды комбинированных уравнений: а) содержащие композицию функций; б) содержащих равенство функций, одна из которых алгебраическая, другая трансцендентная; в) содержащих комбинации первых двух видов. В большинстве случаев эти виды уравнений решаются функционально-графическим методом.

Дадим характеристику функционально-графического метода решения комбинированных уравнений и опишем возможности его использования в процессе обучения учащихся общеобразовательных учреждений, для этого выделим деятельностные и гносеологические компоненты указанного метода.

Функционально-графический метод решения уравнений и неравенств – это метод, основанный на использовании свойств функций и (или) их графических иллюстраций.

Анализ и обобщение математических и методических фактов, представленных в работах учебного, учебно-методического и научного плана, анализ процесса решения уравнений и неравенств функционально-графическим методом, дали основание сделать следующее заключение.

1. Гносеологический компонент функционально-графического метода составляют знания:

1) о том, как решать отдельные виды уравнений и их конструкций алгебраическими методами;

2) о том, как выполнять операции над функциями;

3) о построении графиков различных элементарных функций, в том числе с применением компьютерных технологий;

4) о свойствах функций и их применении при решении уравнений;

5) о возможности решения уравнения и неравенства с помощью основных теорем равносильности или на базе использования свойств функций.

2. Деятельностную составляющую функционально-графического метода образуют следующие действия:

1) выполнение операций, адекватных приемам решения уравнений и неравенств алгебраическими методами. Считаем, что учащиеся овладели всеми приемами решения уравнений алгебраическими методами на занятиях по алгебре и элементарной математике.

2) выполнение операций над функциями и нахождение суперпозиции функций;

3) построение графиков и эскизов графиков функций, в том числе с применением компьютерных технологий.

4) определение структуры уравнения: выяснение, из каких функций и каким образом оно составлено;

5) выделение свойств, присущих функциям, входящим в уравнение (ограниченность, монотонность, четность, нечетность и т.д.), то есть исследование функции;

6) решение уравнений с применением отдельных свойств элементарных функций;

7) составление уравнений, решаемых функционально-графическим методом;

8) решение уравнений повышенной сложности с выбором методов решения уравнений.

Целями обучения студентов функционально-графическому методу решения уравнений являются:

1) усвоение математических знаний, умений и навыков;

2) развитие логического, абстрактного, аналитического и творческого мышления;

3) воспитание настойчивости в преодолении трудностей, потребности в поиске путей выхода из нестандартных ситуаций, самостоятельности в поиске решения задачи;

4) формирование готовности к профессиональному самообразованию;

5) овладение компьютерными технологиями;

6) обеспечение математического развития личности учащегося.

Реализация возможностей усвоения учащимися функционально-графического метода связана с решением двух задач. Первая состоит в том, чтобы добиться понимания студентами сути метода и овладения действиями по его применению (деятельностные компоненты). Вторая задача заключается в обучении применению функционально-графического метода для решения уравнений (в процессе ее решения происходит и дальнейшее усвоение деятельностных компонентов, и раскрытие объективной стороны, гносеологической основы метода).

Решение этих задач предполагает обязательное выделение в процессе формирования функционально-графического метода следующих этапов:

1. Подготовительный этап. На данном этапе происходит формирование следующих действий, реализующих функционально-графический метод решения уравнений:

а) выполнение операций над функциями и нахождение суперпозиции функций;

б) построение графиков функций, в том числе с применением компьютерных технологий.

Здесь же осуществляется систематизация, обобщение, расширение и углубление знаний и умений учащихся по тематическим блокам «Числовые функции и их свойства», «Построение графиков функций различными способами», «Решение уравнений и неравенств алгебраическим методом», выделенным на основе анализа действий, составляющих функционально-графический метод.

2. Этап решения уравнений с применением отдельных свойств функций. На данном этапе учащимися решаются задачи, являющиеся составной частью уравнений повышенной сложности - специальные уравнения на применение отдельных свойств функций (области определения, ограниченности, монотонности, выпуклости (вогнутости), четности (нечетности), периодичности).

На втором этапе происходит формирование следующих действий, входящих в состав функционально-графического метода решения уравнений:

а) определение структуры уравнения: выяснение, из каких функций и каким образом они составлены;

б) выделение свойств, присущих функциям, входящим в уравнение (ограниченность, монотонность, четность, нечетность и т.д.), то есть исследование функции;

в) решение уравнения применением отдельных свойств элементарных функций.

Овладение функционально-графическим методом решения уравнений осуществляется путем обучения учащихся отдельным действиям и системе действий в целом, адекватной данному методу.