СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика особенностей рисования детей с задержкой психического развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика особенностей рисования детей с задержкой психического развития.  

Просмотр содержимого документа
«Характеристика особенностей рисования детей с задержкой психического развития.»

Характеристика особенностей рисования детей с задержкой психического развития.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Для детей с задержкой психического развития характерны отставание в развитии мышления и речи, плохая память, отставание волевой и эмоциональной сфер, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая работоспособность. Перечисленные признаки приводят к более медленному процессу переработки информации, но позволяют её осуществлять при благоприятных условиях. У детей с задержкой развития особенно страдают психические функции, которые начинают развиваться на более раннем этапе развития, то есть ощущения, восприятия и речь. Поэтому процесс переработки сенсорной информации существенно отличается от подобного процесса у нормально развивающихся детей и задерживает освоение деятельностей, в которых развивается познавательная сфера. Такие дети склонны к бессодержательным подвижным играм типа борьбы, бега. Дети не могут долго заниматься с одной игрушкой, так как у них не сформированы обследовательские действия, они затрудняются выделять свойства предметов, существенные признаки при восприятии формы, цвета, величины, целостных объектов и сложных явлений. Скорость их зрительного восприятия в 3 раза ниже нормы, то же наблюдается при поиске объектов и узнавании, особенно в условиях шумовых эффектов, или требованиях быстрых реакций. При выполнении работы у них наблюдается снижение контроля за качеством работы, так как они не воспринимают отклонения от нормы, не дифференцируют менее выразительные признаки.

Все перечисленные нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании.

В работе Лебедевой Е.Н. представлена характеристика особенностей рисования детей с задержкой психического развития. Они испытывают затруднения при выборе предмета, который можно изобразить, затрудняются в выборе темы, не проявляют при этом активности и самостоя­тельности. Дополни­тельные детали предметов в рисунках встречаются крайне ред­ко, работы примитивны. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур.

По мнению Екжановой Е.А. даже к 6-летнему возрасту предметный рисунок в большинстве случаев упрощен, схемати­чен, является ярко выраженным штампом. Изображения мелкие, невыразительные, не соотнесенные с краем листа или с изображе­нием земли на нем, если даже она четко обозначена. Дети с ЗПР очень часто изображают одинаковой величины цветы, дома и деревья, не учиты­вают все пространство листа бумаги и распо­лагают объект лишь на небольшом его участке, используя менее половины листа. Нарисованные предметы зачастую даны лишь контурной линией, которая выполнена неуверенно, нечетко, часто выхо­дит за границы контура.

В фигуре человека, животного рисуются лишь наиболее крупные детали (голова, туловище, конечности), а мелкие (гла­за, волосы, рот, нос, пальцы) - могут отсутствовать. Изображе­ние рук и ног - линейное. Фигура человека в большинстве слу­чаев равняется по высоте предметам, которые в реальной жиз­ни являются более высокими и крупными.

В 6-летнем возрасте дети с ЗПР способны осуществлять преднамеренный выбор цвета, однако его мотивация либо отсутствует, либо определяется тем, «чтоб красиво было», т. е. соответствует мотивации нормально развивающихся дошкольников более млад­шего возраста. В процессе рисования боль­шинство использует и карандаши, и краски основных цветов, практически не меняя их в ходе работы.

По данным Лебедевой Е.Н. цвет, форма, величина как средства выразительности исполь­зуются не в полной мере. Не наблюдается стремления к разно­образному цветовому решению изображения. Даже напоминание педагога о том, что имеются краски, фломастеры, карандаши раз­ного цвета, не побуждает детей к их использованию. Выбор цвета дети осуществляют по подражанию друг другу. У многих детей с ЗПР наблюдается неадекват­ное использование цвета (например, снеговик на рисунке изображен красным цветом).

При штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточная сила нажима на каран­даш, неравномерность закрашивания, неумение штриховать в одном направлении. Штриховка отличается небрежностью вы­полнения. Если изобразить задуманный предмет не получает­ся, ребенок его перечеркивает.

Отдельные предметы они редко связывают в единый сюжет. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР. Если их попросить рассказать о содер­жании своего рисунка, они ограничиваются перечислением изоб­раженных предметов «Я нарисовала солнце, дерево...».

Прослеживается за­имствование содержания и композиции рисунков друг у друга, нет творческого начала. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции.

Екжановой Е.А. было выявлено, что для дошкольников с ЗПР характерен сниженный интерес, а для неко­торых детей даже его отсутствие к процессу и результатам изобразительной деятельно­сти. Даже дети старшего дошкольного возраста не переживают по поводу изображаемо­го, не стремятся в рисунке передать личностное отношение, внести что-то от себя, отразить характер персонажей, их на­строение.

У многих детей изучаемой категории даже к подготовительной группе еще недостаточно сформированы техниче­ские навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, не знают, как набрать краску, как промыть и осушить кисть, как вести ею по бумаге. У них вызывает затруднения прорисовка мелких предметов, дети плохо владеют приемами закрашива­ния. Движения рук бывают неточными, нескоординированными. При работе с акварельными, гуашевыми красками рисунки часто выглядят неаккуратно. На листе бумаги наблюдаются пятна от испачканных краской пальцев, капли от плохо про­мытой кисточки. Несмотря на то, что рисунки могут быть выполнены на недо­статочно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их по­ложительно.

Такова качественная характеристика изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Многие авторы, изучающие данную категорию детей (Т.А. Власова, Н.Ю. Борякова, Г.М. Капустина, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Е.А. Екжанова и др.) особое внимание уделяют показателям обучаемости. Они отмечают, что дети с задержкой психического развития способны продуктивно использовать дозированную помощь взрослых, могут перенести найденное решение на аналогичное задание, демонстрируют хорошие потенциальные возможности психического развития, которые являются той основой, на которую возможно опереться при организации коррекционной работы в целом и в частности в процессе рисования.

Поэтому требуется своеобразная организация образовательного процесса в ходе изобразительной деятельности, использование новых методик и техник изображения, соответствующих особенностям детей с проблемами в развитии. В связи с этим особый интерес представляет изучение нетрадиционных техник изображения и их использование в коррекционной работе с дошкольниками.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!