Характеристика особенностей рисования детей с задержкой психического развития.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Для детей с задержкой психического развития характерны отставание в развитии мышления и речи, плохая память, отставание волевой и эмоциональной сфер, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая работоспособность. Перечисленные признаки приводят к более медленному процессу переработки информации, но позволяют её осуществлять при благоприятных условиях. У детей с задержкой развития особенно страдают психические функции, которые начинают развиваться на более раннем этапе развития, то есть ощущения, восприятия и речь. Поэтому процесс переработки сенсорной информации существенно отличается от подобного процесса у нормально развивающихся детей и задерживает освоение деятельностей, в которых развивается познавательная сфера. Такие дети склонны к бессодержательным подвижным играм типа борьбы, бега. Дети не могут долго заниматься с одной игрушкой, так как у них не сформированы обследовательские действия, они затрудняются выделять свойства предметов, существенные признаки при восприятии формы, цвета, величины, целостных объектов и сложных явлений. Скорость их зрительного восприятия в 3 раза ниже нормы, то же наблюдается при поиске объектов и узнавании, особенно в условиях шумовых эффектов, или требованиях быстрых реакций. При выполнении работы у них наблюдается снижение контроля за качеством работы, так как они не воспринимают отклонения от нормы, не дифференцируют менее выразительные признаки.
Все перечисленные нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании.
В работе Лебедевой Е.Н. представлена характеристика особенностей рисования детей с задержкой психического развития. Они испытывают затруднения при выборе предмета, который можно изобразить, затрудняются в выборе темы, не проявляют при этом активности и самостоятельности. Дополнительные детали предметов в рисунках встречаются крайне редко, работы примитивны. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур.
По мнению Екжановой Е.А. даже к 6-летнему возрасту предметный рисунок в большинстве случаев упрощен, схематичен, является ярко выраженным штампом. Изображения мелкие, невыразительные, не соотнесенные с краем листа или с изображением земли на нем, если даже она четко обозначена. Дети с ЗПР очень часто изображают одинаковой величины цветы, дома и деревья, не учитывают все пространство листа бумаги и располагают объект лишь на небольшом его участке, используя менее половины листа. Нарисованные предметы зачастую даны лишь контурной линией, которая выполнена неуверенно, нечетко, часто выходит за границы контура.
В фигуре человека, животного рисуются лишь наиболее крупные детали (голова, туловище, конечности), а мелкие (глаза, волосы, рот, нос, пальцы) - могут отсутствовать. Изображение рук и ног - линейное. Фигура человека в большинстве случаев равняется по высоте предметам, которые в реальной жизни являются более высокими и крупными.
В 6-летнем возрасте дети с ЗПР способны осуществлять преднамеренный выбор цвета, однако его мотивация либо отсутствует, либо определяется тем, «чтоб красиво было», т. е. соответствует мотивации нормально развивающихся дошкольников более младшего возраста. В процессе рисования большинство использует и карандаши, и краски основных цветов, практически не меняя их в ходе работы.
По данным Лебедевой Е.Н. цвет, форма, величина как средства выразительности используются не в полной мере. Не наблюдается стремления к разнообразному цветовому решению изображения. Даже напоминание педагога о том, что имеются краски, фломастеры, карандаши разного цвета, не побуждает детей к их использованию. Выбор цвета дети осуществляют по подражанию друг другу. У многих детей с ЗПР наблюдается неадекватное использование цвета (например, снеговик на рисунке изображен красным цветом).
При штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточная сила нажима на карандаш, неравномерность закрашивания, неумение штриховать в одном направлении. Штриховка отличается небрежностью выполнения. Если изобразить задуманный предмет не получается, ребенок его перечеркивает.
Отдельные предметы они редко связывают в единый сюжет. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР. Если их попросить рассказать о содержании своего рисунка, они ограничиваются перечислением изображенных предметов «Я нарисовала солнце, дерево...».
Прослеживается заимствование содержания и композиции рисунков друг у друга, нет творческого начала. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции.
Екжановой Е.А. было выявлено, что для дошкольников с ЗПР характерен сниженный интерес, а для некоторых детей даже его отсутствие к процессу и результатам изобразительной деятельности. Даже дети старшего дошкольного возраста не переживают по поводу изображаемого, не стремятся в рисунке передать личностное отношение, внести что-то от себя, отразить характер персонажей, их настроение.
У многих детей изучаемой категории даже к подготовительной группе еще недостаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, не знают, как набрать краску, как промыть и осушить кисть, как вести ею по бумаге. У них вызывает затруднения прорисовка мелких предметов, дети плохо владеют приемами закрашивания. Движения рук бывают неточными, нескоординированными. При работе с акварельными, гуашевыми красками рисунки часто выглядят неаккуратно. На листе бумаги наблюдаются пятна от испачканных краской пальцев, капли от плохо промытой кисточки. Несмотря на то, что рисунки могут быть выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно.
Такова качественная характеристика изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Многие авторы, изучающие данную категорию детей (Т.А. Власова, Н.Ю. Борякова, Г.М. Капустина, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Е.А. Екжанова и др.) особое внимание уделяют показателям обучаемости. Они отмечают, что дети с задержкой психического развития способны продуктивно использовать дозированную помощь взрослых, могут перенести найденное решение на аналогичное задание, демонстрируют хорошие потенциальные возможности психического развития, которые являются той основой, на которую возможно опереться при организации коррекционной работы в целом и в частности в процессе рисования.
Поэтому требуется своеобразная организация образовательного процесса в ходе изобразительной деятельности, использование новых методик и техник изображения, соответствующих особенностям детей с проблемами в развитии. В связи с этим особый интерес представляет изучение нетрадиционных техник изображения и их использование в коррекционной работе с дошкольниками.
3