СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характерные инновационные технологии

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Для развития познавательной и творческой деятельности школьника в учебном процессе используются современные инновационные технологии, которые повышают качество образования, результативно применить учебное время и понижать 

Просмотр содержимого документа
«Характерные инновационные технологии»

Министерство образования РД

МКОУ Гимназия №3



Доклад на тему:

Характерные инновационные

технологии











Учитель физики Габибуллаева Хафия Абдуллаевна

г .Хасавюрт 2015 год

Современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, которые широко, интенсивно и эффективно используются во всех сферах человеческой деятельности. Для миллионов людей компьютер стал привычным атрибутом повседневной жизни. Появилось новое поколение молодых людей, которым столь же невозможно представить мир без компьютера, как и без телефона или телевизора. Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры – информационной. Овладение этой культурой начинается с раннего детства. Поэтому сегодня главными задачами школьного образования являются подготовка учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружение их современными средствами и технологиями работы, формирование у них информационной культуры [1]. Изменения, происходящие во всех сферах общества, а так же в нынешнем информационном обществе, устанавливают новые, различные взгляды и методы в современном образовании. Вследствие чего, к системе образования выдвигают важные требования: она должна готовить детей к «свободному плаванию» в стремительно развивающемся обществе, воспитывать патриотизм, силу духа, а так же быть самостоятельной личностью. Для достижения назначенной цели в Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики [4].

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. 
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. 
Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. [2].  Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии[3, 145]:

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

 Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что: 
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; 
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; 
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя. 

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета 
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. 
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. 
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога. 
4. Мониторинг интеллектуального развития. 
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. 
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др. 
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. 
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы 
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области. 
Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. 
Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу. Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала.

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и приняти решений.

  Для развития познавательной и творческой деятельности школьника в учебном процессе используются современные инновационные технологии, которые повышают качество образования, результативно применить учебное время и понижать часть репродуктивной деятельности учеников за счет сокращения времени. Современные инновационные технологии обращены на индивидуализацию, дистанционность и мобильность образовательного процесса, не смотря на возраст школьников и уровень знаний. В школах представлено большое количество методик инновационных технологий, которые можно применить на уроках в процессе обучения.Главной задачей инновационной технологии как науки является раскрытие совокупности закономерностей с целью установления и применения на практике наиболее результативных, последовательных образовательных действий, требующих наименьших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения нужного результата.

Что же такое педагогические инновационные технологии?

1.Понятие «инновация» в переводе с латинского языка «обновление, новшество или изменение». Говоря о педагогике, то педагогическая инновация означает внедрения новшества в цели, содержание, задачи, методы и формы обучения и воспитания, организацию общей деятельности учителя и учащегося [3, с. 92].

2.Смена информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связана с использованием новых компьютерных и других информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, фотоматериалов, интернета. Это все обеспечивает учителю поисковую деятельность [3, с. 46].

Для развития познавательной и творческой деятельности школьника в учебном процессе используются современные инновационные технологии, которые повышают качество образования, результативно применить учебное время и понижать часть репродуктивной деятельности учеников за счет сокращения времени. Современные инновационные технологии обращены на индивидуализацию, дистанционность и мобильность образовательного процесса, не смотря на возраст школьников и уровень знаний. В школах представлено большое количество методик инновационных технологий, которые можно применить на уроках в процессе обучения.

Главной задачей инновационной технологии как науки является раскрытие совокупности закономерностей с целью установления и применения на практике наиболее результативных, последовательных образовательных действий, требующих наименьших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения нужного результата.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых: - усвоением максимального объема знаний; - максимальной творческой активностью; - широким спектром практических навыков и умений [6].


В учебном процессе важную роль играют технические средства обучения. Главная задача их применения – повысить эффективность обучения и оптимизировать учебный процесс, в связи с модернизацией российского образования. Это выдвигает новые требования к подготовке учителя-предметника, ставит перед ним новые проблемы, заставляет осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современной информационной среды обучения.



Дидактические функции ТСО:

Уменьшение затрат времени;

Передача необходимой для обучения информации;

Рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

Обеспечение деятельности учащихся и педагога

Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры – информационной. Овладение этой культурой начинается с раннего детства. Поэтому сегодня главными задачами школьного образования являются подготовка учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружение их современными средствами и технологиями работы, формирование у них информационной культуры [1]. . Кроме этого в условиях информационного общества потребностью человека на протяжении всей его жизни становится самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение.

Современное интерактивное оборудование позволяет эффективно осуществлять организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников, развивать критическое мышление, культуру общения, умение выполнять различные социальные роли.

Такое оборудование, включающее в себя персональный компьютер, мультимедиа проектор и интерактивную доскуИспользование интерактивной доски дает новые возможности образовательному процессу, такие как:

  1. Интерактивность – это поочередное взаимодействие учителя и ученика с использованием цифрового образовательного ресурса. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного процесса.

  2. Мультимедийность – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. Интерактивная доска выводит мультимедийность на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия информации не одного человека (как в случае работы ученика с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы.

  3. Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность диалога каждого участника, контроль за состоянием процесса.

  4. Моделинг – имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений. Моделинг реализуется при помощи интерактивной доски, но только при наличии соответствующего цифрового образовательного ресурса. В данном случае функции доски предоставляют возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов.

  5. Производительность в контексте использования компьютера означает автоматизацию нетворческих рутинных операций, одновременную работу со всем коллективом в целом, рассмотрение наиболее важных для всех учащихся моментов.

Если у вас не хватает оборудования, можно наглядно и интересно объяснить новую тему, если воспользоваться интерактивными моделями, например, используя Единую коллекцию Цифровых Образовательных ресурсов, видеоуроков,“Интерактивные творческие задания. Физика 7-9”, “Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11”, компании “Новый диск”, “Курс физики ХХI века” компании “Медиа-хаус”. С помощью специального программного обеспечения можно вставить видеофильм или анимацию в презентацию.

Основные усилия разработчиков программных продуктов направлены на разработку обучающих программ, рассчитанных на индивидуальное использование в режиме "Репетитор". Но даже те мультимедийные продукты, которые доступны школе, не имеют полноценного методического сопровождения. Ещё более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке, поскольку невозможно изменять и дополнять учебный материал или планировать его по другой схеме.  Иначе говоря, структура предлагаемых программных продуктов ограничивает возможности учителя по самостоятельному моделированию урока.Поэтому, используя мультимедийное оборудование, я создаю  собственные разработки видеоуроков, начиная с конспектов и слайдов. В своей работе я рассматриваю процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему подготовки и проведения урока с целью повышения качества обучения, в частности, применение пакета программ  Microsoft Office. Преимущества преподавания с использованием возможностей интерактивной доски я продемонстрирую на основе разработанного мной методического пакета по теме: « Давление»7 класс, а также комплекта электронных тестов для проверки знаний учащихся.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации

Презентации, посвященные проверке знаний учеников, содержат материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Еще один способ использования ТСО – это компьютерное тестирование, которое дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к пропущенным вопросам и сделать «работу над ошибками».

Мною разработаны электронные тесты для проверки знаний учащихся 7 -9 классов после изучения главы, а также после окончания изучения учебника. приложение 1

Тесты по главам содержат 10 вопросов и установлены на время от 10 до15 минут, а тесты, которые проводятся в конце учебного года, содержат 15 вопросов и рассчитаны на время от 30 до 40 минут. Вопросы теста и ответы настроены так, что они задаются в случайном порядке и это даёт возможность работы по этим тестам всех учащихся класса, без подсказки друг другу.

Конечно, время проведения теста учитель может регулировать сам, остановив работу учащихся через определённое время. После того, как ученик заканчивает работу с тестом, на экране высвечивается оценка по 5 бальной шкале. Это очень помогает учителю в работе, экономя время на проверку правильности выполнения заданий, в отличие от обычных тестов. Учащимся тоже больше нравится работать с электронным тестами; увлекает и сам процесс работы с электронным оборудованием и возможность сразу узнать оценку своей работы.

Электронные тесты можно хранить годами, в отличии от обычных тестов на бумаге.Файлы тестов можно открыть на интерактивной доске и работать над тестом всем классом. Это будет фронтальный опрос по пройденной главе. Если ученики работали над тестами каждый отдельно на компьютере, то после выставления оценок учащимся можно перейти к разбору ошибок учащихся. Все слушают с интересом, т.к. только что и они размышляли над этими вопросами.

Некоторые вопросы тестов сопровождаются рисунками и схемами.

Очень увлечённо работают ученики и со сборными рисунками приборов. Этот процесс напоминает складывание мозаики. В это время у доски одновременно могут работать 2 учащихся. Пока один собирает рисунок , другой может рассказывать устройство этого же прибора .приложение 2

Ученик, который рассказывает, стоит спиной к доске, на которой собирается рисунок или схема прибора и лицом к классу. Учащиеся имеют возможность одновременно видеть и слышать устройство прибора. Желающих выйти к доске много. Ученик у доски, собрав схему, рассказывает об устройстве прибора. Вся работа выполнена с расчётом на учебник физики по автору А.В Пёрышкин

Кроме того для 7 класса по теме «Давление» учащимися был создан учебный проект « Чудеса давления» с использованием ИКТ, который в дальнейшем используется как дидактическая разработка на уроках. Приложение3 Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся,

На своих уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах, предполагающих основные виды деятельности учителя: 

1). Объяснение нового материала.

  • Подбор текстового и графического материала по теме урока;

  • Создание учебно-дидактической презентации;

  • Создание наглядного раздаточного материала;

  • Создание мультимедийных пособий.

  2). Контроль усвоения пройденного материала.

  • Разработка контрольных и самостоятельных работ.

  • Разработка электронных тестовых заданий.

  • Разработка опорных конспектов.

3). Дополнительное образование.

  • Организация проектной деятельности учащихся.

  • Повторение материала, решение задач при подготовке к  ЕГЭ.

  • Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад.

4). Закрепление пройденного материала.

5). Уроки-телемосты

Конечно, на первом этапе время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски увеличивается, но постепенно накапливается методическая база, которая значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.

Таким образом, использование интерактивной доски помогает не только создать позитивный эмоциональный настрой и положительную рефлексию, но и обеспечить устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. [5].Но все- же в ряде случаев важно отдавать предпочтение традиционным методам обучения, средствам наглядности. Современные компьютерные технологии должны помогать обучению предмету, а не заменять его.

При умелом использовании на уроке современных интерактивных средств обучения детям легко и интересно учиться и каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами















Список литературы:



1.Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. . Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28

2. .Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992

3.Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. – 2005. – № 1. – с.181

4.Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/(дата обращения: 12.02.2014).

5. Кондратова О.А. Уроки физики с интерактивной доской. Стр.93-94 // XVII конференция-выставка “Информационные технологии в образовании”: Сборник трудов участников конференции. Часть III. – М.: “БИТ про”, 2007 – 248 с.

6.Исследовательский университет/ под ред. Г.В. Майера.- Томск: Изд-во Том.ун-та, 2007. Вып. 2. С. 22-29









4