СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические свойства оснований. Применение оснований.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме химические свойства оснований, где рассматриваются все химические свойства оснований и демонстрируются опыты совместно с химико-аналитической лабораторией.кроме того закрепляется материал по классификации и номенклатуре оснований.

Просмотр содержимого документа
«Химические свойства оснований. Применение оснований.»

8 класс

Конспект урока по теме

"Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Применение оснований"

Задачи урока:


Образовательные: продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений - основаниях; рассмотреть и изучить свойства растворимых (щелочей) и нерастворимых оснований; сформировать понятие о реакции нейтрализации как частном случае реакции обмена; формирование умений проводить химический эксперимент в соответствии с правилами ТБ, обращаться с химической посудой и оборудованием; продолжить развивать навыки в составлении уравнений реакций и расстановке коэффициентов.

Развивающие: развивать самостоятельность в работе с учебником и при проведении эксперимента; совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в свойствах и составе оснований; развитие мыслительных операций; познавательной деятельности через ИКТ, межпредметных связей; развитие речи с использованием химической терминологии.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения; воспитание коллективизма и развитие навыков индивидуальной работы; коммуникативных способностей учащихся; Профориентационное воспитание.


Способы достижения цели и задач:


Метод обучения: Словесный, наглядный и практический. Использование фрагментов презентации, демонстрация опытов, химический эксперимент (работа сотрудников ХАЛ), работа у доски, индивидуальные карточки-задания для проверки усвоения полученных знаний, работа с учебником, таблицами.

Тип урока: Изучение нового материала с проведением практических опытов и записью основных положений в тетрадь.

Оборудование: Ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, стеклянные палочки, пипетки, спички, держатели, пробка с газоотводной трубкой, колбы конические, чашки фарфоровые.

Реактивы: растворы NaOH, NH4OH, йода, фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус, универсальная индикаторная бумага, HCl, H2SO4; CuSO4; AlCl3; CaCO3(k); Ca(OH)2; Fe2(SO4)3; CoCl2, NH4Cl, Al (фольга).


Требования к учащимся:


Должны знать: определение оснований, признаки классификации, получение и свойства оснований, особенности свойств нерастворимых оснований.

Должны уметь: составлять формулы оснований и называть их, находить соответствие между основными оксидами и основаниями.

Отрабатываемые навыки: написание уравнений ионных реакций, работы с Таблицей растворимости, составление формул сложных веществ, проведение химического эксперимента и описание наблюдаемых явлений.

Ход урока:


1. Организационный момент. (1мин)

Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

Здравствуйте мои коллеги, уважаемые гости, ребята.

-Обратите внимание, у нас сегодня урок, который мы проводим совместно с представителями «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ».

Учитель:

Сегодня мы продолжим говорить о важном классе химических соединений. Чтобы узнать, что это за класс веществ, прослушайте и отгадайте загадку.

Из нас не сваришь супа,

Содержим мы гидроксогруппу,

И активного металла

В нашей формуле немало.

Красим лакмус в синий цвет,

Мы опасны, спору нет. (Основания.)

Вы правильно отгадали загадку. Именно об основаниях мы и продолжим говорить.


2. Актуализация знаний. (6 мин) (Словесный метод)

Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте повторим, тот материал, который мы изучили на прошлом уроке. Те знания, которые вы получили на прошлом уроке, сегодня вам понадобятся.


Игра «крестики-нолики»

3 учеников у доски показывают выигрышный путь:


а) основные оксиды


б) растворимые основания


в) нерастворимые основания

CuO

SO3

P2O5

KOH

Cr(OH)3

Al(OH)3


Ba(OH)2

NaOH

Cu(OH)2

Na2O

BaO

N2O3

Fe(OH)2

NaOH

Fe(OH)3


Ca(OH)2

Al(OH)3

LiOH

K2O

CO2

SO2

Cu(OH)2

Mg(OH)2

Ba(OH)2


Fe(OH)3

Cr(OH)3

KOH


Учитель: Напомню вам, что тема нашего прошлого урока была «Основания, их состав и классификация». Поэтому исходя из темы сразу же 1 вопрос:

Какой класс веществ называют основаниями? (определение)

О.: Основаниями, называют сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидроксогруппами. (Слайд 1)

Учитель: Зная определение оснований, выведите общую формулу для этого класса веществ?

О.: Me(OH)n.

Учитель: Давайте попытаемся расшифровать, что означает эта запись - сочетание букв Me?

О.: На месте этих букв может быть химический знак любого металла из периодической таблицы. Д.И. Менделеева.

Учитель: «– ОН» что это за сочетание?

О.: Гидроксильная группа – ОН или её второе название гидроксогруппа.

Учитель: Какова валентность гидроксогруппы? (Слайд 2)

О.: Валентность гидроксогруппы равна I.

Учитель: Что означает буква n стоящая после гидроксогруппы?

О.: n – это индекс, показывающий число гидроксильных групп ОН входящих в данное соединение, и показывает валентность металла, образовавшего данный гидроксид.

Учитель: Как мы даем названия основаниям? (Слайд 3)



Учитель: Руководствуясь всеми перечисленными правилами, составьте и произнесите формулы следующих гидроксидов: (Слайд 4)

«гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид железа (III), гидроксид калия, гидроксид алюминия, гидроксид магния».

О: NaOH Ca(OH)2 Fe(OH)3 KOH Al(OH)3 Mg(OH)2

(Фронтальная беседа)



Учитель: Раз существует в химии целый класс веществ, называемых «основания», и известно большое их количество, то встает вопрос о необходимости объединить все эти вещества с одинаковыми свойствами в одну группу, то есть другими словами основания тоже классифицируют.

Перечислите, на какие группы можно классифицировать все основания по растворимости? (Слайд 5)

Учитель: Какие основания называются амфотерными?

О.: Амфотерные – это основания, которые могут проявлять свойства характерные как для оснований, так и для кислот.

Учитель: Еще по какому признаку классифицируют основания? (Слайд 6)

О.: по числу гидроксогрупп.

Однокислотные: NaOH – гидроксид натрия, KOH – гидроксид калия.

Двухкислотные: Pb(OH)2 – гидроксид свинца, Fe(OH)2 – гидроксид железа (III)

Трехкислотные: Al(OH)3 – гидроксид алюминия



3. Сообщение темы, цели урока. (2 мин)

Учитель: Все, что касается состава и классификации оснований мы с вами повторили. Но все же наши знания об основаниях будут неполными, если мы не расскажем об их химических свойствах. (Слайд 7)

Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Химические свойства оснований и их применение. Реакция нейтрализации».

Запишите число и тему урока в тетради.

Ребята на сегодняшнем уроке мы с вами:

  • изучим химические свойства оснований;

  • познакомимся с реакцией нейтрализации, как частным случаем реакции обмена.

  • и поговорим о применении оснований.


4. Изучение нового материала. (20 мин)

Учитель: Для оснований характерны не только различные физические свойства, но и целый ряд химических свойств. Давайте рассмотрим эти свойства. В этом мне помогут сотрудники ХАЛ «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ»

(Слайд 8)

Учитель: Первое свойство - это изменение цвета индикаторов, при действии растворов щелочей.

Индикатор - это определитель или указатель среды любого раствора.

Обратите внимание на цвета индикаторов в нейтральной среде.

(Слайд 9)

Учитель: Запишите схемы к себе в тетрадь.

лакмус + любая щелочь  синий.

метиловый оранжевый + любая щелочь  жёлтый.

фенолфталеин + любая щелочь  малиновый.

Нерастворимые основания не меняют окраску индикаторов.


А теперь понаблюдаем с помощью опыта, как изменяют свой цвет эти же индикаторы в щелочной среде


Опыт 1. (ХАЛ) В качестве первого свойства оснований мы приведем свойство - изменять окраску индикаторов.

В водном растворе любой щёлочи сильной или слабой и даже щелочи с осадком содержатся гидроксид-ионы, и именно они, фактически взаимодействуют с индикаторами. При этом протекает химическая реакция с образованием нового продукта, признаком протекания которой является изменение окраски веществ.

Таким образом любая щелочь взаимодействуя с лакмусом окрашивает его в синий цвет. Это мы можем продемонстрировать при помощи лакмусовой бумажки.

Также любая щелочь взаимодействуя с метиловым оранжевым окрашивает его в желтый цвет. И любая щелочь при взаимодействии с фенолфталеином окрашивает его в малиновый цвет.

(Слайд 10)

Учитель: Второе свойство: – это взаимодействие щелочей с кислотными оксидами с образованием соли и воды.

2KOH + N2O5 = 2KNO3 + H2O

2NaOH + SO3 = Na2SO4 + H2O

А нерастворимые основания с кислотными оксидами не взаимодействуют!


(Слайд 11)

Учитель: Третье свойство: – это взаимодействие щелочей с растворами солей, в результате образуются нерастворимое основание и новая соль.

2NaOH + СоCl2 = 2NaCl + Со(OH)2

голубой осадок

NaOH + NH4Cl = NaCl + NH4OH или (NH3 + H2O)

Опыт 2. (ХАЛ) Выясним, взаимодействуют ли щелочи с солями, проведем следующий опыт. В раствор хлорида кобальта добавим раствор гидроксида натрия. В результате выпадает синий осадок. Это, конечно, свидетельствует о том, что реакция прошла успешно и в качестве синего осадка в нашем случае гидроксид кобальта. Данная реакция является реакцией обмена, т.е. это реакция между сложными веществами, в ходе которых они обмениваются своими составными частями. Соли могут взаимодействовать со щелочами, если в результате реакции образуется нерастворимое в воде вещество.

Продемонстрируем следующую реакцию. При сливании растворов хлорида аммония и гидроксида натрия видимых изменений не происходит. Но попробуем нагреть полученную смесь почти до кипения. Теперь поднесем к пробирке смоченную водой бумажку лакмуса, как видим лакмус синеет. Из пробирки выделяется газ с резким характерным запахом. Это аммиак.

Мы с вами даже можем сделать вывод о том, что реакции солей аммония со щелочами могут быть использованы в лаборатории для получения аммиака.


(Слайд 12)

Учитель: Четвертое свойство: – это взаимодействие оснований с кислотами,

в результате образуются соль и вода.

а) Рассмотрим взаимодействие щелочей с кислотами.

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Продемонстрируем это свойство на опыте, который сейчас нам покажут специалисты ХАЛ.


Опыт 3. (ХАЛ) Рассмотрим следующее свойство.

Щёлочи, как основания, взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды, эта реакция называется реакцией нейтрализации. Это одно из самых важных химических свойств щелочей.

На данном слайде это свойство отражает следующая реакция. Взаимодействия гидроксида натрия с соляной кислотой - с образованием хлорида натрия и воды.

Получившийся водный раствор хлорида натрия можно выпарить, т.е. вода испариться и останутся белые кристаллики, это и есть кристаллики поваренной соли.

Продемонстрируем эту реакцию опытным путем. Возьмем три пробирки с гидроксидом натрия, о его наличии свидетельствует окрашенный малиновый раствор. Теперь в одну из пробирок добавим раствор соляной кислоты в недостатке. Т.е. не весь гидроксид натрия прореагировал, и мы видим, что розовый оттенок остался в пробирке. А в другую пробирку добавим соляную кислоту в избытке, т.о. весь гидроксид натрия прореагировал и щелочи в пробирке совсем не осталось, теперь в этой пробирке соль и вода.

Еще раз повторим, что реакция между кислотой и основаниями, в результате которой образуется – соль и вода, называется реакцией нейтрализации.

Нерастворимые основания также взаимодействуют с кислотами, но реакция происходит лишь в том случае, если соль, которая образуется при реакции, растворяется в воде.


Учитель: Получившийся раствор можно выпарить, и получить белые кристаллики поваренной соли.


б) Рассмотрим взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. При этом образуется соль и вода.

Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O

Запишем определение:

Реакция между кислотой и основаниями, в результате которой образуется – соль и вода, называется реакцией нейтрализации. 
• Реакции между сложными веществами, входе которых они обмениваются своими составными частями, называют реакциями обмена.


(Слайд 13)

Учитель: А нерастворимые в воде основания разлагаются при нагревании. Продуктами разложения будут оксиды соответствующих металлов и вода.

t0

Cu(OH)2 = CuO + H2O

t0

Mg(OH)2 = MgO + H2O



(Слайд 14)

Опыт 4. (ХАЛ)

Один из способов получения водорода в лаборатории основан на реакции алюминия с раствором щелочи - едкого натра.

Насыпаем в колбу несколько грамм едкого натра, нальём воды и перемешаем содержимое до растворения щелочи. Добавим в колбу несколько кусочков алюминия. Начнется выделение водорода - сначала слабое, потом все более сильное. Раствор при этом будет разогреваться.

Алюминий - довольно активный металл, он легко реагировал бы с водой, если бы не прочная оксидная пленка на поверхности алюминия. Поэтому алюминий может очень долго контактировать с водой без каких-либо признаков разрушения. Вспомните, что еще недавно на кухнях активно использовали алюминиевую посуду. Алюминиевые линии электропередач десятилетиями служат в любую погоду - и в солнце, и в дождь.

Но при контакте со щелочью оксидная пленка на поверхности алюминия разрушается, и он начинает реагировать с водой. В результате выделяется водород, а металл растворяется.


(Слайд 15)

Опыт 5. (ХАЛ) Также рассмотрим еще одно свойство, которое является как химическим свойством, так и свойством гидроксида, которое можно применять в быту. Это свойство связано с обесцвечиванием йодного раствора.

Конечно, испачкать одежду, мебель, ковер, предметы обихода йодом надо еще умудриться, но, к сожалению, случается и такое. Рассмотрим эффективный способ удаления пятен йода с одежды, мебели и других вещей.

Гидроксид натрия приобрести можно в аптеках или в хозяйственных магазинах. Пожалуй, это одно из самых эффективных средств для борьбы с пятнами от йода. Гидроксид натрия моментально обесцвечивает кристаллы йода, проникшие в волокна ткани. Для реализации этого метода нанесите немного гидроксида натрия на пятно. Оно исчезнет буквально на глазах. Но следует поспешить и, не теряя времени, прополоскать вещь в проточной воде. В противном случае ткань может повредиться.


5. Обобщение и закрепление знаний, учащихся. (5 мин)

Учитель: Теперь давайте обобщим изученные свойства: Итак, сделаем вывод, какие свойства характерны щелочей?

О.: Для щелочей характерно, их взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями, а также щелочи изменяют цвет индикаторов.

Учитель:

А теперь так же попытайтесь сделать вывод для нерастворимых оснований.

О.: Для нерастворимых оснований характерно их взаимодействие с кислотами и разложения при нагревании.

Учитель: Найдите свойство, которое характерно и для щелочей, и для нерастворимых оснований?

О.: И для щелочей, и для нерастворимых оснований характерно их взаимодействие с кислотами.

Подведем итог: таким образом, сегодня на уроке, мы с вами изучили химические свойства оснований, и выяснили, что для щелочей (растворимых в воде оснований) характерны одни свойства, а для нерастворимых оснований – другие свойства.


6. Подведение итогов урока (2 мин).

И с учетом ответов, а так же оценю вашу работу сегодня на уроке.

(Выставление оценок за ответы учащихся).


7. Информация о домашнем задании и его комментарий (3 мин) (Слайд 16)

Учитель: Домашнее задание для вас сегодня приготовлено на последнем листочке раздаточного материала. Вы выполните его в тетради. С применением оснований вы можете ознакомиться в раздаточном материале.

Занятие наше подошло к концу.

Давайте поблагодарим Розу Айратовну и Оксану Сергеевну за помощь и демонстрацию опытов. Если нет вопросов, то всем Спасибо.

Д/з § 42, в 2,4 стр.144-145

Варианты индивидуальных заданий:

на «3»: Закончите первые 4 уравнения реакций;

на «4»: Закончите 5 уравнений реакций,

на «5»:Закончите 5 уравнения реакций, назовите продукты реакции.

1) NaOH + CuSO4 =

2) КOH + AlCl3 =

3) Fe(OH)3 =

4) KOH+ HNO3 =

5) Ca(OH)2 + SO3 =


8. Рефлексия (1 мин). (Слайд 18)

Какое настроение сложилось в ходе урока?

Понравился ли урок и ВАША работа на нем?







12.03.2018г.











Тестовые задания по вариантам.



Вариант 1.

1. С основаниями не реагируют:

1) SiO2 2) SO2 3) Fe2O3 4) NiO

2. При нагревании гидроксида меди (II) образуются:

1) Cu и H2O 2) CuO и H2 3) CuO и H2O 4) Cu2O и H2O

3. Гидроксид натрия взаимодействует с:

1) SO3 2) Na2O 3) Mg(OH)2 4) N2O

4. Гидроксид калия не реагирует с:

1) Al(OH)3 2) ZnO 3) H2SO4 4) Mg(OH)2

5. Реакция нейтрализации возможна между:

1) Солью и водой.

2) Кислотой и основанием.

3) Кислотным оксидом и основанием.

4) Кислотой и основным оксидом.



Вариант 2.

1. С основаниями не реагируют:

1) SrO 2) SO3 3) N2O3 4) P2O3

2. При нагревании гидроксида алюминия образуются:

1) Al2O3 и H2O 2) Al и H2 3) Al и H2O 4) Al2O3 и H2

3. Гидроксид калия взаимодействует с:

1) CaO 2) CH4 3) Ba(OH)2 4) HCl

4. Гидроксид натрия не реагирует с:

1) Al(OH)3 2) ZnO 3) H2SO4 4) Ba(OH)2

5. Реакция нейтрализации возможна между:

1) Кислотным оксидом и основанием.

2) Кислотой и основным оксидом.

3) Солью и водой.

4) Кислотой и основанием.



Ответы на тестовые задания.



Вариант 1.

1) 4 2) 3 3) 1 4) 4 5) 2



Вариант 2.

1) 1 2) 1 3) 4 4) 4 5) 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!