ГБОУ РК "Керченская специализированная школа-интернат с углубленным
изучением отдельных предметов"
Конспект урока по химии в 8 классе по теме
«Химические свойства оснований»
Выполнила:
Учитель химии
Дорогинина С.О
Керчь-2015
Конспект урока по химии в 8 классе по теме
«Химические свойства оснований»
Цель урока: создать условия для развития навыков исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.
Этапы урока: организационно - мотивационный, актуализация опорных знаний и умений, целеполагание, изучение нового, обмен информацией, оценивание результатов самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия, домашнее задание.
На этих этапах развивают познавательные, личностные, регулятивные, предметные, коммуникативные УУД.
Развитию этих УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
Новый материал учащиеся изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт.
Класс делится на группы. Каждая группа выполняет своё задание, заполняет карточку и выступает с отчетом перед классом.
Например, инструкционная карта №1 «Действие индикаторов на основания»
Цель: выяснить отношение щелочей к индикаторам.
Порядок действий:
1. Прочитайте предложенную информацию.
2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метилоранж.
Ответы занесите в таблицу:
№ п/п Индикатор Окраска
1 лакмус
2 фенолфталеин
3 метилоранж
3. Подготовьте отчет, опираясь на вопросы:
Как индикаторы действуют на основания?
Реактивы (формула и название вещества)
Наблюдения
Вывод
Актуализация опорных знаний и умений реализуется через выполнение теста, помогающего организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке.
Задания для повторения и закрепления:
1. Найдите химическую формулу основания: НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.
2. Лакмус в щелочной среде: синяя, красная, желтая, зеленая.
3. Фенолфталеин в щелочной среде: синий, красный, желтый, зеленый.
4. Метилоранж в щелочной среде: малиновый, синий, красный, жёлтый.
5. Продолжить реакцию: 1) HCl + Сu(OН)2 =
На этапе рефлексии учащиеся заполняют оценочную карту, где они общаясь с одноклассниками высказывают своё отношение к уроку при помощи, например, таких вопросов: понравился ли тебе урок? Что понравилось? Чем обогатил тебя урок? Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?
Примеры контекстных задач
8 класс
Молекулярные массы веществ
Задача 1.Установлено, что крапива увеличивает содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Поэтому она является хорошим “кровоочистительным” средством и чрезвычайно полезна при самых различных заболеваниях крови; используется также для лечения фурункулов, угрей, лишаев и других кожных заболеваний. Гемоглобин содержится в эритроцитах крови. Это красный пигмент (гем), содержащий железо, в сочетании с протеином. Когда кровь проходит через легкие, к атому железа гема C34H32O4N4Fe присоединяется кислород.
Задание. Вычислите относительную молекулярную массу гема. (Ответ: 616.)
Количество вещества. Молярный объем газа
Задача 1. Фосфид цинка Zn3P2 весьма ядовит и используется для борьбы с грызунами. Летальная доза для средней серой крысы составляет 20,56 мг, а для мыши -- 4,1 мг.
Вопрос: Какое количество мышей и крыс может погибнуть от 0,16 ммоль фосфида цинка? (Ответ: 10 мышей, 2 крысы.)
Задача 2.Для уничтожения микробов и бактерий можно использовать диоксид серы, его также применяют в качестве консервирующего средства при сушке чернослива и других фруктов.
Задание: Вычислите, какой объем займут 1,5 моль диоксида серы (н. у.). (Ответ: V(S02) = 33,6 л.)
Задача 3. В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом. Поскольку оксид углерода(2) не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры, спускаясь в шахты, брали с собой в качестве своеобразного индикатора канарейку в клетке: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов СО. Задание: Вычислите, какой объем (н. у.) займут 0,5 моль СО; 56 г СО.(Ответ:11,2л; 44,8л.)
Список литературы
1.Рулина, Л.Н. Современный урок. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ruliene.bsu.ru, свободный. Загл. с экрана.
2.Раевская, М.В. Материалы лекции 6.7. Конструирование современного урока в 7-8 классах: преемственность пропедевтического и основного курсов [Текст].