СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические свойства солей

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Химические свойства солей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32»

г.о. Балашиха










РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ

в 8 КЛАССЕ

«ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СОЛЕЙ»












Учитель: Чиркова Н.О.






Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные:

Привести в систему знания учащихся об основных классах неорганических соединений;

• Ознакомиться с химическими свойствами солей.

• Научиться принимать решения и ориентироваться в проблемных ситуациях.

Развивающие:

Развитие основных ключевых предметных компетенций: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, осуществлять самоконтроль, делать вывод.

• Развитие умения классифицировать вещества, записывать и читать химические уравнения, применять правила на практике.

Воспитательные:

Продолжить формирование всесторонне развитой личности.

• Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, навыков индивидуальной и коллективной работы.

• Воспитание здорового интереса к предмету, терпимого отношения к чужому мнению, воспитание коллективизма

Методы и приемы: проблемный, исследовательский.

Оборудование и реактивы: мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, карточки с формулами солей, рабочие листы с тестами и таблицей самоконтроля, штатив для пробирок, пробирки, растворы NaCl, AgNO3, CaCO3, HNO3, Fe (пластинка), NaOH, CuSO4, FeSO4









Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас урок изучения новой темы. Данная тема является продолжением темы «Соли», с которой мы начали знакомиться на предыдущих уроках. И прежде чем приступить к изучению новой темы, давай те вспомним основным понятия предыдущих уроков, которые нам сегодня пригодятся.

  1. Актуализация знаний учащихся.

  • Какие классы неорганических соединений мы уже знаем?

  • Свойства, каких классов соединений нам известны.

  • Перечислить химические свойства оснований.

  1. Индивидуальные задания у доски.

  • На доске написаны символы ионов. Из них нужно составить формулы солей так, чтобы они не повторялись.

Na+ SO42- Na+ Cl- Cl- Mg2+ K+ Br-

Из данного набора ионов получаются формулы солей: сульфата натрия, хлорида магния, бромида калия, сульфат калия, сульфат магния, хлорид калия, хлорид натрия, бромид натрия, бромид магния

  • Составить формулы солей (слайд 1):

Сульфат калия – K2SO4, карбонат магния MgCO3, гидрокарбонат магния – Mg(HCO3)2, фосфат натрия – Na3PO4, гидрофосфат натрия – Na2HPO4, дигидрофосфат натрия – NaH2PO4.

Почему именно фосфорная кислота образует три ряда солей?

2. Интеллектуальная разминка (слайд 2).

На столах учащихся – карточки с формулами солей. На экране появляется название соли, ученик поднимает соответствующую карточку с формулой и называет её. После этого на экране появляется правильный ответ – формула.

III. Целеполагание и мотивация.

- Соли проникают во все сферы человеческой деятельности. Почему их нужно изучать? Сегодня на уроке вы убедитесь в том, что не менее важно знать химические свойства солей. Цель урока – изучить химические свойства солей.

- Запишите тему урока «Химические свойства солей» (слайд 3)

IV. Изучение нового материала.

На экран выводится слайд с заданием.(слайд 4)

Задание.

Новый железный бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака. ( Садоводы)

Учитель: смоделируем эту жизненную ситуацию.

Постановка демонстрационного эксперимента. В стакан с раствором медного купороса опускается железная пластинка, предварительно зачищенная наждачной бумагой.

- Составьте уравнение происходящей реакции и определите её тип.

CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 (реакция замещения)

- Почему разрушились стенки бака? Из какого металла следует изготовить бак во избежании разрушения? Почему?

- Мы только что открыли одно из химических свойств солей. Какое? С чем реагируют соли?

На слайде появляется первое химическое свойство солей: (слайд 5)

СОЛЬ + МЕТАЛЛ = ДРУГАЯ СОЛЬ + МЕТАЛЛ

более активный менее активный


- Второе свойство солей нам поможет открыть эксперимент (Проводится эксперимент, на доске и в тетрадях составляется уравнение)

AgNO3 + NaCl = NaNO3 + AgCl ↓

На слайде появляется второе химическое свойство солей: (слайд 6)

СОЛЬ 1+ СОЛЬ 2 = СОЛЬ 3+СОЛЬ 4

РЕЛАКС (слайд 7)

- А у нас новое задание. (слайд 8)

Задание.

В нашем городе из – за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Почему?(Горожане).

Подсказка:

Из чего делают памятники архитектуры? Из мрамора! А какая формула мрамора? Это СаСО3!

Делается вывод о взаимодействии солей с кислотами, выполняется ученический эксперимент «Взаимодействие мела с азотной кислотой». На доске записывается уравнение реакции.

СaCO3 + 2HNO3= Ca(NO3)2 + CO2 ↑+ H2O

CОЛЬ + КИСЛОТА = ДРУГАЯ СОЛЬ + ДРУГАЯ КИСЛОТА (слайд 9)

- Осталось одно не открытое свойство солей. Как вы думаете - какое? В случае затруднения – открывается слайд.

СОЛЬ + ЩЁЛОЧЬ = ДРУГАЯ СОЛЬ + ОСНОВАНИЕ (слайд 10)

- Соли взаимодействуют со щелочами, если при этом образуется осадок. Демонстрация эксперимента. Взаимодействие соли железа с гидроксидом натрия. На доске записывается уравнение реакции.

FeSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Fe(OH)2

V. Обобщение.

Соли взаимодействуют с металлами, друг с другом, кислотами и щелочами. Обязательным условием протекания реакции является образование осадка, газа, воды или мало диссоциирующего вещества.

VI. Закрепление первоначальных знаний

  • ТЕСТИРОВАНИЕ.

На столах учащихся – распечатки теста (Приложение 2). Необходимо ответить на вопросы текста. Одновременно предлагается заполнить таблицу самоконтроля. (Приложение 1)




Приложение 1



ТАБЛИЦА САМОКОНТРОЛЯ



Химические свойства солей

Понял (а) +

Не понял (а) -

Соль 1+ металл 1= соль 2 + металл 2


Соль 1+ соль 2 = соль 3 + соль 4


Соль + кислота = другая соль + другая кислота


Соль 1+ щёлочь = соль 2 + основание


































Приложение 2



1.Карбонат калия - KCO реагирует c:

а) оксидом натрия - Na₂O

б) азотной кислотой - HNO₃

в) магнием - Mg

г) водородом - H₂


2. Cульфат меди (II) - CuSO реагирует с :

а) хлоридом бария - BaCl₂

б) медью - Cu

в) оксидом фосфора (V) - P₂O₅

г) углеродом - C


3.Раствор хлорида железа (III) реагирует с :

а) гидроксидом натрия - NaOH

б) оксидом магния - MgO

в) серебром - Ag

г) серой - S


4.С каким металлом реагирует нитрат меди (II) - Cu(NO):

а) золотом - Au

б) серебром - Ag

в) железом – Fe


5. С какими из перечисленных веществ будет реагировать NaCI:

а) соляной кислотой - HCI

б)нитратом серебра - AgNO3

в) гидроксидом натрия – NaOH

г) железом - Fe














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!