Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32»
г.о. Балашиха
РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ
в 8 КЛАССЕ
«ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СОЛЕЙ»
Учитель: Чиркова Н.О.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Образовательные:
• Привести в систему знания учащихся об основных классах неорганических соединений;
• Ознакомиться с химическими свойствами солей.
• Научиться принимать решения и ориентироваться в проблемных ситуациях.
Развивающие:
• Развитие основных ключевых предметных компетенций: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, осуществлять самоконтроль, делать вывод.
• Развитие умения классифицировать вещества, записывать и читать химические уравнения, применять правила на практике.
Воспитательные:
• Продолжить формирование всесторонне развитой личности.
• Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, навыков индивидуальной и коллективной работы.
• Воспитание здорового интереса к предмету, терпимого отношения к чужому мнению, воспитание коллективизма
Методы и приемы: проблемный, исследовательский.
Оборудование и реактивы: мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, карточки с формулами солей, рабочие листы с тестами и таблицей самоконтроля, штатив для пробирок, пробирки, растворы NaCl, AgNO3, CaCO3, HNO3, Fe (пластинка), NaOH, CuSO4, FeSO4
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня у нас урок изучения новой темы. Данная тема является продолжением темы «Соли», с которой мы начали знакомиться на предыдущих уроках. И прежде чем приступить к изучению новой темы, давай те вспомним основным понятия предыдущих уроков, которые нам сегодня пригодятся.
Актуализация знаний учащихся.
Какие классы неорганических соединений мы уже знаем?
Свойства, каких классов соединений нам известны.
Перечислить химические свойства оснований.
Индивидуальные задания у доски.
На доске написаны символы ионов. Из них нужно составить формулы солей так, чтобы они не повторялись.
Na+ SO42- Na+ Cl- Cl- Mg2+ K+ Br-
Из данного набора ионов получаются формулы солей: сульфата натрия, хлорида магния, бромида калия, сульфат калия, сульфат магния, хлорид калия, хлорид натрия, бромид натрия, бромид магния
Сульфат калия – K2SO4, карбонат магния MgCO3, гидрокарбонат магния – Mg(HCO3)2, фосфат натрия – Na3PO4, гидрофосфат натрия – Na2HPO4, дигидрофосфат натрия – NaH2PO4.
Почему именно фосфорная кислота образует три ряда солей?
2. Интеллектуальная разминка (слайд 2).
На столах учащихся – карточки с формулами солей. На экране появляется название соли, ученик поднимает соответствующую карточку с формулой и называет её. После этого на экране появляется правильный ответ – формула.
III. Целеполагание и мотивация.
- Соли проникают во все сферы человеческой деятельности. Почему их нужно изучать? Сегодня на уроке вы убедитесь в том, что не менее важно знать химические свойства солей. Цель урока – изучить химические свойства солей.
- Запишите тему урока «Химические свойства солей» (слайд 3)
IV. Изучение нового материала.
На экран выводится слайд с заданием.(слайд 4)
Задание.
Новый железный бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака. ( Садоводы)
Учитель: смоделируем эту жизненную ситуацию.
Постановка демонстрационного эксперимента. В стакан с раствором медного купороса опускается железная пластинка, предварительно зачищенная наждачной бумагой.
- Составьте уравнение происходящей реакции и определите её тип.
CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 (реакция замещения)
- Почему разрушились стенки бака? Из какого металла следует изготовить бак во избежании разрушения? Почему?
- Мы только что открыли одно из химических свойств солей. Какое? С чем реагируют соли?
На слайде появляется первое химическое свойство солей: (слайд 5)
СОЛЬ + МЕТАЛЛ = ДРУГАЯ СОЛЬ + МЕТАЛЛ
более активный менее активный
- Второе свойство солей нам поможет открыть эксперимент (Проводится эксперимент, на доске и в тетрадях составляется уравнение)
AgNO3 + NaCl = NaNO3 + AgCl ↓
На слайде появляется второе химическое свойство солей: (слайд 6)
СОЛЬ 1+ СОЛЬ 2 = СОЛЬ 3+СОЛЬ 4
РЕЛАКС (слайд 7)
- А у нас новое задание. (слайд 8)
Задание.
В нашем городе из – за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Почему?(Горожане).
Подсказка:
Из чего делают памятники архитектуры? Из мрамора! А какая формула мрамора? Это СаСО3!
Делается вывод о взаимодействии солей с кислотами, выполняется ученический эксперимент «Взаимодействие мела с азотной кислотой». На доске записывается уравнение реакции.
СaCO3 + 2HNO3= Ca(NO3)2 + CO2 ↑+ H2O
CОЛЬ + КИСЛОТА = ДРУГАЯ СОЛЬ + ДРУГАЯ КИСЛОТА (слайд 9)
- Осталось одно не открытое свойство солей. Как вы думаете - какое? В случае затруднения – открывается слайд.
СОЛЬ + ЩЁЛОЧЬ = ДРУГАЯ СОЛЬ + ОСНОВАНИЕ (слайд 10)
- Соли взаимодействуют со щелочами, если при этом образуется осадок. Демонстрация эксперимента. Взаимодействие соли железа с гидроксидом натрия. На доске записывается уравнение реакции.
FeSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Fe(OH)2 ↓
V. Обобщение.
Соли взаимодействуют с металлами, друг с другом, кислотами и щелочами. Обязательным условием протекания реакции является образование осадка, газа, воды или мало диссоциирующего вещества.
VI. Закрепление первоначальных знаний
На столах учащихся – распечатки теста (Приложение 2). Необходимо ответить на вопросы текста. Одновременно предлагается заполнить таблицу самоконтроля. (Приложение 1)
Приложение 1
ТАБЛИЦА САМОКОНТРОЛЯ
Химические свойства солей | Понял (а) + Не понял (а) - |
Соль 1+ металл 1= соль 2 + металл 2 | |
Соль 1+ соль 2 = соль 3 + соль 4 | |
Соль + кислота = другая соль + другая кислота | |
Соль 1+ щёлочь = соль 2 + основание | |
Приложение 2
1.Карбонат калия - K₂CO₃ реагирует c:
а) оксидом натрия - Na₂O
б) азотной кислотой - HNO₃
в) магнием - Mg
г) водородом - H₂
2. Cульфат меди (II) - CuSO₄ реагирует с :
а) хлоридом бария - BaCl₂
б) медью - Cu
в) оксидом фосфора (V) - P₂O₅
г) углеродом - C
3.Раствор хлорида железа (III) реагирует с :
а) гидроксидом натрия - NaOH
б) оксидом магния - MgO
в) серебром - Ag
г) серой - S
4.С каким металлом реагирует нитрат меди (II) - Cu(NO₃)₂:
а) золотом - Au
б) серебром - Ag
в) железом – Fe
5. С какими из перечисленных веществ будет реагировать NaCI:
а) соляной кислотой - HCI
б)нитратом серебра - AgNO3
в) гидроксидом натрия – NaOH
г) железом - Fe