СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Химический вечер» на тему « Вода»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет уч-ся более глубоко познать значение воды для промышленности и повседневной жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«« Химический вечер» на тему « Вода»»

« МОУ ШКОЛА №22 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Тараторина Галина Александровна, учитель химии высшей категории

Разработка внеклассного мероприятия

« Химический вечер» на тему « Вода»

Цели: систематизировать, обобщить и углубить знания обучающихся о воде, расширить их кругозор о свойствах и значении воды в живой и неживой природе.

Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д,И,Менделеева, колбы, химические стаканы, штатив, кристаллизаторы, стеклянные полочки, асбестовая сетка, ступка, спички, стеклянный колокол, фиолетовые чернила, синий лакмус, фенолфталеин, щелочь, хлорная вода, перманганат калия, концентрированная серная кислота, этанол, цинковая пыль, йод кристаллический.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

Знакомы с детства мы с водою,

Она есть всюду на Земле –

И в облаках над головою,

И в чайной чашке на столе…

Она повсюду с нами рядом,

И так нас радует порой

Хрустящим снегом под ногами

И речки быстрою струей…

Всяк зверь стремится к водопою,

Ей рады птица и цветок…

Где есть вода – там всё живое,

Где нет – пыль, камень и песок.


Химический вечер, проводимый на тему «Вода», разрешите считать открытым.


Вода всем присутствующим в зале хорошо известна, с ней человек встречается с первых дней жизни и не может прожить без неё и нескольких дней. Этот природный продукт имеет очень большое значение для науки, техники, культуры человека.


Посмотрите на эту прозрачную жидкость (ученик демонстрирует стакан с водой) - это самое распространенное вещество на поверхности Земли. Уже давно народными стали изречения типа: вода – начало всех начал, вода – всему голова, чистая вода – хвори беда.

Вода приводит в движение мертвую природу, осуществляет развитие живой проды. А если взять сельское хозяйство, промышленность, строительство, то и здесь вода решает множество проблем.


Каково значение воды в спорте, медицине для здоровья каждого из нас, знают, конечно, все.

Вот поэтому и решено провести химический вечер на тему «Вода».

А теперь разрешите перейти к сообщениям юных химиков о воде.

Первое слово на тему «Вода в живой и неживой природе» предоставляется ученику А….

Далее идут сообщения: «Вода в технике и сельском хозяйстве».

«Вода в спорте, медицине, химии, физике».

«Вода – универсальный растворитель» и др.

Тексты сообщений не приводятся, так как учащиеся сами могут подготовить их по предложенной учителем тематике.


II. Художественная часть.

1. Сообщения учащихся.

На сцену выходят три ученика с книжками в руках:

Суслов Б.Н. «Вода»

Крицман В.А. «Книга для чтения по неорганической химии»

Гроссе Э., Вайсмантель Х. «Химия для любознательных».

Становятся в ряд и говорят хором: «Мы прочитали интересные книги» (показывают их).


1-й ученик. Каждый из нас расскажет об одном веществе.

2-й ученик. Вам надо узнать это вещество и написать ответ.

3-й ученик. Кто ответит правильно на эти и другие вопросы, получит приз.


Ответы опускайте в ящики, которые стоят слева и справа от сцены.


1-й ученик. Впервые меня заметил Парацельс еще в XVI веке, когда погрузил железный гвоздь в серную кислоту. В конце XVII века мною заинтересовался Роберт Бойль. Он получил меня из соляной кислоты при воздействии на нее железными опилками. Бойль собрал меня в бутыль, но не узнал, что это я, а принял меня за воздух.

Окончательно меня изучил английский химик Генри Кавендиш в 1766 г. и назвал меня

«горючим воздухом».

В 1783 г. Лавуазье получил меня в чистом виде из воды. И сейчас я занимаю самое почетное место в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

На земле меня насчитывают около 1%, зато на Солнце меня много – около 85%, в человеческом организме меня содержится 10%, или около 7 кг, а если это перевести в газообразное состояние, то получится около 80 м3 газа. Так что, если бы я был в человеческом организме в свободном состоянии, то я его свободно поднял бы в воздух, как поднимаю аэростаты с грузом. Так кто же я?


2- й ученик. Меня открыли почти одновременно два известных химика Карл Шееле и Джозеф Пристли. В 1774 году и тот и другой получили меня. Правда, Шееле опубликовал свое открытие позже, чем Пристли, а потому первенство открытия меня часто приписывают Пристли.

Шееле назвал меня «огневой воздух». Но если сказать правду, то ни Шееле, ни Пристли меня как следует не узнали – этому сильно мешала теория флогистона.

Особое значение в открытии меня имеют работы Лавуазье, который в 1775 году установил, что я – составная часть воздуха, а именно – 21%. В человеческом организме меня содержится 65%, в сутки человек меня употребляет 750 г в чистом виде. Я никогда не скучаю и без работы не сижу: о печи надо растопить, то принять деятельное участие в работе моторов по сжиганию топлива, то насытить кровь животных. Так кто же я?


3-й ученик. У древних химиков я считалась самым важным веществом. «Я начало всех начал», - говорил Гиппократ обо мне. Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, во мне жили русалки и водяные. Обо мне писал Антуан де Сент – Экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать , тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что необходима для жизни, ты – сама жизнь»

Я – вечный двигатель, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто же я?


Ведущие (хором). Если узнали нас, напишите ответы и опустите их в ящик.


2. Стихотворения, загадки, пословицы о воде.


1-й ученик. Если руки наши в ваксе,

Если на нос села клякса,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без…

(Воды)

2-й ученик. Костя утречком проснулся,

Вмиг оделся и обулся

И скорее на простор

Вышел из дому во двор.

Видит - множество зеркал

Кто-то всюду разбросал.

В зеркалах огромный дом

Отразился кверху дном.

Отразился карагач

И на нем огромный грач.

Присмотрелся – и, друзья,

Вдруг увидел он себя.

Интересно Косте стало –

На себя ботинком стал он.

И его ботинок сходу вдруг нырнул.

Куда? Под воду.

Вот такие-то дела!

Это что за зеркала?

(Лужи)


Загадки. 1) Какую воду можно носить в решете?

2) Приходил – стучал по крыше, уходил – никто не слышал.

3) Что в руках не удержать?

4) Много меня - пропал бы мир

Мало меня - пропал бы мир


Пословицы. Сколько в ступе воду не толочь – вода и будет.

Водой не разлить.

Как водой смыло.

Под лежачий камень вода не течет.

На обиженных воду возят.

Буря в стакане воды.


Ведущий. Ребята! А кто знает о воде еще другие загадки, пословицы, поговорки, пишите, ответы опускайте в ящик. С результатами ответов мы ознакомим вас и оценим их в конце вечера.


3. Занимательные опыты «Разгадай секрет»

Два ученика показывают опыты. Сначала один задает вопрос, демонстрирует опыт и требует ответ. Затем второй поступает так же.

На некоторые опыты они ответа не дают, разыгрывая, что не догадались, и предлагают зрителям опустить ответ в ящик.


Опыт 1. «Догадайся, чем я зажигаю костер?»

На асбестовой сетке приготовлен костер из спичек (без зажигательных головок).Под лучинки на асбест кладется 1-2 г смеси перманганата калия с концентрированной серной кислотой. Для зажигания такого костра длинной стеклянной трубочкой берется «вода» (96% спирт) и сверху над костром ее выливают на смесь марганцовки и кислоты. От окислительной смеси загорается спирт, а вместе с ним и весь костер.


Опыт 2. «Какую воду я наливал?»

Четыре стакана наполнены растворами:

1-й – фиолетовые чернила;

2-й - синий лакмус;

3-й - фенолфталеин (малинового цвета от присутствия раствора щелочи);

4-й - хлорная вода.

Из четвертого стакана доливают жидкость в первые три раствора. Окрашенные растворы обесцвечиваются.


Опыт 3. «Угадай важное свойство воды»

Согласно уравнению реакции Zn + I2 = ZnI2 взвесить цинк и йод, йод растолочь в ступке и смешать с цинковой пылью. Ступку поместить в глубокий кристаллизатор, Пипеткой налить 5-6 капель воды. Накрыть стеклянным колоколом. Смесь загорается, выделяется много паров йода.

После проведения занимательных опытов зрителям предлагаются следующие задания – головоломки:

1 «Как перелить жидкости?»

В колбе находится вода, а в химическом стакане – керосин. Оба сосуда емкостью 0,5 л и наполнены почти до краев. Требуется воду перелить в стакан, в котором находится керосин, а керосин перелить в колбу, где помещена вода. Третьего сосуда нет.

Как это сделать?

2 «Почему не скисает молоко?»

Утром, в жаркое время, на полевой стан привезли свежее молоко. Чтобы оно не прокисло и сохранилось до вечера, посуду с молоком поставили в таз с водой и накрыли мокрым мешком, края которого опустили в воду. Молоко до вечера сохранилось и даже стало холоднее, чем было утром.

Чем это объяснить?


3 «Почему картофель плавает в воде?»

В литровую банку до половины налили воды и положили клубень картофеля, который опустился на дно. Затем в банку прилили еще «воды» из другого сосуда, и клубень картофеля всплыл наверх. Если в банку с картофелем прилить «воды» из третьего сосуда, то клубень снова опустится на дно банки.

Чем можно объяснить такое явление?


4. Химическая викторина.

1) Какие существуют два наиболее распространенных способа разложения воды в технике и лаборатории?

2) Что получится, если смешать 2 объема водорода и 1 объем кислорода?

3) Почему мерзлое белье высыхает на морозе?

4) Какая разница между сырой водой и кипяченой?

5) Назовите не менее пяти специальностей, связанных с водой.


В конце химического вечера открываются ящики с ответами, за лучшие ответы и правильные решения выдаются призы - подарки.


В состав жюри желательно включить старшеклассников, хорошо знающих химию.










.















.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!