СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Химическая жизнь карбоновых кислот» (10 класс).

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок  спланирован для взрослых учеников, имеющих большие пробелы взнаниях по органической химии.

Просмотр содержимого документа
«« Химическая жизнь карбоновых кислот» (10 класс).»


Урок №3


« Химическая жизнь карбоновых кислот» (10 класс).


Цели урока:

  1. На примере уксусной кислоты изучить химические свойства предельных одноосновных кислот;

  2. показать сходство и отличие неорганических и органических кислот;

  3. развивать умение записывать химические реакции с участием органических веществ;

  4. формировать приемы аккуратного и безопасного обращения с химическими веществами

  5. развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии;

  6. способствовать выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые технологии: технология критического мышления, элементы здоровьесберегающей технологии, ИКТ.

Приемы обучен6ия: лабораторный опыт, маркировка текста, работа в парах и группах, дидактические игры.

Оборудование и реактивы: для каждой группы – листы бумаги формата А1, маркеры. Этиловый спирт, уксусная кислота, штатив с пробирками. Для учителя – ПК, мультимедийный проектор, экран, скотч и ножницы (для крепления кластеров).


Ход урока.

Содержание слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент



Тетрадь

Ручка

Учебник

Дело

Обращает внимание на экран, приветствует учащихся

Контролируют свою подготовку к уроку, приветствуют учителя.

2. Актуализация

Опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности

Что общего (рисунок муравья, лимона, свечи, крапивы, бутылочки с уксусной кислотой.

Ставит вопрос: «Что объединяет помещенные на слайде изображения (муравьи, крапива, свечи, лимоны, бутылочка с уксусной кислотой) с точки зрения химии?».

Находят сходства, рассказывают об изображенных предметах

Зашифрованная фраза «Познание начинается с удивления»

Аристотель(384-322гг. до н.э.)


Предлагает задание: расшифруйте фразу, автором которой является Аристотель.

Отгадывают фрзху, затем высказываются: согласны сданным утверждениями или нет, аргументируют

  • Верите ли вы в то, что…

  • Розовый цвет гортензии можно по желанию превратить в пурпурный, фиолетовый или голубой;

  • В течение суток в организме человека образуется 400г уксусной кислоты, что хватило бы для изготовления 8л обыкновенного уксуса;

  • Отвинтить ржавую гайку поможет уксус;

  • Щавелевая кислота идет на очистку металлов от ржавчины и накипи;

  • «оптимальное меню» - 18 л уксуса в сутки?»

Проводится игра « Верите ли вы в то, что…

Розовые цветы гортензии можно по желанию превратить в пурпурные, фиолетовые или голубые если поливать эти растения слабыми растворами соответственно лимонной или аскорбиновой кислоты, алюмокалиевых квасцов, известковым молоком).

Некоторые из карбоновых кислот получаются и расходуются в процессе обмена веществ в очень внушительных количествах. Например, в течение суток в организме человека образуется 400г уксусной кислоты, что хватило бы для изготовления 8л обычного уксуса.

Для отвинчивания ржавой гайки. Например, на коллекторе автомашины, надо вечером положить на нее тряпку, смоченную в уксусной кислоте. Тогда утром отвинтить эту гайку будет значительно легче.

Щавелевая кислота идет на очистку металлов от ржавчины и накипи.

Однажды ученые ввели в компьютер сведения о калорийности различных пищевых продуктов и о сезонных колебаниях их стоимости, а компьютер должен был составить наиболее экономичное меню. После расчетов машина ответила: «Оптимальное меню – 18л уксуса в сутки».

Участвуют в игре

Кислоты реагируют

  • Организует учебный диалог по вопросам:

  • Впервые ли вы встречаетесь с кислотами?

  • Можете ли вы предложить черты сходства?

  • Вспомните, пожалуйста, с чем реагировали неорганические кислоты?

  • Учитель фиксирует это в виде схемы и выясняет, заинтересовала ли ребят химическая жизнь карбоновых кислот?

  • Предлагает сформулировать тему урока

  • Записывает тему на доске

Класс кислот изучался в курсе неорганической химии.

Есть ли сходство в строении. То оно есть и в химических свойствах. Называют те классы соединений, с которыми вступают во взаимодействие кислоты.

Формулируют тему(возможно индивидуальную). Записывают тему в тетради.

Изучение нового материала



Памятка для обучающегося

Внимательно читая текс. Отмечай на полях значками справа или слева , насколько новая информация понятна для тебя:

«*» - уже знал;

«+» - новое;

«-« - думал иначе4

«?» - не понял, есть вопросы.

Организует работу с текстом. Текст выдается учащимся (см. приложение 1)

Читая текст, маркируют его, руководствуясь памяткой.

Совместно с учителем анализируют маркировку текста, выделяют новые знания ( реакция этерефикации0 и переходят к лабораторному эксперименту.

Stop!

Помни каждый ученик,

Знай любая кроха:

Безопасность – хорошо.

А халатность – плохо!


Как же нюхать вещества?

В колбу нос совать нельзя!

Что может случиться?

Ты можешь отравиться!


Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе - будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.


Не спеши хватать прибор ты,

А инструкцию читай.

Убедись. что все ты понял,

Вот тогда и начинай.

Если хочешь долго жить,

Надо медленно спешить.





Перед исследовательским заданием предлагает озвучить правила ТБ

Зачитывают правила ТБ

Слайд-хронометр.

Время опыта – 5 мин.

В вашем распоряжении 1 мин.

Предлагает группам выполнить лабораторный опыт « Взаимодей1ствие карбоновых кислот со спиртами», используя инструкцию. (приложение3)

В составе группы изучают инструкцию, планируют опыт, выполняют его, обсуждают, записывают уравнение реакции.

Результаты опытов

Приглашает к доске по одному ученику от группы для записи уравнения реакции

Записывают в тетрадях и на доске уравнения реакций, рассказывают о проделанном опыте, а именно каким запахом обладает полученный эфир.

4. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний.



Создаем кластер

Вновь возвращает обучающихся к схеме «Химические свойства кислот» и предлагает создать из нее кластер «Химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот»

Работают в группах, создавая кластер на листе формата А1


Организует презентацию кластеров

Презентуют свой продукт


Организует рефлексию содержания учебного материала

(приложение 2)

Выполняют тест


Выводит на экран правильный ответ теста

Проводят самопроверку

Что общего?

( рисунок муравьев, лимона, крапивы, уксуса, парафиновых свечей0

Предлагает дополнить новыми фактами предложенный в начале урока рассказ об изображениях на слайде.

Дополняют свой рассказ

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.



Заверши фразу:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял задания…

  5. Я понял, что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я почувствовал, что…

  8. Я приобрел…

  9. Я научился…

  10. У меня получилось…

  11. Я смог…

  12. Я попробую…

  13. Меня удивило…

  14. Урок дал мне для жизни…

  15. Мне захотелось…

Организует итоговую рефлексию

По цепочке завершают предложения на слайде.

6. Домашнее задание





Предлагает домашнее задание:

Обязательная часть: подготовить материал темы к обобщению, используя учебник или другие источники.

Творческая часть:

В пищевой промышленности уксусная кислота используется в качестве консерванта и регулятора кислотности под кодом Е260. Напишите структурную формулу предыдущего гомолога этой кислоты, имеющего код Е236. назовите вещество.

Попробуйте встретить это вещество в продуктах.

Фиксируют домашнее задание.


Приложение 1.


Информация по теме «Химические свойства карбоновых кислот»


Многие химические свойства кислот объясняет электронно-структурная формула.


  1. Карбоновые кислоты – более сильные кислоты, чем спирты, поскольку атом водорода в карбоксильной группе обладает повышенной подвижностью благодаря влиянию группы СО. В водном растворе карбоновые кислоты диссоциируют:

RCOOH = RCOO- + H+

Тем не менее из-за ковалентного характера молекул карбоновых кислот указанное выше равновесие сильно сдвинуто влево. Таким образом, карбоновые кислоты – это, как правило, слабые кислоты.


  1. Образование солей. Карбоновые кислоты обладают всеми свойствами обычных кислот. Они реагируют с активными металлами, основными оксидами, основаниями и с солями слабых кислот:


2RCOOH + Mg = (RCOO)2Mg + H2

2RCOOH + CaO = (RCOO)2Ca + H2O

RCOOH + NaOH = RCOONa + H2O

RCOOH + NaHCO3 = RCOONa + H2O + CO2


Соли муравьиной кислоты – формиаты, соли уксусной кислоты – ацетаты.

  1. Образование производных карбоновых кислот. При замещении группы ОН в карбоновых кислотах различными группами (Х) образуются функциональные производные кислот, имеющие общую формулу R-CO-X; здесь R означает означает алкильную группу.

Хлорангидриды кислот получают действием хлорида фосфора (V) или действием SOCl2 на кислоты.

  1. Образование сложных эфиров. Карбоновые кислоты в присутствии кислого катализатора реагируют со спиртами, образуя сложные эфиры (реакция этерификации)

  2. Образование ангидридов карбоновых кислот(соединений, получаемых при взаимодействии двух карбоксильных групп) с отщеплением молекул воды.

  3. Ряд свойств карбоновых кислот обусловлен наличием углеводородного радикала. Так, при действии галогенов на кислоты в присутствии красного фосфора образуются галогензамещенные кислоты. причем на галоген замещается атом водорода при соседнем с карбоксильной группой атоме углерода.

  4. Окислительно-восстановительные реакции карбоновых кислот ( на примере уксусной кислоты). Карбоновые кислоты при действии восстановителей в присутствии катализаторов способны превращаться в альдегиды, спирты и даже углеводороды. В атмосфере кислорода карбоновые кислоты окисляются до углекислого газа и воды.

Приложение №2. Тест.

1.При взаимодействии муравьиной кислоты с магнием образуются:

а) формиат магния и вода;

б) формиат магния и водород;

в) ацетат магния и вода;

г) ацетат магния и водород.

2. С уксусной кислотой не взаимодействуют:

а) карбонат натрия;

б) соляная кислота;

в) бром;

г) гидроксид калия.

3. Уксусная кислота может реагировать с каждым из двух веществ:

а) метанолом и серебром;

б) гидроксидом меди (II) и метанолом;

в) серебром и гидроксидом меди(II);

г) магнием и метанолом.




Литература.

  1. Бочарова С.В. Занимательные материалы по химии. Волгоград, Корифей. 2009г.

  2. Дендебер С.В. Современные технологии в процессе преподавания химии.М, Знание, 2008г

  3. Маркина И.В. Современный урок химии. Ярославль, Академия развития,2005г.

  4. Цветков Л.А. Органическая химия, М, Владос, 2009г.






7