« Химическая жизнь карбоновых кислот» (10 класс).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые технологии: технология критического мышления, элементы здоровьесберегающей технологии, ИКТ.
Приемы обучен6ия: лабораторный опыт, маркировка текста, работа в парах и группах, дидактические игры.
Оборудование и реактивы: для каждой группы – листы бумаги формата А1, маркеры. Этиловый спирт, уксусная кислота, штатив с пробирками. Для учителя – ПК, мультимедийный проектор, экран, скотч и ножницы (для крепления кластеров).
Ход урока.
Содержание слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | | |
Тетрадь Ручка Учебник Дело | Обращает внимание на экран, приветствует учащихся | Контролируют свою подготовку к уроку, приветствуют учителя. |
2. Актуализация | Опорных знаний. | Мотивация учебной деятельности |
Что общего (рисунок муравья, лимона, свечи, крапивы, бутылочки с уксусной кислотой. | Ставит вопрос: «Что объединяет помещенные на слайде изображения (муравьи, крапива, свечи, лимоны, бутылочка с уксусной кислотой) с точки зрения химии?». | Находят сходства, рассказывают об изображенных предметах |
Зашифрованная фраза «Познание начинается с удивления» Аристотель(384-322гг. до н.э.) | Предлагает задание: расшифруйте фразу, автором которой является Аристотель. | Отгадывают фрзху, затем высказываются: согласны сданным утверждениями или нет, аргументируют |
Верите ли вы в то, что… Розовый цвет гортензии можно по желанию превратить в пурпурный, фиолетовый или голубой; В течение суток в организме человека образуется 400г уксусной кислоты, что хватило бы для изготовления 8л обыкновенного уксуса; Отвинтить ржавую гайку поможет уксус; Щавелевая кислота идет на очистку металлов от ржавчины и накипи; «оптимальное меню» - 18 л уксуса в сутки?» | Проводится игра « Верите ли вы в то, что… Розовые цветы гортензии можно по желанию превратить в пурпурные, фиолетовые или голубые если поливать эти растения слабыми растворами соответственно лимонной или аскорбиновой кислоты, алюмокалиевых квасцов, известковым молоком). Некоторые из карбоновых кислот получаются и расходуются в процессе обмена веществ в очень внушительных количествах. Например, в течение суток в организме человека образуется 400г уксусной кислоты, что хватило бы для изготовления 8л обычного уксуса. Для отвинчивания ржавой гайки. Например, на коллекторе автомашины, надо вечером положить на нее тряпку, смоченную в уксусной кислоте. Тогда утром отвинтить эту гайку будет значительно легче. Щавелевая кислота идет на очистку металлов от ржавчины и накипи. Однажды ученые ввели в компьютер сведения о калорийности различных пищевых продуктов и о сезонных колебаниях их стоимости, а компьютер должен был составить наиболее экономичное меню. После расчетов машина ответила: «Оптимальное меню – 18л уксуса в сутки». | Участвуют в игре |
Кислоты реагируют | Организует учебный диалог по вопросам: Впервые ли вы встречаетесь с кислотами? Можете ли вы предложить черты сходства? Вспомните, пожалуйста, с чем реагировали неорганические кислоты? Учитель фиксирует это в виде схемы и выясняет, заинтересовала ли ребят химическая жизнь карбоновых кислот? Предлагает сформулировать тему урока Записывает тему на доске | Класс кислот изучался в курсе неорганической химии. Есть ли сходство в строении. То оно есть и в химических свойствах. Называют те классы соединений, с которыми вступают во взаимодействие кислоты. Формулируют тему(возможно индивидуальную). Записывают тему в тетради. |
Изучение нового материала | | |
Памятка для обучающегося Внимательно читая текс. Отмечай на полях значками справа или слева , насколько новая информация понятна для тебя: «*» - уже знал; «+» - новое; «-« - думал иначе4 «?» - не понял, есть вопросы. | Организует работу с текстом. Текст выдается учащимся (см. приложение 1) | Читая текст, маркируют его, руководствуясь памяткой. Совместно с учителем анализируют маркировку текста, выделяют новые знания ( реакция этерефикации0 и переходят к лабораторному эксперименту. |
Stop! Помни каждый ученик, Знай любая кроха: Безопасность – хорошо. А халатность – плохо! Как же нюхать вещества? В колбу нос совать нельзя! Что может случиться? Ты можешь отравиться! Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе - будто мармелад. Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд. Не спеши хватать прибор ты, А инструкцию читай. Убедись. что все ты понял, Вот тогда и начинай. Если хочешь долго жить, Надо медленно спешить. | Перед исследовательским заданием предлагает озвучить правила ТБ | Зачитывают правила ТБ |
Слайд-хронометр. Время опыта – 5 мин. В вашем распоряжении 1 мин. | Предлагает группам выполнить лабораторный опыт « Взаимодей1ствие карбоновых кислот со спиртами», используя инструкцию. (приложение3) | В составе группы изучают инструкцию, планируют опыт, выполняют его, обсуждают, записывают уравнение реакции. |
Результаты опытов | Приглашает к доске по одному ученику от группы для записи уравнения реакции | Записывают в тетрадях и на доске уравнения реакций, рассказывают о проделанном опыте, а именно каким запахом обладает полученный эфир. |
4. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний. | | |
Создаем кластер | Вновь возвращает обучающихся к схеме «Химические свойства кислот» и предлагает создать из нее кластер «Химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот» | Работают в группах, создавая кластер на листе формата А1 |
| Организует презентацию кластеров | Презентуют свой продукт |
| Организует рефлексию содержания учебного материала (приложение 2) | Выполняют тест |
| Выводит на экран правильный ответ теста | Проводят самопроверку |
Что общего? ( рисунок муравьев, лимона, крапивы, уксуса, парафиновых свечей0 | Предлагает дополнить новыми фактами предложенный в начале урока рассказ об изображениях на слайде. | Дополняют свой рассказ |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. | | |
Заверши фразу: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | Организует итоговую рефлексию | По цепочке завершают предложения на слайде. |
6. Домашнее задание | | |
| Предлагает домашнее задание: Обязательная часть: подготовить материал темы к обобщению, используя учебник или другие источники. Творческая часть: В пищевой промышленности уксусная кислота используется в качестве консерванта и регулятора кислотности под кодом Е260. Напишите структурную формулу предыдущего гомолога этой кислоты, имеющего код Е236. назовите вещество. Попробуйте встретить это вещество в продуктах. | Фиксируют домашнее задание. |
Приложение 1.
Многие химические свойства кислот объясняет электронно-структурная формула.
Тем не менее из-за ковалентного характера молекул карбоновых кислот указанное выше равновесие сильно сдвинуто влево. Таким образом, карбоновые кислоты – это, как правило, слабые кислоты.
Соли муравьиной кислоты – формиаты, соли уксусной кислоты – ацетаты.
Приложение №2. Тест.
г) ацетат магния и водород.
2. С уксусной кислотой не взаимодействуют:
г) гидроксид калия.
3. Уксусная кислота может реагировать с каждым из двух веществ:
г) магнием и метанолом.
Литература.