Одним из научных методов познания веществ и химических явлений является моделирование. Так, модели молекул дают представление о взаимосвязи между строением и свойствами веществ.
На рисунках 1–3 изображены модели молекул трёх веществ.
Проанализируйте данные модели молекул веществ и определите вещество, которое:
1) образованно двумя химическими элементами;
2) содержит химический элемент, который проявляет валентность равную IV.
Запишите в таблицу номера рисунков и химические формулы данных веществ.
Химические формулы запишите в таблицу в следующем формате: Al2(SO4)3.
Вещество
Номер рисунка
Химическая формула
Образовано двумя химическими элементами
Содержит химический элемент, который проявляет валентность равную IV
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.
Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.
В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.
Сложные неорганические вещества можно классифицировать по четырём группам, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырёх групп впишите по одной химической формуле веществ из числа тех, о которых говорится в приведённом тексте.
Химические формулы запишите в таблицу в следующем формате: Al2(SO4)3.
Сложные вещества
оксид
основание
кислота
соль
Прочитайте следующий текст и выполните задания 5—7.
Сульфат меди (II) — важнейшая из солей меди. Кристаллогидрат сульфата меди (II) называют медным купоросом. В сельском хозяйстве медный купорос применяется как антисептик, фунгицид и медно-серное удобрение. В промышленности эту соль применяют в производстве ацетатного волокна, а также используют в качестве фиксатора окраски и консерванта. Эта соль часто служит исходным сырьём для получения других соединений. Для водного раствора сульфата меди (II) возможна реакция с гидроксидом натрия , в результате которой образуется нерастворимый гидроксид меди (II) . При нагревании гидроксид меди (II) способен разлагаться с образованием чёрного порошка оксида меди (II) . Этот же оксид образуется при прокаливании меди на воздухе. Сульфат меди (II) может быть получен в лаборатории в результате реакции гидроксида меди (II) с серной кислотой . Сульфат меди (II) является соединением с умеренной токсичностью, но при работе с порошками и пудрой сульфата меди (II) следует соблюдать осторожность и не допускать их пыления.
При исследовании воды из местного колодца в ней были обнаружены следующие катионы металлов: , , . Наличие одного из перечисленных ионов было доказано в результате добавления к воде раствора .
1. Какое изменение наблюдается при проведении описанного опыта? (Концентрация веществ достаточна для проведения анализа).
Выберите вещества, которые соответствуют указанным в таблице классам/группам органических соединений. Запишите в таблицу номера, под которыми указаны эти соединения.
В предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных веществ (см. перечень). Расставьте коэффициенты в полученных схемах, чтобы получились уравнения химических реакций.
Пропанол-1 применяют в качестве растворителя для восков, чернил, природных и синтетических смол, для синтеза пропионовой кислоты, пестицидов, некоторых фармацевтических препаратов. Пропанол-1 можно получить в соответствии с приведённой схемой превращений:
Впишите в заданную схему превращений структурную формулу вещества Х, выбрав его из предложенного выше перечня. Запишите уравнения двух реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК — это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.
ПДК сернистого газа в воздухе рабочей зоны составляет 0,9 мг/м3.
Из-за нарушения работы вентиляции в помещении химической лаборатории площадью 25 м2 и высотой потолка 3,2 м в воздухе скопилось 88 мг сернистого газа. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация сернистого газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию сернистого газа в помещении.
Для обработки обожжённых кожных покровов применяют 5%-ный раствор перманганата калия. Рассчитайте массы перманганата калия и воды, которые необходимы для приготовления 120 г такого раствора. Запишите подробное решение задачи.
Просмотр содержимого документа
«РЕШУ ВПР Вариант № 5»
Вариант № 5
1. Задание 1 № 748
Одним из научных методов познания веществ и химических явлений является моделирование. Так, модели молекул дают представление о взаимосвязи между строением и свойствами веществ.
На рисунках 1–3 изображены модели молекул трёх веществ.
Проанализируйте данные модели молекул веществ и определите вещество, которое:
1) образованно двумя химическими элементами;
2) содержит химический элемент, который проявляет валентность равную IV.
Запишите в таблицу номера рисунков и химические формулы данных веществ.
Химические формулы запишите в таблицу в следующем формате: Al2(SO4)3.
Вещество
Номер рисунка
Химическая формула
Образовано двумя химическими элементами
Содержит химический элемент, который проявляет валентность равную IV
2. Задание 2 № 1034
На рисунке изображена схема распределения электронов по энергетическим уровням атома некоторого химического элемента.
Рассмотрите предложенную схему и выполните следующие задания:
1) запишите в таблицу символ химического элемента, которому соответствует данная модель атома;
2) запишите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот элемент.
Ответ запишите в таблицу.
Символ химического
элемента
№ периода
№ группы
Металл/неметалл
3. Задание 3 № 304
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.
Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.
В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.
4. Задание 4 № 320
В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и атомное строение.
Характерные свойства веществ
Металлического строения
Атомного строения
— обычно имеют блеск
— состоят только из металлов
— пластичные
— имеют высокую электро- и теплопроводность
— очень твёрдые при обычных условиях;
— хрупкие;
— тугоплавкие;
— нелетучие;
— нерастворимы в воде
Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества железо ( ) и бор ( ).
Запишите ответ в отведённом месте:
1) железо ( )
2) бор ( )
5. Задание 5 № 857
Сложные неорганические вещества можно классифицировать по четырём группам, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырёх групп впишите по одной химической формуле веществ из числа тех, о которых говорится в приведённом тексте.
Химические формулы запишите в таблицу в следующем формате: Al2(SO4)3.
Сложные вещества
оксид
основание
кислота
соль
Прочитайте следующий текст и выполните задания 5—7.
Сульфат меди (II) — важнейшая из солей меди. Кристаллогидрат сульфата меди (II) называют медным купоросом. В сельском хозяйстве медный купорос применяется как антисептик, фунгицид и медно-серное удобрение. В промышленности эту соль применяют в производстве ацетатного волокна, а также используют в качестве фиксатора окраски и консерванта. Эта соль часто служит исходным сырьём для получения других соединений. Для водного раствора сульфата меди (II) возможна реакция с гидроксидом натрия , в результате которой образуется нерастворимый гидроксид меди (II) . При нагревании гидроксид меди (II) способен разлагаться с образованием чёрного порошка оксида меди (II) . Этот же оксид образуется при прокаливании меди на воздухе. Сульфат меди (II) может быть получен в лаборатории в результате реакции гидроксида меди (II) с серной кислотой . Сульфат меди (II) является соединением с умеренной токсичностью, но при работе с порошками и пудрой сульфата меди (II) следует соблюдать осторожность и не допускать их пыления.
6. Задание 6 № 858
1) Составьте уравнение реакции прокаливания меди на воздухе;
2) Укажите, к какому типу (соединения, разложения, замещения, обмена) относится эта реакция.
7. Задание 7 № 859
1) Составьте молекулярное уравнение реакции гидроксида меди (II) с серной кислотой, о которой говорилось в тексте;
2) Укажите признак(-и), который(-ые) наблюдается(-ются) при протекании этой реакции.
8. Задание 8 № 770
При исследовании воды из местного колодца в ней были обнаружены следующие катионы металлов: , , . Наличие одного из перечисленных ионов было доказано в результате добавления к воде раствора .
1. Какое изменение наблюдается при проведении описанного опыта? (Концентрация веществ достаточна для проведения анализа).
Дана схема окислительно-восстановительной реакции:
1. Составьте электронный баланс этой реакции.
2. Укажите окислитель и восстановитель.
3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.
10. Задание 10 № 447
Дана схема превращений:
→ → →
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
11. Задание 11 № 1058
Выберите вещества, которые соответствуют указанным в таблице классам/группам органических соединений. Запишите в таблицу номера, под которыми указаны эти соединения.
Диеновый углеводород
Карбоновая кислота
12. Задание 12 № 1059
В предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных веществ (см. перечень). Расставьте коэффициенты в полученных схемах, чтобы получились уравнения химических реакций.
13. Задание 13 № 1060
Пропанол-1 применяют в качестве растворителя для восков, чернил, природных и синтетических смол, для синтеза пропионовой кислоты, пестицидов, некоторых фармацевтических препаратов. Пропанол-1 можно получить в соответствии с приведённой схемой превращений:
Впишите в заданную схему превращений структурную формулу вещества Х, выбрав его из предложенного выше перечня. Запишите уравнения двух реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
14. Задание 14 № 866
Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК — это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.
ПДК сернистого газа в воздухе рабочей зоны составляет 0,9 мг/м3.
Из-за нарушения работы вентиляции в помещении химической лаборатории площадью 25 м2 и высотой потолка 3,2 м в воздухе скопилось 88 мг сернистого газа. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация сернистого газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию сернистого газа в помещении.
15. Задание 15 № 606
Для обработки обожжённых кожных покровов применяют 5%-ный раствор перманганата калия. Рассчитайте массы перманганата калия и воды, которые необходимы для приготовления 120 г такого раствора. Запишите подробное решение задачи.