Открытый урок в 9 классе.
Тема: Химические свойства металлов.
Цели:
закрепить знания обучающихся об электрохимическом ряде напряжений металлов, актуализировать и обобщить знания ребят о химических свойствах металлов, продолжить тренировку в составлении уравнений химических реакций;
развивать познавательную активность обучающихся, умения наблюдать и делать выводы на основе исследований, интерес к предмету;
воспитывать коммуникативные отношения обучающихся, позитивное отношение к обучению.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, колонки; р-р соляной кислоты (1:5), металлический натрий, цинк(гранулы), медь(кусочки проволоки), железо(опилки), р-ры: сульфата меди, хлорида железа(III), азотная кислота разб., вода (дист.), фенолфталеин; спиртовка, пробиркодержатель, пробирки с подставкой, стакан.
Оформление доски: Девиз урока: «Опыт есть истинный учитель» Леонардо Да Винчи
Схема (прил.1), д/з:
, упр.1Дополнительно (по желанию), раб. Тетрадь стр.31, зад.№3
Ход урока:
Организационный момент: (2 мин)
Приветствие, мотивация на урок./ Посмотрите, у нас сегодня на уроке присутствуют гости; на столах у вас лежит раздаточный материал, который нам понадобится на уроке. Забудем на эти 40 мин. обо всем постороннем, настроимся на изучение нового материала. Пожелаем мысленно друг другу удачи и себе обязательно! Улыбнемся гостям! И начнем наш урок./
Отсутствующие (дежурный)
Повторение прошлого урока (8 мин) Слайд 1.
1) Вспомним основное химическое свойство металлов на основании строения их атомов? ( металлы являются восстановителями, т.к. отдают электроны)
2) Все ли металлы обладают одинаковой активностью? Посмотрите на ряд активности металлов (Прил.3) Ответ: активность металлов уменьшается слева направо. Слайд 2.
О ряде активности металлов нам напомнят ребята (им заранее было дано задание) (Прил.2)
3) Посмотрим на доску. На прошлом уроке мы с вами зарисовали предполагаемую схему химических свойств металлов, предложили 4 гипотезы и изучили взаимодействие металлов с простыми веществами, записали уравнения химических реакций. Слайд 3.Сейчас посмотрим видео опыты: взаимодействие натрия с серой и железа с хлором. Слайды 4,5. ( На доске записывает обучающийся уравнения химических реакций). Вспомним выдвинутые гипотезы. Ответ: 1 -металлы могут взаимодействовать с простыми веществами, 2 – с водой, 3- кислотами и 4 – с солями.
Формирование новых знаний.
1-юу гипотезу мы с вами подтвердили с помощью увиденных и проделанных на прошлом уроке опытов.
Продолжим наше исследование по изучению химических свойств металлов.
А) Работать будем по плану: (17 мин)
Один из обучающихся и я покажем вам опыты по взаимодействию металлов с водой.
Вторая группа исследователей – (двое обучающихся)– будут проводить эксперимент по взаимодействию металлов с кислотами.
Третья группа исследователей – (еще двое ребят)–
проводят эксперимент по взаимодействию металлов с солями.
Пока группы готовятся к проведению эксперимента, остальные открывают учебник на стр. 40-41, достают карандаши и прорабатывают текст, делая на полях отметки:
v - этот материал знаком
+ - новое
-- - думал по- другому
? – не могу разобраться, нужна помощь.
Обратите, пожалуйста, ваше внимание на правила по использованию ряда активности металлов.
Индивидуальные задания:
Выполнить в тетради конспект учебника стр.40-41 «Электрохимический ряд напряжения металлов». (тетради возьму на проверку). (Это задание для обучающихся с низким уровнем знаний)
Б) Показ опытов (вспоминаем правила ТБ)
Обучающийся проводит опыты металлов с водой ( металлы: натрий, железо и медь). Все смотрят и записывают уравнения химических реакций. Он же на доске делает запись уравнений. Слайд 6.
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
t
3Fe + 4H2O Fe3O4 + 4H2
Cu + H2O - реакция не идет
Вывод: металлы взаимодействуют с водой по- разному.
Вторая группа проделывают опыты с разбавленными кислотами (одну реакцию один из бучающихся, а другой делает запись уравнения химической реакции на доске; вторую реакцию проводит второй,а первый записывает уравнение химической реакции на доске и т. д.) Слайд 7.
Zn +2HCl = ZnCl2 + H2
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
Cu + HCl - реакция не идет
8Cu + 3HNO3(разб.) = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
Вывод: металлы, стоящие в ряду активности до водорода вытесняют водород из растворов кислот, исключение – азотная кислота.
Третья группа проводят реакции металлов с солями по очереди: опыт – запись на доске уравнения реакций. Имеются металлы: железная иголочка, медная проволока и растворы солей: сульфат меди и хлорид железа (Ш)
Fe + CuSO4 = FeSO4 +Cu
Fe0 – 2e = Fe2+ 2 1
Cu2+ + 2e = Cu0 2 1
Cu + FeSO4 - реакция не идет
Вывод: металлы реагируют с солями в соответствии с правилом положения металлов в ряду напряжений. Слайды 8,9.
Учитель: подтвердились ли наши гипотезы?
Обучающиеся: Да, подтвердились.
Учитель: у вас на столах есть лист «Контроль знаний» (Прил.4), как на слайде.
Слайд 10.
Эту таблицу необходимо заполнить: если реакция между реагентами идет, ставим «+», а если не идет, то – «- ». Работаем 5 мин.+ 2 мин. на самопроверку. Пока работают с таблицей, прохожу и смотрю работу с учебником.
Самопроверка: возьмем карандаши и проверим сами свою работу по слайду. Слайд 11.
Выставление оценок. Сдать конспект (индивидуальные задания).
Итог: В течение всего урока мы изучали химические свойства металлов, делали выводы, подтвердили выдвинутые гипотезы. Посмотрим еще один опыт: на ваших глазах я опускаю золотую серьгу в соляную кислоту. Почему не идет реакция? Опускаю в концентрированную азотную – реакции не наблюдаем. Почему? Эти вопросы вам рассмотреть дома. И записать домашнее задание Слайд 12
Рефлексия.
1.Ответьте, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?
2.Чему научились?
А это для вас небольшой сюрприз. Слайды 13,14,15. Посмотрите и улыбнитесь вместе со мной. Всем большое спасибо! Слайд 16
Положите смайлики на мой стол, чтобы я видела, с каким настроением и пожеланиями вы уходите с урока. (Прил.5).
Приложение 1
Вода
Окислитель Н+
кислота
окислитель Н+
Металл
восстановитель
Соль
Окислитель атом
Неметалл
окислитель
Приложение 2
Краткое сообщение.
1-ая обучающаяся:
Последовательность металлов по их способности вытеснять друг друга, давно известная химикам, была в 1860-тые и последующие годы особенно основательно и всесторонне изучена и дополнена Н.Н.Бекетовым – русским физико-химиком. С развитием современных представлений электрохимии (главным образом в работах Вальтера Нернста – немецкого физико-химика) стало - ясно, что эта последовательность соответствует «ряду напряжений» расположению металлов по значению стандартных электродных потенциалов.
2-ая обучающаяся:
поэтому вытеснительный ряд металлов называют также ряд Бекетова, электрохимический ряд напряжений металлов (или ряд активности), или ряд стандартных электродных потенциалов металлов. В этом ряду активность металлов усиливается справа налево.
Приложение 3
Электрохимический ряд напряжения металлов
Li, K, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Ni, Sn, Pb, (H2), Cu, Hg, Ag, Pt, Au
Возрастает восстановительная способность металлов в свободном состоянии
Li+, K+, Ca2+, Na+, Mg2+, Al3+, Mn2+, Zn2+, Cr3+, Fe2+, Ni2+, Sn2+, Pb2+, (H+), Cu2+, Hg2+, Ag+, Pt2+, Au3+
Возрастает окислительная способность ионов металлов
Приложение 4
Какие реакции практически осуществимы?
Реагирующие вещества | K | Ca | Fe | Cu | Au |
О2 | | | | |
Н2О | | | | |
HCl (раствор) | | | | |
Pb(NO3)2 раствор | | | | |









Приложение 5