СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Химические свойства серной кислоты»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю урок изучения нового материала по теме: «Химические свойства серной кислоты» (9 класс). Урок проводится в форме ролевой игры.

Просмотр содержимого документа
««Химические свойства серной кислоты»»

Урок по химии в 9 классе по теме:

«Химические свойства серной кислоты»


Предлагаю урок изучения нового материала по теме: «Химические свойства серной кислоты» (9 класс). Урок проводится в форме ролевой игры.

Цель урока: усвоение учащимися свойств серной кислоты; развитие умений выделять существенные признаки и свойства объектов. Классифицировать факты, делать выводы; формирование оперативно-контрольных умений; развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, умения действовать самостоятельно, воспитание культуры умственного труда.

Эпиграф: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим» (М.Фарадей).


Ход урока

Сообщаем учащимся цели и задачи урока: изучить свойства концентрированной серной кислоты, выяснить особенности действия ее на металлы и неметаллы, а также на органические вещества.


Актуализация

опорных знаний


Проводим химическую разминку.

? Назовите возможные степени окисления серы.

? Что такое окислитель, восстановитель?

? В каком соединении сера проявляет только окислительные свойства? Только восстановительные свойства?

? Что такое олеум?

? Назовите формулу ангидрида серной кислоты.

? Перечислите химические свойства разбавленной серной кислоты.

Вывод: разбавленная серная кислота образует различные соли и обладает общими свойствами кислот. Однако свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты отличаются между собой.


Объяснение нового материала


Сообщаем учащимся, что на уроке они проведут независимое расследование, цель которого – выяснить особые свойства концентрированной серной кислоты. Для получения достоверных и разнообразных сведений о ее свойствах создаются рабочие группы. Каждая группа получает инструкцию по проведению расследования.



Инструкция по составлению исторической справки


Цель: подготовить справку о строении молекулы серной кислоты, ее физических свойствах, историческом названии кислоты.

Порядок действий:

  1. Прочитайте текст учебника и информацию к размышлению.

  2. Приготовьте раствор серной кислоты. Для этого в пробирку с водой добавьте с помощью пипетки несколько капель концентрированной серной кислоты. Потрогайте пробирку. Сделайте вывод.

  3. Подготовьте отчет.


Инструкция по проведению следственного эксперимента


Цель: выяснить отношение концентрированной серной кислоты к органическим веществам.

Порядок действий:

  1. Прочитайте внимательно текст учебника и информацию к размышлению.

  2. В пробирку с концентрированной серной кислотой поместите лучинку, через минуту проверьте ее состояние.

  3. В тексте учебника найдите уравнение реакции, запишите его в тетрадь.

  4. Подготовьте отчет.


Инструкция по проведению дактилоскопического исследования


Цель: обнаружить кислоту.

Порядок действий:

  1. Даны пробирки с соляной кислотой и растворами азотной и серной кислот. Опытным путем определите, в какой пробирке находится серная кислота.

  2. Составьте уравнение качественной реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде.

  3. Подготовьте отчет.


Инструкция по проведению химического анализа


Цель: проанализировать информацию о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами различной активности и неметаллами.

Порядок действий:

  1. Прочитайте текст учебника и информацию к размышлению.

  2. Напишите уравнение реакции меди с концентрированной серной кислотой (с помощью учебника). Составьте электронный баланс. Укажите окислитель, восстановитель.

  3. Напишите уравнения реакций концентрированной серной кислоты с серебром и углем.

  4. Подготовьте отчет.



Информация к размышлению



Серная кислота – тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета. Смешивается с водой в любых соотношениях. При растворении серной кислоты в воде выделяется настолько большое количество теплоты, что вода «закипает».

Концентрированная серная кислота активно поглощает воду из воздуха, отнимает ее от других веществ. При попадании органических веществ в концентрированную серную кислоту происходит их обугливание.

Безводная серная кислота – сильнейший окислитель за счет атомов серы в степени окисления +6. Она окисляет даже медь – металла, стоящий в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода. Такие металлы, как алюминий или железо, с концентрированной серной кислотой не взаимодействуют (происходит пассивирование металлов). Концентрированная серная кислота окисляет и неметаллы.


Группы работают по инструкциям в течении5 мин. На столах учащихся имеются стандартные листы бумаги, на которых приведена незаполненная таблица - это карта независимого расследования (приведена в заполненном виде). Учащиеся записывают в ней тему и в течение урока по мере поступления сведений заполняют ее.

На этапе обработки материала собственная деятельность учащихся организована как групповая работа и предполагает как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной информацией серной кислоты, принимают самостоятельные решения о ее важности и соответствии цели своего исследования, выполняют эксперимент, готовятся рассказать о результатах своего расследования.

В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют карту расследования. По окончании работы группы докладывают о результатах своих изысканий. В это время остальные учащиеся заполняют свои карты расследования новыми сведениями. Демонстрируем опыт «Обугливание сахара концентрированной серной кислотой».

Затем предлагаем провести химическую экспертизу результатов. Учащиеся формулируют общий вывод: концентрированная серная кислота – сильный окислитель. Окислительные свойства проявляет за счет атомов S+6.

Учащиеся записывают вывод в тетрадь. Оцениваем сообщения учащихся.





Карта независимого расследования


Направление

исследования

Результаты исследования (свойства концентрированной серной кислоты)

Уравнения реакций

  1. Историческая справка





Историческое название – купоросное масло. Бесцветная маслянистая жидкость. Поглощает влагу из воздуха. Растворяется в воде.

Растворение – процесс экзотермический:

H2SO4 + /7Н2О —H2SO4 ■ лН20 + Q

конц.

  1. Следственный эксперимент

Обугливает органические вещества: древесину, сахар, кожу, ткани. Отнимает воду от других веществ.

СбНю05)„ *- 6лС + 5лН20,

С12Н22О11 — 12С+ 11Н20,

С2Н5ОН —С2Н4 + Н20


  1. Дактилоскопическое исследование

Реактив: BaCI2

результат – осадок белого цвета

H2S04 + ВаС12 = ВаSO4 + 2HCI, SOf“ + Ва2" = ВаSO4

  1. Химический анализ

Окисляет даже неактивные металлы (исключение –AI, Fe), неметаллы

  1. Си + 2H2S04 = CuS04 + S02t + 2Н20,

конц.

Си0 - 2е~ — Си2+,

в-ль

S*5 + 2е~ - S+4;

ок-ль

  1. 2Ад + 2H2S04 = Ag2S04 + S02T + 2Н20,

конц.

С + 2H2S04 — С02 + 2S02t + 2Н20

конц.


Закрепление знаний


Проводим экспресс-опрос, затем предлагаем учащимся тест. Последнее тестовой задание, обозначенной звездочкой, учащиеся выполняют по желанию.

? Почему склянку с концентрированной серной кислотой нельзя оставить открытой?

? Если стаканчик с концентрированной серной кислотой поставить зимой между рамами, стекло не замерзнет. Почему?

? Какую серную кислоту надо взять, чтобы растворить ртуть: концентрированную или разбавленную?

? Объясните образование «химического молока» (демонстрируем взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария).


Тест «Соединения серы. Серная кислота»


Вариант 1


  1. Только восстановительные свойства проявляет

а) S б) SO2 в) H2SO4 г) H2S

2. Свойства разбавленной серной кислоты иллюстрирует схема

а) Zn + H2S04 —* ZnS04 + H2S + H20

б) Zn + H2S04 —- ZnS04 + H2

в) Hg + H2S04 —- HgS04 + S02 + H20

r) Ag + H2S04 —- Ag2S04 + S02 + H20

3.ПРИ РАЗБАВЛЕНИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ ВОДОЙ

а) воду наливают в кислоту

б) кислоту наливают в воду

в) смешивают воду и кислоту одновре­менно

г) порядок смешивания веществ не име­ет значения

4.ПИРИТ ИМЕЕТ ФОРМУЛУ

а) Na2S04 • 10Н20 в) FeS2

б) FeS г) Na2S

5.ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ С МЕДЬЮ ПРИ НАГРЕВАНИИ получается (записать уравнение)




6. РАЗБАВЛЕННАЯ СЕРНАЯ КИСЛОТА НЕ РЕАГИРУЕТ С

  1. Hg б) Fe в) Zn г) А1

Вариант 2

1.ТОЛЬКО ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПРОЯВЛЯЕТ

  1. H2S04 б) H2S03 в) H2S г) S

2. КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА СУЛЬФАТ-ИОНЫ

а) Ва2+ + S02-4= BaS04

б) Ва2+ + SO32-| = BaS03

3.РАСТВОР S03 В 100%-НОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТЕ НАЗЫВАЮТ

а) «царской водкой»

б) плавиковой кислотой

в) олеиновой кислотой

г) олеумом

4.ОКСИД CEPbl(IV) ЯВЛЯЕТСЯ АНГИДРИДОМ КИСЛОТЫ

а) сернистой в) сероводородной

б) серной г) тиосерной

5.КОНЦЕНТРИРОВАННАЯ СЕРНАЯ КИСЛОТА НЕ РЕАГИРУЕТ С

а) углеродом в) магнием

б) железом г) медью

6.СЕРНУЮ КИСЛОТУ ПОЛУЧАЮТ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ВОДОЙ

а) оксида серы(ГУ) в) оксида серы(У1)

б) серы г) сульфата кальция

После сдачи работ показываем записанные на доске правильные ответы. Учащиеся сами анализируют свои ошибки, подсчитывают количество баллов, оценивают свою работу.

В конце урока проводим демонстрационный опыт «Проявление надписи, сделанной серной кислотой». На листе бумаги заранее пишем формулу H2SO4 разбавленной серной кислотой. При нагревании листа над пламенем спиртовки появляется формула черного цвета.

? Объясните, почему возникла формула. Если позволяет время, можно прочитать учащимся небольшую сказку в стихах ( по времени это занимает 5 мин). Это позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, а также заострить их внимание на свойствах и применении серной кислоты.

.


Сказка о серной кислоте


Что случилось в дороге?

Куда пропали дети?

Не галдят, не поют,

Стекла мячиком не бьют.

Позабыли дети

Обо всем на свете…


А дело в появлении

Такого объявления:

«Спешите! Ожидается

Одно лишь представление!

Все страны мира покорил

Великий химик Нитрозил!»


Значит надо торопиться!

В кассу очередь толпится.

Триста тридцать три руки

Крепко сжали пятаки.


Вдруг скрипнула дверь…

Может, там чародей?

Интересно какой?

Ой!


На цыпочках заплаканный

Выходит Нитрозил:

«Дети, не шумите!

Прошу вас, прекратите!


Дело в том, что от меня

Сейчас сбежала кислота –

Серная, обычная,

Но свойства неприличные.


Ах оно несносное –

Масло купоросное!

Умоляю, не сердитесь,

Потихоньку расходитесь!»


Что поделать! Передела

Очередь у кассы

Девочки и мальчики

Вспомнили про классы…


А в городе тем временем

Шум и суета –

Наделает большой беды

Эта кислота:


Загубит всю природу

И высушит леса.

Погибнет рыба в озере,

И закипит вода.


Разрушатся металлы,

Исчезнут провода.

Сильнейший окислитель

Такая кислота!


За дело взялся детектив

По кличке Бария Хлорид,

Известный многим реактив

По следу кислоты бежит.


Добежал до химзавода,

Заглянул он за ворота,

А беглянка тут как тут –

Работает не покладая рук.


Кислоты, удобрения, соли,

Хлор, гербициды, волокно,

Нефтепродукты и глюкоза,

Красители, пластмасса, сода –

Все ею произведено!


Всем известный реактив

Галанген был, весьма учтив.

Он в алюминиевой карете

Умчал ее быстрей, чем ветер.

Великий химик скачет,

Смеется, чуть не плачет:

«Повесьте снова объявление,

Что состоится представление!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!