СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химия 10 класс "Мыла"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: химия  Класс: 10. Тема урока: Мыло.  Вид урока: урок получения нового знания. Технологии: элементы системно-деятельностного подхода, технология критического мышления, Икт технология. 

Просмотр содержимого документа
«Химия 10 класс "Мыла"»

  1. Пономаренко Анжелика Евгеньевна.

  2. Место работы МБОУ СОШ №91 г. Барнаул, Алтайский край

  3. Учитель химии и биологии.

Предмет: химия

Класс: 10

Тема урока: Мыло

Вид урока: урок получения нового знания. 

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, экспериментальный.

Технологии: элементы системно-деятельностного подхода, технология критического мышления, Икт технология.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.


Цель урока:

Задачи:

Образовательные: создать условия для усвоения основных понятий, входящих в содержание темы, а именно: состав, получение, свойства мыла и синтетических моющих средств, а так же история мыла как необходимого компонента быта; прогнозирование моющих свойств СМС; продолжить формирование умений обращаться с оборудованием в ходе выполнения лабораторных опытов.

Развивающие Создать условия для: формирования умений оперативно анализировать и структурировать полученную информацию, для совершенствования умений школьников составлять химические уравнения, выполнять лабораторные опыты; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные: способствовать укреплению коммуникативной культуры, стимулировать развитие познавательного интереса, через совместную обучающую деятельность. Воспитывать эстетические взгляды на окружающую среду, через яркие позитивные образы, развивать самостоятельность, умение работать в парах, проводить самопроверку и взаимопроверку; в целях решения задачи профилактики утомляемости ввести элементы игры и занимательности.

Оборудование и реактивы:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, оценочные листы, школьная мини лаборатория, штатив с пробирками, химический стакан, жесткая вода, раствор мыла и СМС, фенолфталеин, учебник. Таблица комфортности.

Структура урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Актуализация знаний

ІV. Определение темы, Домашнее задание, постановка цели урока, стимулирование мотивации учащихся.

V. Психологическая установка на работу.

VІ. Основные этапы урока:

  1. Этап понятийный.

  2. Этап Историческая справка.

  3. Этап классификация и состав, технология.

  4. Этап «Химическая лаборатория».

  5. Этап культурологический

  6. Этап "Умений"

VІІ. Подведение итогов урока и выставление оценок. Рефлексия.

VІІІ. Заключительное слово учителя.

  1. Организационный момент (1 мин).

Здравствуйте ребята. Садитесь. Отмечаем отсутствующих на уроке.

ІІ. Проверка домашнего задания. (5 мин )

Работа у доски: слайд 1

  1. Ученик у доски – общая формула жиров. Гидролиз жиров. Слайд 1,2

  2. Ученик ответы на вопросы 1-3 стр.

  3. Ученик ответы на вопросы 3-6 стр.

Оценивание

ІІІ. Актуализация знаний: 2 мин мин

Вопросы учащимся (фронтально):

Ребята обратите внимание на гидролиз жиров, именно то уравнение послужит «мостиком» в тему сегодняшнего урока.

А мне хотелось бы, чтоб вы сами ее сформулировали на основе некоторых интересных

сведений об том продукте. (зачитывает сведения, дублируя на слайде) Слайд 3

Первые рецепты его ученые обнаружили в Месопотамии на глиняных табличках, которые относятся к 2200 году до нашей эры. На них была детально описана технология изготовления продукта из доступных натуральных ингредиентов.

В то время как в любом магазине России можно найти набор из десяти брусков …по смешной цене, существует продукция, которая по карману не всем. Выпускает ее компания Plank, специализирующаяся на аксессуарах для занятий йоги.

Продукт под названием Cor Silver Soap изготавливают из шелкового волокна, натурального серебра, четырех видов коллагена и хитозана из панцирей крабов. Оценивает его производитель в 125 долларов за брусочек 120 граммов.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению, как появилось у человечества это. По одной из версий, родина его рождения — гора Сапо в Древнем Риме, на которой проводились жертвоприношения богам. После сжигания тушей ритуальных животных, их жир, смешиваясь с пеплом костров, стекал в реку Тибре, в которой женщины стирали белье. Они-то и заметили, что в данном месте вода пенится, а предметы гардероба отстирываются лучше. Так, изобретение … стало лишь вопросом времени.


ІV. Определение темы, Домашнее задание, постановка цели урока, стимулирование мотивации учащихся. (3 мин)

Тема урока: Мыла. Слайд 4


Как много в мире удивительных вещей, 
Легенд, историй, тайн и новостей — 
И большинство из них берут начало в Древнем мире.
Сегодня мы хотим поведать вам о мыле! 

Чем умывались наши предки в древние века? 
Была ли важной в древнем мире чистота? 
Вопросов много, а ответ один — 
Мы вам об этом рассказать сейчас хотим.

Балада о мыле  
Тема определена, давайте попробуем поставить цель к уроку.

( формулировка цели)

Цель урока: Какие вопросы мы сегодня хотели бы разобрать в рамках той темы.

На доске записываются вопросы учащихся. Подводится итог в виде цели. Слайд 5

«дать определение, классификацию, состав и выяснить моющую способность мыл, исторические сведения об открытии, производстве мыл, о влиянии мыла на цивилизацию».

Отлично.

Вам предстоит обобщить и дополнить имеющиеся из личного опыта знания по теме: «Мыла», а так же оценить свои знания по данной теме.

Как вы думаете, какой будет результат урока, зачем мы сегодня будем работать?

( версии ребят) Верно, мы систематизируем и расширяем знания по теме, закрепляем их, также учимся их применять. А что покажет результат урока?

Усвоили вы материал и готовы ли его применить или необходимо еще поработать над определенными вопросами темы, и определить эти вопросы.

На уроке мне будут помогать ребята, получившие опережающие задания. Сегодня мы научимся объяснять зависимость свойств мыл от их состава, моющие свойства мыл и смс. Продолжим формировать умения обращаться с лабораторным оборудованием.

Домашнее задание: запишите, пожалуйста, домашнее задание

Д/з § 13 в 7-12 Слайд 6

И прежде чем мы перейдём к работе, давайте психологически настроимся на нашу работу.

ІІІ. Психологическая установка на работу каждый про себя повторите:

У нас все получится. Мы выполним работу успешно.

Я активно участвую в работе на уроке.

Инструктаж: 1 мин

Работать будете и парно, и индивидуально. Выполняйте работу самостоятельно. Если решите списать, то это заблуждение приведет вас к неудовлетворительному результату. Поэтому выполняем работу в отведенное для этого время.

Ещё на каждом этапе урока, вы будете себя оценивать, для этого у вас на столах лежат оценочные листы с критериями оценок, в них вы будете фиксировать свои достижения, подпишите их. Лист поможет дать самооценку вашей работы на уроке, стремитесь быть честными с собой.

Оценочный лист ученика:

Ф.И. 1._____________________________________________________

2. __________________________________________________________


В 5 бальной

системе

Этапы

Критерии оценок


Самооценка

1ученик

2ученик

  1. Этап понятийный.


Всё усвоил(а) правильно – 5 баллов,

Допускаю ошибки при использовании

информации – 3 балла,




  1. Этап Историческая справка

Всё правильно понял(а) – 5 баллов

Не усвоил(а)-1балл




  1. Этап классификация и

состав, технология

Всё правильно понял(а) – 5 баллов

Остались вопросы не усвоенные – 3 балла,

Не усвоил(а)-1балл




  1. «Химическая лаборатория»

Выполнение опыта

правильно – 2,5 балла,

с ошибками «-1 балл»

Запись правильно

УР – 2,5 балла

с ошибками «-1 балл»




5)Этап культурологический


Всё правильно понял(а) – 5 баллов

Не усвоил(а)- 0 баллов



6)«Итоги»


Всё правильно» -5 баллов

с 1-2 ошибками - 4балла,

с 3-4 ошибками - 3 балла.




Итого: вычислить среднее арифметическое своих оценок (Сложите

все ваши оценки все и разделите на 6) округлите оценку до целой.

например 5+1+3+2,5+0+5=14,5 16,5/6 = 2,75, значит оценка 3



Итак, мы начинаем прохождение этапов.

ІV. Понятие мыла. И так что мы знаем о мылах? ( ответы учащихся) 2 мин

Мылятся, скользкие, моют, …

Именно.

А что же они из себя химически представляют?

Еще аз обратите внимание на равнение на доске, почему оно называется омыление жиров? Учтите что речь идет о щелочном гидролизе и уравнение выглядит так Слайд 7

Что из двух продуктов реакции будет обуславливать мыльные свойства? (ответы учащихся)- верно соли высших карбоновых кислот. Слайд 8

Историческая савка о мыле. Слайд 9 4 мин

Не забываем оценивать себя в листе самооценки

Все ли мыла одинаковы? Какие виды мыл вы знаете?(ответы учащихся) по физическим характеристикам и о хим.Составу мыла делят на твердые и жидкие. Слайд 10 3 мин

Мыла

твердые жидкие

(натриевые) (калиевые)

Диссоциируют как сильные электролиты.

RCOONa RCOO- + Na+

Полярная часть молекулы – (-COO-Na+ )

(гидрофильна, т.е. растворима в воде)

Неполярная часть молекулы – R (радикал)

(гидрофобна, т.е. нерастворима в воде, но растворима в жирах)

Различают так же по составу назначению мыла Слайд 11

Что же входит в состав мыл. Давайте проанализируем состав некоторых мыл. Возьмите лупы и мыла на столе и прочитайте состав. Какие вещества в ходят в мыла. (ответы учащихся). Хорошо

Таким образом основа любого мыла натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот и добавки, облагораживающие свойства мыл. Слайд 12 .13 Что же дают вещества мылам давайте послушаем. (доклад учащихся). 4 мин

Итак каким бы ни было мыло. Оно имеет в составе щелочные компоненты. А насколько щелочной характер у мыла, как то влияет на кожу, и моющие свойства в сравнении с Синтетическими моющими средствами – стиральным порошком. Чем лучше стирать изделия из деликатных тканей.

Итак, эксперимент! Слайд . 14. 15.16 17

Лабораторная работа №11 Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка

стр. 178. На работу вместе с оформлением 10 мин. В помощь учебник на ст. 98.

Инструкция по технике безопасности:

  1. Соблюдать аккуратность при проведении опыта.

  2. Выполняет опыт только один человек ( в одних руках реактивы и пробирки).

  3. Берем только указанные реактивы. Ставим реактивы на свои места.

  4. Наливать реактивы надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху, т.е. в ладони.

  5. Работаем с малым количеством вещества.

  6. Начинаем работать только с разрешения учителя.

  7. По окончании опыта приведите рабочее место в порядок( все поставьте на свои места)


Итак какой раствор более агрессивен? ( ответ СМС) Слайд 18-22

Не забываем оценивать себя в листе самооценки

И все таки Почему мыльная вода имеет лучшие моющие свойства по сравнению с обычной ? Слайд 23 и 24 (доклад учащихся) 4 мин

Хорошо

А как производят мыла? Слайд 25 (доклад учащихся) 4 мин

Не забываем оценивать себя в листе самооценки

Заканчиваем разговор о мыле вопросом о роли мыла в развитии цивилизации. Слайд 26 (доклад учащихся) 4 мин

VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок (2-4мин).

Подводим итог урока. Ответьте на вопросы

Слайд 27

  1. Мыла – это …

  2. Основное свойство мыла - …

  3. Из каких основных веществ состоит любое мыло?

  4. Какая среда в мыльных растворах?

  5. Какие моющие средства следует использовать для стирки х/б тканей; шелковых и шерстяных тканей; в жесткой воде?

Не забываем оценивать себя в листе самооценки

посчитайте пожалуйста ваши баллы в оценочном листе, Эти балы позволят вам оценить ваши знания и подготовленность к проверочной работе. Сделайте выводы, что вызывает затруднения и над чем надо поработать. Кому необходимы консультации, вы знаете, что надо для этого сделать.

Рефлексия: Слайд 28

Давайте вернемся к поставленной цели к уроку и к возникшим вопросам, как вы считаете, мы с вами добились поставленной цели?

Все ли вопросы мы смогли разобрать.

Полезен ли был для вас урок?


VІІІ. Заключительное слово учителя (секунды),

Учитель. Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет, я хочу поделиться с вами рекомендациями как выбирать мыла. Занимать время рассказом не буду, всем кто заинтересовался, предлагаю взять памятки с собой.






























  • Среди огромного разнообразия сортов туалетного мыла нетрудно выбрать то, которое подходит именно для вашей кожи. Однако то, что полезно для кожи, не годится для стирки, мытья посуды и других бытовых нужд. Нейтральная кислотность, присущая только туалетному мылу, препятствует удалению грязи с тканей и дезинфекции очищаемых поверхностей.

  • Качество мыла зависит от его состава

  • Когда-то мыла не было совсем – для умывания и стирки люди использовали только воду, позже – стали добавлять в воду золу. А когда соединили золу с известью – изобрели мыло.

  • Сейчас на прилавках магазинов великое множество различных видов мыла, которые отличаются формой, цветом, массой, упаковкой. Но, хотя эти мыльные параметры и влияют на цену мыла, его свойства и качество зависят исключительно от качества сырья, из которого оно изготовлено.

  • В состав мыла входят жиры, масла, красители, парфюмерные композиции и другие добавки. Чем больше в мыле натуральных компонентов, тем оно лучше.


  • Среди огромного разнообразия сортов туалетного мыла нетрудно выбрать то, которое подходит именно для вашей кожи. Однако то, что полезно для кожи, не годится для стирки, мытья посуды и других бытовых нужд. Нейтральная кислотность, присущая только туалетному мылу, препятствует удалению грязи с тканей и дезинфекции очищаемых поверхностей.

  • Качество мыла зависит от его состава

  • Когда-то мыла не было совсем – для умывания и стирки люди использовали только воду, позже – стали добавлять в воду золу. А когда соединили золу с известью – изобрели мыло.

  • Сейчас на прилавках магазинов великое множество различных видов мыла, которые отличаются формой, цветом, массой, упаковкой. Но, хотя эти мыльные параметры и влияют на цену мыла, его свойства и качество зависят исключительно от качества сырья, из которого оно изготовлено.

  • В состав мыла входят жиры, масла, красители, парфюмерные композиции и другие добавки. Чем больше в мыле натуральных компонентов, тем оно лучше.


  • Среди огромного разнообразия сортов туалетного мыла нетрудно выбрать то, которое подходит именно для вашей кожи. Однако то, что полезно для кожи, не годится для стирки, мытья посуды и других бытовых нужд. Нейтральная кислотность, присущая только туалетному мылу, препятствует удалению грязи с тканей и дезинфекции очищаемых поверхностей.

  • Качество мыла зависит от его состава

  • Когда-то мыла не было совсем – для умывания и стирки люди использовали только воду, позже – стали добавлять в воду золу. А когда соединили золу с известью – изобрели мыло.

  • Сейчас на прилавках магазинов великое множество различных видов мыла, которые отличаются формой, цветом, массой, упаковкой. Но, хотя эти мыльные параметры и влияют на цену мыла, его свойства и качество зависят исключительно от качества сырья, из которого оно изготовлено.

  • В состав мыла входят жиры, масла, красители, парфюмерные композиции и другие добавки. Чем больше в мыле натуральных компонентов, тем оно лучше.


  • Среди огромного разнообразия сортов туалетного мыла нетрудно выбрать то, которое подходит именно для вашей кожи. Однако то, что полезно для кожи, не годится для стирки, мытья посуды и других бытовых нужд. Нейтральная кислотность, присущая только туалетному мылу, препятствует удалению грязи с тканей и дезинфекции очищаемых поверхностей.

  • Качество мыла зависит от его состава

  • Когда-то мыла не было совсем – для умывания и стирки люди использовали только воду, позже – стали добавлять в воду золу. А когда соединили золу с известью – изобрели мыло.

  • Сейчас на прилавках магазинов великое множество различных видов мыла, которые отличаются формой, цветом, массой, упаковкой. Но, хотя эти мыльные параметры и влияют на цену мыла, его свойства и качество зависят исключительно от качества сырья, из которого оно изготовлено.

  • В состав мыла входят жиры, масла, красители, парфюмерные композиции и другие добавки. Чем больше в мыле натуральных компонентов, тем оно лучше.


Оценочный лист ученика:

Ф.И. -1._____________________________________________________

2. __________________________________________________________



В 5 бальной

системе

Этапы

Критерии оценок


Самооценка

1ученик

2ученик

  1. Этап понятийный.


Всё усвоил(а) правильно – 5 баллов,

Допускаю ошибки при использовании

информации – 3 балла,




  1. Этап Историческая справка

Всё правильно понял(а) – 5 баллов

Не усвоил(а)-1балл




  1. Этап классификация и

состав, технология

Всё правильно понял(а) – 5 баллов

Остались вопросы не усвоенные – 3 балла,

Не усвоил(а)-1балл




  1. «Химическая лаборатория»

Выполнение опыта

правильно – 2,5 балла,

с ошибками «-1 балл»

Запись правильно

УР – 2,5 балла

с ошибками «-1 балл»




5)Этап культурологический


Всё правильно понял(а) – 5 баллов

Не усвоил(а)- 0 баллов



6)«Итоги »


Всё правильно на «5» -5 баллов

с 1-2 ошибками - 4балла,

с 3-4 ошибками - 3 балла.




Итого: вычислить среднее арифметическое своих оценок (Сложите

все ваши оценки все и разделите на 6) округлите оценку до целой.

например 5+1+3+2,5+0+5=14,5 16,5/6 = 2,75, значит оценка 3







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!