СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Химия и окружающая среда» (внеклассное мероприятие)

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствует развитию эколого-химического мышления учеников

Просмотр содержимого документа
««Химия и окружающая среда» (внеклассное мероприятие)»

"На конкурс методических разработок

«Педагогическая мастерская»


МБОУ «Малосуньская ООШ» Мамадышского муниципального района РТ









Название проекта:

«Химия и окружающая среда»

(внеклассное мероприятие)


Вид проекта: игровой












Автор проектной работы:

Мухаметзянов Рустем Фазылзянович,

учитель биологии и химии



с. Малая Сунь

2018 год

Разработка внеклассного мероприятия

«Химия и окружающая среда».

Одной из важнейших задач, стоящих в наше время перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Трудно теперь представить современный урок или внеклассное мероприятие без современных методов. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьника.

Большой объем сложной научной информации в школьном курсе приходится изучать в весьма сжатые сроки, часто учебный материал мало связан с учебным опытом и познавательными интересами учащихся. Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал и учителя, и учеников, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.

В этом ключе и было создано общешкольное мероприятие для учащихся 9-11 классов «Химия и окружающая среда».


Общешкольный вечер в форме телепередачи «Своя игра».

Характеристика аудитории: 3 команды учащихся 9-11 классов (по шесть человек).

Цель: способствовать развитию эколого-химического мышления;

Задачи:

  1. повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников в области химии и экологии;

  2. повышение интереса к данным предметам через учебно-познавательную деятельность;

  3. воспитание чувства взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; развивать умения работать в группе, создавать коллективный продукт;

  4. формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

  5. формировать у учащихся умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, песочные часы, презентации Power Point.

Правила игры:

  • Три сборные команды по шесть человек от 9, 10, 11 классов.

  • Команда называет тему и цену вопроса в баллах. Ассистент открывает вопрос.

  • На обсуждение даётся 20 сек. Жюри подсчитывает количество набранных баллов. Команды отвечают по очереди.

Ведущий: Я хочу познакомить Вас с некоторыми афоризмами и цитатами про химии и окружающей среде:

«Мысли глобально, действуй локально». (Экологический лозунг)

«Дорога цивилизации вымощена консервными банками». (Альберто Моравиа)

«Велика Россия, а ступить некуда». (Анатолий Рас)

«Христос ходил по воде. Если загрязнение рек не прекратится, скоро ходить по воде сможет каждый». (NN)

«Экологи полагают, что журавль в небе лучше, чем синица в руках». (С.Пирсон)

«Не потому ли на Земле все меньше аистов, что все больше людей?» (Ю.Скрылев)

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». (Махатма Ганди)

«Экология — это изучение усилий человечества по ухудшению жизни на Земле».

(Виктор Кротов)

«Много ли пользы от дома, если у вас нет сносной планеты, на которой можно его поставить?» (Генри Дэвид Торо)

«Окружающая среда — это мы с вами». (Чарлз Панати)

«Человечество усердно перерабатывает природу в мусор». (Мейсон Кули)

«Земной шар лысеет, обнажая глобальный череп». (Аркадий Давидович)

«Если наше поколение не сделает невозможного, нас ожидает немыслимое».

(Петра Келли)

«Любая технология должна считаться виновной до тех пор, пока не будет доказана ее невиновность». (Дэвид Брауэр)

«В неразвитых странах смертельно опасно пить воду, в развитых — дышать воздухом». (Джонатан Рейбан)

«Токсичным отходам в воздухе просто не хватило бы места, если бы не наши легкие». (Роберт Орден)

«Самый эффективный способ устранения токсичных отходов — пересмотр классификации нетоксичных отходов». (Правило охраны среды)

«Очищение какой-либо территории от загрязнений ведет к равноценному загрязнению другой территории». (Правило охраны среды)

«Застройщик — это человек, который хочет построить дом в лесу. Защитник окружающей среды — это человек, у которого уже есть дом в лесу». (Деннис Миллер)

«Достаточно, чтобы каждый из нас на час задержал дыхание, — и с парниковым эффектом будет покончено». (Джерри Адлер)

«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок». (Р. Эмерсон)

«Эколог — современный пророк: он предсказывает, а над ним смеются». (Николай Векшин)

Дорогие участники и зрители, приветствую вас на «Своей игре по теме «Химия и окружающая среда». Болельщики могут помочь своей команде заработать очки, участвуя в конкурсе болельщиков.

Раунд «Экологический словарь»

10 баллов. Наука о химических процессах, определяющих состояние и свойства окружающей среды — атмосферы, гидросферы и почв. (Экологическая химия)

20 баллов. Чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определённых погодных условиях. (Смог)

30 баллов. Вещества, применяемые для уничтожения растений, в частности для борьбыс сорняками. (Гербициды)

40 баллов. Радиоактивные вещества, тяжелые металлы, техногенные химические соединения, способствующие появлению злокачественных опухолей. (Канцерогены)

50 баллов. Смесь газов, которая образуется из органических остатков, насыщенных органическими веществами илов, бытовых отходов. (Биогаз: CH4, CO2, H2, O2, H2S.)

Раунд «Охрана природы»

10 баллов. Атмосферные осадки, содержащие кислоту. (Кислотные дожди)

20 баллов. Полное нарушение экологического равновесия в природных живых системах. (Экологическая катастрофа)

30 баллов. Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и пищевых продуктах, вызывая тяжёлые заболевания. (Нитраты и нитриты).

40 баллов. Газы в составе атмосферы(СО2,СН4, оксиды азота, О3, фреоны), которые, пропуская солнечные лучи к поверхности Земли, препятствуют обратному длинноволновому излучению с земной поверхности. (Парниковый эффект)

50 баллов. Повышение содержания в почве легкорастворимых солей, угнетающих рост растений и подавляющих почвенную фауну. (Засоление почв)

Раунд «Отходы и доходы»

10 баллов. Эту кислоту получили в 1784г. из цитрусовых. Кислота используется как регулятор кислотности и консервант в пищевой промышленности как пищевая и вкусовая добавка. (Лимонная кислота)

20 баллов. Часть природного сырья, которая не используется или остаётся после переработки и использования. (Отходы)

30 баллов. Оксид углерода, который применяется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах. (Углекислый газ)

40 баллов. Недостижимый идеал, к которому следует стремиться промышленным, транспортным, сельскохозяйственным предприятиям. (Безотходная технология)

50 баллов. Кратковременное или за определенное время (час, сутки) поступление в окружающую среду любых загрязнителей. (Выбросы)

Раунд «Неметаллы»

10 баллов. Играет одну из главных ролей в живой природе, участвуя во многих процессах метаболизма живой клетки. Получается в результате множества окислительных реакций у животных, и выделяется в атмосферу с дыханием. (Оксид углерода IV)

20 баллов. Эффект, последствием которого многие климатологи считают мягкие зимы конца 80-х – начала 90-х г.г.XX века. (Парниковый эффект)

30 баллов. Организмы, фиксирующие в природе молекулярный азот. (Клубеньковые бактерии)

40 баллов. В связи с уменьшением выброса этого токсичного газа предприятиями энергетического комплекса содержание его в воздухе летом в 2-5 раз ниже, чем зимой. (Оксид азота IV)

50 баллов. Оксиды, катализирующие разрушение озонового слоя. (Оксиды азота II и IV)

Раунд «Вода»

10 баллов. Глобальный гидрологический процесс имеет три основных потока: осадки, влагоперенос и … (Испарение)

20 баллов. Какое воздействие на растительность водоемов оказывает поступление большого количества удобрений со сточными водами? (Начинается чрезмерный рост водорослей)

30 баллов. Загрязнители, попадающие в природные воды из атмосферы с осадками. (Серная и азотная кислоты, сульфаты, нитраты и др.)

40 баллов. Метод очистки воды с участием микрофлоры активного ила. (Биологическая очистка)

50 баллов. Почему при наличии в сточных водах большого количества трудно окисляемых органических веществ нежелательно применение озона для их очистки? (Возможно образование продуктов неполного окисления, причем более токсичных, чем исходные органические соединения)

Раунд: «Химия и здоровье»

10 баллов. Всем известно, что молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс используется для получения кефира? (Брожение)

20 баллов. Элемент, входит в состав гормонов щитовидной железы, недостаток в организме приводит к заболеваниям, в частности базедовой болезни. (Йод)

30 баллов. Увеличение содержания этого спирта в плазме крови считают фактором риска развития атеросклероза. (Холестерин)

40 баллов. Кетон, известный как растворитель, присутствует в небольших количествах в крови и моче человека. (Ацетон)

50 баллов. Назовите вещество, которое может и спасти человека в случае сердечного заболевания, и мгновенно уничтожить множество людей. Почему оно так действует? (Нитроглицерин. Его действие зависит от концентрации)

Раунд «Химия и быт»

10 баллов. Разбавленные растворы этого вещества применяют в быту как антисептическое средство. Используют при купании новорожденных, при протравлении семян. (Перманганат калия)

20 баллов. Некоторое вещество, содержащееся в древесном дыме, позволяет получать копченую рыбу и колбасу, а раствор этого вещества используется для консервирования биологических препаратов. Какое это вещество? (Формальдегид)

30 баллов. Эта кислота входит в состав чистящих средств для удаления ржавчины с металлических поверхностей, ее соли называются оксалаты. (Щавелевая кислота)

40 баллов. Спирт, смягчающий кожу рук, входит в состав кремов, зубной пасты. (Глицерин)

50 баллов. В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему? (Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах, а соли свинца токсичны).




Литература:

1.Имедеева Т.В. Интеллектуальная игра «Химия и здоровье»// Химия в школе. – 2007.№5.

2.Капецкая Г.А.Своя игра//Химия в школе.-2007-№7

3. Маркина И.В. Современный урок химии.- Ярославль.; Академия развития.,2008

4. Салахова Г.Ф. Интеллектуальная игра «Химия и окружающая среда»

5. https://ru.wikipedia.org/wiki


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!