СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Химия в фармации"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Химия в фармации» формирует понятия о здоровье, лекарствах, их действии на организм и правильном их употреблении, позволяет погрузиться в систему вопросов: химические реакции, химическая зависимость, фармакологические группы веществ, а также укрепляет метапредметные способы деятельности учащихся, их самостоятельность, умение планировать, наблюдать, фиксировать результаты, обобщать, делать выводы, сравнивать, анализировать, свертывать и развертывать информацию.  Особое внимание уделено составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами.

Просмотр содержимого документа
«"Химия в фармации"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска Лицей №1



Рассмотрено на заседании НМС

Протокол № 9

от ______________

Председатель НМС

__________

Согласовано

Заместитель директора по ВР МБОУ г. Иркутска Лицей №1

____________


Утверждено:

И.о.директора МБОУ г. Иркутска Лицей №1


_________________________

Приказ № от __________






Рабочая программа внеурочной деятельности

«Химия в фармации»

Обще-интеллектуального направления

научно-естественной направленности

для обучающихся 15-17 лет









Составитель: Цвелёва М.Е.,

учитель химии,

первой квалификационной категории

МБОУ г. Иркутска Лицей №1














Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Химия в фармации» общеинтеллектуального направления научно-естественной направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ4 (в редакции от 07.03.2018 г. № 56-ФЗ);

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции от 29.06.2017 г. № 613), (далее – ФГОС СОО);

  3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (в редакции от 24.11.2015 г. №81);

  4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Химия имеет тесные связи с медициной. Это, большей частью, проявляется в применении химических соединений для лечения болезней, а также в фармацевтике – науке о лекарственных средствах. Кроме этого, медицина широко пользуется полимерами, которые являются составной частью медицинских приборов, оборудования.

«Химия в фармации» формирует понятия о здоровье, лекарствах, их действии на организм и правильном их употреблении, позволяет погрузиться в систему вопросов: химические реакции, химическая зависимость, фармакологические группы веществ, а также укрепляет метапредметные способы деятельности учащихся, их самостоятельность, умение планировать, наблюдать, фиксировать результаты, обобщать, делать выводы, сравнивать, анализировать, свертывать и развертывать информацию. Особое внимание уделено составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами.

При составлении программы учитывались следующие факторы:

- образовательные потребности лицеистов;

- особенности лицеистов (уровень подготовки, уровень мотивации);

- уровень профессиональной компетентности кадрового потенциала, его возможности;

- состояние материально-технического обеспечения лицея, в том числе и учебно-методического обеспечения.

Направление реализации программы – обще-интеллектуальное.


Цель: дать учащимся возможность развивать свои познавательные интересы в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ, расчётных задач, расширить знания учащихся об организме как химической фабрике, продолжить формирование у учащихся понимания важности сохранения здоровья на биологическом и химическом уровне, развивать ключевые компетенции через активную образовательную деятельность.

Задачи:

- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане


Программа внеурочной деятельности предназначена обучающимся 10-11 классов возраста 15-17 лет. Внеурочная деятельность «Химия в фармации» рассчитана на 70 часов и призвана обеспечить условия для того, чтобы выпускник Лицея утвердился в сделанном им выборе дальнейшей профессиональной деятельности и приобрел необходимые компетенции в области химии, биохимии и фармакологии. В соответствии с учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска Лицей №1 на внеурочную деятельность «Химия в фармации» отводится по 1 часу в неделю (по 35 часов в году) в 10-11 классах естественно-научного профиля.









Планируемые результаты

Предметные способности:

знать:

  • понятия “лекарственные вещества”, “ядовитые вещества”, роль неметаллов металлов, их соединений в фармакологии;

  • фармакологические группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия;

  • влияние на состояние здоровья человека вредных веществ;

  • правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;

  • правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

уметь:

  • проводить качественные реакции на анионы и катионы;

  • проводить количественный анализ на примере метода титрования;

  • работать с лабораторным оборудованием;

  • идентифицировать лекарственные средства с помощью химических реакций;

  • решать расчетные задачи с медицинским содержанием;

  • анализировать состав некоторых лекарственных препаратов.

Коммуникативные способности:

  • работать в группе и паре;

  • разрешать конфликтные ситуации и, спорные вопросы;

  • управлять поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.

Регулятивные способности:

  • ставить цель и определять план достижения цели;

  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

  • контролировать время выполнения заданий.

Познавательные способности

  • самостоятельное выделяют и формулируют познавательные цели;

  • выполняют поиск и выделение необходимой информации;

  • применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

    • выполняют знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

    • умеют структурировать знания;

Личностные способности:

  • самоопределение;

  • самообразование.

Работа над проектом позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению.

  • учащиеся овладевают основными компетентностями:

1. Средства мировоззренческой ориентировки (ценностно-смысловая компетенция);

2. Знания и умения в определённой сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции);

3. Круг вопросов, по которым следует быть осведомлённым (общекультурная компетенция);

4. Основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования).

Метапредметные результаты:

  • анализ, моделирование;

  • формулирование гипотез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения химической информации.



Содержание курса внеурочной деятельности

Название раздела

Кол-во часов

Содержание раздела

Форма организации

Вид деятельности

Введение.


1

Краткие сведения об элективном курсе. Здоровье, здоровый чело-

век, здоровый образ жизни.

Групповая.

Работа в парах.


Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. Выдвижение гипотез

Химия лекарств

15

История использования лекарственных растений, применение

их при различных заболеваниях. Основные химические вещества, вхо-

дящие в состав лекарственных растений, их действие на организм,

применение в медицинских препаратах. Витамины и минеральные ве-

щества в лекарственных растениях, их разнообразие, их действие

на организм при их недостатке и избытке.

История появления лекарств, роль ученых в развитии лекарствен-

ных средств (работы Е. Шееле; Н. Вокелена; Куртуа; Тихона Ананьина;

М. В. Ломоносова; и др.)

Групповая.

Работа в парах.

Практическая работа.


Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. Выдвижение гипотез, анализ, вывод.

Макромолекулы жизни


10

Строение и свойства мономеров белка – аминокислот. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков.

Групповая.

Работа в парах.

Практическая работа.


Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. Выдвижение гипотез, анализ, вывод.

Методы расчёта в фармакологической химии

11

Приготовление раствора с заданной массовой долей веществПрименение антисептических растворова; Применение в медицине растворов солей на примере хлорида натрия и гидрокарбоната натрия, кислот, щелочей, этанола; Первая помощь при отравлении химическими реактивами.

Групповая.

Работа в парах.

Практическая работа.


Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. Выдвижение гипотез, анализ, вывод.

Витамины

4

Витамины и их роль в организме человека; Качественные реакции на витамины А и Е

Групповая.

Работа в парах.

Практическая работа.


Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. Выдвижение гипотез, анализ, вывод.

Вещества и здоровье человека

12

Патологическое влияние тяжелых металлов на организм человека. Значение неорганических веществ и их соединений для живой клетки.

Групповая.

Работа в парах.

Практическая работа.


Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. Выдвижение гипотез, анализ, вывод.

Изучение свойств лекарственных средств и их  идентификация

11

Основы химической классификации лекарственных средств. Состав лекарственных форм. Методы исследования лекарственных препаратов

Практическая работа.


Выдвижение гипотез, анализ, вывод.

Ядовитые вещества

3

Яды. Классификация ядовитых веществ.

Групповая.

Работа в парах.


Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров.

Защита проектов

3

Проектная деятельность

Групповая. Индивидуальная.

Выдвижение гипотез, анализ, вывод.

Всего

70





Тематическое планирование

10 класс

№пп

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Здоровье, здоровый человек, здоровый образ жизни.

1

2

История использования лекарственных растений.

1

3

История использования лекарственных растений.

1

4

Применение

лекарственных растений при различных заболеваниях.

1

5

Основные химические вещества, входящие в состав лекарственных растений.

1

6

Основные химические вещества, входящие в состав лекарственных растений.

1

7

Действие на организм веществ, входящих в состав лекарственных растений.

1

8

Применение в медицинских препаратах лекарственных растений.

1

9

Витамины и минеральные вещества в лекарственных растениях, их разнообразие.

1

10

Витамины и минеральные вещества в лекарственных растениях, их разнообразие.

1

11

Действие на организм при их недостатке и избытке.


1

12

История появления лекарств.

1

13

Роль ученых в развитии лекарствен-

ных средств (работы Е. Шееле; Н. Вокелена;

1

14

Роль ученых в развитии лекарствен-

ных средств (работы Куртуа; Тихона Ананьина).


1

15

Роль ученых в развитии лекарственных средств (работы М.В. Ломоносова).


1

16

ПР « Анализ состава медицинских препаратов».

1

17

Строение и свойства мономеров белка – аминокислот.

1

18

Первичная структура белка.

1

19

Вторичная структура белка

1

20

Третичная структура белка

1

21

Четвертичная структура белка

1

22

Биологическая роль белков.

1

23

ПР «Денатурация белка».

1

24

Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества.

1

25

Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества.

1

26

Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества.

1

27

Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества.

1

28

Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества.

1

29

Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества.

1

30

ПР «Приготовление раствора с заданной массовой долей веществ».

1

31

Применение антисептических растворов.

1

32

Применение в медицине растворов солей на примере хлорида натрия и гидрокарбоната натрия

1

33

Применение в медицине растворов кислот, щелочей.

1

34

Зачёт.

1


Тематическое планирование

11 класс



№пп

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества.

1

2

Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества.

1

3

Современная классификация витаминов.

1

4

Роль витаминов в организме человека: гиповитаминоз и гипервитаминоз.

1

5

ПР «Качественные реакции на витамины А и Е».

1

6

Обобщение знаний. Тест в Якласс.

1

7

Патологическое влияние тяжелых металлов на организм человека.

1

8

Патологическое влияние тяжелых металлов на организм человека.

1

9

Патологическое влияние тяжелых металлов на организм человека.

1

10

Неорганические вещества клетки.

1

11

Неорганические вещества клетки.

1

12

Микро- и макро- элементы клетки.

1

13

Значение неорганических веществ плазмы крови.

1

14

Органические вещества клетки.

1

15

Органические вещества клетки.

1

16

Биологическая роль химических элементов в организме.

1

17

Взаимосвязь строения и функций органических и неорганических веществ.

1

18

Взаимосвязь строения и функций органических и неорганических веществ.

1

19

Основы химической классификации лекарственных средств.

1

20

Основы химической классификации лекарственных средств.

1

21

Основы химической классификации лекарственных средств.

1

22

Основы химической классификации лекарственных средств.

1

23

Основы химической классификации лекарственных средств.

1

24

Состав лекарственных форм.

1

25

Состав лекарственных форм.

1

26

Состав лекарственных форм.

1

27

Состав лекарственных форм.

1

28

ПР «Методы исследования лекарственных препаратов»

1

29

ПР «Методы исследования лекарственных препаратов»

1

30

Классификация ядовитых веществ.

1

31

Яды и противоядия.

1

32

Яды в медицине.

1

33

Проектная деятельность.

1

34

Защита проектов.

1

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио). В каждый «портфель достижений» обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;

  • создание и защита собственных проектов;

  • создание и защита презентаций – представлений по изученной теме, сдача зачёта;

  • участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;

  • представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;

  • организация и проведение конкурсов исследовательских работ- соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения освоения курса внеурочной деятельности



Для организации внеурочной деятельности лицей располагает кабинетом химии, лаборантской комнатой, реактивами, библиотекой, компьютерной техникой. К реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы: оборудование необходимое для составления и защиты презентаций, проектов, исследовательских работ, оформления статей .



Информационно-методический ресурс реализации программы складывается из:
  • учебно-методической литературы, дополнительной литературы, видеофильмов (фонды музея «Зеркало истории»);

  • электронные ресурсы.



Литература

  1. Яды и противоядия Голиков С.Н., 1968.

  2. Спиричев, Владимир Борисович. Что могут и чего не могут витамины [Текст] : монография / Спиричев В. Б. - 3-е изд., доп. - Москва : Миклош, 2003.

  3. Жбанова, Екатерина Викторовна. Витамины: от истории открытия-до наших дней / Е. В. Жбанова ; Рос. акад. с.-х. наук, Всерос. НИИ генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина. - Мичуринск : МичГАУ, 2009.

  4. Горбачев, Владимир Васильевич. Витамины. Макро- и микроэлементы : справочник / В. В. Горбачев, В. Н. Горбачева. - Москва : Медицинская книга, 2011.

  5. Г.П.Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в вузы. – 2002.

  6. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия. – Москва : Медпресс- информ, 2007.

  7. Е.В. Михалкина. Организация проектной деятельности. - Учебное пособие: Ростов-на-Дону, 2016.