Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска Лицей №1
Рассмотрено на заседании НМС Протокол № 9 от ______________ Председатель НМС __________ | Согласовано Заместитель директора по ВР МБОУ г. Иркутска Лицей №1 ____________ | Утверждено: И.о.директора МБОУ г. Иркутска Лицей №1 _________________________ Приказ № от __________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Химия в фармации»
Обще-интеллектуального направления
научно-естественной направленности
для обучающихся 15-17 лет
Составитель: Цвелёва М.Е.,
учитель химии,
первой квалификационной категории
МБОУ г. Иркутска Лицей №1
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Химия в фармации» общеинтеллектуального направления научно-естественной направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ4 (в редакции от 07.03.2018 г. № 56-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции от 29.06.2017 г. № 613), (далее – ФГОС СОО);
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (в редакции от 24.11.2015 г. №81);
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Химия имеет тесные связи с медициной. Это, большей частью, проявляется в применении химических соединений для лечения болезней, а также в фармацевтике – науке о лекарственных средствах. Кроме этого, медицина широко пользуется полимерами, которые являются составной частью медицинских приборов, оборудования.
«Химия в фармации» формирует понятия о здоровье, лекарствах, их действии на организм и правильном их употреблении, позволяет погрузиться в систему вопросов: химические реакции, химическая зависимость, фармакологические группы веществ, а также укрепляет метапредметные способы деятельности учащихся, их самостоятельность, умение планировать, наблюдать, фиксировать результаты, обобщать, делать выводы, сравнивать, анализировать, свертывать и развертывать информацию. Особое внимание уделено составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами.
При составлении программы учитывались следующие факторы:
- образовательные потребности лицеистов;
- особенности лицеистов (уровень подготовки, уровень мотивации);
- уровень профессиональной компетентности кадрового потенциала, его возможности;
- состояние материально-технического обеспечения лицея, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Направление реализации программы – обще-интеллектуальное.
Цель: дать учащимся возможность развивать свои познавательные интересы в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ, расчётных задач, расширить знания учащихся об организме как химической фабрике, продолжить формирование у учащихся понимания важности сохранения здоровья на биологическом и химическом уровне, развивать ключевые компетенции через активную образовательную деятельность.
Задачи:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа внеурочной деятельности предназначена обучающимся 10-11 классов возраста 15-17 лет. Внеурочная деятельность «Химия в фармации» рассчитана на 70 часов и призвана обеспечить условия для того, чтобы выпускник Лицея утвердился в сделанном им выборе дальнейшей профессиональной деятельности и приобрел необходимые компетенции в области химии, биохимии и фармакологии. В соответствии с учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска Лицей №1 на внеурочную деятельность «Химия в фармации» отводится по 1 часу в неделю (по 35 часов в году) в 10-11 классах естественно-научного профиля.
Планируемые результаты
Предметные способности:
знать:
понятия “лекарственные вещества”, “ядовитые вещества”, роль неметаллов металлов, их соединений в фармакологии;
фармакологические группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия;
влияние на состояние здоровья человека вредных веществ;
правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;
правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
уметь:
проводить качественные реакции на анионы и катионы;
проводить количественный анализ на примере метода титрования;
работать с лабораторным оборудованием;
идентифицировать лекарственные средства с помощью химических реакций;
решать расчетные задачи с медицинским содержанием;
анализировать состав некоторых лекарственных препаратов.
Коммуникативные способности:
работать в группе и паре;
разрешать конфликтные ситуации и, спорные вопросы;
управлять поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.
Регулятивные способности:
ставить цель и определять план достижения цели;
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
контролировать время выполнения заданий.
Познавательные способности
самостоятельное выделяют и формулируют познавательные цели;
выполняют поиск и выделение необходимой информации;
применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
выполняют знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
умеют структурировать знания;
Личностные способности:
самоопределение;
самообразование.
Работа над проектом позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению.
1. Средства мировоззренческой ориентировки (ценностно-смысловая компетенция);
2. Знания и умения в определённой сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции);
3. Круг вопросов, по которым следует быть осведомлённым (общекультурная компетенция);
4. Основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования).
Метапредметные результаты:
анализ, моделирование;
формулирование гипотез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Содержание курса внеурочной деятельности
Название раздела | Кол-во часов | Содержание раздела | Форма организации | Вид деятельности |
Введение. | 1 | Краткие сведения об элективном курсе. Здоровье, здоровый чело- век, здоровый образ жизни. | Групповая. Работа в парах. | Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. Выдвижение гипотез |
Химия лекарств | 15 | История использования лекарственных растений, применение их при различных заболеваниях. Основные химические вещества, вхо- дящие в состав лекарственных растений, их действие на организм, применение в медицинских препаратах. Витамины и минеральные ве- щества в лекарственных растениях, их разнообразие, их действие на организм при их недостатке и избытке. История появления лекарств, роль ученых в развитии лекарствен- ных средств (работы Е. Шееле; Н. Вокелена; Куртуа; Тихона Ананьина; М. В. Ломоносова; и др.) | Групповая. Работа в парах. Практическая работа. | Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. Выдвижение гипотез, анализ, вывод. |
Макромолекулы жизни | 10 | Строение и свойства мономеров белка – аминокислот. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков. | Групповая. Работа в парах. Практическая работа. | Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. Выдвижение гипотез, анализ, вывод. |
Методы расчёта в фармакологической химии | 11 | Приготовление раствора с заданной массовой долей веществПрименение антисептических растворова; Применение в медицине растворов солей на примере хлорида натрия и гидрокарбоната натрия, кислот, щелочей, этанола; Первая помощь при отравлении химическими реактивами. | Групповая. Работа в парах. Практическая работа. | Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. Выдвижение гипотез, анализ, вывод. |
Витамины | 4 | Витамины и их роль в организме человека; Качественные реакции на витамины А и Е | Групповая. Работа в парах. Практическая работа. | Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. Выдвижение гипотез, анализ, вывод. |
Вещества и здоровье человека | 12 | Патологическое влияние тяжелых металлов на организм человека. Значение неорганических веществ и их соединений для живой клетки. | Групповая. Работа в парах. Практическая работа. | Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. Выдвижение гипотез, анализ, вывод. |
Изучение свойств лекарственных средств и их идентификация | 11 | Основы химической классификации лекарственных средств. Состав лекарственных форм. Методы исследования лекарственных препаратов | Практическая работа. | Выдвижение гипотез, анализ, вывод. |
Ядовитые вещества | 3 | Яды. Классификация ядовитых веществ. | Групповая. Работа в парах. | Обсуждение, анализ, комментирование, приведение примеров. |
Защита проектов | 3 | Проектная деятельность | Групповая. Индивидуальная. | Выдвижение гипотез, анализ, вывод. |
Всего | 70 | | | |
Тематическое планирование
10 класс
№пп | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Здоровье, здоровый человек, здоровый образ жизни. | 1 |
2 | История использования лекарственных растений. | 1 |
3 | История использования лекарственных растений. | 1 |
4 | Применение лекарственных растений при различных заболеваниях. | 1 |
5 | Основные химические вещества, входящие в состав лекарственных растений. | 1 |
6 | Основные химические вещества, входящие в состав лекарственных растений. | 1 |
7 | Действие на организм веществ, входящих в состав лекарственных растений. | 1 |
8 | Применение в медицинских препаратах лекарственных растений. | 1 |
9 | Витамины и минеральные вещества в лекарственных растениях, их разнообразие. | 1 |
10 | Витамины и минеральные вещества в лекарственных растениях, их разнообразие. | 1 |
11 | Действие на организм при их недостатке и избытке. | 1 |
12 | История появления лекарств. | 1 |
13 | Роль ученых в развитии лекарствен- ных средств (работы Е. Шееле; Н. Вокелена; | 1 |
14 | Роль ученых в развитии лекарствен- ных средств (работы Куртуа; Тихона Ананьина). | 1 |
15 | Роль ученых в развитии лекарственных средств (работы М.В. Ломоносова). | 1 |
16 | ПР « Анализ состава медицинских препаратов». | 1 |
17 | Строение и свойства мономеров белка – аминокислот. | 1 |
18 | Первичная структура белка. | 1 |
19 | Вторичная структура белка | 1 |
20 | Третичная структура белка | 1 |
21 | Четвертичная структура белка | 1 |
22 | Биологическая роль белков. | 1 |
23 | ПР «Денатурация белка». | 1 |
24 | Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества. | 1 |
25 | Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества. | 1 |
26 | Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества. | 1 |
27 | Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества. | 1 |
28 | Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества. | 1 |
29 | Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества. | 1 |
30 | ПР «Приготовление раствора с заданной массовой долей веществ». | 1 |
31 | Применение антисептических растворов. | 1 |
32 | Применение в медицине растворов солей на примере хлорида натрия и гидрокарбоната натрия | 1 |
33 | Применение в медицине растворов кислот, щелочей. | 1 |
34 | Зачёт. | 1 |
Тематическое планирование
11 класс
№пп | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества. | 1 |
2 | Решение задач на расчёт массовой доли растворённого вещества. | 1 |
3 | Современная классификация витаминов. | 1 |
4 | Роль витаминов в организме человека: гиповитаминоз и гипервитаминоз. | 1 |
5 | ПР «Качественные реакции на витамины А и Е». | 1 |
6 | Обобщение знаний. Тест в Якласс. | 1 |
7 | Патологическое влияние тяжелых металлов на организм человека. | 1 |
8 | Патологическое влияние тяжелых металлов на организм человека. | 1 |
9 | Патологическое влияние тяжелых металлов на организм человека. | 1 |
10 | Неорганические вещества клетки. | 1 |
11 | Неорганические вещества клетки. | 1 |
12 | Микро- и макро- элементы клетки. | 1 |
13 | Значение неорганических веществ плазмы крови. | 1 |
14 | Органические вещества клетки. | 1 |
15 | Органические вещества клетки. | 1 |
16 | Биологическая роль химических элементов в организме. | 1 |
17 | Взаимосвязь строения и функций органических и неорганических веществ. | 1 |
18 | Взаимосвязь строения и функций органических и неорганических веществ. | 1 |
19 | Основы химической классификации лекарственных средств. | 1 |
20 | Основы химической классификации лекарственных средств. | 1 |
21 | Основы химической классификации лекарственных средств. | 1 |
22 | Основы химической классификации лекарственных средств. | 1 |
23 | Основы химической классификации лекарственных средств. | 1 |
24 | Состав лекарственных форм. | 1 |
25 | Состав лекарственных форм. | 1 |
26 | Состав лекарственных форм. | 1 |
27 | Состав лекарственных форм. | 1 |
28 | ПР «Методы исследования лекарственных препаратов» | 1 |
29 | ПР «Методы исследования лекарственных препаратов» | 1 |
30 | Классификация ядовитых веществ. | 1 |
31 | Яды и противоядия. | 1 |
32 | Яды в медицине. | 1 |
33 | Проектная деятельность. | 1 |
34 | Защита проектов. | 1 |
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
оценка достижений обучающихся (портфолио). В каждый «портфель достижений» обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;
создание и защита собственных проектов;
создание и защита презентаций – представлений по изученной теме, сдача зачёта;
участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;
организация и проведение конкурсов исследовательских работ- соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения освоения курса внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности лицей располагает кабинетом химии, лаборантской комнатой, реактивами, библиотекой, компьютерной техникой. К реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы: оборудование необходимое для составления и защиты презентаций, проектов, исследовательских работ, оформления статей .
Информационно-методический ресурс реализации программы складывается из:
учебно-методической литературы, дополнительной литературы, видеофильмов (фонды музея «Зеркало истории»);
электронные ресурсы.
Литература
Яды и противоядия Голиков С.Н., 1968.
Спиричев, Владимир Борисович. Что могут и чего не могут витамины [Текст] : монография / Спиричев В. Б. - 3-е изд., доп. - Москва : Миклош, 2003.
Жбанова, Екатерина Викторовна. Витамины: от истории открытия-до наших дней / Е. В. Жбанова ; Рос. акад. с.-х. наук, Всерос. НИИ генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина. - Мичуринск : МичГАУ, 2009.
Горбачев, Владимир Васильевич. Витамины. Макро- и микроэлементы : справочник / В. В. Горбачев, В. Н. Горбачева. - Москва : Медицинская книга, 2011.
Г.П.Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в вузы. – 2002.
Беликов В.Г. Фармацевтическая химия. – Москва : Медпресс- информ, 2007.
Е.В. Михалкина. Организация проектной деятельности. - Учебное пособие: Ростов-на-Дону, 2016.