СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хлеб и продукты хлебобулочной промышленности

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Хлеб и продукты хлебобулочной промышленности»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рыбинская средняя школа»

Ольховского муниципального района Волгоградской области 403661 Волгоградская область, Ольховский район с.Рыбинка

ул.Центральная ,52

Тел. (факс) 8 – (84456) – 5 – 82 – 01E-mail: Rybinka 2008@ yandex . ru










Методическая разработка урока технологии:

“Хлеб и продукты хлебобулочной промышленности.”
















Автор: учитель технологии

Беликова Мария Александровна











2022г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Методическая разработка урока создана для 7класса. Разработка способствует формированию у обучающихся понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребности человека , развивающем у школьников творческое мышление, самостоятельность.

Эта подборка материала ­  о значении  хлеба в нашей жизни, его великой  ценности, о совестливом, горделивом,  чувстве, какое испытывает человек,  держа в руках хлеб.      Быть с хлебом – это значит постоянно  чувствовать в себе теплоту жизни.     Хлеб для нас – как энергия СОЛНЦА,  как СВЕТ и ВОЗДУХ. Потому, хлеб и бесценен!

На всем длинном пути хлеба от зерна  до черствой корки,  нет таких  этапов, где не было бы нужды в  современных научных и технических  решениях. И они непременно  появляются, в очередной раз обновив  древнее ремесло­ сотворение хлеба.

Конечно, высокая культура земледелия, наука, техника и современные технологии –наши резервы, но главный резерв – человек и его труд.



ТЕМА УРОКА:

“ХЛЕБ И ПРОДУКТЫ ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.”


ЦЕЛИ:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

- формирование знаний о хлебе и продуктов хлебобулочной промышленности, их производстве, сырье, классификации, требованиях к качеству, условиях хранения.


Воспитательная:

- воспитание любви к профессии, привитие интереса к изучаемому предмету; - воспитание практического и рационального представления об ассортименте и качестве хлеба, о способах производства и требованиях к качеству; - воспитание чувства ответственности за своё дело, чувства сотрудничества, уважительного отношения к труду.


РАЗВИВАЮЩАЯ:

- развитие речи, мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы. - развитие способности к классификации, умение выделять общие признаки продовольственных товаров.


ТИП УРОКА: комбинированный


Оборудование к уроку:

- интерактивная доска (презентация, фотографии) - проверочные тесты - образцы исходного сырья - нож для хлеба и разделочная доска - плакат «Классификация хлебобулочных изделий» - таблицы для проведения практических работ - образцы хлеба и хлебобулочных изделий - одноразовые тарелки - опорные конспекты - задания для закрепления материала


ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент – 3 минуты 2. Актуализация базовых знаний - 10 минут 3. Изложение нового материала – 30 минут 4. Практическая работа по определению качества хлеба– 20 минут 5. Первичное закрепление – Задание «Найди ошибку» - 10 минут 6. Подведение итогов урока – 5 минут 7. Оглашение домашнего задания – 2 минуты Всего: 1 час 30 минут



ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

- Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку, сообщает цель урока. - ученики приветствуют учителя, дают сведения об отсутствующих и дежурных, готовят все необходимое к уроку.


2.АКТУАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ.


- Учитель предлагает проверить знания учащихся по предыдущей теме «Мука пшеничная и ржаная. Макаронные изделия.» Необходимо подчеркнуть, что мука является основным сырьем для производства хлеба. Для проверки знаний раздаются таблицы с тестами по темам «Мука. Макаронные изделия». Тест также демонстрируется на интерактивной доске. Для этого необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать правильный ответ из четырех предложенных вариантов.



Вопрос

  1. Сколько всего имеется сортов пшеничной муки? 2. Какой из перечисленных сортов муки не относится к ржаным? А. Обойная. Б. Крупчатка. В. Обдирная. Г. Сеяная. 3. В муке содержится наибольшее количество…чего? 1. Белков. 2. Жиров. 3. Углеводов. 4. Витаминов 4. Выход пшеничной муки равен 10%. Какая это мука? 1. Крупчатка. 2. Высшего сорта. 3. Первого сорта. 4. Второго сорта. 5. Какова температура хранения муки? 1. t не выше 00С 2. t =5-100С 3. t =12-170С 4. t не выше 300С 6. Какая тара не используется для упаковки муки? 1. Бумажные мешки. 2. Тканевые мешки. 3. Бумажные пакеты. 4. Пластиковые пакеты. 7. Какое зерно используется для производства макаронной муки? 1. Стекловидное. 2. Полустекловидное. 3. Мучнистое. 4. Любое. 8. Какие макаронные изделия относятся к трубчатым? 1. Вермишель. 2. Лапша. 3. Перья. 4. Ракушки. 9. При какой температуре сушат макаронные изделия? 1.10-300С 2.40-600С 3.70-900С 4.100-1100С 10. Какова влажность макаронных изделий после высушивания? 1. 3% 2. 13% 3. 23% 4. 33%


3.ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.


После ответов на вопросы учащиеся записывают новую тему урока “Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности.” В начале объяснения учитель знакомит учащихся с историей происхождения хлеба, затем - с производством, ассортиментом, химическим составом и условиями хранения хлеба и хлебобулочных изделий. Используются цитаты из книги В.Гиляровского «Москва и москвичи», глава «Булочники и парикмахеры» о производстве и продаже хлеба в Москве начала ХХ века, о булочнике Иване Филиппове. Для лучшего запоминания демонстрируются образцы основного сырья для производства хлеба – мука, вода, дрожжи и соль. В ходе объяснения учащимся с помощью интерактивной доски предлагается просмотр отрывка из художественного фильма «Ленинград»

(https://yandex.ru/video/preview/?text=отрывок%20из%20худ.фильма%20ленинград%20про%20войну&path=yandex_search&parent-reqid=1647964072850839-15177504524167634818-sas2-0119-sas-l7-balancer-8080-BAL-3794&from_type=vast&filmId=3663683286998389215 ) о блокадной норме хлеба – 125 грамм, а также фотографии на блокадную тему. (https://yandex.ru/images/search?text=фотографии+блокадной+норме+хлеба+блокадного&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F1370%2F001842d7-e4c27d45%2F1%2Fimg11.jpg&pos=0&rpt=simage&stype=image&lr=127676&parent-reqid=1647964227190946-12702593045560566704-sas2-0119-sas-l7-balancer-8080-BAL-1856&source=serp.) Совместно с учащимися преподаватель составляет технологическую схему производства хлеба. Демонстрируется нож с волнистым лезвием для правильной нарезки хлеба. При рассказе о классификации хлебобулочных изделий используется плакат. Затем учащимся предлагается элемент рабочей тетради для заполнения (для самостоятельной работы). Во время работы учащихся звучат песни «Русское поле» и «Хлеб – всему голова».


ХЛЕБ И ПРОДУКТЫ ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ( опорный конспект )- выводится на интерактивную доску.

СЫРЬЕ:


1.Основное- _______________________________

2.Дополнительное-__________________________

ПРОИЗВОДСТВО (дополнить):

1.Подготовка сырья.

2.___________________ 3. Брожение теста (опары) -3-4часа с обминкой при t =27-300С. 4. Деление теста на куски и _____________________________. 5. Расстойка изделий -___________ минут при t =_______0С. 6. Выпечка при t =________0С в течение ___________ минут. 7. Охлаждение.



КЛАССИФИКАЦИЯ ХЛЕБА:

1.По виду муки:

А)

Б)

В)

2.По способу выпечки:

А)

Б)

В)

3.По рецептуре:

А)

Б)

В)


Химический состав: Условия хранения: Белки – 5-9% t =14-150С, Жиры – 15% влажность воздуха 75%, Углеводы – 42-53% срок хранения от 12 до 36 часов Вода -37-51% Витамины В1,В2,РР Минеральные вещества



4. Практическая работа.

Для практической работы необходимы два образца ржано-пшеничного хлеба (формового и подового). В начале работы нужно оценить качество целого хлеба, а затем раздать учащимся нарезанные на кусочки образцы. Практическая работа выполняется в группах по 3-5 человек. В группе распределяются роли: - председатель – руководит работой, делает вывод; - инспектор – работает с ГОСТами; -технолог – работает с образцами хлеба (1-2 человека); -секретарь – заполняет таблицу.




Органолептическая оценка качества ржано-пшеничного хлеба. ГОСТ 28809-90.

Показатели качества

Характеристика по ГОСТу

Образец №1

Образец №2

Форма

Правильная, не мятая. Для подовых – круглая, не расплывчатая. Для формовых – соответствует форме, с выпуклой поверхностью.



Поверхность

Гладкая, глянцевая, без трещин и подрывов.



Толщина корки

Для ржаного хлеба не более 3 мм



Окраска

От светло- до темно-коричневой.



Состояние мякиша, пропеченность

Сухой, не липкий, не влажный на ощупь, без комочков и следов непромеса, не черствый, не крошливый.



Пористость

Равномерная, хорошо развитая, не крупная, тонкостенная, без пустот



Эластичность

Определяется путем легкого надавливания большим пальцем на поверхность мякиша на расстоянии 2-3 см от корки. Мякиш с хорошей эластичностью быстро приобретает первоначальную форму.



Вкус, запах

Свойственный виду изделия, не кислый, без горечи, без хруста и посторонних привкусов. Запах без затхлости и посторонних запахов.



Вывод

Образец соответствует (не соответствует) требованиям ГОСТ 28809-90




5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ


Учитель предлагает учащимся вспомнить то, что изучалось на занятии в форме игры «Найди ошибку». Для этого необходимо внимательно прочитать предлагаемый текст и найти в нем ошибки. Хлеб – древнейший продукт питания человека. Мука – это дополнительное сырье для производства хлеба. Ржаная мука светлее пшеничной. При брожении теста дрожжи выделяют кислород. Тесто должно «подходить» в прохладном месте. Перед выпечкой хлеб должен расстояться 20-40 минут. Хлеб выпекают при температуре 120-160 0С. Сразу после выпечки хлеб нужно упаковывать. У ржаного хлеба вкус более кислый, чем у пшеничного. Хлеб – это продукт длительного хранения. Хлеб из муки грубого помола вреден для желудка и кишечника. Мы едим хлеб в течение всей жизни и он никогда не приедается.


6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Учитель объявляет оценки за устные ответы, а также за тесты.

Учитель: Ребята! Сегодня мы узнали кое-что о хлебе. Мы говорили об исходном сырье, о составе и производстве. Эти знания в дальнейшем пригодятся вам в выборе вашей будущей профессии.

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( на выбор )


- конспект в тетрадях - подготовить сообщение на тему «Ассортимент хлебобулочных изделий» - подобрать и оформить рецепты приготовления блюд с использованием хлеба (с иллюстрациями) – для поваров. - создание компьютерной презентации на тему «Ассортимент хлебобулочных изделий».


Список литературы: 1.Варибрус В.И., Жук Ю.Т., Руш В.А., Федотова Т.К.. Товароведение продовольственных товаров. Молочные, кондитерские, вкусовые товары. Москва. Экономика. 1976. 2.Гришко Е.С., Парфентьева Т.Р., Барышников В.И.. Продовольственные товары. Товароведение. Москва. Экономика. 1978. 3.Новикова А.М., Голубкина Т.С., Никифорова Н.С., Прокофьева С.А.. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. Москва. ПрофОбрИздат. 2001. 4.ГОСТ Р 51074-97 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.

5.Источник Интернет

6.В.А.Казакевич .Москва.Просвещение.2020г.Технология 7 класс.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!