Беседы о театре 1 класс
ДШИ № 7, г. Чита
театральное отделение
Автор М.Е. Саттарова
Хореографическое искусство
Раздел 3. Исполнительские виды искусства
Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела.
Великая русская балерина – Анна Павлова
Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ.
В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п .
Основные выразительные средства танцевального искусства — гармоничные движения и позы, пластическая выразительность и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция.
Огромную роль играют также костюм, театральный реквизит, выразительные средства драматургии (в балете), которые существенно обогащают и конкретизируют танец, придают ему особую силу воздействия.
Нижинский и Павлова
Айседора Дункан
Но, пожалуй, любой танец
не мыслим без музыки
История возникновения
танцевального искусства
Истоки танца
имитация трудовых процессов
обряды
.
ритуальные торжества
Свои танцевальные традиции
Пластическая выразительность
Соотношение движений с музыкой
Хореографический язы
Национальные особенности
танец с давних пор стал выражением разнообразных душевных состояний человека (радостных и печальных, интимных, лирических и празднично-торжественных) и средством идейно-эмоционального воздействия.
Разновидности танца
народно-бытовые
профессиональные (церемониальные, театрализованные)
долгое время сохраняли связь с трудовыми процессами, языческими и бытовыми обрядами :
- танцевальные пантомимы в Др. Китае и Др. Индии,
- древнегреческие дионисийские игры,
- русские масленичные игры и др.
Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и бытовыми обрядами, танец приобретал значение искусства, воплощающего красоту тела, различные состояния человеческого духа и трансформировался в зрелище наподобие театрального.
сопровождали семейные, городские и общегосударственные праздники, каждое событие в жизни человека
Профессионализация музыкального и танцевального искусства обусловила возникновение театрализованных (сценических) танцевальных жанров .
ВИДЫ НАРОДНО-БЫТОВОГО ТАНЦА :
обрядовые пляски-игры
отображают трудовые процессы Например, нередко в то время земледельцы, стараясь вызвать нужный для посевов дождь, воссоздавали музыкально-пластические картины плывущих облаков, раскатов грома, льющихся потоков воды и т.п.
любовная тема
охотничьи пляски
Копировали движения и повадки зверей и птиц и исполняющиеся обычно до и после охоты. Они ставили перед собой ясную, простую задачу — магически воздействовать на результаты охоты, то есть задобрить божество, укрепить уверенность в самом себе и запугать преследуемое животное и, таким образом, одержать победу, добыть себе и племени пищу.
Военные пляски
Участие в них означало согласие идти в поход. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, зажженные факелы, мечи, копья, дротики.
ритуальные, культовые пляски
Преклонение перед отвлеченными силами природы, обожествление животных, свойственные мировоззрению человека того времени, находили отражение и в плясовых движениях.
хоровод
— объединяющий в разных соотношениях музыку (песенную или инструментальную), танец и игровое действие. Культовые и бытовые хороводные танцы описывали форму круга — древнейшую совершенную форму, которая символизировала и солнечное божество, и круговорот природы, и смену поколений. Исполнение этого массового танца сопровождалось хоровой песней. Хореографический рисунок воспроизводился девушками и юношами, держащими друг друга за руки.
Формы, виды и жанры хореографии
Балет -
высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления.
Танец –
В основе выразительных средств балета лежит сценический танец .
форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.
Классический танец
(Classical dance)– вид сценического танца, главное выразительное средство балетного искусства;
Дуэтно-классический танец
(др. наим. – поддержка)(Pas de deux) – вид сценического танца, построенный на основе классического т. и предполагающий танец двоих с использованием поддержек.
Характерный танец
др. наим. - народно-характерный, народно-сценический(Character dance)– вид сценического танца, предполагающий системный синтез элементов танцев различных народностей на основе классического танца.
Исторический танец
(др. наим. - историко-бытовой, салонный бальный) (Historical dance) – вид сценических танцев, представляющих собой переработку бальных, бытовых танцев различных эпох на основе классического танца.
Современный танец
(Contemporary Dance) – направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX–начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн
Свободный пластический танец –
новый вид танца рождается на рубеже XIX-XX веков и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан.
Танец Постмодерн
(Postmodern Dance) – направление искусства танца,
Контактная импровизация
развивавшееся в США и Европе в 1960-1970-е гг.
(Contact Improvisation, CI) – техника современного танца, распространившаяся в США и Европе в конце XX века, основой которой является физический контакт(контактные методы) Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъём и т.п.
Иные виды танцевального искусства.
- Степ
- Бальный танец
- Спортивный бальный танец
- Народный ( фольклорный) танец
- Социальный танец
- Эстрадный танец
- Джазовый танец
- Этнохореография
Задание
- Выбрать любой танцевальный жанр ( в шпаргалке есть списки) и сделать небольшое сообщение о истории возникновения.
- Можно использовать дополнительный материал , интернет, подготовить несколько движений, найти фотографии или клипы.