Дополнительная образовательная программа
внеурочной деятельности
«Хореография с элементами эстетической гимнастики»
Направление: спортивно-оздоровительное
Возраст: 6,5 – 11 лет
Срок реализации программы: 4 года
Автор программы:
учитель физической культуры
Гнездилов К.Э.
Старый Оскол
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Хореография с элементами эстетической гимнастики» (автор Бабюк Г.А., утвержденной муниципальным экспертным советом управления образования администрации Старооскольского городского округа, протокол № 5 от 23 декабря 2011г.).
Особенностью данной программы является включение раздела «Лечебно-профилактический танец», добавление нового материала в содержание разделов «Элементы классического и народного танцев» и увеличение количества часов на изучение материала до 4-х в неделю на протяжение всего периода обучения с первого по четвертый класс.
В связи с тем, что с каждым годом состояние здоровья детей и подростков ухудшается, становиться актуальным включение в данную программу раздела - «Лечебно-профилактический танец». Это комплексы упражнений оздоровительного танца включающие в себя коррекционную гимнастику и лечебную физическую культуру, направленную на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействие оздоровлению различных функций и систем организма.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальную линию развития каждого обучающегося, которая будет помогать в разностороннем развитии ребёнка.
Внедрение в программу лечебно-профилактического танца и элементов эстетической гимнастики - гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой, которые содействуют развитию правильной постановки корпуса, выносливости, силы, ловкости, гибкости и быстроты, способности координировать движения и сохранять устойчивое равновесие, что в итоге способствует повышению физической подготовленности и укреплению здоровья, является отличительной чертой от других программ.
Основной целью программы является создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии с элементами эстетической гимнастики.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма;
формирование правильной осанки и танцевального стиля выполнения упражнений;
разносторонняя, сбалансированная общая и специальная физическая подготовка;
освоение базовых навыков на упражнениях хореографии, без предмета и с предметами;
развитие специфических качеств: танцевальности, музыкальности, художественно-образного восприятия, мышления, выразительности и творческой активности;
развитие и функциональная коррекция органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма;
совершенствование психомоторных способностей, развитие гибкости, выносливости, моторных, силовых и координационных способностей, а так же мелкой моторики и проприорецептивной чувствительности;
воспитание чувства сплоченности и командного единства;
привитие интереса к занятиям хореографией и эстетической гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
Данная программа ориентирована на создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности, а также на укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия и положительную социализацию, что и определяет спортивно-оздоровительную направленность дополнительной образовательной программы.
…………………………..
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие формы и методы:
Формы проведения занятий: учебное занятие; беседа; игра; музыкальное соревнование; занятие-праздник; концерт.
Методы, используемые при работе:
метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы,
метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.,
метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям,
метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Данная учебная программа рассчитана на 4-летний курс обучения, предполагает обучение детей, начиная с 6-летнего возраста и до 11 лет. В дальнейшем возможен перевод детей в следующие возрастные группы и обучение их на следующем, более сложном уровне, с опорой на полученные знания и умения в танцевальном виде искусства. К занятиям допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям по хореографии с элементами эстетической гимнастики. Наполняемость групп зависит от года обучения, так: 1 год обучения - 12-15 человек; 2 год обучения – 10-12 человек; 3-4 год обучения – 8-10 человек. Продолжительность учебного занятия 90 минут. По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем физической и хореографической подготовки.
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Часть занятия | Содержание занятия | Продолжительность части |
Подготовительная | Упражнения у станка и на середине зала. Изучаются упражнения для развития выворотности ног, увеличения амплитуды движения, развития гибкости корпуса и правильной осанки. Танцы и упражнения общеразвивающего воздействия. | 10 - 15 минут |
Основная | Разучивание отдельных элементов, работа над техникой исполнения разнообразных танцевальных, гимнастических упражнений без предмета и с различными предметами. Упражнения и лечебно-профилактические танцы специального воздействия. | 20 – 25 минут |
Заключительная | Музыкально – танцевальные игры, образные движения, упражнения на расслабление мышц и связок. | Оставшееся время |
Данная программа представляет собой комплексное обучение детей танцевальному искусству и на каждый год обучения предлагается определенный минимум умений, навыков, сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным пяти разделам:
1. Азбука музыкального движения.
2. Элементы классического танца.
3. Элементы народного танца.
4. Элементы эстетической гимнастики.
5. Лечебно-профилактический танец
6. Репетиционно-постановочная работа.
Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой хореографического искусства, границы тематических частей сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, народного танцев и элементы эстетической гимнастики. Руководитель должен строить работу таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.
В первый раздел «Азбука музыкального движения» включаются коллективно-порядковые и ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить межпредметную связь. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.
Во второй раздел «Элементы классического танца» вводятся элементы классического танца, которые являются фундаментом всех сценических видов танца.
Упражнения классического танца способствуют формированию правильной постановки корпуса, ног, рук, головы, развитию физических данных, выработки элементарной координации движений.
Занятия классическим танцем включает в себя упражнения у станка, изучение и исполнение основных элементов классического танца и его комбинаций на середине зала.
В данный раздел входят и элементы бального танца.
Третий раздел «Элементы народного танца» включает в себя изучение движений народного танца. Это воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение.
Занятия народным танцем способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
На занятиях народным танцем педагоги-хореографы учат понимать и передавать характер и манеру танца той или иной народности, что способствует познанию культуры разных народов и развитию эстетического вкуса ребенка.
Народные танцы можно интерпретировать, приближая их к детской тематике, обогащая элементами танца, заимствованными из сюжетов сказочного или бытового характера, из детских игр.
Материал, указанный в программе, по желанию руководителя может заменяться другим, аналогичным по степени трудности. Из предложенных народных танцев педагог выбирает те, которые связаны с тематическими задачами года и возможностям коллектива.
Четвертый раздел «Элементы эстетической гимнастики» - способствует раскрепощению ребенка, развивает координацию и пластику, добавляет уверенности в себе. Он включает в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимы, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики и художественной гимнастики.
Пятый раздел «Лечебно-профилактический танец» направлен на укрепление здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения дыхательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития. Данный раздел представлен комплексами и упражнениями общеразвивающего и специального воздействия, упражнений на расслабление мышц и связок, на формирование и укрепление осанки, сюда же входят профилактика плоскостопия и суставная гимнастика.
Шестой раздел «Репетиционно-постановочная работа» имеет цель: развитие творческих и актерских способностей, углубление и понимание содержательности танцевального творчества.
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Танцевальный репертуар планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | Наименование темы (раздела) | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Азбука музыкального движения | 18 | 2 | 16 |
3 | Элементы классического танца | 25 | 1 | 24 |
4 | Элементы народного танца | 25 | 1 | 24 |
5 | Элементы эстетической гимнастики | 30 | 2 | 28 |
6 | Лечебно-профилактический танец | 25 | 1 | 24 |
7 | Репетиционно-постановочная работа | 20 | 2 | 18 |
| Итого: | 144 | 10 | 134 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цель: знакомство с основами хореографического искусства и элементами эстетической гимнастики, формирование танцевального интереса, содействие всестороннему развитию физических и духовных сила занимающихся.
Задачи:
- овладение понятийным аппаратом;
- постановка корпуса;
- приобретение навыков исполнения основных упражнений у станка;
- развитие координации, пространственной ориентации;
- укрепление здоровья ребенка.
1. Вводное занятие.
Цели и задачи, содержание и форма занятий. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Оформление класса (станок, зеркала, пол). Внешний вид и форма одежды для занятий для девочек и мальчиков (обувь, репетиционный костюм, прически). Техника безопасности во время занятий в хореографическом зале и в работе с предметами.
2. Азбука музыкального движения.
На практических занятиях дети изучают:
- построение в линии, шеренгу, колонну по одному;
- перестроение из колонны по одному в пары и обратно;
- построение в колонку по одному, перестроение в колонны по три, по четыре человека;
- ритмические упражнения с музыкальными заданиями;
- музыкальные игры;
- музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки.
На теоретических занятиях дети изучают:
- характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато-стаккато;
- длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер;
- строение музыкального произведения;
- маршевая и танцевальная музыка. Особенности танцевальных жанров: вальса, польки, галопа. Слушание и анализ маршевой и танцевальной музыки.
3. Элементы классического танца
На практических занятиях дети изучают:
а) занятия у станка:
- изучение позиций рук и ног;
- полуприседание и глубокое приседание –demi plie и grand plie по 1, 2 и 5-й позициям;
- упражнения на развитие подвижности стопы: выдвижение ноги вперед, в сторону и назад на носок –battement tendu;
- упражнение на развитие выворотности стопы и верхней части ноги (бедра)- battement tendu iete по 1 позиции ног.
- положение ноги в sur le cou-de-pied (условное и сзади).
- круговое движение ногой –rond de jambe par terre (en dehors и en dedans) по 1 позиции ног;
- наклоны корпуса в сочетании с движениями рук и головы –port de bra.
б) занятия на середине зала:
- маршировка в темпе и ритме музыки, шаг на месте, в повороте вправо, влево;
- маршировка в построении в колонну, в шеренгу, по кругу и т.д.;
- освоение танцевального шага, шаг с носка на пятку, шаги на полупальцах;
- специфика танцевального шага, бега;
- упражнения для укрепления осанки, опоры, выворотности.
в) элементы бальных танцев:
вальс в три па соло с вращением по кругу вправо и влево;
па польки;
боковое па польки на месте;
па польки с продвижением вперед;
па полонеза.
На теоретических занятиях дети изучают:
- терминологию; проводятся беседы на тему «Термины классического танца», «Первые танцы древности», «Бальные танцы — вальс и полька».
4. Элементы народного танца
На практических занятиях дети изучают:
- позиции и положения рук (раскрывание рук в характере русского танца);
- танцевальный шаг с носка, переменный шаг;
- припадание на месте, с продвижением в сторону;
- ковырялочка простая без подскоков;
- хлопки в ладоши, по бедру (одинарные);
- шаг польки (в народной манере);
- притопы: двойной притоп, тройной;
- вращение на подскоках по 1\4 круга на двух подскоках;
- русский переменный шаг;
- галоп;
- бег с отбрасыванием ног назад;
- подскоки с продвижением;
- положение кисти: кисть отогнута, кисть прямая и кисть сброшена;
Изучение фигур основного жанра русского народного танца - хоровода:
«Круг»;
«2 круга»;
«Круг в круге».
Изучение фигур основного жанра русского народного танца - пляски:
На теоретических занятиях дети изучают:
- видеоматериалы исполнения народного танца ансамблей;
- проводятся беседы на тему «Что такое народный танец?», «Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями, культурой народа», «Особенности танцев народов», «Хоровод — как основной жанр русского народного танца», «Пляска — как основной жанр русского народного танца».
5. Элементы эстетической гимнастики.
На практических занятиях дети изучают:
- движения тела: волны, взмахи, движения корпуса, рук, ног, выполненные изолированно и в комбинации;
- пружинные движения руками и ногами;
- шаги: широкий, мягкий;
- прыжки и подскоки, выполненные изолированно и в комбинации;
- упражнения на равновесие;
- подводящие упражнения к продольным шпагатам и непосредственно шпагаты;
- мост с помощью и без;
- стойка на лопатках;
- «колесо»;
Упражнения с мячом:
- перекаты мяча по двум рукам на грудь;
- одиночный отбив от пола и удержание мяча;
- перебрасывание с ладони на тыльную сторону ладони;
- перекаты мяча по полу;
- бросок и ловля мяча двумя руками;
- бросок мяча с отбивом о стену;
- бросок мяча одной рукой и ловля двумя;
- отбивы мяча о пол;
- перекат мяча по рукам;
- переброски мяча;
- комбинации и танцевальные этюды с упражнениями с предметами с мячом.
На теоретических занятиях дети изучают:
- правила безопасности при выполнении упражнений с мячом;
- видеоматериалы танцевальных композиций по эстетической гимнастике;
- проводятся беседы на тему «Что такое эстетическая гимнастика», «Особенности эстетической гимнастики».
6. Лечебно-профилактический танец.
На практических занятиях дети изучают:
а) комплексы упражнений на формирование и укрепление осанки:
- «По ниточке»;
- «Матрешки»;
б) комплексы упражнений для профилактики плоскостопия:
- «Желтые ботинки»;
- «Летка-Енка»;
в) комплекс упражнений на расслабление мышц и связок:
- «Сосулька»;
г) суставная гимнастика:
- «Джазовая разминка»;
- «Маруся».
На теоретических занятиях дети изучают:
- «Виды нарушения осанки и причины их появления».
7. Репетиционно - постановочная работа.
На практических занятиях дети изучают:
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- танцевальные этюды и танцы, построенные на танцевальном шаге в разном характере в разном темпе и ритме, с применением предметов (мяч, шарф).
На теоретических занятиях дети изучают:
- учатся записывать и читать основы хореографического искусства;
- слушать и запоминать задания учителя, воспроизводя их потом на практических занятиях;
- видеоматериалы «Профессиональные ансамбли».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | Наименование темы (раздела) | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Азбука музыкального движения | 13 | 1 | 12 |
3 | Элементы классического танца | 26 | 1 | 25 |
4 | Элементы народного танца | 24 | 1 | 23 |
5 | Элементы эстетической гимнастики | 34 | 2 | 32 |
6 | Лечебно-профилактический танец | 24 | 2 | 22 |
7 | Репетиционно-постановочная работа | 22 | 4 | 18 |
| Итого: | 144 | 12 | 132 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цель: расширение знаний в области хореографического искусства, содействие оздоровлению различных функций и систем организма.
Задачи:
- дальнейшее изучение экзерсиса у станка;
- овладение исполнительскими приемами более сложной координации;
- развитие физических качеств при исполнении движений в быстром темпе;
- оптимизация развития опорно-двигательного аппарата;
- формирование навыков коллективного танца.
1. Вводное занятие.
Цели и задачи, содержание и форма занятий. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Оформление класса (станок, зеркала, пол). Внешний вид и форма одежды для занятий для девочек и мальчиков (обувь, репетиционный костюм, прически).
2. Азбука музыкального движения.
На практических занятиях дети изучают:
- построение в диагональ, две диагонали;
- перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки;
- характер, темп, динамические оттенки в музыке и передача их в движении на новом музыкальном материале;
- длительность, ритмический рисунок, строение музыкального произведения;
- особенности марша и таких танцевальных жанров, как вальс, полька, галоп, полонез, гавот;
- ритмические упражнения с музыкальными заданиями;
- танцевальные шаги и ходы.
На теоретических занятиях дети изучают:
- слушание и анализ маршевой и танцевальной музыки;
- видеоматериалы;
- проводятся беседы на тему «Танцевальная культура, костюм, этикет».
3. Элементы классического танца
На практических занятиях дети изучают:
- закрепление и совершенствование материалов 1-го года обучения;
а) занятия у станка:
- дальнейшее изучение экзерсиса у станка 1-го года изучения;
- demi и grand-plie (боком к станку);
- battement tendu (с demi -plie; с подъемом пятки опорной ноги);
- battement fondu;
- passé-retere;
- grand battement;
- port de bras (наклоны и перегибы корпуса) лицом к станку;
- прыжки 1 группы;
- круговое движение ногой –rond de jambe par terre (en dehors и en dedans) по III позиции ног;
- changement de pieds;
- epaulement croisee.
б) занятия на середине зала: исполнение учебно-танцевальных комбинаций, способствующих развитию ощущения позы, амплитудности и законченности движения.
в) элементы бального танца:
- вальс в парах с вращением по кругу вправо и влево;
- па полонеза по кругу и в парах;
- па польки с продвижением вперед и назад;
- бег с подскоком.
На теоретических занятиях дети изучают:
терминологию классического танца;
проводятся беседы на тему «Что такое балетный шаг, выворотность», «Создание балетного спектакля», «Бальные танец — менуэт и полонез».
4. Элементы народного танца
На практических занятиях дети изучают:
- положение корпуса, рук, ног, головы;
- ковырялочка с подскоком;
- «гармошка» простая;
- «хлопки в ладоши», «хлопки по бедру» (мальчикам);
- вращение;
- хороводный шаг с выведением ноги вперед;
- простые дроби на месте;
- плавный шаг.
Изучение фигур хоровода:
- «Улитка»;
- «Змейка».
Изучение фигур пляски:
- «Ручеек».
На теоретических занятиях дети изучают:
- видеоматериалы танцевальных концертов народных ансамблей;
- проводятся беседы на тему «Особенности танцев народов, общность и характеристика».
5. Элементы эстетической гимнастики
На практических занятиях дети изучают:
- дальнейшее изучение элементов 1-го года изучения;
- волны: вертикальные и горизонтальные;
- шаги: перекатный, пружинный, острый, высокий;
– одновременные и последовательные скручивания, расслабленные и резкие движения, шаги, выпады, бег и т.д.;
- шпагаты, перевороты;
- «мост» из положения стоя с поддержкой;
- «корзиночка»;
- прыжки шагом;
Упражнения с короткой скакалкой:
- прыжки с вращением скакалки вперед, назад, в сторону (с одним, двойным и тройным вращением, через скакалку, сложенную вдвое, вчетверо);
- прыжки с вращением скакалки вперед и назад пет пей (скрестно);
- махи и круги скакалкой в лицевой, вертикальной, боковой и горизонтальной плоскостях, а также скакалкой, сложенной вдвое, вчетверо;
- переводы скакалки;
- броски скакалки.- качания и махи скакалкой;
- круги в различных плоскостях;
- перепрыгивания;
- прыжок вперед;
- прыжок назад;
- вращения вперед – назад;
- комбинации с упражнениями с предметами (с короткой скакалкой);
- подскоки с полным проходом во вращающуюся вперед скакалку;
- серия высоких прыжков через скакалку;
- «восьмерочка» - вращение в вертикальной плоскости вправо и влево.
На теоретических занятиях дети изучают:
- правила безопасности при выполнении упражнений со скакалкой;
- учатся записывать и читать элементы эстетической гимнастики;
- слушать и запоминать задания учителя, воспроизводя их потом на практических занятиях;
- видеоматериалы соревнований по эстетической гимнастике.
6. Лечебно-профилактический танец.
На практических занятиях дети изучают:
а) комплексы упражнений на формирование и укрепление осанки:
- «Лезгинка»;
- «Рок-н-ролл лежа»;
б) комплексы упражнений для профилактики плоскостопия:
- «Брови»;
- «Канкан»;
в) комплекс упражнений на расслабление мышц и связок:
- «Чебурашка»;
г) суставная гимнастика:
- «Горошинки цветные»;
На теоретических занятиях дети изучают:
- «Плоскостопие и его профилактика».
7. Репетиционно-постановочная работа
На практических занятиях дети изучают:
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- танцевальный этюд в ритме вальса (составлен на элементах переменного шага);
- танцевальные этюды с упражнениями с предметами (с короткой скакалкой).
На теоретических занятиях дети изучают:
- видеоматериалы танцевальных коллективов по эстетической гимнастике;
- проводятся беседы на тему «Эстетическая гимнастика, ее особенности, музыка, стиль исполнения».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | Наименование темы (раздела) | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Азбука музыкального движения | 11 | 1 | 10 |
3 | Элементы классического танца | 28 | 1 | 27 |
4 | Элементы народного танца | 22 | 1 | 21 |
5 | Элементы эстетической гимнастики | 34 | 3 | 31 |
6 | Лечебно-профилактический танец | 24 | 1 | 23 |
7 | Репетиционно - постановочная работа | 24 | 4 | 20 |
| Итого | 144 | 11 | 132 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цель: выявить реальный уровень танцевальной культуры и устойчивости интереса учащихся к хореографии.
Задачи: исполнение новых и ранее изученных упражнений у станка в более быстром темпе; раскрытие эмоционального потенциала.
1. Вводное занятие.
Цели и задачи, содержание и форма занятий. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Оформление класса (станок, зеркала, пол). Внешний вид и форма одежды для занятий для девочек и мальчиков (обувь, репетиционный костюм, прически).
2. Азбука музыкального движения.
На практических занятиях дети изучают:
- построение в круг, сужение и расширение круга;
- построение в парах: обход одним партнером другого, «до – за – до»;
- ритмические упражнения с музыкальными заданиями;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- творческие задания по инсценировкам и музыкальным драматизациям.
На теоретических занятиях дети изучают:
- характером музыкального произведения;
- разнообразие темповых изменений (медленно, умеренно, быстро, очень быстро);
- слушание и анализ музыки.
3. Элементы классического танца
На практических занятиях дети изучают:
- закрепление и совершенствование материалов 1-2-го года обучения;
а) занятия у станка(в другой ритмической основе):
- battement tendu с 5 позиции во всех направлениях;
- grand battement jete;
- pas releve;
passé par terre;
battement jete pique.
pas echappe.
pas de basque.
б) занятия на середине зала:
- гранд плие по 1,2,5 позициям;
- работа рук по позициям;
в) элементы бальных танцев:
вальс в два па в парах по кругу;
боковое па польки с вращением по кругу соло;
полька с поворотом в паре по кругу;
простейший рисунок полонеза с pas de basque;
chain;
основной ход «Вару-вару»;
шаг с подскоком в повороте;
двойной скользящий шаг кадрили;
па галопа.
На теоретических занятиях дети изучают:
- учатся записывать и читать основы классического танца;
слушать и запоминать задания учителя, воспроизводя их потом на практических занятиях;
проводятся беседы на тему «Бальные танцы - «Миньон» и «Рилио».
4. Элементы народного танца
На практических занятиях дети изучают:
- положение рук в парном танце, переводы рук в различные положения;
- припадание вперед, в сторону, на месте.
- девичий шаг с переступанием;
- «Веревочка» простая и с переступанием;
Фигуры хоровода:
Фигура пляски:
- «Волна».
На теоретических занятиях дети изучают:
- учатся записывать и читать основы народно-сценического танца;
- слушать и запоминать задания учителя, воспроизводя их потом на практических занятиях.
5. Элементы эстетической гимнастики
На практических занятиях дети изучают:
- дальнейшее изучение элементов 1, 2 -го года изучения;
- высокие прыжки;
- равновесия и пируэты, выполненные изолированно и в комбинации;
- мосты, шпагаты, перевороты;
- прыжки: подскоки, прыжки шагом, высокие прыжки, перекидные прыжки;
Упражнения с обручем:
- комбинации с упражнениями с предметами (с обручем).
На теоретических занятиях дети изучают:
учатся записывать и читать элементы эстетической гимнастики;
слушать и запоминать задания учителя, воспроизводя их потом на практических занятиях.
6. Лечебно-профилактический танец.
На практических занятиях дети изучают:
а) комплексы упражнений на формирование и укрепление осанки:
- «Солдатики»;
- «Песня волшебника Сулеймана»;
б) комплексы упражнений для профилактики плоскостопия:
- «Чарли Чаплин»;
- «Полкис»;
в) комплекс упражнений на расслабление мышц и связок:
- «Чайка»;
- «Жаворонок»;
г) суставная гимнастика:
- «Танго сидя»;
- «Модница».
На теоретических занятиях дети изучают:
- «Классификация мышечного расслабления».
7. Репетиционно-постановочная работа
На практических занятиях дети изучают:
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- танцевальный этюд с элементами эстетической гимнастики с акцентом на пластику;
- танцевальные этюды с упражнениями с предметами (с короткой скакалкой).
На теоретических занятиях дети изучают:
- видеоматериалы танцевальных коллективов по эстетической гимнастике;
- проводятся беседы на тему «Танцевальные костюмы и манеры исполнения танца», «Современные стили танцевального искусства».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | Наименование темы (раздела) | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Азбука музыкального движения | 8 | - | 8 |
3 | Элементы классического танца | 30 | - | 30 |
4 | Элементы народного танца | 20 | - | 20 |
5 | Элементы эстетической гимнастики | 36 | 2 | 34 |
6 | Лечебно-профилактический танец | 24 | 1 | 23 |
7 | Репетиционно - постановочная работа | 25 | 5 | 20 |
| Итого | 144 | 9 | 135 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цель: расширение знаний в области хореографии и эстетической гимнастики, посредством обогащения танцевального опыта детей и их самостоятельной творческой деятельности.
Задачи:
- усложнение техники танца;
- развитие творческих способностей самостоятельно решать творческие задачи.
1. Вводное занятие
Цели и задачи, содержание и форма занятий. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Оформление класса (станок, зеркала, пол). Внешний вид и форма одежды для занятий для девочек и мальчиков (обувь, репетиционный костюм, прически).
2. Азбука музыкального движения
На практических занятиях дети изучают:
- свободное размещение в зале;
- ритмические упражнения с музыкальными заданиями;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- творческие задания по инсценировкам и музыкальным драматизациям.
На теоретических занятиях дети изучают:
- характером музыкального произведения;
- разнообразие темповых изменений (медленно, умеренно, быстро, очень быстро);
- слушание и анализ музыки.
3. Элементы классического танца
На практических занятиях дети изучают:
- закрепление и совершенствование материалов 1-3-го года обучения;
элементы бальных танцев:
простейший рисунок вальса в комбинации с поклоном и раs balance;
сoupe;
боковой шаг сприставкой;
притопы;
беговые шаги с ударом ступни;
хлопки танца «Вару-Вару»;
двойной скользящий шаг кадрили вперед и назад.
На теоретических занятиях дети изучают:
- учатся записывать и читать основы классического танца;
слушать и запоминать задания учителя, воспроизводя их потом на практических занятиях;
проводятся беседы на тему «Бальные танцы - «Кадриль» и «Вару-вару».
4. Элементы народного танца
На практических занятиях дети изучают:
Изучение фигур хоровода:
Изучение фигур пляски:
На теоретических занятиях дети изучают:
- учатся записывать и читать основы народно-сценического танца;
- слушать и запоминать задания учителя, воспроизводя их потом на практических занятиях.
5. Элементы эстетической гимнастики
- обобщение полученных практических навыков и знаний 1-3 годов обучения;
- повторение всех пройденных элементов движений в различных комбинациях в более быстром темпе;
- перекидные прыжки;
Упражнения с лентой:
спирали с лентой;
удержание гимнастической палки и ее передача из руки в руку;
полный переход ленты в большие круги в лицевой плоскости, комбинация элементов;
Упражнения с шарфом:
- махи;
- круги;
- восьмерки;
- броски и перехваты;
- комбинации с упражнениями с предметами (с лентой, шарфом);
- комбинации упражнений без предметов.
На теоретических занятиях дети изучают:
- правила безопасности при выполнении упражнений с лентой и шарфом;
6. Лечебно-профилактический танец.
На практических занятиях дети изучают:
а) комплексы упражнений на формирование и укрепление осанки:
«Рыба-пила»;
«Кручу-кручу».
б) комплексы упражнений для профилактики плоскостопия:
в) комплекс упражнений на расслабление мышц и связок:
- «Петухи запели»;
- «Лягушка кре-ке-ке»;
г) суставная гимнастика:
- «Карнавал»;
- «Восточная красавица».
На теоретических занятиях дети изучают:
- «Классификация суставов».
7. Репетиционно-постановочная работа
На практических занятиях дети изучают:
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- танцевальные этюды эстетической гимнастики без предметов;
- танцевальные этюды с упражнениями с предметами (с лентой, щарфом).
На теоретических занятиях дети изучают:
- видеоматериалы танцевальных коллективов по эстетической гимнастике;
- проводятся беседы на тему «Пантомима, ее применение в танце», «Современные стили танцевального искусства».
Ожидаемые результаты
В результате освоения данной программы у ребенка формируется потребность к систематическим занятиям физической культурой, к соблюдению норм здорового образа жизни. Также формируется установка на освоение ценностей эстетической гимнастики и хореографии, укрепление здоровья и культурное развитие в условиях физической активности, направленной на физическое совершенствование.
В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны
знать:
- позиции рук и ног;
- названия элементов эстетической гимнастики и классических, народных движений;
- первичные сведения об искусстве хореографии и эстетической гимнастики;
- знать правила этикета на занятиях.
уметь:
- воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
- различать танцевальные ритмы и мелодии в произведениях композиторов;
- различать жанры;
- исполнять движения классического экзерсиса;
- уделять внимание нюансам постановки корпуса, характерным движениям рук, головы, приемам соединения движения;
В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны
знать:
- названия классических, народных движений нового экзерсиса;
- значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп.
уметь:
- грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;
- определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
- выражать в пластике общее содержание музыки, ее образные ассоциации;
- самостоятельно придумывать движения с предметами и без, фигуры во время игр.
В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны
знать:
- новые направления, виды хореографии и музыки;
- классические, народные термины;
- жанры музыкальных произведений.
уметь:
- самостоятельно подбирать соответствующую музыку;
- исполнять развернутые танцевальные комбинации из изученных движений, развивающих технику и выразительность танца;
- контролировать и координировать своё тело;
- сопереживать и чувствовать музыку.
В конце 4 года обучения учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье, а также должны
знать:
- лучшие образцы хореографического, музыкального искусства.
уметь:
- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером танца;
- выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
- сопереживать, проявлять взаимовыручку и взаимоподдержку.
Итоговые занятия по каждому разделу проходят в форме игры, соревнования, показательного выступления, конкурсов, танцевальных праздников.
Диагностика результативности программы
Эффективность данной программы рассматривается в двух направлениях: личностном и внешнем.
Направление | Показатели | Информационный материал |
Личностное | Изменение личностных качеств ребенка | Наблюдения педагога, анкеты, тесты |
Внешнее | Сформированность познавательных и практических умений и навыков | – Результаты соревнований, конкурсы, участие в показательных выступлениях, праздниках; – вручение грамот, дипломов |
Материально-техническое обеспечение занятий
Основной задачей педагога является качественное обучение учащихся, которое зависит не только от правильно и систематически выстроенного учебного процесса, но и от необходимых условий для проведения учебных и репетиционных занятий:
Наличие учебного класса.
Оборудование класса: станки, зеркала, раздевалки (не менее двух), комната для преподавателей.
Техническое оснащение: магнитофоны, видеомагнитофон, видеокамера.
Сценическая площадка для репетиций не менее одного раза в неделю (сцена, спортивный зал).
Оформление концертных номеров:
- изготовление костюмов в соответствии с репертуаром;
- наличие обуви для сценического выступления и для занятий;
- изготовление бутафории;
- оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).
Музыкальное оформление номеров:
- аранжировка музыкального материала с возможными материальными затратами;
- накопление музыкального и нотного материала.
Наличие спортивного инвентаря для танцевальных композиций с предметами и без предметов.
Наличие наглядного материала для теоретической части урока (видеоматериалы концертов известных танцевальных коллективов разных жанров, соревнования по художественной и эстетической гимнастике, показательные выступления спортивных ансамблей по эстетической гимнастике).
Список литературы
Литература для педагога:
Аракчеев, В.Н., Акробатика / В.Н. Аракчеев, В.П., Коркин. М.: Физкультура и спорт, 1989. – 144с.
Базарова, Н.П. Азбука классического танца / Н.П. Базарова. - М.: Искусство, 1964. -56 с.
Барышникова, Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий/ Т. Барышникова - СПб.: "ЛЮКСИ", "РЕСПЕКС", 1996. - 256 с.
Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Лечебно-профилактический танец «Фитнес-Данс» учебно-методическое пособие, «Детсво-Пресс», С-П, 2007. -375 стр.
Батырев, А.В., Бурцева Г. Композиция танца / А.В. Батырев Барнаул. - НМЦ.: Просвещение, 1991. – 34 с.
Ваганова, А.Я. Основы классического танца/ А.Я. Ваганова. - Л.: Искусство, 1980. – 142 с.
Габриелова, Е.В. О хореографической разминке в гимнастике / Е.В. Габриелова // Гимнастика. – Вып.1, 1975. – С. 30–35.
Голейзовский, К.М. Образы русской народной хореографии / К.М. Голейзовский.: Искусство, - 1968.- 64 с.
Журавина, М.Л. «Гимнастика» / М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.- М.: «ИСКУССТВО», 2002.- 445 с.
Климов, А.С. Основы русского народного танца / А.С. Климов. - М.: Искусство, 1975. – 81 с.
Лисицкая, Т.С., Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая .- М.: «ФиС», 1984.-45 с.
Мавромати Д.П. «Упражнения художественной гимнастики» / Д.П. Мавромати.- М.: Физкультура и Спорт, 1972.- 143 с.
Овчаренко, Е.В. История и теория народно-сценического танца / Е.В. Овчаренко. - Барнаул: Просвещение, 2000. -152 с.
Ротес, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 "Физ. культура"/ Т.Т. Ротес.- М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
Руднева, С.Д. Ритмика и музыкальное движение / Руднева. - М.: Просвещение, 1972.- 91 с.
Словарь терминов гимнастики и основ хореографии / Авторы-составители: А.И. Рябчиков и Ж.Е. Фирилева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 288 с.
Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.
Янаева, Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
Литература для родителей и детей:
Левин, М.В. Гимнастика в хореографической школе / М.В.Левин М., 1999.
Нестьев, И. В. Учитесь слушать музыку. — М., 1987.
Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия с детьми 7-8 лет. — М., 1988.
Пичуричкин. С., Имидж танцевального коллектива./ С.Пичуричкин.- М., Просвещение, 2000.
Руднева, С., Ритмика. Музыкальное движение./ С. Руднева. - М., 1972.