СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие природных физических данных детей на занятиях хореографией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие природных физических данных – это один из основных элементов в развитии ребёнка. И занятия партерной гимнастикой призваны решить эту важную задачу. Направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка, упражнения гимнастики призваны сформировать осанку, укрепить мышцы опорно-двигательного аппарата, развить органы дыхания, отдельные двигательные качества и способности (силу, гибкость, координацию, ловкость, выносливость). Велика роль гимнастических упражнений и в развитии психики ребенка (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени), его музыкальных качеств. 

В процессе занятий ребенок познаёт себя, раскрывает свои физические возможности, учится преодолевать физические и технико-исполнительские трудности, чем совершенствует свое мастерство и свой характер. Он формируется и как танцор-исполнитель, и как личность, обладающая развитым эстетическим и художественным вкусом, имеющая важные навыки будущей успешной жизни:  умение слаженно работать в коллективе, умение слушать и управлять своим телом, умение контролировать свои эмоции и настроение. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие природных физических данных детей на занятиях хореографией»



Н.А.Осокина, И.А. Потемкина, К.А.Уханова. Развитие природных физических данных детей на занятиях хореографией. Методическая разработка

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «Юбилейный»

Методическая разработка

Развитие природных физических данных детей

на занятиях хореографией

Авторы – Осокина Надежда Алексеевна, педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Потемкина Ирина Андреевна,

педагог дополнительного образования

Уханова Кристина Алексеевна, педагог дополнительного образования

Нижний Новгород, 2020 Введение 3

Раздел 1. Понятие «Физические данные» Характеристика составляющих понятия. 5

Раздел 2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 10

Раздел 3. Методика проведения занятий по развитию физических 12

данных детей дошкольного возраста

Заключение 20

Литература 20



Содержание

Введение

Хореография – прекрасный вид искусства, в котором гармонично сочетаются музыка и пластика движений. Средствами танца достигаются физическое совершенство и, самое главное, культура движений.

Для исполнения хореографических композиций очень важны физические данные ребенка: стопа, гибкость, выворотность, танцевальный шаг, прыжок. Все эти качества можно развить средствами партерной гимнастики.

Партерная гимнастика – это упражнения на полу в разных позах, сидя, лёжа на животе и спине, направленные на растяжку всех мыщц тела, их укрепление, на развитие гибкости в суставах.

Цель партерной гимнастики – развить природные физические данные учащихся, сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для дальнейшего занятия хореографическим искусством.

Занятия партером развивают чувство ритма и музыкальность, артистичность и творческое воображение, музыкальную и двигательную память, помогают формированию правильной осанки, основных двигательных умений и навыков, необходимых для успешного освоения классического, народно-сценического, историко-бытового и современных танцев.

Предлагаемые упражнения способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, внутренней группы мышц бёдер, а также релаксации связок голеностопных, коленных и тазобедренных суставов, что в итоге способствует развитию хореографических данных ребенка, ширины, высоты и легкости танцевального шага, гибкости, координации.

Большинство упражнений выполняются на полу, что позволяет избегать перегрузок позвоночника.

Комплексы упражнений партерной гимнастики подбираются с учётом физических данных и способностей учащихся, ставящихся перед ними технических задач, благодаря чему с каждым занятием ребёнку становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.

Важным является наличие музыкального сопровождения для исполнения всех элементов. Это создаёт особую атмосферу, подчёркивает серьёзность освоения упражнений и воспитывает музыкальность и выразительность у детей во время исполнения сложных элементов.

Данная методическая разработка рассматривает опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Для занятий партерной гимнастикой необходимо выполнение нескольких условий:

  1. - кадровое обеспечение:

    • педагог дополнительного образования, имеющий специальное хореографическое образование, курсы по профилю;

    • концертмейстер.

  2. - материальное обеспечение:

    • хореографический зал – класс, оснащенный станками и зеркалами;

    • наличие в зале музыкального инструмента (фортепиано, ЭМИ);

    • музыкальные пособия (ноты);

    • наличие аудиотехники (музыкальный центр) с различными носителями

(компакт-диски, flesh-карты) - гимнастические коврики;

    • раздевалка;

    • форма одежды учащихся: для девочек - купальник, юбка, носки или трико, балетная обувь; для мальчиков - майка или футболка, бриджи, носки, балетная обувь.

Возможности организационно-дидактического свободы: варьирование программы в зависимости от уровня развития и способностей обучающихся.

Для этого у педагога имеются комплексы упражнений и игр различной сложности.

Данная тема является актуальной, так как, несмотря на большую значимость рассматриваемого нами вопроса о развитии физических данных детей дошкольного возраста в исполнительной деятельности хореографических коллективов, развитию данных качеств специального внимания не уделяется. Созданная нами методика развития природных хореографических способностей средствами партерной гимнастики, включающей элементы классического экзерсиса, позволяет детям в дальнейшем успешно заниматься различными стилями и направлениями хореографии. Эффективность разработанной методики доказана практическим применением ее в образцовом ансамбле танца «Юность».

Данная методическая разработка предназначена педагогам-хореографам. Она обобщает многолетний плодотворный опыт работы автора руководителем детского хореографического коллектива.

Раздел 1. Понятие «физические данные». Характеристика составляющих понятия

Многим кажется, что танцевать так же легко как ходить. Это мнение обманчиво. Для овладения искусством танца необходимы определённые способности.

Детей с хорошо развитыми профессиональными данными мало. Уже на этапе приёма в хореографический коллектив можно обнаружить у детей избыточный вес, сутулость, явления сколиоза, плоскостопие. Дети, начинащие заниматься хореографией, имеют различные физические и анатомические данные: некоторые имеют развитый голеностоп, хороший подъём, но узловатоторчащие колени; большой шаг, но слабую спину; длинный ахилл, но отсутствие прыжка. Развить тело и устранить физические недостатки помогает партерная гимнастика.

«Партер», от французского - parterre, значит «земля». Под "партерной" гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений, в положении сидя, лежа, на боку. При выполнении упражнений на полу в исходных положениях сидя и лежа уменьшается вертикальная опора на позвоночник и ноги. В то же время общая физическая нагрузка в этих упражнениях высока и позволяет мышцам работать в другом режиме, нежели в упражнениях, выполняемых стоя. Пока ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и лежа облегчают ему эти задачи.

Партер - это общеукрепляющие упражнения для различных групп мышц, а также упражнения на растяжку. Очень много внимания уделяется работе со стопами, так как выворотность стопы имеет очень большое значение в танце. Партерная гимнастика, её специфические упражнения помогают устранить многие из перечисленных выше физических недостатков ребенка.

Система занятий партерной гимнастикой изобретена Борисом Князевым - воспитанником русской балетной школы, и основана на базовых упражнениях классического танца.

Для успешных занятий хореографическим искусством учащимся необходима общая физическая подготовленность: высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его мышечной и костно-суставной систем, которые обеспечивают связь отдельных частей тела между собой, поэтому целью партерной гимнастики является укрепление связочного аппарата ребёнка и создание мышечного корсета. Она дает самое главное - физическое развитие, которое в дальнейшем поможет юному танцору серьезно заниматься хореографией.

Для того, чтобы разобраться в механизме воздействия упражнений партерной гимнастики на организм ребенка в процессе занятий хореографией, необходимо дать определение понятия «физическое развитие» детей. Под физическим развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнения их взаимоотношений и процессов регуляции. Физическое развитие – это процесс целенаправленный и систематический, ставящий целью формирования здорового человека, его физических данных, обеспечивающих стремление к физическому совершенству. Под физическими данными подразумеваются два понятия: физические качества и физические способности.

Физические качества - социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К активной двигательной деятельности могут допускаться только абсолютно здоровые дети, поэтому для занятий хореографией необходимо медицинское заключение специалистов о состоянии здоровья ребенка: проверяются сердце, легкие, зрение, слух, состояние нервной системы, состояние костно-мышечносвязочного аппарата.

Физические способности - относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий.

Существуют так называемые физические способности и качества профессиональной пригодности, необходимые для занятий хореографией, такие как: выворотность, подъём стопы, ширина, высота, легкость шага (сила ног) – «балетный шаг», гибкость, сила, координация, выносливость, ловкость, быстрота и многие другие. Так же важны: пропорциональность сложения тела, стройная, хорошая форма ног, гибкая, красивая линия вытянутой ступни – подъем ноги, изящная, пластическая форма рук, осанка.

Среди врожденных природных качеств у ребенка важны и многие другие: чувство координации, общая пластичность, чувство ритма и музыкальность, артистичность, творческое воображение, музыкальная и двигательная память, координационные способности.

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социальной его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого процесс развития физических способностей есть единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма. Врожденные задатки, определяющие индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма, под воздействием всестороннего процесса воспитания физических качеств, суть которого - решение многообразных двигательных задач и выполнение множества двигательных действий с необходимой функциональной активностью всего организма, обретают свойства гармонично развитых физических качеств.

Рассмотрим подробнее природные физические данные, на развитие которых направлены средства партерной гимнастики.

Осанка. Основа осанки – позвоночник и его соединение с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (впереди), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцово-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линий позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы.

Выворотность ног. Это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу.

При определении выворотности ног следует обратить внимание:

  • на строение тазобедренного сустава – на степень податливости ноги, то есть на способность всей ноги (бедра, голени, стопы) занять выворотное положение; - на возможность развития выворотности ног исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног;

  • на чрезмерное переразгибание в коленных суставах (резко выраженные Х-образные ноги), что иногда обуславливается слабостью связочно-мышечного суставного аппарата и отрицательно сказывается при занятиях хореографией. Стопа. Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочерёдно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выводится в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.

По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет высоту 5 – 7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет поперечный свод.

Уплощение продольного и поперечного сводов проявляется в плоскостопии. Этот дефект отрицательно сказывается на занятиях хореографией. При небольшом плоскостопии с помощью целенаправленных тренировках возможно улучшение сводов стоп.

Подъём стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъёма зависит от строения и эластичности её связок. Различают три формы подъёма стопы: высокий, средний и маленький.

Балетный шаг. Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трёх направления: в сторону, вперёд и назад. Сначала проверяется одна нога, затем - другая. Для проверки балетного шага ребёнок становится боком к станку, держась одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъёмом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проводится активный шаг (способность поднять ногу самому). Критериями оценки служат высота, на которую испытуемый может поднять ноги и степень легкости подъема.

Шаг создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренного суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.

Гибкость тела. Это одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься каким либо видом танца. Она показатель пластичности тела исполнителя, придаёт танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.

Гибкость тела определяется величиной прогиба назад и вперёд. Для этого ребёнка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребёнок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки. Гибкость тела зависит от ряда слагаемых: подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц. Следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.

Проверка гибкости вперёд (проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Ребёнок должен медленно наклонить корпус вперёд (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперёд.

Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грубых и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперёд и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок. Гибкость, эластичность тела умножают выразительность телодвижений в танце.

Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность, и поэтому является его важной составной частью. Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности, эластичности ахиллова сухожилия. Развитию всех этих качеств, способствует партерная гимнастика.

Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.

Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.

В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).

Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).

Музыкально-ритмическая координация - это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.

Одним из важных качеств танцора (оно может быть и природным) является артистизм. Артистизм – понятие широкое, включающее в себя врожденную эмоциональность, фантазию и органическое чувство меры. Это способность к восприятию танцевальных композиций в целом, это способность воспринимать и откликаться танцевальным движениям на все музыкальные нюансы, способность выражать пластикой движений настроение, заложенное в музыке, это, наконец, подсознательное, поначалу интуитивное стремление и движение юного танцора к созданию художественного образа.

Раздел 2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми дошкольного возраста по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения с учетом возрастных особенностей. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста при обучении искусству хореографии, педагог-хореограф постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию данного вида искусства. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения.

Достижение результата образования невозможно без знания педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. При организации занятий с детьми этого возраста необходимо учитывать, что дети быстро устают от физических нагрузок из-за слабого развития мышц, они не способны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии из-за слабости мышц спины. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно-сосудистая система - все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физических нагрузок и чередования быстрого темпа с медленным. У детей недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движения, плохо ориентируются в пространстве. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия - должно стать первоначальной задачей обучения.

Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком в дошкольном возрасте, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. Развитие двигательных качеств дошкольников происходит под влиянием постоянных упражнений, расширяющих диапазон двигательных возможностей, совершенствующих их координационные способности.

Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, со снижением требований.

Необходимо учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия, поэтому на занятии необходимо постоянно поддерживать его интерес, меняя виды и типы заданий, включая в процесс обучения игру, сопровождая его знакомой ребенку музыкой.

В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других. К 5-6 летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 5-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно и учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.

В процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

В своей педагогической деятельности мы стараемся применять наиболее целесообразные методы обучения с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Если содержание обучения доступно для восприятия, а сам процесс сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, занятия становятся интересными для детей. Интерес рождает результат, который достигается ребенком ценой невероятных усилий. И главная задача педагога, сделав процесс обучения максимально доступным, дать возможность развиваться творческому интересу ребенка.

Раздел 3. Методика проведения занятий по развитию физических данных детей дошкольного возраста

Занятия хореографией имеют строго структурированную систему движений, которую можно освоить только «от простого к сложному», с системным повторением и закреплением ранее пройденного и являющимся как бы очередным, последовательно усложняющимся звеном в системе всего курса обучения. Повторяемость движений является доминирующим фактором учебного процесса. Целесообразно использовать весь арсенал психокоррекционных средств при обучении дошкольников хореографии, включая поощрение, убеждение, внушение, уважение к учащимся на основе принципов «диалога» и «партнерства».

Одним из основных принципов хореографического образования является постепенность, систематичность и последовательность наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у обучаемых детей двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме ребенка. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма.

Важным положением в процессе обучения танцу, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий, является системное чередование нагрузок и отдыха. Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация – возврат к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успеет восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов, что может вызвать состояние перетренированности и даже глубокие патологические явления.

Таким образом, специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в процессе обучения танцу является такое построение занятий, при котором учитываются: – рациональная повторность заданий;

  • рациональное чередование нагрузок и отдыха;

  • повторность и вариативность заданий и нагрузок.

Рассмотрим пример организации занятия хореографией для дошкольников.

Продолжительность занятий зависит от года обучения, возраста и учебных задач. На 1 году обучения, в группе детей 4-5 лет, рекомендуется проводить 2 занятия в неделю, продолжительностью 35-45 минут.

Для достижения максимальной эффективности процесс организации учебного занятия должен учитывать следующие положения:

  1. Техническая подготовка осуществляется в первой трети основной части занятия, когда организм ребенка находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых и оценке знакомых ему пластических элементов.

  2. При решении исполнительских задач рекомендуется использовать волевые качества, ставка делается на технику исполнения, скорость выполнения движений, силу и ловкость.

  3. В начале основной части занятия целесообразно применять метод расчленения сложного упражнения на относительно самостоятельные элементы (метод применяется для изучения, совершенствования, закрепления и исправления отдельных элементов).

  4. Наибольшая нагрузка в занятии приходится на 2 блок основной части, с постепенным снижением к финалу.

Заключительная часть предназначена для постепенной нормализации двигательной активности детей и восстановления дыхания.

Занятие партером состоит из трех частей: разминки, комплекса упражнений на полу и релаксации, которые связаны между собой.

Разминка продолжительностью 8-10 минут предназначена для включения в работу в динамичном режиме опорно-двигательного аппарата, разогрева мыщц, для концентрации внимания. Разминочные упражнения представляют собой разнообразные виды ходьбы, дыхательные и общеразвивающие упражнения, упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц тела.

Методические рекомендации: В этой части занятия главное внимание уделяется общеразвивающим упражнениям, которые подбираются, дозируются и чередуются в соответствии с возрастом, полом и уровнем физической подготовленности учащихся. Физическая нагрузка постепенно увеличивается по мере достижения достаточной натренированности учащихся. Учебный материал одинаков для девочек и для мальчиков.

Основная часть занятия - партер - решает несколько взаимосвязанных задач совершенствование техники, развитие физических качеств, воспитательные задачи и т.д. Продолжительность части 20-25 минут.

Партер - комплексы упражнений на полу, в том числе стретчинговые, создаются с целью направленного воздействия и включения в работу различных групп мыщц. Упражнения выполняются учащимися на индивидуальных ковриках без обуви (в носочках) в положении лежа (в том числе на боку) и сидя, без вертикальной нагрузки на позвоночник и суставы.

Применение игровых методов и приемов при проведении партерных комплексов на занятиях хореографии позволяет значительно повысить заинтересованность детей смыслом упражнений, способствует более эффективному развитию силы и эластичности различных групп мышц, проявлению творческой инициативы дошкольников, обогащению их эмоционального опыта, развитию образности мышления.

Комплексы упражнений партерной гимнастики I. Комплекс упражнений сидя на полу

1) Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава:

  • сокращение и вытягивание стоп обеих ног с поворотами головы.

И.П.: ноги в 6 позиции, руки на поясе, голова в положении face. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – умеренный, чёткий. На «1» – стопы сокращаются, голова поворачивается к правому плечу, на «2» – стопы вытягиваются в И.П., голова возвращается в положение face, на «3» – стопы вновь сокращаются, голова поворачивается к левому плечу, на «4» – стопы и голова возвращают в И.П.

Следить за максимальным вытягиванием и сокращением стоп, за подтянутым, прямым корпусом, втянутыми мышцами живота, правильным положением кистей рук на поясе (4 пальца вместе), прямой спиной.

  • сокращение и вытягивание стоп по очереди с наклонами головы.

И.П.: ноги в 6 позиции, руки на поясе, голова в положении face. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – умеренный, чёткий. На «1» – сокращается правая стопа, голова наклоняется к правому плечу, левая нога в свою очередь находится в натянутой 6 позиции (натянутом положении), на «2» – стопа вытягиваются в И.П., голова возвращается в положение face, на «3» – левая стопа сокращается, голова наклоняется к левому плечу, на «4» – стопа и голова возвращают в И.П.

Следить за максимальным вытягиванием и сокращением стоп, за подтянутым, прямым корпусом, втянутыми мышцами живота, правильным положением кистей рук на поясе (4 пальца вместе), прямой спиной.

  • «Солнышко»

И.П.: ноги в 6 позиции, руки на поясе, голова в положении face. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – медленный, чёткий. На «1» – стопы максимально сокращаются, на «2» – в сокращённом положении стопы кладутся на пол, на «3» – стопы доходят до 1 выворотной позиции, на «4» – в И.П.

Следить за натянутостью колен и стоп, выворотностью.

2) Упражнения для растягивания ахилового сухожилия:

  • «Чемоданчик»

И.П.: ноги натянутые, руки находятся в свободном положении, ладони лежат на полу. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – плавный, мелодичный. На «1» – руки поднимаются наверх, на «2» – корпус вместе с руками опускаются на ноги. На «3, 4» лежим. В этом положении находимся 4 такта 4/4.

Недопустимо расслабление мышц, поднятие корпуса возможно только углубление. Следить за сомкнутыми между собой ногами, за тем, чтобы первоначально ложился живот, затем грудная клетка, затем голова. 3) Упражнения для развития паховой выворотности:

  • «Бабочка»

И.П.: ноги согнуты в коленях, стопы соединены. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – плавный, мелодичный. На «1» – руки поднимаются наверх, на «2» – корпус вместе с руками опускаются между ног – на стопы. На «3, 4» лежим. В этом положении находимся 4 такта 4/4.

Недопустимо расслабление мышц, поднятие корпуса возможно только углубление. Следить за тем, чтобы первоначально ложились колени (на пол), затем ложился живот, затем грудная клетка, затем голова.

  • «Гармошка»

И.П.: ноги натянуты, корпус прямой, руки находятся в свободном положении немого позади спины, ладонями в пол. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – чёткий. На «1» – правая нога, сгибаясь в колене, ведётся по полу и ставится на носок, на «2» – нога кладётся на пол, как можно плотнее, на «3» – нога возвращается в вертикальное положение, на «4» – п.н. возвращается в И.П. Аналогично выполняется движение левой ногой. Следить за прямой спиной и за бёдрами.

II. Комплекс упражнений лёжа на спине 1)Упражнения на пресс:

  • поднятие ног

И.П.: ноги натянутые, поясница лежит на полу, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – плавный, мелодичный, темп – умеренный. На 1-ый такт 4/4 – правая нога отрывается от пола и поднимается как можно выше, на 2-ой такт 4/4 – нога сохраняет положение, усиливая амплитуду, на 3-ий такт 4/4 – нога медленно опускается в И.П., на 4ый такт 4/4 – пауза в И.П. Аналогично движение повторяет левая нога, затем это же движение выполняют обе ноги одновременно.

Следить за натянутостью стоп, колен, как рабочей ноги, так и опорной, за ровностью спины. Помощь руками не желательна.

  • «Велосипед»

И.П.: ноги на 90 градусов, стопы сокращены, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 2/4 или 4/4, характер – чёткий, темп – быстрый. Ноги поочерёдно сгибаются в коленях, описывая, круг в воздухе.

2) Упражнения для пресса и укрепления мышц поясничного отдела

позвоночника – «Берёзка»

И.П.: ноги лежат на полу, стопы натянуты, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, темп – умеренный. На «1, 2» натянутые ноги поднимаются на 90 градусов, на «3,4» – носки стремятся ввысь, при этом таз отрывается от пола, и так же стремится ввысь. Должна образоваться прямая линия, начиная от стоп ног заканчивая лопатками. Держаться в таком положении 4 такта 4/4, на «1,2» – таз опускается на пол, на «3,4» – ноги опускаются на пол в И.П.

III. Комплекс упражнений лёжа на животе

1) Упражнения для развития гибкости

  • «Окошечко»

И.П.: ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – чёткий. На «1» – руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной клетки, на «2» – руки открываются в 1 классическую позицию, на «3» – руки раскрываются в стороны (открываются во 2 классическую позицию), на «4» – плечевой пояс поднимается как можно выше. В этом положении находимся 2 такта 4/4. Затем возвращаемся в исходное положение. – «Змейка»

И.П.: ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 2/4, характер – чёткий. На «1,2» – руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной клетки, на «3,4» – плечевой пояс подаётся назад. В этом положении находимся 4 такта 2/4, затем возвращаемся в И.П.

Следить за неотрывностью бедер во время исполнения перегиба плечевого пояса.

  • «Лягушка»

И.П.: ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – чёткий. На «1» – руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной клетки, на «2» – плечевой пояс подаётся назад, на «3» – ноги сгибаются в коленях, пальцы ног стремятся достать до затылка, на «4» – пауза. В этом положении находимся 2 такта 4/4, затем возвращаемся в И.П.

Следить за неотрывностью бедер во время исполнения перегиба плечевого пояса.

  • «Самолётик»

И.П.: ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком. Музыкальное сопровождение: размер – 2/4, характер – чёткий. На 1 такт 2/4 – руки выпрямляются и раскрываются по сторонам, при этом плечевой пояс также отрывается от пола, натянутые ноги поднимаются на 25 и выше градусов, на ширину больше ширины плеч. Находимся в таком положении 2 такта 2/4, на 4-ый такт отдыхаем в И.П.

  • «Корзинка»

И.П.: ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком. Кисти рук обхватывают голеностопные суставы обеих ног и вытягиваются наверх.

IV. Комплекс упражнений для растягивания мышц ног

  • «Чемоданчик» в парах

И.П.: ноги натянутые, руки находятся в свободном положении, ладони лежат на полу. Музыкальное сопровождение: размер – 2/4, характер – плавный, мелодичный. На «1,2» – руки поднимаются наверх, на «3,4» – корпус вместе с руками опускаются на ноги. В этом положении находимся 8 такта 2/4.

Недопустимо расслабление мышц, поднятие корпуса возможно только углубление. Следить за сомкнутыми между собой ногами, за тем, чтобы первоначально ложился живот, затем грудная клетка, затем голова. И.П.: ноги раскрыты по сторонам. Тянущийся кладёт корпус между ног, а тянущий оказывает значительное давление на спину, так чтобы корпус лёг на пол.

  • «Бабочка» в парах

И.П.: ноги согнуты в коленях, стопы соединены. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – плавный, мелодичный. Тянущийся ложится животом на стопы, а тянущий давит руками на лопатки или ложится своей спиной на спину тянущегося этим самым усиливая давление и развивая паховую выворотность и пассивную гибкость.

Недопустимо расслабление мышц, поднятие корпуса возможно только углубление. Следить за тем, чтобы первоначально ложились колени (на пол), затем ложился живот, затем грудная клетка, затем голова.

  • «Полушпагат»

  • «Шпагат»

Подготовительные упражнения для освоения элементов классического экзерсиса

Grand-pliés в положении на спине по I позиции ног.

Battements tendus в положении на спине по I, V позициям ног

— в сторону; — вперед на 15°-25°; в положении на животе по I позиции ног — в сторону; — назад на 15°-25°.

Battements tendus jetés

в положении на спине по I, V позициям ног

— в сторону; — вперед на 25°, 45°;

в положении на животе по I позиции ног — в сторону;

— назад на 25°, 45°.

Demi-rond en dehors, en dedans в положении на спине, животе из I позиции ног на 25°, 45°. Relevés lents

в положении на спине по I, V позициям ног

— в сторону; — вперед на 45°, 90°;

в положении на животе по I позиции ног — в сторону;

— назад на 45°.

Положение sur le cou-de-pied в положении на спине по V позиции ног

(«условное» спереди).

Положение passé в положении на спине по V позиции ног (у колена).

Battements developpés в положении на спине по V позиции ног

— в сторону; — вперед на 90°.

Grand battements jetés в положении на спине по I, V позициям ног

— в сторону; — вперед на 90°;

в положении на животе по I позиции ног — в сторону;

— назад на 45°, 90°.

Port de bras № 1 в положениях на спине и сидя по I позиции ног.

Методические рекомендации использованию данного комплекса упражнений

  1. При работе с партерной гимнастикой обязательно учитывать возрастные особенности детей.

  2. В каждой группе занимаются не более 15 детей.

  3. Время проведения партерной гимнастики -20-25 минут.

  4. Занятия проводятся в чистом проветриваемом помещении, дети занимаются на ковриках, одеты по возможности легко, без обуви (в носках).

  5. Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость, делают занятия особенно эффективными.

  6. Всякое движение можно и должно компенсироваться контрдвижением.

  7. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять путем растягивания и расслабления.

  8. Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц.

  9. Не следует выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц.

  10. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным.

  11. Растягивание должно быть нерезким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений.

  12. Движения легкие и медленные, контролируемые телом.

  13. В одном занятии должны быть упражнения на все группы мышц.

  14. Все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку. Преподаватель добивается ритмичности двигательной деятельности детей.

Чтобы гимнастические упражнения оказывали необходимое воздействие на организм учащихся, педагогу следует добиваться точного их выполнения, полной амплитуды движений, достаточно напряжения мышц, правильного дыхания, умения фиксировать соответствующие положения рук, ног, туловища, головы. Небрежное, неточное выполнение упражнений, кроме небольшой физической нагрузки на организм, не позволяет решать более важные образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

В этом отношении важна позиция педагога, понимание главного смысла своей деятельности, а также его готовность к работе такого рода. Особенно следует подчеркнуть, что учебный и воспитательный процесс должен строится с учетом состояния здоровья и психофизиологической индивидуальности ребенка.

Заключительная часть занятия – релаксация. Релаксация – обучение расслаблению, которое необходимо для снятия физического и эмоционального напряжения, повышения жизненного тонуса. Релаксация может состоять из комплекса упражнений с использованием статических поз, а также дыхательных упражнений.

Особая роль на занятиях партерной гимнастикой отводится музыке. Она должна быть доступной для восприятия детьми, соответствовать заданию педагога, сопровождать и дополнять его объяснение и показ, поддерживать эмоциональный настрой занятия, помогать справиться с темпом упражнений, с мышечным напряжением при выполнении упражнений.

Заключение

Развитие природных физических данных – это один из основных элементов в развитии ребёнка. И занятия партерной гимнастикой призваны решить эту важную задачу. Направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка, упражнения гимнастики призваны сформировать осанку, укрепить мышцы опорно-двигательного аппарата, развить органы дыхания, отдельные двигательные качества и способности (силу, гибкость, координацию, ловкость, выносливость). Велика роль гимнастических упражнений и в развитии психики ребенка (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени), его музыкальных качеств.

В процессе занятий ребенок познаёт себя, раскрывает свои физические возможности, учится преодолевать физические и технико-исполнительские трудности, чем совершенствует свое мастерство и свой характер. Он формируется и как танцор-исполнитель, и как личность, обладающая развитым эстетическим и художественным вкусом, имеющая важные навыки будущей успешной жизни: умение слаженно работать в коллективе, умение слушать и управлять своим телом, умение контролировать свои эмоции и настроение.

Литература
  1. Барышникова Т.А. Азбука хореографии. - М.: РОЛЬФ,1999

  2. Бекина С.П., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.:

Просвещение, 1984

  1. Васильева Т.И. Балетная осанка. - М.:Высшая школа изящных искусств, 1993 4. Вихрева Н.А. Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем. - М.: Московская государственная академия хореографии, 2004. 5. Зациорский В.М. Физические качества. /2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

  1. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. - М.:Гном-Пресс, 1997

  2. Константинова А.И. Игровой стретчинг. /Методика работы с детьми дошкольного возраста. – С-Пб., 1993

  3. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л., 1986. 9. Леонтьева Н. Н. Анатомия и физиология детского организма. / Учебное пособие. //2-е изд. – М,: Просвещение, 1986.

10. Лифиц И.В. Ритмика. /Методическое пособие для преподавателей. - М., 1992 11. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000 12. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. - М.:Дрофа, 1997

13. Шушкина 3. К. Ритмика. - М., 1990.