Анализ стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». 7 класс
Презентация к уроку литературы
Соболевой Т.С.
Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930)
- Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция, и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Но в жизни каждого не только светит солнце. И хотя поэты той поры были люди востребованными, Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.
***
- Ветром опита – ветром подсушена; сырость «выпита» ветром.
- Льдом обута – улица обута льдом, улица (а не лошадь) скользит.
- Кузнецкий – Кузнецкий Мост, улица в центре Москвы.
- Клёшить – в то время были модны широкие брюки-клёш.
Словарик
- Метафора (греч. metaphora – перенос) – это троп, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства.
Звукопись – это
соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картине .
***
- Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
***
- 1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.
- БиЛи КоПыТа,
- ПеЛи БуДТо:
- - ГРиБ.
- ГРаБь.
- ГРоБ.
- ГРуБ. –
- Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.
- ЛоШаДь на КРуП
- ГРоХНуЛаСь…
- … СГРуДиЛиСь…
- Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.
- А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.
- … и СРаЗу
- За ЗеваКой ЗеваКа,
- ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…
- Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.
…
***
- 2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.
- В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии:
- - ЛошАдь упАлА!
- -УпАлА лошАдь!
- Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.
- 3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы.
- - Гриб.
- - Грабь.
- - Гроб.
- - Груб.
- В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.
…
- 4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
- Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.
- У-ли-ца сколь-зи-ла.
- Ло-шадь на круп
- грох-ну-лась.
- Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-ла, г-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.
- 5. Повтор:
- - Лошадь упала!
- -Упала лошадь!
- Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, упавшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые вместе с ушибленной спиной передают зримое ощущение круговой боли.
…
- 6 . Рифмы здесь богатые (если брать во внимание всё стихотворение):
- усеченные неточные (плоше - лошадь, зевака- зазвякал),
- неравносложные (в шерсти -в шелесте, стойло - стоило),
- составные ( в вой ему - по-своему, один я -лошадиные, в няньке - на ноги),
- даже одна омонимическая (пошла - краткое прилагательное и пошла - глагол).
- 7 . Графика стиха – деление на интонационные отрезки. Строчкам придается свободная непринужденность.
…
- ИЛЛЮСТРАЦИИ К СТИХОТВОРЕНИЮ
***
Лошадь на круп грохнулась…
Подошел и вижу - За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...
Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы сих плоше?
Улица опрокинулась, течет по-своему...
Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.
- Тема стихотворения:
- история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».
- Как реагируют окружающие?
- Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».
- Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.
- … встала на ноги,
- ржанула
- и пошла.
- Хвостом помахивала.
- Рыжий ребенок.
- Пришла веселая,
- Стала в стойло.
- И все ей казалось –
- Она жеребенок,
- И стоило жить,
- И работать стоило.
- Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.
…
«…и стоило жить, и работать стоило».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!