СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хорошие манеры в поступках и примерах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человека судят не по одежке, а по манерам, по тому, как он ведет себя в обществе, как относится к окружающим, как разговаривает и жестикулирует. Если совсем обобщить, то хорошие манеры – это наличие или, наоборот, отсутствие уважения к людям. Старая поговорка «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», наверное, никогда не устареет. Можно не читать трактаты об умении вести себя в обществе, а просто действовать в соответствии с этой пословицей, и вы прослывете очень приятным и воспитанным человеком, имеющим изысканные манеры.  

Просмотр содержимого документа
«Хорошие манеры в поступках и примерах»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Государственное казенное учреждение РС(Я)

«НЕРЮНГРИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ТУСКУЛ»

678960, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. Комсомольская, д.8/3,

код (41147) т./факс 4-20-15



Утверждаю

Директор ГКУ РС (Я) НСРЦН

____________ Е.В.Струпиховская






Методическая разработка

по подпрограмме «Дорогою добра»

часа общения на тему: «Хорошие манеры в поступках и примерах».





Составитель: воспитатель ГКУ РС (Я) НСРЦН

Ключковская Л.И.























2013 г.



Цель: формировать культуру общения и культуру поведения воспитанников с друзьями, родителями, взрослыми.


Задачи:

- знакомить с историей появления слова «этикет»;

- оказывать помощь воспитанникам в постижении искусства хороших манер и правил поведения среди людей;

- развивать способности воспитанников соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности;

- создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе.

- создать условия для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.


Оформление, оборудование: цитаты:

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» Р. Эмерсен.

«Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры» Бернард Шоу.

«Доброта везде хороша» А. Залимханов.

«Добрый человек помнит сделанное добро всю жизнь, а злой вспоминает о нём только в конце жизни» А. Залимханов.

«Не каждый цветок во фрукт превратится, и не каждый певец творцом прослывет» А. Курбанова.


Ход мероприятия:


  1. Организационная часть.


- Здравствуйте, дорогие ребята.


Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте!», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Вы поздоровались и на «капельку радостней сделалась жизнь».


-А ведь вы иногда, ребята, прокричите или пробурчите что – то на ходу.


  1. Знакомство с темой и задачами мероприятия.


- Прочитайте цитаты на доске, вы сможете теперь сформулировать тему нашего занятия?

- Мы поговорим о хороших манерах.


  1. Основная часть.


- Еще совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по вашим щекам каша и никого не радует ваш чересчур весёлый, а точнее, чересчур громкий смех в транспорте. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеётся, обиженно сказала: «Моё поведение – моё личное дело!» Что ж, это правильно. Но только в одном единственном случае: когда человек, как Робинзон, живёт на необитаемом острове. Мы живем среди людей, и наши слова, манеры, жесты, поступки небезразличны окружающим.

- Что же мы подразумеваем под понятием «манеры»?

/Способность держать себя, внешние формы поведения, обращение с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика/

- Что же принято считать хорошими манерами?

/Скромность, сдержанность, деликатность, способность сдерживать себя, умение контролировать свои поступки/

- Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит вглубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением обязательных правил поведения. От французского названия карточек-этикеток и произошло слово «этикет». Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека, вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.

«Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы; представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу»; в Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» Всё это означает одно и то же – доброе приветствие. По-русски это звучит просто «здравствуйте», т. е. желаем нашему знакомому здоровья. Всегда верхом невоспитанности считалось то, что человек не приветствует другого или уклоняется от приветствия.

- Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание и проявление хороших манер я буду поощрять вас вот такими знаками – «сердечками».



Конкурс знатоков этикета.

  • Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (младший)

  • Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (да)

  • Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (просто кивнуть)

  • С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (да)

  • Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (старший – младшему, женщина – мужчине.)



- Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним, кажется, что нужно поступать так, а другим – иначе.

- Есть интересная история о происхождении хороших манер. «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на прогулке. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то мёрзли, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, всё, как у людей. Потом все же договорились: погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди».

- Правила этикета очень разумны. Они не требуют от нас: «Делай так, а не иначе». Конечно, когда мальчик идёт с девочкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперёд. Но если дорога незнакома, а идти страшновато, да ещё и корова стоит впереди, что подсказывает здравый смысл и понятие о мужском благородстве?

- Или вы позвонили кому-то по телефону – первым делом поздоровайтесь и сразу назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придётся ломать голову над тем, с кем он разговаривает. Или вы идёте обедать – вымойте руки, иначе с пищей в организм попадёт инфекция. Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну, а вы продолжайте:

- тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что…;

- навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как …;

- не перебивайте говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а во-вторых…;

- размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как вы можете при этом….

- Человек может обойтись без многого – но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.


Тест «Насколько вы конфликтный человек»


Начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

а) не принимаю участия;

б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой руководства?

а) нет;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только в шутку и если это люди не обидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперёд?

а) возмущусь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция.

а) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

б) молча, возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущение посмотрю на обидчика;

б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

а) промолчу;

б) ограничусь короткими, но тактичными комментариями;

в) выскажу всё, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.


Баллы: «а» - 4 очка, «б» - 2 очка, «в» - 0 очков.

Идёт подсчет баллов.

22-32 очка. Вы типичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если уже услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас мало друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.


- В психологии есть такой забавный пример: человек – это дробь, числитель которой означает, на сколько человек сам себя оценивает, а знаменатель – насколько его оценивают окружающие. Чем больше числитель и меньше знаменатель, тем неустойчивее эта цифровая конструкция и тем скорее она потеряет устойчивость, опрокинется. ( По желанию, приглашаются один или несколько воспитанников. На листке они пишут три своих положительных и три отрицательных качества. Листок передается воспитателю. Затем воспитанники называют три положительных и три отрицательных качества, которые, по их мнению, присущи этому человеку. Когда все желающие выскажутся, воспитатель вслух называет качества, отмеченные подростком. Воспитанник сравнивает самооценку с оценкой, которую дали другие дети.)

-  Вот видите, человек как бы посмотрел на себя со стороны, оценил свои нравственные качества. А как мы выглядим внешне? Какое производим впечатление? Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих:

- не грызёте ли вы ногти, не хлюпаете ли носом;

- не разговариваете ли слишком громко;

- не размахиваете ли вы курками так, что ваши собеседники с большим трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми;

- не раскачиваетесь ли вы на стуле; не разваливаетесь ли вы в кресле;

- не используете ли вы ноготь мизинца в качестве зубочистки;

- не чистите ли вы ботинки о штанину брюк;

- не хлопаете ли дверью?

Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки всё же есть, постарайтесь от них избавиться, а главное – избавиться от них окружающих.


Игра «Зеркало»

- Один из вас, самый смелый, встанет перед классом, окажется как бы перед зеркалом. А ребята поочередно будут повторять его фразы, слова-паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки. Вот и посмотрели на себя со стороны.

 - Обезьяны в стаде всегда борются за первенство. Кто самый главный? Кто самый сильный и умный? Однажды молодому шимпанзе удалось стать лидером. И очень даже легко и просто. Он запугивал других членов стада ударами палки по пустой канистре из-под бензина. Но как только экспериментаторы отняли у него канистру, в группе установились прежние отношения. И никому не было дела до выскочки. Согласитесь, что такие экземпляры встречаются не только среди шимпанзе. Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривлянием, шумом, неумным или даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».

- Говорят, что есть три типа рассказчиков смешного. Один, рассказывая что-нибудь, сами смеются, а слушателям не смешно; другие смеются вместе со слушателями; наконец, третьи остаются серьёзными, но умеют рассмешить слушателей. Последние и бывают лучшими рассказчиками.

Конкурс лучшего рассказчика

- Расскажите короткую весёлую историю, произошедшую с вами или вашими друзьями, близкими, или особенно понравившийся анекдот.

- Кто-то смог продемонстрировать драгоценное чувство юмора. А у кого-то оно ещё плохо развито. Но развить у себя чувство юмора и остроумия вполне может каждый. Что для этого нужно?

- Во-первых, научитесь в любой, даже самой трудной, ситуации видеть смешную сторону. Во-вторых, важно также с достаточной долей иронии и юмора относится к самому себе. Это не только свидетельствует о наличии чувства юмора, но и служит хорошей защитой. Какое золотое правило, мы могли бы записать? Учись смеяться над собой.

- Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете учиться честно оценивать себя. Но здесь всегда будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие. Есть игра, в которую играют даже взрослые солидные люди: составляют перечень каких-либо качеств, а затем ставят себе за это качество оценку, и другие ему ставят. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы. 

- Например, возьмите такой перечень: вежливость, хорошие манеры, культура речи, гостеприимство, осанка и походка, чувство юмора и остроумия, воспитанность. Поставьте себе по этим «предметам» оценки. Никому не показывайте. Попросите товарищей, родителей тоже оценить вас. Посмотрите, что получится, и сделайте выводы.

- Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».



- Этими и другими способами попытайтесь узнать и оценить себя,

IV. Подведение итогов.

- Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».


Свод правил воспитанного человека


  1. Первым здоровается тот, кто вежливее

  2. Уступайте друг другу

  3. Следите за собой всегда и везде. Помните, вы среди людей

  4. Учись смеяться над собой

  5. Человек не должен своим поведением доставлять неудобства окружающим людям



- Я надеюсь, что это занятие поможет вам стать культурнее.









































Список использованной литературы



1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. Москва, 1988.

2. Вартаньян Э. Эти мудрые слова. Рассказы. Москва, 1980.

3. Герасимова В.А. Классный час играючи. Москва: ТЦ Сфера, 2002.

4. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся.Москва, 1991.

5. Рукавчук Л.Н. Энциклопедия этикета. СПб., 1998.