Хоровое чтение как форма выразительного чтения
Хоровое чтение вошло в практику русской школы уже давно. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс.
Хоровое (или многоголосное) чтение является наиболее активной, действенной и доступной формой обучения выразительному чтению в школе. Процесс хорового исполнения поэтических произведений содействует не только овладению культурой речи, выработке четкого, выразительного произношения, но и помогает формировать способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности учащегося: память, слух, чувство ритма, воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.
Основной задачей хорового чтения является преодоление порока школьного выучивания наизусть – зубрежка слов, а также выработка у детей привычки работать над подтекстом с тем, что показывают многочисленные психологические исследования, обеспечивает более прочное запоминание.
При обучении выразительному чтению, как и любому школьному предмету, учитель-словесник массовой школы стремится найти такие приемы, которые помогут ему вовлечь в общий педагогический процесс менее способных или менее прилежных и внимательных. В этом смысле хоровое чтение не заменимо: оно не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.
Более того, хоровое чтение положительно влияет на исправление ряда недостатков речи (скороговорка, крикливость, вялость и т.п.)
Учащиеся соответственно возрастным этапам получают возможность овладеть определенным минимумом умений, знаний и навыков, которые определяют уровень их исполнения. На основе этих знаний и умений учитель осуществляет раскрытие замысла исполняемого детьми поэтического произведения. Таким образом, содержание обучения хоровому чтению разрешается в единстве вопросов – что читают ученики и как они читают.
Правильное многоголосное исполнение способствует максимальной передаче темы произведения и его идейного замысла. Такое чтение помогает соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы.
Хоровое чтение должно соответствовать правилам грамотного произношения; оно должно быть, само собой разумеется, громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово.
М.А.Рыбникова высоко ценила хоровое исполнение текста как прием обучения выразительному чтению. «Эта система, - отмечала она,- создает большое музыкальное богатство, подчеркивает части целого и позволяет подать каждую часть новыми голосовыми средствами. Заставьте отдельного ученика прочитать… стихотворение – до многоголосного чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием симфонического звучания текста станет и у отдельного ученика более выразительным».
Распределение текста между голосами, которое часто именуется оркестровкой, - дело преподавателя, который руководствуется своими соображениями, но есть некоторые закономерности. Наиболее важные по значению места произносятся хором, лирические - высокими голосами, интимное, индивидуальное поручается солистам.
Особенно удачно работает коллектив, когда его возглавляет руководитель, не только владеющий искусством художественного чтения, но и музыкально образованный.
Материал для хорового чтения должен включать произведения, имеющие идейно- художественную ценность, доступные пониманию и исполнению учащимися, а также дающие возможность систематического накопления навыков и умений выразительного чтения. Не каждое произведение подходит для хорового исполнения. Лучше всего использовать произведения, которые по самой своей природе требуют полифонии: массовые сцены, картины природы, изображающие активное действие стихийных сил. Чаще всего берут для хорового чтения пролог к «Руслану и Людмиле», стихотворение Н.А. Некрасова «Зеленый шум», описание Днепра в повести Гоголя «Страшная месть», Фрагменты поэмы Маяковского «Хорошо!», описание боя в поэме Пушкина «Полтава» и т.п.
Очень широко распространено многоголосое чтение во внеклассной работе. Причем, в данном виде работы возможно привлечение и меньшего количества учащихся (ансамбль чтецов – 7-9 человек). Часто хоровое чтение входит в те композиции, которые показывают со сцены. Для таких композиций можно соединять вокальный хор с речевым и в саму композицию включать чтение, пение и музыку.
Оркестровка поэтических произведений для хорового чтения
А.С.Пушкин
«Бесы»
Два слова-1 ½ хора Мчатся тучи, вьются тучи;
Вторые два – другая ½ хора (на тон выше)
Чтец 1(задумчиво) Невидимкою луна
освещает снег летучий;
Весь хор (тихо) Мутно небо, ночь мутна.
Чтец 2 (неторопливо) Еду, еду в чистом поле;
Чтец 3(звонко) Колокольчик динь, динь, динь…
Весь хор Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Чтец 2 «Эй, пошел, ямщик!..»-
Чтец 4 «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
(с растущим волнением) Сбились мы. Что делать нам?
(таинственно) В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
(оживляясь, с испугом в голосе) Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон - теперь в овраг толкает
одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Два слова-1 ½ хора Мчатся тучи, вьются тучи;
Вторые два – другая ½ хора (на тон выше)
Чтец 1(задумчиво) Невидимкою луна
освещает снег летучий;
Весь хор (тихо) Мутно небо, ночь мутна.
Чтец 1 и 2 (с отчаянием) сил нам нет кружиться доле;
Чтец 3 (бесстрастно, просто) Колокольчик вдруг умолк;
Кони встали…
Чтец 2 «Что там в поле?»-
Чтец 4 «Кто их знает? Пень иль волк?»
Весь хор Вьюга злится, вьюга плачет;
¼ хора Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во тьме горят;
Кони снова понеслися;
Чтец 3 (звонко) колокольчик дин, дин, дин…
Чтец 2 Вижу: души собралися
Средь белеющих равнин.
Весь хор бесконечны, безобразны,
в мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
будто листья в ноябре…
Чтец 2 Сколько их! Куда их гонят?
Чтец 4 Что так жалобно поют?
Чтец 2 Домового ли хоронят,
Чтец 4 ведьму ль замуж выдают?
Два слова-1 ½ хора Мчатся тучи, вьются тучи;
Вторые два – другая ½ хора (на тон выше)
Чтец 1(задумчиво) Невидимкою луна
освещает снег летучий;
Весь хор (тихо) Мутно небо, ночь мутна.
Весь хор Мчатся бесы рой за роем
в беспредельной вышине,
визгом жалобным и воем
надрывая сердце мне…
А.Кушнер
«Не шумите…»
Для использования во внеклассной работе
( Ансамбль чтецов из 7 человек, перемещаясь по сцене, может создать небольшой спектакль, что служит весьма неожиданной и эффектной подаче текста).
1 чтец: (очень громко) Не шумите!
Все: (одновременно приседая,
как будто в испуге)
(тихо, в недоумении) А разве мы шумели?
2 чтец: Ведь никто и не думал шуметь!
3 чтец ( пытаясь объяснить) Ну, Андрюша стучал еле- еле…
1 чтец: (громко) Молотком! По железной трубе!
4 чтец: (успокаивая) Я тихонько играл на губе…
5 чтец: Восемь пятых размер соблюдая,
Таня хлопала дверью сарая.
6 чтец: Миша камнем водил по стеклу
3 чтец: Толя бил по кастрюле в углу…
1 чтец: (громко, с возмущением) Кирпичом!
3 чтец: Но не громко и редко.
1 чтец: (вырываясь вперед) Не шумите!
Все: (очень громко,
выстраиваясь в ряд, закрывая чтеца 1) Сказала соседка!
(спокойно) А никто и не думал шуметь.
5 чтец: (торжественно) Вася пел!
4 чтец: Ведь нельзя же не петь!
2 чтец: А что голос у Васи хрипучий…
3 чтец: ... так затем мы и сгрудились в кучу.
5 чтец: Кто стучал!
6 чтец: Кто скрипел!
2 чтец: Кто гудел!
4 чтец: Чтобы я не смущался и пел!
Все вместе: (скандируют) Пой, Вася, пой!
1 чтец: (смиренно соглашаясь) Пой, Вася!
Литература:
Качурин М. Г. Выразительное чтение в VIII—Х классах. Л., 1960, с. 76.
«Методика выразительного чтения». Под ред. Т.Ф. Завадской, Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература» «Просвещение», Москва, 1977г.
Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М.,'1963, с. 146.
Соловьева А. М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4—8 классах. М., 1983, с. 30.