СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хоровое чтение как метод развития творческих способностей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хоровое чтение еще К.Д. Ушинский рекомендовал как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс.

Просмотр содержимого документа
«Хоровое чтение как метод развития творческих способностей»

Хоровое чтение как форма выразительного чтения

Хоровое чтение вошло в практику русской школы уже давно. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс.

Хоровое (или многоголосное) чтение является наиболее активной, действенной и доступной формой обучения выразительному чтению в школе. Процесс хорового исполнения поэтических произведений содействует не только овладению культурой речи, выработке четкого, выразительного произношения, но и помогает формировать способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности учащегося: память, слух, чувство ритма, воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.

Основной задачей хорового чтения является преодоление порока школьного выучивания наизусть – зубрежка слов, а также выработка у детей привычки работать над подтекстом с тем, что показывают многочисленные психологические исследования, обеспечивает более прочное запоминание.

При обучении выразительному чтению, как и любому школьному предмету, учитель-словесник массовой школы стремится найти такие приемы, которые помогут ему вовлечь в общий педагогический процесс менее способных или менее прилежных и внимательных. В этом смысле хоровое чтение не заменимо: оно не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.

Более того, хоровое чтение положительно влияет на исправление ряда недостатков речи (скороговорка, крикливость, вялость и т.п.)

Учащиеся соответственно возрастным этапам получают возможность овладеть определенным минимумом умений, знаний и навыков, которые определяют уровень их исполнения. На основе этих знаний и умений учитель осуществляет раскрытие замысла исполняемого детьми поэтического произведения. Таким образом, содержание обучения хоровому чтению разрешается в единстве вопросов – что читают ученики и как они читают.

Правильное многоголосное исполнение способствует максимальной передаче темы произведения и его идейного замысла. Такое чтение помогает соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы.

Хоровое чтение должно соответствовать правилам грамотного произношения; оно должно быть, само собой разумеется, громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово.

М.А.Рыбникова высоко ценила хоровое исполнение текста как прием обучения выразительному чтению. «Эта система, - отмечала она,- создает большое музыкальное богатство, подчеркивает части целого и позволяет подать каждую часть новыми голосовыми средствами. Заставьте отдельного ученика прочитать… стихотворение – до многоголосного чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием симфонического звучания текста станет и у отдельного ученика более выразительным».

Распределение текста между голосами, которое часто именуется оркестровкой, - дело преподавателя, который руководствуется своими соображениями, но есть некоторые закономерности. Наиболее важные по значению места произносятся хором, лирические - высокими голосами, интимное, индивидуальное поручается солистам.

Особенно удачно работает коллектив, когда его возглавляет руководитель, не только владеющий искусством художественного чтения, но и музыкально образованный.

Материал для хорового чтения должен включать произведения, имеющие идейно- художественную ценность, доступные пониманию и исполнению учащимися, а также дающие возможность систематического накопления навыков и умений выразительного чтения. Не каждое произведение подходит для хорового исполнения. Лучше всего использовать произведения, которые по самой своей природе требуют полифонии: массовые сцены, картины природы, изображающие активное действие стихийных сил. Чаще всего берут для хорового чтения пролог к «Руслану и Людмиле», стихотворение Н.А. Некрасова «Зеленый шум», описание Днепра в повести Гоголя «Страшная месть», Фрагменты поэмы Маяковского «Хорошо!», описание боя в поэме Пушкина «Полтава» и т.п.

Очень широко распространено многоголосое чтение во внеклассной работе. Причем, в данном виде работы возможно привлечение и меньшего количества учащихся (ансамбль чтецов – 7-9 человек). Часто хоровое чтение входит в те композиции, которые показывают со сцены. Для таких композиций можно соединять вокальный хор с речевым и в саму композицию включать чтение, пение и музыку.


Оркестровка поэтических произведений для хорового чтения

А.С.Пушкин

«Бесы»

Два слова-1 ½ хора Мчатся тучи, вьются тучи;

Вторые два – другая ½ хора (на тон выше)

Чтец 1(задумчиво) Невидимкою луна

освещает снег летучий;

Весь хор (тихо) Мутно небо, ночь мутна.

Чтец 2 (неторопливо) Еду, еду в чистом поле;

Чтец 3(звонко) Колокольчик динь, динь, динь…

Весь хор Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Чтец 2 «Эй, пошел, ямщик!..»-

Чтец 4 «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

(с растущим волнением) Сбились мы. Что делать нам?

(таинственно) В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

(оживляясь, с испугом в голосе) Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон - теперь в овраг толкает

одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой».

Два слова-1 ½ хора Мчатся тучи, вьются тучи;

Вторые два – другая ½ хора (на тон выше)

Чтец 1(задумчиво) Невидимкою луна

освещает снег летучий;

Весь хор (тихо) Мутно небо, ночь мутна.

Чтец 1 и 2 (с отчаянием) сил нам нет кружиться доле;

Чтец 3 (бесстрастно, просто) Колокольчик вдруг умолк;

Кони встали…

Чтец 2 «Что там в поле?»-

Чтец 4 «Кто их знает? Пень иль волк?»

Весь хор Вьюга злится, вьюга плачет;

¼ хора Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во тьме горят;

Кони снова понеслися;

Чтец 3 (звонко) колокольчик дин, дин, дин…

Чтец 2 Вижу: души собралися

Средь белеющих равнин.

Весь хор бесконечны, безобразны,

в мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

будто листья в ноябре…

Чтец 2 Сколько их! Куда их гонят?

Чтец 4 Что так жалобно поют?

Чтец 2 Домового ли хоронят,

Чтец 4 ведьму ль замуж выдают?

Два слова-1 ½ хора Мчатся тучи, вьются тучи;

Вторые два – другая ½ хора (на тон выше)

Чтец 1(задумчиво) Невидимкою луна

освещает снег летучий;

Весь хор (тихо) Мутно небо, ночь мутна.

Весь хор Мчатся бесы рой за роем

в беспредельной вышине,

визгом жалобным и воем

надрывая сердце мне…



А.Кушнер

«Не шумите…»

Для использования во внеклассной работе

( Ансамбль чтецов из 7 человек, перемещаясь по сцене, может создать небольшой спектакль, что служит весьма неожиданной и эффектной подаче текста).

1 чтец: (очень громко) Не шумите!

Все: (одновременно приседая,

как будто в испуге)

(тихо, в недоумении) А разве мы шумели?

2 чтец: Ведь никто и не думал шуметь!

3 чтец ( пытаясь объяснить) Ну, Андрюша стучал еле- еле…

1 чтец: (громко) Молотком! По железной трубе!

4 чтец: (успокаивая) Я тихонько играл на губе…

5 чтец: Восемь пятых размер соблюдая,

Таня хлопала дверью сарая.

6 чтец: Миша камнем водил по стеклу

3 чтец: Толя бил по кастрюле в углу…

1 чтец: (громко, с возмущением) Кирпичом!

3 чтец: Но не громко и редко.

1 чтец: (вырываясь вперед) Не шумите!

Все: (очень громко,

выстраиваясь в ряд, закрывая чтеца 1) Сказала соседка!

(спокойно) А никто и не думал шуметь.

5 чтец: (торжественно) Вася пел!

4 чтец: Ведь нельзя же не петь!

2 чтец: А что голос у Васи хрипучий…

3 чтец: ... так затем мы и сгрудились в кучу.

5 чтец: Кто стучал!

6 чтец: Кто скрипел!

2 чтец: Кто гудел!

4 чтец: Чтобы я не смущался и пел!

Все вместе: (скандируют) Пой, Вася, пой!

1 чтец: (смиренно соглашаясь) Пой, Вася!



Литература:


  1. Качурин М. Г. Выразительное чтение в VIII—Х классах. Л., 1960, с. 76.

  2. «Методика выразительного чтения». Под ред. Т.Ф. Завадской, Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература» «Просвещение», Москва, 1977г.

  3. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М.,'1963, с. 146.

  4. Соловьева А. М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4—8 клас­сах. М., 1983, с. 30.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!