Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Красноборская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта
мастер-класса для педагогов
«Хранительница женского счастья.»
( этносувенир «сумка-тучу»)
Выполнила: Рочева Любовь Леонидовна
Учитель изо, начальных классов, педагог допобразования.
Краснобор- 2022
Возрастная группа: педагоги школ
Форма совместной деятельности: мастер – класс
Цель: создание условий для развития профессиональных компетенций участников мастер-класса посредством использования технологии создания сувенира в работе с детьми младшего школьного возраста.
Задачи:
Поделится опытом работы по применению инновационной технологии создания сувенира детьми младшего школьного возраста
Сформировать у участников мастер - класса компетенции для использования данного опыта в воспитательно – образовательном процессе
Создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер-класса
Оснащение:
Оборудование и художественные материалы:
Средства ИКТ (Компьютер, проектор, экран, электронная презентация, видео). Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке. Таблицы с изображением сумки-тучу. Схема поэтапного создания изделия, шаблоны, готовое изделие.
Этапы мастер-класса:
1. Организационный этап
2. Актуализация темы мастер-класса
3. Ознакомление с материалом
4. Практическая работа
5. Итог
6. Рефлексия
Ход проведения мастер – класса
Этапы мастер-класса | Содержание деятельности ведущего | Содержание деятельности слушателей |
Организационный этап Организация педагогов, установка на предстоящую деятельность. | Приветствие: - Добрый день, уважаемые коллеги! 2022 год объявлен в России годом народного искусства и материального культурного наследия. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ". Мы все с вами живем в республике Коми-богатейший край этнокультурного многообразия. В целях сохранения коми культуры и традиций в Ижемском районе работают детские сады, школы, библиотеки, допобразование, музеи, дома культуры. Но для начала, я бы хотела спросить у Вас, как Вы думаете, для чего мы должны, обязаны сохранять, передавать традиции , обычаи и т.д. молодому поколению? (ответы) | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая ведущему в организации мастер-класса. |
Актуализация темы Постановка проблемной задачи и ее выбор формы деятельности для ее решения. | Коллеги, внимательно посмотрите и угадайте ребус ( туча , уж,). Слово-тучу. Теперь объедините слово отгадку+ребус. Тема нашего мастер-класса изготовление подарочного этносувенира «Сумка-тучу». Если придумать и написать более загадочное название «Хранительница женского счастья». В конце мастер-класса мы ответим на вопрос . можно ли сумку- тучу назвать хранительницей женского счастья? « Тучу- иж., затяжная сумка из оленьей кожи для швейных принадлежностей.( 2 том Коми сернисикас кывчукор).Тучу- меховая сумка северных коми. Тучу- сумка для рукоделья. Малая меховая сумка с декоративной отделкой. Интересно ли вам узнать, как выглядела сумка, для чего предназначалась, из чего она была сшита. Где она была нужна? | Отгадывают ребус. Просмотр видеоролика « Вертепский ДНТ, художественный руководитель Ануфриева Л.Ф.» |
Ознакомление с материалом Создание условий для разнообразной активной деятельности педагогов. Актуализация имеющихся у них знаний. | Так что же такое сувенир? СУВЕНИР, -а, м. 1. Подарок на память. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-н. места. Магазин сувениров. || прил. сувенирный, -ая, -ое (ко 2 знач.).(По словарю Ожегова). Что такое этно сувенир? Этнографический туристический сувенир – это изделие, ассоциирующееся с народом-этносом и другими этническими группами, проживающими на территории нахождения туриста. Этнографический сувенир обязательно должен отражать культурно-бытовые особенности, а также материальную и духовную культуру народов, населяющих место пребывания путешественника. Создание сувениров очень разнообразный и занимательный процесс, который делится на несколько этапов. Интересно ли вам узнать, как выглядела сумка, для чего предназначалась, из чего она была сшита. Где она была нужна? | Участники смотрят презентацию и по ходу просмотра задают интересующие вопросы, касающиеся применения данной технологии. |
Практическая работа. Обмен опытом, передача способов деятельности, центральным звеном которой является демонстрация методов освоения технологии создания стилизованного сувенира при активной роли всех участников. Создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность. | Сегодня мы вместе научимся делать подобную стилизованную сумку-тучу из кусочков бересты , мягкой проволоки и разноцветной тесьмы. Это несложное, но очень красивый подарочный сувенир пригодиться, к примеру, для подарка близким людям, окажется подходящим при изучении темы орнамент коми. Наконец, послужит интересным и необычным материалом для кружковой работы. Для работы потребуется : береста,шаблоны, мягкая проволока 20 см, тесьма разных цветов, нитки, магнитик, ножницы, шило. Алгоритм действий: Взять бересту небольшого размера. Приложить и обвести шаблон орнамента «Рога оленя». Получившуюся заготовку вырезать по контуру. Развернуть вырезанную заготовку более красивой стороной наружу. Прикрепить по середине два элемента с помощью скручивания мягкой проволокой друг другу. Орнаментальный элемент «Рога оленя» готов. Взять проволоку длиной 8 см и нанизывать на ее разноцветный бисер. Сделать два отверстия в конце орнамента «Рога оленя» и соединить украшенной проволокой. Можно так же украсить бахромой, то есть разноцветными нитками длиной 1см. Низ стилизованной сумки-тучу готов! Выполнить посередине два отверстия в бересте. Соединить проволокой. Проволоку украсить красной тесьмой как цвет оберега. Чуть повыше, почти к центру сделать два отверстия. Соединить проволокой бересту. Закрепить нитку, показав тем самым , что сумка-тучу крепко завязывается . Сзади изделия сувенира можно приклеить магнитик. Стилизованная сумка-тучу готова! | Выполнение задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Итог | Ну, а теперь, предлагаю посмотреть результат нашей работы. Обмен мнениями .Можно ли сумку-тучу назвать «хранительницей женского счастья?» Вывод: Сумка- тучу нужна чумработнице для хранения предметов рукоделия: иголки, наперстки, пуговицы, кусочки ткани, ленты ,сухожилия, нитки. Сшита из оленьего меха. Цвета: коричневый, серый, светло – коричневый, белый. Украшена орнаментом из сукна. Элементами орнамента могли быть: утиная лапка, зубья пилы, рога оленя. | Участники мастер-класса просматривают готовый продукт. Участники мастер-класса вносят свои предложения, идеи по вариативности применения данной технологии. |
Рефлексия Анализ работы, выполненной участниками | Дискуссия по результатам совместной деятельности. На доске висит сумка-тучу. «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то в сумку-тучу положите красный лоскуток, если не понравилось, - синий». От меня огромная благодарность коллегам за проявленную активность и интерес к теме. У меня от работы с Вами остались только положительные эмоции. Всем спасибо. | Самоанализ участников по поводу деятельности на мастер-классе. Заключительное слово ведущего мастер –класса по всем вопросам и предложениям. |
Список литературы и материалов для учителя:
Раздаточный материал (лоскутки: красный, синий – на каждого), таблицы на магнитах для оформления доски ( сумка-тучу), компьютер, проектор , экран, презентация «Хранительница женского счастья» (источник – интернет: фотографии,) , народные музыкальные произведения «Ой.ты речка Ижма», Мича ижемка», «Ижма- славный край», «Печора, Печора, родная Печора».
Технология 2 класс Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В. Шипилова (учебник для общеобразовательных школ)
Список литературы и материалов для педагогов:
раздаточный материал ( лоскутки 2 цветов: красный , синий – на каждого), принадлежности для урока технологии: береста, проволока, бисер, ножницы, нитки, тесемки,магнитики.
Технология 2 класс Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В. Шипилова (учебник для общеобразовательных школ)