Христианство в живописи
Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него, -
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.
Константин Бальмонт
История отечественной культуры - наше духовное богатство.
Отношения веры и искусства не всегда просты, как с одной так и с другой стороны. Однако нигде так не виден «союз» искусства и христианства, как в искусстве изобразительном.
Великие художники мира отображали в своих картинах библейские сюжеты. Свое представление о Библии есть и у художников, и у тех, кто интересуется изобразительным искусством: ведь она послужила источником сюжетов для неисчислимого множества произведений живописи, графики и скульптуры, созданных на протяжении огромного, почти двухтысячелетнего, исторического периода. Библейские истории получили визуальную форму в тысячи скульптур, фресок, икон, картин, рисунков и гравюр. Каждое такое произведение предлагает свою версию почерпнутого из Библии сюжета, своеобразие которой определяется личностью и одаренностью художника находившегося под воздействием великого множества факторов общественной и культурной жизни своей страны и своей эпохи.
Начало времен и всего сущего на планете, сотворение мира и человека, грехопадение в раю, первое убийство брата братом, всемирный потоп — размышление над этими глобальными философскими темами, описанными в Библии, неизменно давало пищу для художественного осмысления ветхозаветных событий и в русской живописи. К этим ключевым для человеческого мировоззрения сюжетам обращались мастера разных школ и направлений, все они хотели донести до зрителей собственное видение образов, порожденных их воображением и перенесенных на холст.
Русская культура формировалась как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен.
Сегодня рассмотрим христианские тенденции в изобразительном искусстве России ХХ века.
Культура советского и постсоветского периода является ярким крупномасштабным витком русского наследия. События 1917 года стали отчётной точкой в развитии нового уклада жизни, формировании нового мышления. Страну ждало новое будущее со своими идеалами и целями. Искусство, которое в некотором смысле является зеркалом эпохи, стало и орудием для воплощения в жизнь догматов нового режима. В отличие от других видов художественного творчества, живопись, формирующаяся и формирующая мысль человека, самым аккуратным и непосредственным образом проникала в сознание людей. С другой стороны живописное искусство меньше всего подчинялось пропагандистской функции и отражало переживания народа, его мечты и прежде всего дух времени.
Марк Шагал (6.07.1887-28.03.1985)
Человек-факел, освещающий духовным светом то, что трудно увидеть глазу, но о чем тоскует всякая душа, стремящаяся к Богу - таким является образ Марка Захаровича Шагала.
Библейской тематикой пронизано практически все творчество Марка Шагала. Художник создал фундаментальную серию работ, включающих 17 холстов сине-изумрудной гаммы и объединенных библейской тематикой. Шагал пытался расшифровать заложенные в священную книгу образы, выискивая вдохновение между строк и преобразуя идейные открытия в живописные произведения. Через полотна отчетливо проходит понимание Шагалом священности вопроса. Художник уходит от реальности в яркий и эмоциональный язык, предлагая зрителям окунуться в многогранную сверхреальность, почувствовать связь с Богом и высшими силами. Марк Захарович писал: «Библия - эхо природы, тайну эту я и хотел передать. Библия - самое великое в мире произведение искусства. Библия содержит в себе высочайший идеал бытия человека на планете Земля. Если бы люди более внимательно читали пророков, они там могли бы найти ответы на самые разные вопросы бытия".
Первое его произведение на тему Священного писания - "Голгофа"
Мученик в солнечном нимбе, которому художник придал младенческие черты, воплощает кротость и милосердие Спасителя. В центре, под распятием, – поджидающий Харон. Убегающий вправо персонаж с лестницей – уж не Иуда ли это?
Шагал изображает действие если не условно, то угадываемо. Например, крест распятия практически не прорисован, но он легко угадывается и потому ясно различим. Лица людей и их фигуры едва узнаваемы, далеки от натурализма и совершенства.
«Сотворение человека» 
Творец являлся пророкам или иным избранным людям, но при этом Он всегда оставался невидимым. Поэтому люди не могли представить себе облик Создателя, равно как и осмыслить всю Его бесконечную глубину. На этом основании в древней иудейской и ранней христианской традициях изображение Бога отсутствовало. Отсюда в данной картине Шагала, мы не видим Творца, но созерцаем Его деяние: создание первого человека. И хотя художник следует традиции, тем не менее, именно в этом полотне он касается темы сходства Творца с Его творением, то есть с человеком.
Образ Иисуса Христа, изображенный Шагалом в самый сложный и решающий судьбу человечества момент - распятие на кресте - есть ключевая фигура круга.

«Изгнание из Рая»
Наряду с Адамом и Евой полноценным героем этого произведения является необыкновенно красивый шагаловский рай. Композиционно холст делится на две части, которые в свою очередь отображают два события: слева - Адам и Ева до грехопадения, справа - после него. Свой сказочный рай Шагал наполнил фантастическими растениями, мифическими птицами, животными и едва заметными, как бы потусторонними существами. Он создал особый мир, где все, кто там обитает, перемещаются в пространстве так, как им заблагорассудится. Рыбы здесь плавают по небу вместе с людьми, а птицы плывут в глубинах вод, не обращая внимания на резвящихся рядом людей. Точнее, здесь нет таких понятий, как небо и земля, здесь другое измерение. Жизнь созданий в шагаловском раю очень похожа на сон, в котором любой человек может пройти сквозь каменную гору или перелететь как птица с ветки на ветку, а может ощущать себя животным, рыбой или даже неизвестной фантастической сущностью.
Картины художника не только демонстрируют нам мир Святого писания, но и погружают в неповторимый мир своего создателя.
В СССР художники, несмотря на существовавшие ограничения, использовали в своих произведениях библейские мотивы достаточно часто.
Широко известно полотно величайшего художника российской современности Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына». Глубокая и многообразная картина обращает внимание зрителей к серьезному вопросу – возвращение человечества к духовному началу, идеалам, религиозным ориентирам. Автор отталкивается от библейского сюжета, но не ограничивается им. Написанная в 1978 году картина для советского контекста выглядела вызывающей и разоблачающей. Именно поэтому она вызывает особый интерес. Блудный сын изображен по пояс оголенным, в одних джинсах. Действо разворачивается на фоне грязного быта – обеденного стола с недопитыми бокалами вина, двух больших свиней на переднем фоне, склонившегося молодого мужчины, от которого тянется колючая проволока. Если начинать анализировать, то каждый из нас тратит много сил на то, чтобы убежать от сути, а потом наступает период долгого и сложного возврата к этой самой сути.
Другая работа Глазунова – «Воскрешение Лазаря» еще более эклектична и многослойна. Иисус изображен на фоне многоэтажных построек, митингующих с плакатом «Гласность. Перестройка» и горящего храма.
Время было такое: время метания, потерь, искания…
Творчество Ильи Сергеевича столь многогранно и удивительно, что говорить о нем можно много часов. А лучше увидеть его гениальные работы.



Киреев Владимир Николаевич (8 июля 1984 года рождения)
«Духовная мускулатура, питаемая доблестью великих предков, неуязвима»
Он говорил: « Для меня искусство – это и свитер, связанный бабушкой, и колыбельные матери, и рассказы отца о дедах и прадедах. Может, искусство – это результат работы духа. Может, напоминание Бога о том, откуда все мы родом. Моя же задача на сегодняшний день довольно проста: узнать в себе себя, изначального, задуманного Создателем чего-то ради. Расшифровать это «ради». И постараться его исполнить.
- Честно говоря, я сам, наверное, до конца не осознал, что написал. И с каждым годом я снова и снова открываю эту работу для себя...
«Зеркало»
Нет, вы посмотрите на картину! Чем-то она перекликается со знаменитым "Явлением Христа народу". Но если там Иванов попробовал изобразить типажи мало известной ему древней эпохи, то Киреев изобразил лица, которые и сейчас у нас на глазах. Ах, как точно подмечено выражение лица дамы с собачкой! Рядом с ней двое бритоголовых - те ещё типы. На переднем плане молодой бородатый мужчина, озабоченный звонком, вызывает уважение. Не удивлюсь, если окажется, что он церковный человек. И наконец, фигура Христа, похожая на причудливую игру света в струях дождя (то ли снег, то ли дождь). Или это странный отблеск витринного стекла... или что-то показалось мужчине боковым зрением, и он уже повернул туда голову... Или не показалось? Бог рядом, но люди привычно не замечают Его, занятые подобно воронам, своими насущными делами.
Тот же смысл, наверное, несет и произведение Алексея Черныгина «Против течения». Сколько динамики, сколько движения и сколько боли. Как в суете нашей жизни мы не замечаем что-то более значимое, более высокое…
Алексей Черныгин («Против течения»)

На дворе 21 век. Мир изменялся: политика и политики, современные технологии, толерантность…
Искусство?…искусство тоже меняется… Не меняется смысл того, что художник хочет донести до зрителя, до нас с вами. Красоту, добро, понимание…
Елена Черкасова (1959 г)
С 1996г Елена Черкасова активно работает как художник-график и живописец, работая в основном только над христианскими темами. С 2001 года регулярно проходят в Москве выставки художницы. Многие ее работы хранятся в частных коллекциях России и за рубежом.
Картины Черкасовой как бы находятся с иконой на общих территориях. Перед нами совершенно серьезное исповедание христианской веры в зримых образах. Художница не держится за общепринятые каноны, а наоборот - смело отступает от него и изобретает. Ей ничего не нужно демонстрировать и доказывать - она просто вместе со своим искусством органично живет внутри церковной православной жизни. Можно сказать что персонажи и композиции из ее работ смело живут в древности, в том до-иконном времени, когда еще не сформировался некий канон и приходится пробовать, изобретать и искать... 'Иконы из древности' - так можно назвать живопись Елены Черкасовой.

У Бога все живы. И именно об этом говорит нам светлая живопись Елены - о видении Царствия Божия, о видении небесных его граждан, которые уже обитают в Небесном Иерусалиме.

Рассказ о христианстве в изобразительном искусстве современной эпохи можно продолжить. Можно рассказать о творчестве
Сергея Некрасова

или
Константина Золотарева
, но боюсь это займет очень много времени. Поэтому я завершаю свое выступление.
В заключении хотелось бы сказать, пусть то, что вы увидели останется в вашем сердце, пусть то, что вы увидели звучит в вашей душе так же, как будет звучать музыка, которую вы сейчас услышите. Это искусство…, и не важно какое оно: зрительное или слуховое…оно от Бога.
Климачева Е.С.