СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хромосомная наследственность

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как много дум наводит он.…Эти слова из песенки студентов-генетиков. Считается, что только тот кто  владеет основами генетики, для того один из выводов Г. Менделя три к одному ясен как простая гамма.      Давайте и мы с вами внесём некоторую ясность,  когда Мендель ставил свои опыты, науке ещё ничего не было известно ни о хромосомах, ни о генах, ни о митозе, ни о мейозе. Но Мендель понял, что каждый признак определяется отдельным наследственным фактором. И это величайшее открытие! Как ты думаешь,  всегда ли справедливы законы Менделя? В каких случаях они не соблюдаются? Итак,  определим цель нашего урока (определение цели).

Просмотр содержимого документа
«Хромосомная наследственность»

Тема урока:

«Хромосомная теория наследственности»

класс 11











Разработала: учитель биологии

первой категории

Шахилова М. А.









Тема урока: «Хромосомная теория наследственности»

Цель: Продолжить формирование генетических закономерностей, усвоения сущности хромосомной теории наследственности, сцепленного наследования.

Задачи: 

Образовательные:

-помочь обучающемуся определить сущность хромосомной теории наследственности;

-способствовать формированию у обучающегося генетической грамотности;

-раскрыть понимание и осознание генетических основ закона Т.Моргана;

-помочь убедиться в том, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

Развивающие:

-продолжить развитие навыков  решения генетических задач,  использования генетической символики;

-развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, с ресурсами, тестами;

-способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету;

-содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;

-продолжить, через разрешение простейших жизненных задач и примеров, создавать условия для развития логического мышления.

Воспитательные:

-способствовать формированию у обучающегося умения выражать свое мнение, анализировать ответ ;

-возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;

-повышение мотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня);

-способствовать выбору будущей профессии (генетик, врач, селекционер);

-обоснование  необходимости изучаемого материала в повседневной жизни, практическом применении.

Коррекционные:
развивать устную речь обучающегося в ходе ответов на вопросы учителя; 
развивать внимание, память (в процессе актуализации знаний, полученных на уроке), мышление, зрительное и пространственное восприятие;
корригировать и развивать мелкую моторику при работе с тетрадью, с программами.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения занятия обучающийся сможет:

  • давать определение понятиям (формулировать),

  • приводить примеры по закону Моргана,

  • определить расстояние между генами по кроссоверам,

  • сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме,

  • решать генетическую задачу,

  • воспроизводить информацию.



Тип урока: комбинированный

Формы организации: эвристическая беседа, работа с терминами, с интерактивной доской, программами.

Основные понятия:  Хромосомная теория наследственности,  сцепленное наследование, кроссинговер, кроссоверы, генетические карты.

Средства обучения:  таблицы, схемы «Хромосомная теория наследственности, проектор, интерактивная доска, учебник, презентация, видеофильм


Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие. Настрой на урок

  2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности: Прежде чем приступить к изучению новой темы, давай вспомним домашнее задание: Открой презентацию, проверим выполнение (ответ обучающейся).

  3. Изучение нового материала:

  1. А теперь обратите внимание на  слова

Три к одному – таков закон!
        Как много дум наводит он.…Эти слова из песенки студентов-генетиков. Считается, что только тот кто владеет основами генетики, для того один из выводов Г. Менделя три к одному ясен как простая гамма.
     Давайте и мы с вами внесём некоторую ясность,  когда Мендель ставил свои опыты, науке ещё ничего не было известно ни о хромосомах, ни о генах, ни о митозе, ни о мейозе. Но Мендель понял, что каждый признак определяется отдельным наследственным фактором. И это величайшее открытие! Как ты думаешь, всегда ли справедливы законы Менделя? В каких случаях они не соблюдаются? Итак, определим цель нашего урока (определение цели).



  1. Работы В. Вальдейера, У. Сеттона, В. Иогансена приблизили ответы на наши вопросы, но окончательно это удалось Т. Моргану и его ученикам.

Томас Хант Морган и мушка дрозофила способствовали следующему величайшему открытию. Работа с презентацией.
 

Физкультминутка:

Гены - это буквы, а хромосомы – слова (наклоны головы в разные стороны);

Фенотип-внешность, генотип – внутри (кулаки сжимаем, разжимаем);

Доминантный признак - главный, рецессивный – нет (наклоны корпуса вправо-влево);

Гомозиготы-одинаковы, гетерозиготы-нет (повороты корпуса назад)



Для дальнейшего изучения хромосомной теории и для ее формулировки обратимся к анимации. После ее просмотра, сформулировать хромосомную теорию Т. Моргана и основные понятия, ответив на вопросы: 1. Как наследуются гены, находящиеся в одной хромосоме? 2. Как образуются новые комбинации генов при сцепленном наследовании? 3. От чего зависит частота кроссинговера? 4. Что такое группа сцепления? 5. Как узнать количество групп сцепления у организмов? (Предполагаемые ответы).



Расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме, определяется по проценту кроссинговера между ними и прямо пропорционально ему. За единицу расстояния принят 1% кроссинговера (1 морганида или 1 сантиМорган). Чем дальше гены находятся друг от друга в хромосоме, тем чаще между ними будет происходить кроссинговер. Максимальное расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме, может быть равно 49 сантиМорганам.

Благодаря, работам Моргана, удалось составить генетические карты хромосом дрозофилы, а в дальнейшем, и других организмов. Работа с презентацией.

А теперь немного отдохнем. Физкультминутка:

Ген - участок хромосомы, за один белок (зажмуриваем глаза)

Аллельные гены - гомологичные хромосомы (глаза вправо-влево)

Гены в хромосоме как друзья, идут друг за другом – иначе нельзя (вращаем глазами по часовой, и против часовой стрелки)

Дрозофила Моргану помогла – закон на крыльях принесла (взгляд в окно, вдаль)

Закрепление (первичное усвоение знаний): Решим задачу

Задача: Частота кроссинговера между генами А и В – 9%, между генами В и С – 13%, между генами А и С – 22%. Каков вероятный порядок расположения генов в хромосоме, если известно, что они сцеплены?

Решение: По хромосомной теории Моргана, известно, что гены в хромосоме расположены линейно. Обозначим хромосому прямой линией, точками на ней обозначим гены, согласно условию задачи ( выполняем задачу в программе Paint). Примем за морганиду - 1мм или 0,1 см. Ответ: гены расположены в одной хромосоме, в таком порядке А-В-С

Рефлексия: «МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? (дырка от бублика, блюдечко с голубой каемочкой; дело выгорело)

Б(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?( Шевелить мозгами; хлопать ушами; слушать краем уха)

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение? ( не в своей тарелке, как рыба в воде, на седьмом небе)

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я себе сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? (бить баклуши; биться как рыба об лед; бить ключом)

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья? (слава Богу; встать не с той ноги; идти своим чередом)

Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 42 ответить на вопросы учебника – оценка «удовлетворительно»

2. Пункт 1. + Решить задачу: Катаракта и полидактилия (многопалость) вызываются доминантными аллелями двух генов, расположенных в одной паре аутосом. Женщина унаследовала катаракту от отца, многопалость от матери. Определите возможные фенотипы детей от ее брака со здоровым мужчиной. Кроссинговер отсутствует – оценка « хорошо».

3. Пункты 1,2 и на сайте «Решу ЕГЭ» ответить на 5 вопросов по теме «Хромосомная теория наследственности» по выбору - оценка «отлично»

Итоги урока: Подведение итогов урока.

Приложение 1

Презентация: «Хромосомная теория наследственности»

Анимация – Закон Моргана
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!