Общая характеристика культуры средневековья
Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395 году на два государства - восточное и западное.
Другие считают, что это 476 год - падения Римской империи.
В искусствоведении : "средневековая культура" - от принятия христианства императором Рима Константином как официальной религии в 313 году и по X V II век .
Общие сведения
- С редневековье включает в себя 3 периода - 3 стадии развития феодализма (становления, расцвета и упадка): 1) Раннее средневековье датируется V - X веками ; 2) Зрелый феодализм - X - конец XV века ; 3) Позднее средневековье - XV - XVII века
- География, экономика, политика эпохи : перемещение народов, создание новых государств, расширение торговых и культурных связей Европы с северной Африкой, Ближним Востоком, появление первых парламентов и конституций, изобретения, европейские языки.
- «Противоречие» в эпохе в мировоззрении средневековья: человек – венец природы, или человек – раб божий?
Общие сведения
- О собое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись . Язык науки и церкви - латынь . Искусство " языка в камне "- удел простого народа.
- Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер : это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий . Отсутствует жанр портрета , так как считается, что простой человек недостоин изображения. Основной жанр живописи - икона . Сюжеты – жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа.
Культурная
точка
зрения
Сравнительная характеристика мировоззрения человека античности и средневековья:
Античность
Средневековье
1. Всеобщая гармония мира
1. Несовершенство мира
2. Особая роль космоса
2. Отрицание вечности, главная роль творца - изначального существа
3. Приветствуется человеческий разум и познание мира
3. Изначальная греховность человека. Искупление грехов человечества Иисусом Христом
4. Поиск справедливости
4. Вера и верность - основные качества человека
5. Возможность стать подобным богам
5. Страх перед Судом и божьей карой
Архитектура. Романский стиль
- Термин "романский стиль" - появился в XIX веке от понятия - «романские языки ». В основе их лежит латынь - язык древних римлян . Период, который охватывает романский стиль - X - XII века. Это первый большой стиль в искусстве.
- Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре : монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость , располагающиеся на возвышенных местах .
- Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу и выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами .
- Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон . Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Главные черты строительства замков:
- Замок – порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость.
- тяжелое мрачное величие
- зубчатый верх
- трехэтажные башни
- ров
- огромные ворота на цепях
- мост
- донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны.
Пизанская башня
Выстроен из белого мрамора, шедевр средневековой архитектуры. Пизанскую колокольню называют падающей башней, вследствие ее наклона из-за просадки грунта. В 1301 году ее последний ярус был смещен в противоположную сторону.
Готический стиль
«Готический» - термин ввели гуманисты возрождения , считавшие все, что « не античное» – негативным, варварским (с итал - gotico ) . Готы, растворившиеся как народ среди итальянцев, германцев, испанцев к названию отношения не имеют . Готический стиль - второй великий стиль средневе ковья. Зародился он во Франции и господствовал с XII по XVI века.
Готическую церковь (собор) сразу можно узнать по стрельчатым аркам (заостренным кверху), аркам окон, дверных проемов. Церкви больше не похожи на крепости , легко возносятся к небу, будто они вовсе не из камня . Окна выложены цветными стеклами - витражами и занимают столько места, что почти не остается стен . Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связки стеблей.
Собор Парижской Богоматери
Особенности прикладного искусства средневековья
Наиболее развито было художественное ремесло . Его работы обильно украшали даже предметы домашнего обихода. Особенно щедро использовали плетеный орнамент . Он состоял из бесконечной полоски , переплетения которой заполняли всю поверхность предмета. Между плетениями были изображения животных и людей, искаженные и упрощенные, или стилизованные.
Особое место в ту пору заняла живопись в книге . В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Их писали на пергаменте – особым образом обработанной коже ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах. Картинки в книгах получили название миниатюр из-за использования красной краски " миниум" и маленького размера.
Изобразительное искусство
Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и фреска, иконопись, книжные миниатюры
- Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты * ( сплава стекла с минеральными красками ). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шерховатой.
- Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла , особую роль играл угол падения света . Цвет придавал непоторимую окраску всему помещению храма.
- Изображения создавались на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер.
Византийская мозаика над входным порталом Евфразиевой базилики в Порече, Хорватия (VI век)
Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла» (Шартрский собор)
Окно «роза» - большое круглое окно в архитектуре готического стиля , расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветк а с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом . Расположена над входом в собор.
Страсбургский собор (Франция)
Руанский собор
Собор Святого Петра в Бове
Особенности скульптуры средневековья
Задачи скульптуры в средние века:
- изображения святых («библию бедных»).
- изображение реальных людей лишь высокого звания,
- изображение фантастических существ, сил зла (аспидов)
- украшение храмов и соборов, городских площадей
Из истории средневекового театра
- Театральное действие называлось - мистерия . Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело.
Другой жанр – Литургическая драма : от рождения до распятия Христа . Показывалась в церкви во время праздничных литургий, это был строгий, возвышенный стиль , действие сопровождал хор, текст был латинским .