СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная культура Средневековья

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика. Арзитетура. Романский стиль. Готика. Мозаика. Витраж. Окно "Роза". Скульптура. Хивопись. Миниатюра. Театр.

Просмотр содержимого документа
«Художественная культура Средневековья»

Общая характеристика культуры средневековья Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395 году на два государства - восточное и западное. Другие считают, что это 476 год - падения Римской империи. В искусствоведении :

Общая характеристика культуры средневековья

Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395 году на два государства - восточное и западное.

Другие считают, что это 476 год - падения Римской империи.

В искусствоведении : "средневековая культура" - от принятия христианства императором Рима Константином как официальной религии в 313 году и по X V II век .

Общие сведения С редневековье включает в себя 3 периода - 3 стадии развития феодализма (становления, расцвета и упадка): 1) Раннее средневековье датируется V - X веками ; 2) Зрелый феодализм - X - конец XV века ; 3) Позднее средневековье - XV - XVII века География, экономика, политика эпохи : перемещение народов, создание новых государств, расширение торговых и культурных связей Европы с северной Африкой, Ближним Востоком, появление первых парламентов и конституций, изобретения, европейские языки. «Противоречие» в эпохе в мировоззрении средневековья: человек – венец природы, или человек – раб божий?

Общие сведения

  • С редневековье включает в себя 3 периода - 3 стадии развития феодализма (становления, расцвета и упадка): 1) Раннее средневековье датируется V - X веками ; 2) Зрелый феодализм - X - конец XV века ; 3) Позднее средневековье - XV - XVII века
  • География, экономика, политика эпохи : перемещение народов, создание новых государств, расширение торговых и культурных связей Европы с северной Африкой, Ближним Востоком, появление первых парламентов и конституций, изобретения, европейские языки.
  • «Противоречие» в эпохе в мировоззрении средневековья: человек – венец природы, или человек – раб божий?
Общие сведения О собое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись . Язык науки и церкви - латынь . Искусство

Общие сведения

  • О собое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись . Язык науки и церкви - латынь . Искусство " языка в камне "- удел простого народа.
  • Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер : это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий . Отсутствует жанр портрета , так как считается, что простой человек недостоин изображения. Основной жанр живописи - икона . Сюжеты – жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа.
Культурная точка зрения Сравнительная характеристика мировоззрения человека античности и средневековья: Античность Средневековье 1. Всеобщая гармония мира 1. Несовершенство мира 2. Особая роль космоса 2. Отрицание вечности, главная роль творца - изначального существа 3. Приветствуется человеческий разум и познание мира 3. Изначальная греховность человека. Искупление грехов человечества Иисусом Христом 4. Поиск справедливости 4. Вера и верность - основные качества человека 5. Возможность стать подобным богам 5. Страх перед Судом и божьей карой

Культурная

точка

зрения

Сравнительная характеристика мировоззрения человека античности и средневековья:

Античность

Средневековье

1. Всеобщая гармония мира

1. Несовершенство мира

2. Особая роль космоса

2. Отрицание вечности, главная роль творца - изначального существа

3. Приветствуется человеческий разум и познание мира

3. Изначальная греховность человека. Искупление грехов человечества Иисусом Христом

4. Поиск справедливости

4. Вера и верность - основные качества человека

5. Возможность стать подобным богам

5. Страх перед Судом и божьей карой

Архитектура.  Романский стиль Термин

Архитектура. Романский стиль

  • Термин "романский стиль" - появился в XIX веке от понятия - «романские языки ». В основе их лежит латынь - язык древних римлян . Период, который охватывает романский стиль - X - XII века. Это первый большой стиль в искусстве.
  • Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре : монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость , располагающиеся на возвышенных местах .
  • Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки  — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу и выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными  порталами .
  • Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня  —  донжон . Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Главные черты  строительства замков:    Замок – порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость. тяжелое мрачное величие  зубчатый верх  трехэтажные башни  ров  огромные ворота на цепях  мост  донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны.

Главные черты строительства замков:

  • Замок – порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость.
  • тяжелое мрачное величие
  • зубчатый верх
  • трехэтажные башни
  • ров
  • огромные ворота на цепях
  • мост
  • донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны.
Пизанская башня Выстроен из белого мрамора, шедевр средневековой архитектуры. Пизанскую  колокольню называют падающей башней, вследствие ее наклона из-за просадки грунта. В 1301 году ее последний ярус был смещен в противоположную сторону.

Пизанская башня

Выстроен из белого мрамора, шедевр средневековой архитектуры. Пизанскую колокольню называют падающей башней, вследствие ее наклона из-за просадки грунта. В 1301 году ее последний ярус был смещен в противоположную сторону.

Готический стиль «Готический» - термин ввели гуманисты возрождения , считавшие все, что « не античное» – негативным, варварским (с итал - gotico ) . Готы, растворившиеся как народ среди итальянцев, германцев, испанцев к названию отношения не имеют . Готический стиль - второй великий стиль средневе ковья. Зародился он во Франции и господствовал с XII по XVI века.

Готический стиль

«Готический» - термин ввели гуманисты возрождения , считавшие все, что « не античное» – негативным, варварским (с итал - gotico ) . Готы, растворившиеся как народ среди итальянцев, германцев, испанцев к названию отношения не имеют . Готический стиль - второй великий стиль средневе ковья. Зародился он во Франции и господствовал с XII по XVI века.

Готическую церковь  (собор) сразу можно узнать по стрельчатым аркам (заостренным кверху), аркам окон, дверных проемов.  Церкви больше не похожи на крепости , легко возносятся к небу, будто они вовсе не из камня . Окна выложены цветными стеклами - витражами и занимают столько места, что почти не остается стен . Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связки стеблей.

Готическую церковь (собор) сразу можно узнать по стрельчатым аркам (заостренным кверху), аркам окон, дверных проемов. Церкви больше не похожи на крепости , легко возносятся к небу, будто они вовсе не из камня . Окна выложены цветными стеклами - витражами и занимают столько места, что почти не остается стен . Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связки стеблей.

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери

Особенности прикладного искусства средневековья Наиболее развито было художественное ремесло . Его работы обильно украшали даже предметы домашнего обихода. Особенно щедро использовали плетеный орнамент . Он состоял из бесконечной полоски , переплетения которой заполняли всю поверхность предмета. Между плетениями были изображения животных и людей, искаженные и упрощенные, или стилизованные.

Особенности прикладного искусства средневековья

Наиболее развито было художественное ремесло . Его работы обильно украшали даже предметы домашнего обихода. Особенно щедро использовали плетеный орнамент . Он состоял из бесконечной полоски , переплетения которой заполняли всю поверхность предмета. Между плетениями были изображения животных и людей, искаженные и упрощенные, или стилизованные.

Особое место в ту пору заняла живопись в книге . В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Их писали на пергаменте – особым образом обработанной коже ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах. Картинки в книгах получили название миниатюр из-за использования красной краски

Особое место в ту пору заняла живопись в книге . В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Их писали на пергаменте – особым образом обработанной коже ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах. Картинки в книгах получили название миниатюр из-за использования красной краски " миниум" и маленького размера.

Изобразительное искусство Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и фреска, иконопись, книжные миниатюры Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты *  ( сплава стекла с минеральными красками ). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шерховатой. Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла , особую роль играл угол падения света . Цвет придавал непоторимую окраску всему помещению храма. Изображения создавались на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер.

Изобразительное искусство

Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и фреска, иконопись, книжные миниатюры

  • Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты * ( сплава стекла с минеральными красками ). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шерховатой.
  • Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла , особую роль играл угол падения света . Цвет придавал непоторимую окраску всему помещению храма.
  • Изображения создавались на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер.
Византийская мозаика над входным порталом Евфразиевой базилики в Порече,  Хорватия  (VI век) Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»   (Шартрский собор)

Византийская мозаика над входным порталом Евфразиевой базилики в Порече,  Хорватия  (VI век)

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла» (Шартрский собор)

Окно «роза» -  большое круглое окно в архитектуре  готического стиля , расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветк а с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом . Расположена над входом в собор.

Окно «роза» - большое круглое окно в архитектуре  готического стиля , расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветк а с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом . Расположена над входом в собор.

Страсбургский собор (Франция)

Страсбургский собор (Франция)

Руанский собор

Руанский собор

Собор Святого Петра в Бове 

Собор Святого Петра в Бове 

Особенности скульптуры средневековья Задачи скульптуры в средние века:  изображения святых («библию бедных»).  изображение реальных людей лишь высокого звания,  изображение фантастических существ, сил зла (аспидов)  украшение храмов и соборов, городских площадей

Особенности скульптуры средневековья

Задачи скульптуры в средние века:

  • изображения святых («библию бедных»).
  • изображение реальных людей лишь высокого звания,
  • изображение фантастических существ, сил зла (аспидов)
  • украшение храмов и соборов, городских площадей
Из истории  средневекового театра Театральное действие называлось -  мистерия .  Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело.

Из истории средневекового театра

  • Театральное действие называлось - мистерия . Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело.
Другой жанр –  Литургическая драма : от рождения до распятия Христа .  Показывалась в церкви во время праздничных литургий, это был строгий, возвышенный стиль , действие сопровождал хор, текст был латинским .

Другой жанр – Литургическая драма : от рождения до распятия Христа . Показывалась в церкви во время праздничных литургий, это был строгий, возвышенный стиль , действие сопровождал хор, текст был латинским .