« Художественно-эстетическое развитие детей с нарушением слуха»
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха и имеет коррекционно- компенсаторную направленность.
Коррекция нарушений осуществляется посредством участия детей в музыкально-ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов, формирования реакции на звучание музыки, воспитания эмоциональной отзывчивости. Находясь в непосредственной связи по своим задачам с развитием слухового восприятия и устной речи, а также с развитием основных движений, музыкальное воспитание направлено на формирование восприятия музыки, голоса, ритма речи и ритмичности движений.
Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию сохранного остаточного слуха детей. Необходимо выявить музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом акустических возможностей и музыкального инструмента, используемого на занятиях. Формирование восприятия музыки, ее образного содержания, воспитание эмоциональной отзывчивости детей проводится путем использования и развития слухо- зрительного восприятия. Дети слушают музыку, наблюдая за движениями рук играющего на фортепьяно, его эмоциональной настроенностью. Чтобы восприятие музыки осуществлялось детьми только на основе слуха, необходимо исключить зрительную опору на движения рук (головы, корпуса) исполнителя с помощью экрана-ширмы. При ошибочных реакциях детей ширма должна легко отодвигаться, чтобы возвратить детей к слухо-зрительному восприятию.
В праздничные выступления детей на утренниках включаются некоторые элементы и целые музыкальноритмические композиции (танцы, упражнения, игры и др.), выполняемые с опорой на слух, но основным видом восприятия во время утренников считается слухо-зрительное.
Воспитание эмоционального восприятия музыки. Привлекать внимание детей к звукам музыки, вызывать желание действовать, реагируя на звучание музыки, пытаться извлекать звуки из музыкально-шумовых инструментов.
Развитие слухового восприятия. Развивать вибрационное, слухо- зрительное и слуховое восприятие музыки. Формировать реакции на звуки всех октав фортепьяно; выявить музыкально-слуховой диапазон (звукоусиливающая аппаратура не применяется), доступный слуховому восприятию каждого ребенка, и распределить детей на подгруппы с учетом выявленного диапазона.
Подготавливать слухо-вибрационное восприятие детей, предоставляя им возможность слушать звучание и ощущать вибрацию барабана, погремушек, металлофона, гармоники; вырабатывать слуховые реакции на звук барабана.
Формировать восприятие музыки (слухо-зрительно, на слух), вырабатывая следующие реакции на звучание повышенной громкости (не применяя аппаратуру), умеренной громкости, на «фортепьянный сигнал» (созвучие малой и большой октав) повышенной и умеренной громкости; на
«фортепьянный сигнал» (звучание каждой из семи октав поочередно) повышенной и умеренной громкости; на начало музыки, звучащей в низком регистре повышенной громкости; в сочетании регистров умеренной громкости.
Развитие голоса. Вызывать голосовые проявления на звучание музыки в сочетании с игровыми движениями; поддерживать у детей голосовые реакции и попытку к артикулированию.
Учить протяжно пропевать гласные (а, о, у, и) и слоги, сочетая произношение с движениями (рук, ног, туловища, с действиями предметами), подкреплять высоту тона голоса ребенка звучанием соответствующего тона на фортепьяно (играет ребенок с помощью взрослого).
Вызывать разнообразные голосовые, артикуляционные проявления в упражнениях на звукоподражания в связи с использованием различных образов (игрушек) и их имитационных движений, учить соотносить заданные образцы с регистрами фортепьяно.
Ритмическая стимуляция и хоровая декламация. Привлекать внимание детей к ритмичности музыки, взмахов погремушек, ударов в барабан. Вызывать желание действовать, сохраняя ритмичность повторяющихся движений.
Выполнять движения, реагируя на ритм длительного непрерывного звучания музыки или какого-либо сигнала, звучащего с паузами.
Развитие движений под музыку и ориентировки в пространстве. Формировать у детей умения: занимать правильное исходное положение, выполнять движения в общем для всех темпе; ходить и бегать в колонне; ходить и бегать по кругу; равняться в колонне, шеренге, круге; двигаться парами друг за другом; кружиться, меняя направление.
Способствовать формированию равномерных ритмичных движений в ходьбе, беге, прыжках под соответствующую музыку.
Учить выполнять танцевальные движения: легко пружинить ногами, слегка приседая, двигаться галопом; выполнять движения с предметами и образные движения, а также разнотипные движения в упражнениях с участием солиста (ребенка, взрослого) и группы детей.
Речевой материал: музыка, музыки нет, слушайте, красиво, верно, неверно, идите, бегите, прыгайте, стойте, сядьте, встаньте, круг, пляшите, пляшет, говорит, барабан, флаг, елка. Дед Мороз, подарок.
Развитие эмоционального восприятия музыки
Воспитывать эмоциональный отклик на музыку, умение вслушиваться в ее звучание; вызывать эмоциональное состояние, соответствующее музыке веселого и спокойного характера.
Развитие слухового восприятия
Формирование восприятия музыки проводить на слуховой основе, при использовании слухо-зрительного восприятия. Возможности сохранного остаточного слуха детей выявлять в дистантных реакциях на звуки каждой из октав фортепиано; установить музыкально-слуховой диапазон и разделить состав детей на подгруппы.
Учить:
реагировать на сигнал, звучащий в каждой октаве фортепиано, постепенно увеличивая расстояние от инструмента;
реагировать на начало и окончание музыки; восприятие — слуховое; реагировать на изменение звучания: длительного непрерывного течения музыки и отдельных, прерываемых паузами сигналов; восприятие — слуховое;
различать регистры — низкий, средний, высокий — по характерному образу (медведь, зайка, птичка); восприятие—слухо-зрительное; регистры
— низкий и высокий — различать на слух с расстояния 1 м.
Вызвать эмоциональный отклик и двигательную активность на музыку веселого и спокойного характера; восприятие — слухо-зрительное.
Вызывать голосовые реакции на звучание музыки, используя игровые имитационные движения; способствовать интонированному произнесению звукоподражаний на протяжении звучания всего музыкального периода (8— 16 тактов): мяу — имитация движений умывающейся кошки, топ- топ— мишка идет, оп-оп — зайка прыгает, пи-пи — птичка летает, клюет, ам-ам — собака пугает, прр — лошадка скачет, в-в-в — самолет летит, у-у- у— паровоз гудит, та-та — барабан бьет, а-а-а — кукла спит, ля-ля — кукла пляшет.
Учить протягивать гласные в слогах, словах, имеющихся в произносительном активе детей, например: тетя тут, мишка упал, лапа болит, Вова идет.
Приучать прислушиваться к мелодии и словам песен; побуждать детей подпевать взрослому, воспроизводя отдельные слова, слоги. Ритмическая стимуляция и хоровая декламация
Развивать элементарную ритмичность движений; вызывать отклик на ритм марша, пляски (восприятие — слухо-зрительное). Формировать ритмичность повторяющихся движений (хлопки, шлепки, удары в барабан, покачивания, переступания).
В хоровых ритморечевых упражнениях использовать доступные произношению детей слоги в сочетании с движениями (хлопками, притопываниями, покачиваниями), с игрой на детских ударных инструментах; ритмы следующие:
ТА
тататататататататататататататата татататататата
ТА ТА ТА ТА ТА
Развитие движений под музыку и ориентировки в пространстве Вызывать у детей двигательную активность, содействовать развитию координации движений: ходить, поднимая колени; бегать не шаркая, подпрыгивать на двух ногах; пружинить ногами, слегка приседая, притопывать попеременно ногами, одной ногой; хлопать в ладоши; поворачивать кисти рук; кружиться по одному и в парах; выполнять движения с предметами (флажком, погремушкой, платочком); выполнять движения-имитации «кошка умывается», «самолет летит».
Учить использовать все пространство помещения: ходить и бегать группой к противоположной стене; ходить и бегать стайкой за взрослым; строиться и ходить друг за другом; расширять круг (отходить не поворачиваясь) и сужать; стоять в кругу; ходить по кругу, взявшись за руки.
Учить детей запоминать и самостоятельно выполнять последовательно 2—3 действия в играх, плясках, упражнениях.
Речевой материал: (формируется в процессе проведения музыкально- ритмической деятельности): музыка, музыки нет, идите, бегите, прыгайте, стойте, слушайте, пойте, поет, говорит, постройтесь, руки так, ноги так, красиво, верно, неверно, барабан, труба, погремушка,
бубен, елка, Дед Мороз, подарок, праздник, слушайте марш, идите, слушайте музыку, играй на барабане (трубе), идите в зал, станьте в круг.
Литература:
1. Бенина С.И. «Музыка и движения», М.: Просвещение, 1997
2. Черенкова Е.И. «Зимние праздники и игры для детей». М.: Лада 2007
3. Дзержинина И.Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» М.: Просвещение, 1997
4. Комиссарова Л.Н. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольника». М.: Просвещение, 1999
5. Лапшина Г.А. «Календарные и народные праздники в детском саду». М.: Учитель, 2001
6. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». М.: Просвещение, 2001
7.Дзержинская И.Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников». Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада (из опыта работы). М.: Просвещение, 1999
8. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
«Ладушка». С-П.: Композитор, 2004
9.Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». С-П.: ЛОИРО, 2000
10.Петрова В.А. «Музыка – малышам». М.: Мозаика-Синтез, 2001
11.Петрова В.А. «Мы танцуем и поем». М.: Карапуз, 2003
12.Роот З.Я. «Танцы и песни для детского сада». М.: Айрис-пресс, 2008 13.Захарова С.Н. «Праздники в детском саду». М.: Владос, 2005