СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественные образы и пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень подробно разобраны и проанализированы образы и описание пейзажа Тургеневым 

Просмотр содержимого документа
«Художественные образы и пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"»

6 класс И.С.Тургенев «Бежин луг»

6 класс

И.С.Тургенев

«Бежин луг»

План характеристики 1. Внешние черты, портрет (лицо, фигура, костюм).  2. Психологический анализ (чувства, мысли, побуждения – внутренний мир персонажа).  3. Характер (поступки, отношение к другим людям).  4. Речевая характеристика героя.  5. Прямая авторская характеристика героя.  6. Характеристика героя другими действующими лицами.  7. Изображение социальной среды, в которой живет и действует персонаж.

План характеристики

1. Внешние черты, портрет (лицо, фигура, костюм). 2. Психологический анализ (чувства, мысли, побуждения – внутренний мир персонажа). 3. Характер (поступки, отношение к другим людям). 4. Речевая характеристика героя. 5. Прямая авторская характеристика героя. 6. Характеристика героя другими действующими лицами. 7. Изображение социальной среды, в которой живет и действует персонаж.

Портретная характеристика У Павлуши – волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да и залатанных портов. Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо оживленной быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он немало не колеблясь, поскакал один на волка… «Что за славный мальчик!»

Портретная характеристика

У Павлуши – волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.

Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да и залатанных портов.

Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо оживленной быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.

Без хворостинки в руке, ночью, он немало не колеблясь, поскакал один на волка…

«Что за славный мальчик!»

Портретная характеристика Федя – это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Одежда на нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку…

Портретная характеристика

Федя – это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

Одежда на нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку…

Портретная характеристика Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь. Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза.

Портретная характеристика

Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза.

Портретная характеристика Лицо Илюши было незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку.

Портретная характеристика

Лицо Илюши было незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку.

Портретная характеристика Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различать; но странное впечатление производило его больше, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке, по крайней мере, - не было слов.

Портретная характеристика

Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различать; но странное впечатление производило его больше, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке, по крайней мере, - не было слов.

Картина пробуждения утра   в олицетворениях «Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; « и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось,     запело, зашумело, заговорило»

Картина пробуждения утра

 

в олицетворениях

«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; « и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось,     запело, зашумело, заговорило»

в метафорах «Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; « полились кругом меня ... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»

в метафорах

«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; « полились кругом меня ... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»

Картина летнего дня эпитеты в сочетании с метафорой «Был прекрасный июльский день... небо ясно: утренняя заря ... разливается КРОТКИМ румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, но светлое и приветливо лучезарное - мирно всплывает ... свежо просияет...хлынули играющие лучи и весело и величаво ... поднимается могучее светило».

Картина летнего дня

эпитеты в сочетании с метафорой

«Был прекрасный июльский день... небо ясно: утренняя заря ... разливается КРОТКИМ румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, но светлое и приветливо лучезарное - мирно всплывает ... свежо просияет...хлынули играющие лучи и весело и величаво ... поднимается могучее светило».

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка сравнение метафора олицетво-рение эпитет

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

сравнение

метафора

олицетво-рение

эпитет

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка олицетворение эпитет   «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»;  «вздымался угрюмый мрак»; «в застывающем воздухе»; «странное  чувство», «угрюмый мрак»   «На дне ее (лощины)  торчало стоймя несколько белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания»

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

олицетворение

эпитет

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «в застывающем воздухе»; «странное  чувство», «угрюмый мрак»

  «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания»

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка сравнение метафора  «Ночь приближалась и  росла, как грозовая туча»;  «кусты словно вставали вдруг из земли перед  самыми моими ногами»  «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась  темнота»;  «с каждым мгновением  надвигаясь, громадными  клубами вздымался  угрюмый мрак»;  «сердце у меня сжалось»

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

сравнение

метафора

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самыми моими ногами»

«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась  темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»

Картины ночи Зрительные образы «Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного пути..»

Картины ночи

Зрительные образы

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного пути..»

Картины ночи запахи «Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи»

Картины ночи

запахи

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи»

Картины ночи тишина «Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... одни огоньки тихонько потрескивали»

Картины ночи

тишина

«Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... одни огоньки тихонько потрескивали»

Картины ночи звуки «Вдруг где-то в отдалении, раздался протяжный звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось., кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»

Картины ночи

звуки

«Вдруг где-то в отдалении, раздался протяжный звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось., кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»

пейзаж Темно-серое небо; облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах красным огнем горят лучины; заря разгорается, золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары; водянисто-зеленые луга; влажный блеск, разлитый в воздухе; зеленой чертой ложится  след  ног  по росистой, побелевшей траве …

пейзаж

Темно-серое небо; облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах красным огнем горят лучины; заря разгорается, золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары; водянисто-зеленые луга; влажный блеск, разлитый в воздухе; зеленой чертой ложится  след  ног  по росистой, побелевшей траве …

ощущения Влажный ветер набегает легкой волной; вам холодно немножко, вам дремлется; сердце в вас встрепенется, как птица; свежо, весело, любо; как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны; вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом, гречихи и «кашки» …

ощущения

Влажный ветер набегает легкой волной; вам холодно немножко, вам дремлется; сердце в вас встрепенется, как птица; свежо, весело, любо; как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны; вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом, гречихи и «кашки» …

звуки Слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит; громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за нами …

звуки

Слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит; громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за нами …

Подумай и ответь!  С чего начинается рассказ Тургенева?     Чем завершается рассказ?   Для чего, с какой целью Тургенев ввел в рассказ пейзаж?  Не являются ли картины природы в рассказе лишними?  С помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко изобразить природу?  Чем определяется отбор автором тех или иных средств языка?  Какие тургеневские описания природы показались вам наиболее меткими и неожиданными?  Когда, на ваш взгляд, И.С.Тургеневу природа кажется всего прекрасней? Какую же роль играет природа? В чем ее значение?

Подумай и ответь!

С чего начинается рассказ Тургенева?    Чем завершается рассказ? 

Для чего, с какой целью Тургенев ввел в рассказ пейзаж? Не являются ли картины природы в рассказе лишними?

С помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко изобразить природу? Чем определяется отбор автором тех или иных средств языка?

Какие тургеневские описания природы показались вам наиболее меткими и неожиданными? Когда, на ваш взгляд, И.С.Тургеневу природа кажется всего прекрасней?

Какую же роль играет природа? В чем ее значение?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!