СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная культура Киевской Руси

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная культура Киевской Руси конспект урока по Мировой художественной культуре

 

Просмотр содержимого документа
«Художественная культура Киевской Руси»

Конспект урока по МХК в 10 классе


«Художественная культура Киевской Руси»


Цель урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с памятниками культуры Киевской Руси.

  • Сформировать понятие о влиянии Византии на культуру Древней Руси, творческой переработке традиций и самобытности русской культуры.

  • Познакомить учащихся с крестово-купольной системой строительства храмов, основными архитектурными элементами, системой росписи.

  • Охарактеризовать уровень развития изобразительного искусства и художественных ремесел на Руси.

Воспитательные:

  • Формировать восприятие древнерусской культуры как неотъемлемой части общенациональной русской культуры.

  • Воспитать интерес к изучению истории России и народному творчеству.

Развивающие:

  • Уметь определять художественные достоинства памятников архитектуры.

  • Уметь описать и проанализировать новые памятники искусства.

  • Уметь выразить свое отношение к памятникам культуры и искусства.


Методы обучения:

  1. Метод экспозиционного показа.

  2. Метод сравнения и сопоставления памятников древнерусской архитектуры.

  3. Метод исторического анализа рассматриваемых явлений.


Тип занятия:

Урок-исследование, который способствует пробуждению интереса, развивает тягу к познанию нового, вовлекает учащихся в творческий процесс.


Структура занятия:

    1. Организация класса.

    2. Актуализация опорных знаний по теме «Искусство Византии».

    3. Содержание занятия по теме «Художественная культура Киевской Руси».

    4. Подведение итогов и выводы.

    5. Выставление оценок.

    6. Домашнее задание.


Оборудование и материалы:

эпиграф

репродукции с изображением памятников культуры Киевской Руси.

Словарь терминов: крестово-купольный храм, неф, абсида, купол, барабан, парус, алтарь, опора, хоры, плинфа, фреска, мозаика, смальта, Пантократор, Оранта.

Даты: 988, 1037, 1052.

Персоналии: Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый.

Памятники культуры и искусства: собор Святой Софии Киевской, собор Святой Софии Константинопольской, Золотые ворота, икона Владимирской Богоматери.

Эпиграфы: Храня историю, той…Киевской Руси,

Мы собираем веры истинной… обломки,

Уже одиннадцатый век… нам крест нести

Дай, Бог, помогут…православные потомки…

Содержание урока

I. Организация класса.

(Звучит музыкальный фрагмент из «Фрески Софии Киевской» В. Кикты)

СЛАЙД 1

Вступительное слово учителя.

Учитель: Под 1037 годом летописец записал «Заложи Ярослав город великий, у него же златые врата: заложи же церковь святая София…». Действительно, Ярослав соорудил новые каменные главные городские ворота и назвал их Золотыми. Над Золотыми воротами Ярослав построил церковь Благовещения. Построил главный городской собор Святой Софии, который украсил золотом, серебром, иконами. Скажите, какой город отстраивал князь? (КИЕВ). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ)

СЛАЙД 2

Вводная беседа с учащимися.

В понятие «культура» входит все, что создано умом, талантом и руками народа на протяжении тысячелетий. Памятники истории культуры - это материальные свидетельства многовекового опыта развития человечества. В них, как в фокусе, отражены развитие производительных сил и художественной культуры общества. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов.

Запись в тетради:

  1. Культура восточных славян - традиции язычества.

  2. Культура Киевской Руси - синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии.

  3. Культура периода раздробленности - на базе культуры Киевской Руси создаются местные школы.

Учитель. Беседа с учащимися по вопросам:

  • Как зарождалась русская культура? Будут ли воздействовать языческие духовные традиции на развитие культуры после принятия христианства?

  • Что оказало влияние на ее развитие?

  • Как повлияло христианство на развитие культуры? - эти вопросы будут в центре нашего внимания.

Ответы. Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя при этом языческие традиции. Русь была открыта для влияний. Именно Византия сначала была предметом освоения, затем нормой и образцом для подражания, затем творчески перерабатывали. Таким образом, ее культура была синтетической, то есть вбирала в себя различные культурные направления, оставаясь при этом самобытной, сохраняла национальные черты.

Но прежде чем мы начнём своё увлекательное путешествие по Киевской Руси, давайте обозначим важнейшие черты древнерусского искусства.

1. Отсутствие авторства.

(Анонимность, даже в тех случаях, когда автор ставил своё имя в рукописи или на стене храма, он не стремился выражать собственное «Я»)

2. Каноничность.

(Искусство выражалось в традиционно повторяемых сюжетах, образах, средствах художественного обобщения. В каждом из искусств был свой набор канонических правил.)

3. Символичность.

(Самая яркая черта особого художественного языка древнерусского искусства. С помощью символов (знаков) мастера раскрывали образы небесной духовной действительности, что сокрыта от взора живущих на земле людей).

На протяжении нескольких уроков мы будем с вами говорить о художественной культуре Средневековой Руси. Период её существования охватывает свыше восьми столетий. Отсчёт её начинается с середины 9 века и заканчивается на рубеже 17-18 вв. Своими корнями русская культура уходит в далёкие времена язычества. От древних славян она унаследовала первоосновы языка, богатую мифологию, искусство резать из дерева всякие причудливые фигурки и предметы быта, рубить избы и ставить терема.

II. Актуализация опорных знаний по теме «Византия»

СЛАЙД4.

Учитель. Огромное влияние на развитие русской культуры оказала Византия. Русь принимает христианство в его православном варианте. Когда это произошло? Как это было?

Ответы. В 988 году. Рассказ о посольстве Владимира во все страны. Лишь в Византии послы «почувствовали себя на небесах».

Учитель. Как происходило принятие христианства на Руси? Спокойно ли принимали его язычники-славяне? Когда и где можно было наблюдать следующую сцену: «Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь,.. некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили... и сошлось там людей без числа». Сохранилось еще одно высказывание: «Путята крестил огнем, а Добрыня мечом».

В становление и развитие древнерусского искусства огромную роль сыграло принятие христианства из Византии в 988 г. Крещёная Русь вместе с религией унаследовала богатые художественные традиции: каменное зодчество, тип крестово-купольного храма, мозаичные и фресковые композиции в пространствах архитектурных сооружений, строгие правила иконографии (канон), дивные песнопения, которые сравнивают с ангельским пением. Первыми учителями русских были греки. Но это не значит, что древнерусская культура слепо подражала византийской, она привнесла нечто своё, искони русское. Например, зодчие привнесли в заморский стиль черты национальной архитектуры, берущей начало из деревянного зодчества Руси, для которого характерна величавая простота и нарядная декоративность церквей.

Наивысшего расцвета Древнерусское государство с центром в Киеве достигло при правлении Ярослава Мудрого (978-1054гг.). Развернулось широкомасштабное строительство, особенно в Киеве. Самым известным сооружением, которого стал собор Святой Софии (1037).

СЛАЙД 5

В вашем классе работали две проблемные группы, которые постараются ярко представить материал о соборе Святой Софии в Киеве и Новгороде. А также мы все вместе попробуем создать «Живую газету», материал которой, позволит узнать интересные интригующие факты по изучаемой теме. Просьба по ходу нашего урока заполнить сравнительные карточки - характеристики двух великолепных соборов (учащимся раздаются карточки)

КАРТОЧКИ – ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Первая проблемная группа выступает с сообщением о соборе Святой Софии в Киеве

СЛАЙД 6

Огромный пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами и 13 главами, с трёх сторон охваченный широкими галереями, по углам с западной стороны возвышаются две лестничные башни, ведущие на хоры. Общая площадь собора – около 1300 м2., высота до вершины главного купола 28,6 м, общая длина - 41,7 м, ширина – 54, 6м. Стены были нарядно выложены из плинфы (плоского красного кирпича) в технике с утопленным рядом с вкраплением необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толчёного кирпича. В соборе проходили богослужение, звучали проповеди, возводили на престол князей. Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. В дальнейшем собор подвергся основательной перестройке.

СЛАЙД 7

Особую художественную ценность представляет мозаика Софии Киевской. Она восхищают своим великолепием. Мозаика занимает 260 м2. Согласно канону, в центральном куполе мозаика Христос Пантократор (Вседержитель), а вокруг него – фигуры четырёх архангелов. В настоящее время одна из них мозаичная, а три других, на месте утраченных, написаны художником М.А. Врубелем масляными красками.

СЛАЙД 8

В центральной апсиде находится мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с широко вознесёнными руками. Богоматерь облачена в праздничные сине-золотистые одежды, её жест рук воспринимается не только как образ моления, но и олицетворение заступничества крещённого народа, защиты града и державы. В народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять Киев – «матерь городов русских». Также в храме можно увидеть мозаичную работу «Благовещение. Мария», «Благовещение. Архангел Гавриил»

СЛАЙД 9

Фрески Софии Киевской удивляют совершенством техники исполнения. Величественно и торжественно взирают со сводов стен, куполов, лестничных переходов образы апостолов, архангелов, евангелистов и святых воинов. По площади фрески занимают 3000м2. Очень интересная среди них групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, размещённая на трёх стенах западной части центрального нефа. Раньше на ней был изображён великий князь с женой, сыновьями и дочерями, передающими модель Софийского собора Иисусу Христу, восседающему в центре на троне. В настоящее время только сохранилось изображение княжеских дочерей смиренно ступающих со свечами в руках. На стенах Святой Софии можно наблюдать фрески «Сошествие в ад», «Архангел», «Встреча праведной Елисаветы с Пресвятой Богородицей». Так же в соборе есть и фрески со сценами повседневной жизни князей: шумные пиры, танцы, охота, поединки, травля медведя, цирковые представления с участием скоморохов, акробатов, ряженых.

СЛАЙД 10 Фреска «Скоморохи».

Монументальность, лаконизм, величавость, общность характера изображения наблюдается в ранних иконах 11-12 вв. Создавшие их мастера были выходцами из Византии, у которых русские мастера перенимали опыт.

СЛАЙД 11 Иконы 12 века «Спас Нерукотворный» и «Ангел Златые Власы» выполнены в традициях Киевской Руси. У них уже менее прослеживается аскетическая суровость, сдержанность, которая была присуща византийским иконам.


Учитель:

Предлагаю вам приступить к оформлению «Живой газеты» интересными фактами о Софии Киевской (учащиеся зачитывают свои находки и прикрепляют их к газете)


Учитель: Великий Новгород был вторым по значению городов Киевской Руси, резиденция наследников великокняжеского престола. Новгородское искусство с момента своего рождения гармонировало со строгим и торжественным обликом русского Севера и отличалось яркой самобытностью. Характерные черты новгородского зодчества составили смешанная кладка из местного камня и плинфы, одно- и пятиглавие луковичной и шлемовидной формы куполов, декоративное украшение барабанов, великолепие и пышность интерьеров.


Вторая проблемная группа выступает с сообщением о соборе Святой Софии в Новгороде.

СЛАЙД 12

Софийский собор в Новгороде строили, как известно, в 1045-50 годах. На постройку Софийского собора пошло не менее 10 тысяч кубометров камня и кирпича. При этом основной массив стен сложен из камней местного происхождения. Кирпич использовался для перекрытия сводов.

СЛАЙД 13 Высота Софии от уровня пола до креста на центральном куполе – 36,7 м., ширина – 39,3 м, длина 34, 5 м. Пятинефный крестово-купольное храм с пятью шлемовидными ассиметрично расположенными куполами, тесно сгруппированными в центре. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса. Стены храма в 12 веке были побелённые, что придавало зданию целостность, массивность, прочность. Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм.

СЛАЙД 14 Фресковой живописи в Софии Новгородской сохранилось очень мало. Над западным входом в собор находится фреска площадью 70 м2, выполненная в 1528 году. Изображены на стене красками – беседа Авраама с тремя ангелами, пониже София, Премудрость Божия, и Нерукотворный образ Спаса, а по сторонам два архангела. Первоначальная живопись уцелела лишь в центральной части. В 1890 –е годы фреску реставрировали.

СЛАЙД 15 В центральном куполе храма находилась уникальная фреска «Христос Пантократор». Она была уничтожена в 1941 году (историческая сводка из «Живой газеты»).

Икона Святых апостолов Петра и Павла из собора Святой Софии поражала своими размерами 236 х 150см. и нарядным серебряным окладом. Апостолы, запечатлены в полный рост, с присущими им атрибутами (Павел с книгой, Пётр – с ключами от рая, свитком и посохом – символом власти).

(Учащиеся продолжают заполнять колонки «Живой газеты» с увлекательным материалом) СЛАЙД 16

Учитель: Прослушав очень ёмкую информацию о соборах Святой Софии в Киеве и Новгороде, прошу вас приготовить для сравнительного анализа карточки-характеристики двух памятников древнерусского искусства. Что общего в их характеристике? Чем они существенно отличаются друг от друга?

(Учащиеся делают выводы согласно заполненным карточкам)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

В финале нашего урока хочется спросить у вас у каждого что нового вы узнали сегодня, какая информация вас заинтриговала, хотелось бы вам побывать в Киеве и Новгороде что бы увидеть эти святыни и т.д.

(В финале урока снова звучат фрагменты из «Фрески Софии Киевской» В. Кикты . Учащиеся читают стихотворение «Киевская Русь»)

Я снова о тебе молюсь
Святая Киевская Русь.
Нет для меня милее края,
Чем сторона моя родная,
Где у Днепра, как пышный сад,
Стоит могучий Киев-Град.
Где зелень шумно веселится,
Играя с ветром. Где резвится
Босая детвора, и льется песня у Днепра.
На злато Лаврских куполов,
Чтоб с колокольным звоном слиться,
А напоследок опуститься
Под Храма сень, где ставят свечи,
И шепот старорусской речи
Из уст нечаянно слетает,
А дым кадильный поднимает
Тех слов молитвенные тучи.
Услышь их, Боже Всемогущий!
О, Русь святая! Чтоб всегда
Ты яркою звездой сияла,
И Православье прославляла,
Немало вложено труда,
Людских надежд и упований,
Молитв священных и страданий.
Немало полегло народу

За твою славу и свободу.
И, думалось, на сотни лет
Твоё величье и рассвет…
О, Русь! – спрошу тебя с укором,
Зачем разбита ты раздором?!
Зачем князь князю говорит,
Что разделиться час велит?!
И прежде сильная Держава -
У ног врага. А где же слава,
Что недругов слепую рать
Так заставляла трепетать?!
Былые трусы стали смелы,
Уже готовы луки, стрелы,
Чтоб поразить ими сердца,
Чтоб у детей отнять отца,
И сына, чтоб лишилась мать,
Чтоб землю кровью пропитать.
Невинной кровью… Как понять
Твое крушенье до конца?
Что это? Промысел Творца,
Или ошибка предков наших?
Но в прошлом всё. Испита Чаша.
Ты не проси давать ответ
Зачем молюсь опять в ночи
При свете восковой свечи
О том, чего давно уж нет.
Ты лучше в сердце погаси
Печаль о Киевской Руси.




















ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Карточка – характеристика соборов Святой Софии в Киеве и Новгороде

Характеристика

Святая София Киевская

Святая София Новгородская

Культурно-историческая эпоха. Век.

Художественная культура средневековой Руси. 11-12 век

Художественная культура средневековой Руси. 11-12 век

Местонахождение архитектурного объекта

Киевская Русь.

Киев

Киевская Русь.

Новгород

Принадлежность к виду архитектуры (объёмные сооружения, ландшафтная, градостроительство)

Объёмные сооружения

Объёмные сооружения

Тип храма

пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами

Пятинефный крестово-купольное храм

Количество и форма куполов

13 глав, луковичной формы

Пятиглавый, шлемовидной формы

Высота собора

Высота до вершины главного купола 28,6 м

Высота Софии от уровня пола до креста на центральном куполе – 36,7 м.,

Длина собора

общая длина - 41,7 м

длина 34, 5 м

Ширина собора

ширина – 54м

ширина – 39,3 м

Художественные средства и приёмы создания архитектурного образа (симметрия, пропорции, светотень, цветовая моделировка, материал, который лёг в основу и т.д.)

Масштабное, грандиозное сооружение Стены нарядно выложены из плинфы в технике с утопленным рядом с вкраплением необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толчёного кирпича. Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. Наблюдается асимметрия в расположении глав. В дальнейшем собор подвергся основательной перестройке.


Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. Основной массив стен сложен из камней местного происхождения. Кирпич использовался для перекрытия сводов. Ассиметрично расположенные купола, тесно сгруппированные в центре. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления Храм воспринимается как сплошная, непроницаемая каменная масса. Стены храма в 12 веке были побелённые, что придавало зданию целостность, массивность, прочность.



















Учитель. Итак, принятие христианства стало решительным поворотом, разрывом с предыдущей языческой традицией. Вместе с новой религией на Русь приходит новая художественная система. Византийская система, построенная на прочном фундаменте светской и церковной власти, пришлась весьма кстати ко двору князя Владимира. Для утверждения могущества нарождающегося государства Киевской Руси незаменимым оказалось искусство, причем один из его видов. Какой же это вид искусства?

Ответы. Архитектура.

Учитель. Почему именно этот вид искусства?

Ответы. Деревянные постройки не сохранились, а каменные здания стоят уже около тысячи лет.

Учитель. В Х веке начинается каменное строительство на Руси. Русь называют страной городов. Великое будущее Киеву предсказал еще Андрей Первозванный. Согласно легенде, он побывал в городе на Руси и предсказал: «Великий город здесь будет, и Господь воздвигнет много церквей и просвятит крещением Русскую землю». Сбылось ли его пророчество?

Ответы. Да, именно это и произошло. Киевская Русь стала могучей державой.

Учитель. Итак, роскошь и торжественность архитектуры Византии послужили образцом при возведении каменных соборов в Киеве. Русь перенимает от Византии крестово-купольную систему храма (нарисовать схему). В плане такой храм представляет собой квадрат, внутри находится 4 столба или опоры, которые держат купол. Таким образом, в нем виден главный символ христианства - крест и купол как символ неба. Подобный тип храма также называется храм на 4-х столбах или опорах. Какие элементы храма вам известны?

Работа с таблицей I. Задание: можно выполнить одно из нескольких видов:

  • записать в тетрадь названия элементов;

  • показать их на иллюстрациях;

  • в более сложном игровом варианте - соотнести названия и их определения, соединить стрелками, потому что, как правило, учащиеся беспорядочно называют элементы.

Купол

завершение храма

Барабан

цилиндр, на котором держится купол

Парус

Треугольники, образованные арками, поддерживающими купол

Опора

колонна

Неф

продольное внутреннее помещение храма

Абсида

внешние выступы с наружной стороны храма, место, где располагается алтарь

Алтарь

священное место в храме

Учитель. Известно, что храм нужно украсить. Какова же художественная система росписи византийского храма? Задача: установить связь конструктивных и художественных элементов росписи.

Работа с таблицей II. Художественная система росписи храма.

Можно выполнить одно из нескольких видов заданий в зависимости от времени, отведенного на уроке. Предлагаю три варианта выполнения задания:

предложить учащимся самостоятельно создать систему росписи храма. Задание выполняется в тетради «Моя система росписи». Затем коллективно выясняем, какой образ соответствует месту и роли в конструкции храма. Записываем в тетради «Византийская система».

к доске вызвать учащихся и предложить соединить стрелками элементы храма и изображения, которые, по их мнению, следует поместить здесь. Затем работа с классом по выяснению верности размещения. В тетради записать «Византийская система».

Сразу выполнять в виде игры, разъясняя конструктивную роль архитектуры и место размещения изображений святых.

Купол

Христос

Барабан

Апостолы

Парус

Евангелисты

Опора

Святые

Стены

Иконы с земной жизнью Христа

Абсида, внутри - алтарь

Богоматерь

Вывод: Художественное оформление храма отражает конструктивную роль архитектуры.

III. Изучение нового материала «Художественная культура Киевской Руси».

Записать план.

  1. Архитектура

  2. Изобразительное искусство

  3. Ремесло

Задание. Из этого ряда архитектурных памятников отобрать известные учащимся и ответить на вопросы:

  1. Как они называются?

  2. Где были созданы?

  3. К какому историческому периоду относятся?

  4. По каким признакам определили?

Изобразительный ряд: Парфенон, Колизей, София Константинопольская, София Киевская, София Новгородская.

Учащиеся выполняют задание. Они должны определить памятники античности (Парфенон и Колизей) как языческие, остальные как христианские.

Учитель. Вот о христианских памятниках архитектуры пойдет сегодня речь. Перед нами древняя и вечно юная, в лучах восходящего солнца земля русская. Несется колокольный перезвон. Мы на древней киевской земле. «Матерью городов русских» называли в то время Киев. Первая каменная церковь на Руси называлась Десятинная. Как вы думаете, почему одна из первых церквей в Киеве называлась Десятинной: 10 камней в основании, 10 дверей, 10 окон, 10-я часть доходов на содержание?

Ответы. Князь из своих доходов давал десятую часть на содержание церкви.

Учитель. Чтобы вам легче было вникнуть в тему, ощутить дыхание эпохи, прослушайте историческую справку о времени княжения Владимира Красное Солнышко, когда были созданы первые бессмертные памятники древнерусского зодчества.

Экскурсовод I. Историческая справка. Учащийся выступает с подготовленным опережающим заданием о личности князя Владимира Красное Солнышко и его культурной деятельности. Князь начинает большое строительство в Киеве. Он возводит вокруг него мощные крепостные стены. Главные въездные ворота в город называются Золотыми и Серебряными. Основой деятельности князя было желание создать мощное государство, которое может соперничать с Европой и претендовать на первенство. Он подвел идеологическую базу, создал идейное обоснование преемственности княжеской власти, ввел христианство в византийском варианте. При нем началось строительство храмов на Руси. Главная цель - утвердить силу и могущество нового центра земли русской.

Проблемный вопрос. Могло ли искусство остаться прежним? Какие идеи оно должно утверждать?

Ответы учащихся. Прославление могущества, силы и мощи, величия власти.

Учитель. Давайте послушаем, как это происходило. Кто продолжил дело Владимира по украшению земли Русской?

Экскурсовод II. Историческая справка.

Учащийся выступает с подготовленным опережающим заданием о деятельности Ярослава Мудрого. Выступление сопровождается показом изобразительного ряда с видами архитектуры. В 1037 году князь сооружает главный храм своего государства - собор Святой Софии Киевской. В «Повести временных лет» автор пишет: «Отец ведь его землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей. А мы пожинаем, учение принимая книжное».

Учитель. Запишите в тетради название нового храма. Посмотрим, справился ли князь с поставленной задачей. Каким образом об этом должен был рассказать новый собор? (Показ репродукций, сравнить с Софией Константинопольской).

Ответы учащихся.

Учитель. Ярослав Мудрый возвел главный храм в честь Премудрости Божьей - святой Софии, который имеет свои особенности. Он увеличивается в размерах, разрастается в длину и ширину путем добавления опорных столбов. Площадь - 1300 кв. метров, высота купола - 30 метров. Композиция, ритмичность объемов, собирание к центру. Образуется ступенчатая пирамидальная композиция, увенчанная 13 главами. Откуда возникает это число?

Ответы. Высказывают разные мнения, кто-нибудь обязательно вспоминает чертову дюжину.

Учитель. В храме все символично, даже число куполов. Расшифровывается как 12+1=Христос с 12 апостолами. Кстати, в Десятинной церкви было 25 глав. Строят храм русские мастера под руководством византийских архитекторов. Храм построен из розовой плинфы - широкого и плоского обожженного кирпича, который усиливает эффект декоративности и живописности. Свет из окон в барабане освещает подкупольное пространство. Под главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии. Наверху, на хорах, появлялся князь со своей свитой. В куполе царило изображение Христа Пантократора, в простенках - вереницы святых, в центральной абсиде помещено изображение Богоматери с воздетыми вверх руками - Оранта. Кого напоминает?

Ответы учащихся. Языческую Макошь - защитницу домашнего очага.

Учитель. Так в искусстве уживаются языческие и православные традиции. Киевляне любили ее и верили, что Богоматерь защитит их от напастей. Они прозвали ее «Нерушимая стена».

Живопись этого периода представлена достаточно широко в мозаиках, фресках, иконах. Это была монументальная живопись, связанная с архитектурой, и иконы. Храм был богато украшен. На стенах сверкали золотом мозаики. Это было настоящее искусство: кусочки стекла - смальту - располагали под различными углами, когда луч солнца попадал на них, он отражался и падал на следующий. Все изображение сверкало и переливалось. До наших дней дошли мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря («Евхаристия», «Дмитрий Солунский»). Кроме «мерцающей живописи», храм украшали фрески. Сохранились изображения семьи Ярослава, а в боковых башнях проявилась фантазия русских мастеров. Они помещали изображения, не соответствующие церковным канонам. Это были сцены из светской жизни, охоты, изображения ряженых и т. д. По фрескам можно узнать, чем на досуге занимались князья - любили музыку, пение, охоту, скоморошьи игры.

На стенах размещались иконы. Именно здесь была помещена знаменитая икона Владимирской Богоматери XII в. - «извечная песнь материнства», как назвал ее И. Грабарь, которая попала на Русь из Византии. «Святой Георгий» воплощал идеал защитника Отечества. Излюбленными сюжетами иконописи были жизнь Марии, события из жизни Христа и святых. В строгих ликах, в больших темных глазах ощущается напряженная внутренняя жизнь, убежденность в своей вере, готовность во имя ее к жертве. В этой суровой живописи воплотился нравственный идеал нашего народа, его сила и стойкость перед лицом испытаний.

Русское художественное ремесло славилось во всем мире. Изящные украшения, подлинные шедевры создают киевские ювелиры. Какие способы изготовления ювелирных изделий были известны древнерусским мастерам?

Обратимся к таблице.




Скань

ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки


Зернь

мелкие золотые или серебряные шарики (от 0,4 мм), которые напаиваются на орнамент из скани



Перегородчатая эмаль

особая техника эмали, где эмаль заполняет промежутки между металлическими перегородками, напаянными ребром на поверхности металла.

Ремесленники не только делали украшения, но и изготавливали оклады для икон, церковную утварь (показ иллюстраций). Рассмотреть орнаменты, установить их связь с языческими мотивами.

Учитель. А что же было на остальной части Руси?

Экскурсовод III. Историческая справка.

В конце XI-начале XII вв. по всей Руси стали строить крестово-купольные храмы. Они строились русскими мастерами из местного материала и с учетом местных традиций. В 1052 году в Новгороде строят Софию Новгородскую, позже - Николо-Дворищенский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, в Чернигове возводят Спасо-Преображенский (30-е гг. XI в., по образу Десятинной церкви) и Борисоглебский соборы. Аналогичные соборы возводились в Вышгороде, Перяславле, Смоленске. Таким образом, на Руси возникают различные художественные школы, объединенные общими чертами. Политические и экономические трудности не позволяют князьям возводить огромные городские соборы, подобные Софии Киевской или Новгородской. В XII веке во всех русских княжествах вырастают одноглавые 4-х столпные церкви, которые заключают в себе яркий художественный образ.


Вопросы для закрепления материала.

Что мы узнали об архитектуре Софии Киевской?

  • при каком князе построена: Владимир, Ярослав, Всеволод, Андрей Боголюбский;

  • что означает количество глав: чертова дюжина, Христос с учениками, возраст князя, количество строителей;

  • о чем рассказывают изображения? (о быте князей)

  • тип изображения Богоматери в соборе: Элеуса, Оранта, Одигитрия, Знамение;

  • ее название киевлянами: Нерушимая стена, Неопалимая купина, Вседержительница.


Учитель. Перечислить отличительные черты храма.

Ответы.

  • многоглавие

  • пирамидальность

  • растет вверх - принцип иерархии

  • ритм объемов - собирание к центру

  • пропорциональность - ощущуние гармонии


Учитель. Какой художественный образ заключает в себе этот храм?

Ответы. Учащиеся подбирают слова для определения. Подвести их к понятию "прославление мощи и величия", "ощущение благодати Божьей".


Учитель. Какие чувства вызывает?

Ответы. Красота.

IV. Итоги и выводы по теме урока

  • Русь является наследницей византийских традиций.

  • Русские мастера творчески переработали византийскую систему и наполнили новым содержанием.

  • Художники создавали особый рукотворный мир.

  • Языческие традиции будут постоянно "аукаться" в русском искусстве.

  • Искусство создано безвестными мастерами.

  • Архитектура - ведущий вид искусства, который выражает идеи своего времени.

  • Высокий уровень строительной техники.

  • Архитектура служит символом прославления власти князя и отражает красоту при гармонии с миром природы.

  • При одной строительной системе - крестово-купольной - храмы получают разное образное воплощение и содержание.

  • Главный принцип - красота.

  • Она входит в нашу жизнь, становится частью ее и связана с современностью.

  • Древнерусская культура является частью духовной культуры человечества.

Итак, в искусстве X-XII вв. русский народ увековечил свою молодость, любовь к родной земле. Древнерусское искусство - великое творение своего времени. Оно неповторимо, как эпоха, которая породила это искусство. И оно входит в духовную культуру современного человека как определенная ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его созидательной силы на заре национальной истории.


V. Выставление оценок.


VI. Домашнее задание. Составить кроссворд с новыми терминами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!