МБОУ – Богородицкая СОШ
Методическая разработка мастер класса по теме:
«Художественная обработка материалов. Изонить.»
Подготовила и провела учитель технологии Сёмушникова Татьяна Павловна
2015 год
Мастер-класс
Цель мастер-класса:
Отразить значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности.
Старая мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования.
Именно так ставится вопрос в конвенции о правах ребёнка (1991 г), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, к стране, в которой ребёнок проживает, её культурной самобытности, и к цивилизациям, отличной от его собственной» (статья 29).
Основной проблемой современной семьи является утрата семейных традиций здорового, трезвого образа жизни и быта. Здоровая семья, основанная на взаимном уважении, ответственности и жертвенности, перестаёт быть для современного человека ценностью, во многом из-за утраты духовно-нравственных ориентиров.
Содержание модуля «Обслуживающий труд» образовательной области «Технология» базисного учебного плана включает четыре раздела: «Технология обработки пищевых продуктов», «Культура дома», «Технология изготовления швейных изделий», «Художественная обработка материалов».
С пятого класса по десятый, в разделе «Художественная обработка материалов», дети знакомятся с различными видами вышивок, в том числе и с вышивкой Орловского края «Орловским списом» (8 класс, модуль Региональной программы «Основы художественного творчества». Уже на протяжении семи лет в одиннадцатом классе изучаем вышивку в технике изонить. По данной теме имеется много рабочего материала, проводился открытый урок, выполнены проекты.
Внедряя в практику своей работы эту технологию, добиваюсь высоких результатов. Эффективность методики подтверждается результатами обучающихся, учавствовавших, во многих районных и областных олимпиадах. Проект «Картина «Валентинка», выполненный Климовой Ксенией, был победителем районной олимпиады в 2007 году и Ксения участвовала в Областной олимпиаде, где попала в десятку призёров.
Для формирования художественного вкуса, развития творческого воображения на занятиях применяются различные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные: беседы об искусстве, просмотр и обсуждение лучших работ учащихся;
Репродуктивные: составление чертежей, эскизов, практические работы с картоном и нитками;
Проблемные: самостоятельные работы по составлению эскиза изделия и выполнению проекта.
Начиная с пятого класса обучение, проводиться в двух направлениях:
Теоретические знания, благодаря своему практическому, прикладному характеру, предоставляют учащимся широкие возможности для творческой активности, самовыражения.
При этом важно учитывать тот факт, что у каждого обучающегося свой уровень способностей и возможностей, знаний и умений.
Наряду с практическими умениями школьницы приобретают знания о традиционных видах вышивания, изучают сюжеты и мотивы русской вышивки, знакомятся с символикой узора традиционного костюма.
Изучая предметы быта, девочки узнают об обрядах, традициях о роли вышивки в жизни русского человека. Всё это связывает художественное прошлое наших предков с настоящим и будущим русского народа. Кроме того, выявляются и развиваются способности детей в различных видах декоративно-прикладного искусства.
Необходимо отметить межпредметные связи. На занятиях прослеживается связь с такими предметами, как математика (изучают геометрические свойства), история (исторические сведения по развитию народного творчества), искусство (о цветовом сочетании в изделиях, цветоведении), биология (ботаника), химия (химические свойства материалов), физика (механические и физические свойства).
Как сказал великий педагог Сухомлинский Василий Александрович:
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Основная форма – практические занятия. Неотъемлемой частью эффективного учебного процесса является мотивация учащихся, с помощью которой до них доводится практическая ценность этапа обучения. Мотивация осуществляется в форме разработки дизайн – проекта.
– Вашему вниманию будет представлен фрагмент урока выполнения практической работы.
Послушайте отрывок стихотворения Константина Рябенького
Вышивала мама, вышивала
Создавая счастье и уют.
Вечерами так она певала,
Как теперь, пожалуй, не поют.
Песня тихо тянется, как нитка,
И слова слагаются в узор.
То резная звякает калитка
И туманный виден косогор.
То свистят малиновые сани,
Голубые пляшут бубенцы,
То смеются:
«Сами, мол, с усами!» -
Молодые, наглые купцы…
Возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток, в Азии это искусство широко процветало до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя это изобретение они приписывают себе. Затем вышивание распространилось по другим странам.
Вышивки создавались веками и зависели от географического положения страны, её истории и культуры.
– Ответьте на такой вопрос: Откуда вышивальщицы брали риунки для своих вышивок?
Ответ: «списывали» с цветов, с окружающей природы, с морозных окон.
В наше время в вышивании прекрасно соединилось традиционное и современное творческое начало такое как - изонить. Узоры в технике изонить очень похожи на морозные узоры.
Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища. Любители вышивания её упростили. Они отказались от гвоздей и деревянной основы, заменив их иглой и цветным картоном.
– Какие праздники отмечал наш народ?
Ответ: Новый год, Рождество.
– Правильно. Сейчас идёт Крещенская неделя (Святки). В старину на селе рукоделием занимались женщины преимущественно в зимнюю пору, когда освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или, позже, при свече.
– А какой ближайший праздник?
Ответ: Старый Новый год, Крещение.
– Так давайте мы с вами изготовим открытки в технике изонить. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. В технике нитяной графики можно изготовить не только декоративное панно, но и поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки.
Для работы потребуется:
набор цветного картона, бархатная бумага (различная декоративная бумага);
цветные нитки. Можно использовать все типы ниток, но при освоении техники лучше использовать цветные катушечные нитки №20, 40.
швейные иглы с широким ушком
ножницы
английская игла, булавки, шило,
карандаш, линейка, циркуль
поролон, пенопласт, который подкладывают под картон для прокалывания дырочек
-лекало для вычерчивание дуг, овалов, завитков.
Вот три «кита» на которых держиться вся изонить:
заполнение угла, заполнение окружности, заполнение дуги.
Сейчас мы разобьёмся по группам:
1 группа – выполняет заполнение угла в технике изонить;

2 группа – выполняет заполнение окружности в технике изонить;

3 группа – выполняет заполнение дуги.

Цель нашей работы: овладеть приёмами заполнения элементов в технике изонить и изготовить новогоднюю открытку.
Техника безопасности во время работы:
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иголки и булавки в коробке с крышкой.
Нельзя делать резких движений рукой с ножницами и иголкой в направлении рядом сидящего человека.
Во время работы иголки нужно вставлять в игольницу.
Уважаемые коллеги, наша работа в группах подходит к завершению. Давайте вместе посмотрим что у нас получилось.
Молодцы! Теперь приступим к заполнению элементов на новогодних открытках.
Итог вашей работы:
– Увлекла ли Вас вышивка в технике изонить?
– Как вы считаете нужно ли продолжать изучение техники изонить в разделе «Художественная обработка материала»?
– Применима ли техника изонить в современном творчестве?
– Встречали вы изделия выполненные в такой технике?
Я твёрдо убеждена, что приобщение обучающихся к культуре русского народа необходимо начинать как можно раньше. Считаю, что необходимо продолжить работу с детьми по приобщению к русской народной культуре. Любой народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе обречён на гибель. Возрождение России – это возрождение русского народного творчества и культуры. Я считаю, что сокращение уроков в образовательной области «Технология», в старших классах, не оправданной.
Важнейшими задачами воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Ведь на уроках они приобщаются к профессиям вышивальщицы, художника-оформителя, художника-дизайнера, мастера - ремесленника.
Благодарю за внимание!