СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная обработка материалов. Изонить

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отразитьзначение преподаваемого предмета для формирования мировозрения и общекультурных компетенций для ученического, педагогического сообществ в общественности.

Просмотр содержимого документа
«Художественная обработка материалов. Изонить»

МБОУ – Богородицкая СОШ





Методическая разработка мастер класса по теме:

«Художественная обработка материалов. Изонить.»





Подготовила и провела учитель технологии Сёмушникова Татьяна Павловна





2015 год

Мастер-класс

Цель мастер-класса:

Отразить значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности.



Старая мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования.

Именно так ставится вопрос в конвенции о правах ребёнка (1991 г), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, к стране, в которой ребёнок проживает, её культурной самобытности, и к цивилизациям, отличной от его собственной» (статья 29).

Основной проблемой современной семьи является утрата семейных традиций здорового, трезвого образа жизни и быта. Здоровая семья, основанная на взаимном уважении, ответственности и жертвенности, перестаёт быть для современного человека ценностью, во многом из-за утраты духовно-нравственных ориентиров.

Содержание модуля «Обслуживающий труд» образовательной области «Технология» базисного учебного плана включает четыре раздела: «Технология обработки пищевых продуктов», «Культура дома», «Технология изготовления швейных изделий», «Художественная обработка материалов».

С пятого класса по десятый, в разделе «Художественная обработка материалов», дети знакомятся с различными видами вышивок, в том числе и с вышивкой Орловского края «Орловским списом» (8 класс, модуль Региональной программы «Основы художественного творчества». Уже на протяжении семи лет в одиннадцатом классе изучаем вышивку в технике изонить. По данной теме имеется много рабочего материала, проводился открытый урок, выполнены проекты.

Внедряя в практику своей работы эту технологию, добиваюсь высоких результатов. Эффективность методики подтверждается результатами обучающихся, учавствовавших, во многих районных и областных олимпиадах. Проект «Картина «Валентинка», выполненный Климовой Ксенией, был победителем районной олимпиады в 2007 году и Ксения участвовала в Областной олимпиаде, где попала в десятку призёров.

Для формирования художественного вкуса, развития творческого воображения на занятиях применяются различные методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративные: беседы об искусстве, просмотр и обсуждение лучших работ учащихся;

  • Репродуктивные: составление чертежей, эскизов, практические работы с картоном и нитками;

  • Проблемные: самостоятельные работы по составлению эскиза изделия и выполнению проекта.

Начиная с пятого класса обучение, проводиться в двух направлениях:

  • усвоение теоретических знаний;

  • формирование практических навыков.

Теоретические знания, благодаря своему практическому, прикладному характеру, предоставляют учащимся широкие возможности для творческой активности, самовыражения.

При этом важно учитывать тот факт, что у каждого обучающегося свой уровень способностей и возможностей, знаний и умений.

Наряду с практическими умениями школьницы приобретают знания о традиционных видах вышивания, изучают сюжеты и мотивы русской вышивки, знакомятся с символикой узора традиционного костюма.

Изучая предметы быта, девочки узнают об обрядах, традициях о роли вышивки в жизни русского человека. Всё это связывает художественное прошлое наших предков с настоящим и будущим русского народа. Кроме того, выявляются и развиваются способности детей в различных видах декоративно-прикладного искусства.

Необходимо отметить межпредметные связи. На занятиях прослеживается связь с такими предметами, как математика (изучают геометрические свойства), история (исторические сведения по развитию народного творчества), искусство (о цветовом сочетании в изделиях, цветоведении), биология (ботаника), химия (химические свойства материалов), физика (механические и физические свойства).

Как сказал великий педагог Сухомлинский Василий Александрович:

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».   

Основная форма – практические занятия. Неотъемлемой частью эффективного учебного процесса является мотивация учащихся, с помощью которой до них доводится практическая ценность этапа обучения. Мотивация осуществляется в форме разработки дизайн – проекта.

  

– Вашему вниманию будет представлен фрагмент урока выполнения практической работы.

Послушайте отрывок стихотворения Константина Рябенького

Вышивала мама, вышивала

Создавая счастье и уют.

Вечерами так она певала,

Как теперь, пожалуй, не поют.

Песня тихо тянется, как нитка,

И слова слагаются в узор.

То резная звякает калитка

И туманный виден косогор.

То свистят малиновые сани,

Голубые пляшут бубенцы,

То смеются:

«Сами, мол, с усами!» -

Молодые, наглые купцы…



Возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток, в Азии это искусство широко процветало до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя это изобретение они приписывают себе. Затем вышивание распространилось по другим странам.

Вышивки создавались веками и зависели от географического положения страны, её истории и культуры.

– Ответьте на такой вопрос: Откуда вышивальщицы брали риунки для своих вышивок?

Ответ: «списывали» с цветов, с окружающей природы, с морозных окон.

В наше время в вышивании прекрасно соединилось традиционное и современное творческое начало такое как - изонить. Узоры в технике изонить очень похожи на морозные узоры.

Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища. Любители вышивания её упростили. Они отказались от гвоздей и деревянной основы, заменив их иглой и цветным картоном.

– Какие праздники отмечал наш народ?

Ответ: Новый год, Рождество.

– Правильно. Сейчас идёт Крещенская неделя (Святки). В старину на селе рукоделием занимались женщины преимущественно в зимнюю пору, когда освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или, позже, при свече.

– А какой ближайший праздник?

Ответ: Старый Новый год, Крещение.

– Так давайте мы с вами изготовим открытки в технике изонить. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. В технике нитяной графики можно изготовить не только декоративное панно, но и поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки.

Для работы потребуется:

  • набор цветного картона, бархатная бумага (различная декоративная бумага);

  • цветные нитки. Можно использовать все типы ниток, но при освоении техники лучше использовать цветные катушечные нитки №20, 40.

  • швейные иглы с широким ушком

  • ножницы

  • английская игла, булавки, шило,

  • карандаш, линейка, циркуль

  • поролон, пенопласт, который подкладывают под картон для прокалывания дырочек

-лекало для вычерчивание дуг, овалов, завитков.

Вот три «кита» на которых держиться вся изонить:

заполнение угла, заполнение окружности, заполнение дуги.

Сейчас мы разобьёмся по группам:

1 группа – выполняет заполнение угла в технике изонить;

2 группа – выполняет заполнение окружности в технике изонить;

3 группа – выполняет заполнение дуги.







Цель нашей работы: овладеть приёмами заполнения элементов в технике изонить и изготовить новогоднюю открытку.

Техника безопасности во время работы:

  1. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

  2. Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иголки и булавки в коробке с крышкой.

  3. Нельзя делать резких движений рукой с ножницами и иголкой в направлении рядом сидящего человека.

  4. Во время работы иголки нужно вставлять в игольницу.

Уважаемые коллеги, наша работа в группах подходит к завершению. Давайте вместе посмотрим что у нас получилось.

Молодцы! Теперь приступим к заполнению элементов на новогодних открытках.

Итог вашей работы:

– Увлекла ли Вас вышивка в технике изонить?

– Как вы считаете нужно ли продолжать изучение техники изонить в разделе «Художественная обработка материала»?

– Применима ли техника изонить в современном творчестве?

– Встречали вы изделия выполненные в такой технике?

Я твёрдо убеждена, что приобщение обучающихся к культуре русского народа необходимо начинать как можно раньше. Считаю, что необходимо продолжить работу с детьми по приобщению к русской народной культуре. Любой народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе обречён на гибель. Возрождение России – это возрождение русского народного творчества и культуры. Я считаю, что сокращение уроков в образовательной области «Технология», в старших классах, не оправданной.

Важнейшими задачами воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Ведь на уроках они приобщаются к профессиям вышивальщицы, художника-оформителя, художника-дизайнера, мастера - ремесленника.

Благодарю за внимание!