СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественные средства и жанры живописи

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по искусству 9 класс на тему: "Художественные средства и жанры живописи". По программе образовательных школ Г.И.Даниловой 5-9 кл

Просмотр содержимого документа
«Художественные средства и жанры живописи»

Тема: Художественные средства и жанры живописи

Тема:

Художественные средства и жанры живописи

Проверка домашнего задания. Назовите известные жанры ИЗО. Что на них изображено? Что приставляет собой анималистический жанр живописи? Расскажите о мастерах портретного и батального жанра живописи.

Проверка домашнего задания.

  • Назовите известные жанры ИЗО. Что на них изображено?
  • Что приставляет собой анималистический жанр живописи?
  • Расскажите о мастерах портретного и батального жанра живописи.
4. Найдите среди картин те жанры, которые вы изучали  на прошлом уроке. Портрет  Пейзаж Марина Натюрморт Историческая живопись Анималистическая Батальная живопись

4. Найдите среди картин те жанры, которые вы изучали

на прошлом уроке.

Портрет 

Пейзаж

Марина

Натюрморт

Историческая живопись

Анималистическая

Батальная живопись

Пейзаж Пейзаж (фран. - «местность, страна») – жанр, посвященный изображению естествен­ной или измененной человеком природы. В качестве самостоятель­ного жанра пейзаж выделился в XVII в. К.Крыжицкий. Дорога. 1899г.

Пейзаж

Пейзаж (фран. - «местность, страна») – жанр, посвященный изображению естествен­ной или измененной человеком природы. В качестве самостоятель­ного жанра пейзаж выделился в XVII в.

К.Крыжицкий. Дорога. 1899г.

Виды пейзажа Марина – пейзаж изображающие море (О.Верне, И.К.Айвазовский, А.П.Боголюбов) Исторический «ге­роизирован-ный» пейзаж (Н.Пуссен, К.Лоррен) Пейзаж городов Пейзаж архитектурных «руин» (Ю.Робер) (Ка­налетто, А.Ф.Зубов) Каналетто. Н.Пуссен. Ю.Робер. Большой Развалины дорического храма Пейзаж с похоронами. 1648г. канал. 1727г. Боголюбов А.П. Берег близ Сорренто. 1857г.

Виды пейзажа

Марина – пейзаж изображающие море (О.Верне, И.К.Айвазовский, А.П.Боголюбов)

Исторический

«ге­роизирован-ный» пейзаж

(Н.Пуссен, К.Лоррен)

Пейзаж городов

Пейзаж архитектурных «руин» (Ю.Робер)

(Ка­налетто, А.Ф.Зубов)

Каналетто.

Н.Пуссен.

Ю.Робер.

Большой

Развалины дорического храма

Пейзаж с похоронами.

1648г.

канал.

1727г.

Боголюбов А.П.

Берег близ

Сорренто.

1857г.

По художественной образности пейзажи бывают: эпическими (Д.Констебл, И.И.Шишкин), романтическими (Э.Делакруа, Т.Жерико, У.Тёрнер), лирическими (К.Коро, И.И.Левитан). Т.Жерико. Пейзаж с печью для обжига извести. К.Коро. Воспоминание о Мортфонтене. 1864г. И.И.Шишкин. Дубовая роща. 1887г.

По художественной образности пейзажи бывают:

  • эпическими (Д.Констебл, И.И.Шишкин),
  • романтическими (Э.Делакруа, Т.Жерико, У.Тёрнер),
  • лирическими (К.Коро, И.И.Левитан).

Т.Жерико. Пейзаж с печью для обжига извести.

К.Коро. Воспоминание о Мортфонтене. 1864г.

И.И.Шишкин. Дубовая роща. 1887г.

Поджанры пейзажного жанра сельский марина городской архитектурный индустриальный

Поджанры пейзажного жанра

сельский

марина

городской

архитектурный

индустриальный

Марина — разновидность пейзажа, изображающая морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи выделилась в начале XVII века в Голландии. И.К.Айвазо́вский. Вид Леандровой башни в Константинополе. 1848г. М.Ткаченко. Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями. 1907г.

Марина — разновидность пейзажа, изображающая морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море.

В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи выделилась

в начале XVII века в Голландии.

И.К.Айвазо́вский. Вид Леандровой башни в Константинополе. 1848г.

М.Ткаченко. Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями. 1907г.

Натюрморт Натюрморт (фр. «мертвая натура») – изображение пред-метов обихода, снеди, цветов и предметов «тихой жизни». Виды натюрморта Камерный («малые голландцы») Парадный (Ф.Снейдерс, П.Рубенс) П.Клас. Натюрморт с крабом. 1644г. Ф.Снейдерс. Натюрморт с ведёрком для охлаждения вина. ок. 1610г.

Натюрморт

Натюрморт (фр. «мертвая натура») – изображение пред-метов обихода, снеди, цветов и предметов «тихой жизни».

Виды натюрморта

Камерный

(«малые голландцы»)

Парадный

(Ф.Снейдерс, П.Рубенс)

П.Клас. Натюрморт с крабом. 1644г.

Ф.Снейдерс.

Натюрморт с ведёрком для охлаждения вина.

ок. 1610г.

Расцвет натюрморта в России – конец XIX – начало XX в. Это импрессионистические работы К.Коровина и И.Грабаря, произведения художников группы «Мир искусства», «Бубновый валет» и объединение «Голубая роза». И.Машков. Фрукты на блюде. 1926г. И.Грабарь. Неприбранный стол. 1907г.

Расцвет натюрморта в России – конец XIX – начало XX в. Это импрессионистические работы К.Коровина и И.Грабаря, произведения художников группы «Мир искусства», «Бубновый валет» и объединение «Голубая роза».

И.Машков. Фрукты на блюде. 1926г.

И.Грабарь.

Неприбранный стол. 1907г.

Бытовой жанр Бытовой жанр посвящен событиям и сценам повседневной жизни. Возник в Голландии ХVII в. Распространился в XIX в. и нашел выражение в направлении реализма. Бытовой жанр был популярен не только в жи­вописи, но и в графике. У.Хогарт. Двор сельской гостиницы. Гравюра. 1800г. Ж.Милле. Сеятель. 1850г. 

Бытовой жанр

Бытовой жанр посвящен событиям и сценам повседневной жизни. Возник в Голландии ХVII в. Распространился в XIX в. и нашел выражение в направлении реализма. Бытовой жанр был популярен не только в жи­вописи, но и в графике.

У.Хогарт. Двор сельской гостиницы. Гравюра. 1800г.

Ж.Милле.

Сеятель. 1850г. 

В России бытовой жанр связывался с изображением быта крес­тьян и желанием правдивого его описания. Раз­витии связано с русскими реалистами XIX в.: А.Венециановым и учениками его школы, с П.Федотовым. А.Венецианов. Встреча у колодца. 1843г. П.Федотов. Вдовушка. 1851-1852гг.

В России бытовой жанр связывался с изображением быта крес­тьян и желанием правдивого его описания.

Раз­витии связано с русскими реалистами XIX в.: А.Венециановым и учениками его школы, с П.Федотовым.

А.Венецианов. Встреча у колодца. 1843г.

П.Федотов. Вдовушка. 1851-1852гг.

Важную роль в развитии этого жанра в России сыграли художники-передвижники: Василий Перов, Илларион Пряничников, Илья Репин. И.Е.Репин. Подготовка к экзамену. 1864г. В.Перов. Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866г.

Важную роль в развитии этого жанра в России сыграли художники-передвижники: Василий Перов, Илларион Пряничников, Илья Репин.

И.Е.Репин.

Подготовка к экзамену.

1864г.

В.Перов.

Тройка.

Ученики мастеровые везут воду.

1866г.

Интерьер Интерьер (фр. - внутренний) - жанр, близкий к натюрморту и бытово­му жанру. Зародился в Голландии XVII в. Предметом изоб­ражения и любования для художника является красота жизни в пространстве. С.Ю.Жуковский. Былое. Комната старого дома. 1912 г. Питер де Хох. Женщина с ребёнком в кладовой. 1658г.

Интерьер

Интерьер (фр. - внутренний) - жанр, близкий к натюрморту и бытово­му жанру. Зародился в Голландии XVII в. Предметом изоб­ражения и любования для художника является красота жизни в пространстве.

С.Ю.Жуковский. Былое.

Комната старого дома. 1912 г.

Питер де Хох. Женщина с ребёнком в кладовой. 1658г.

Картины этого жанра, обычно камерные по своим масштабам, очень много говорят о художественном стиле своего времени. Ин­терьер получил распространение в живописи и графике. Ф.Мирис Старший.  Утро молодой дамы. 1660г. К.Эквалл. Предложение. XIX век 

Картины этого жанра, обычно камерные по

своим масштабам, очень много говорят о художественном стиле своего времени. Ин­терьер получил распространение в живописи и графике.

Ф.Мирис Старший. 

Утро молодой дамы. 1660г.

К.Эквалл. Предложение. XIX век 

На картине

На картине "Женщина за клавесином" мы видим три комнаты, расположенные одна за другой. В первой ком-нате изображена женщина за клависином. В последней служанка, подметающая пол. Художник подробно и точно передал все детали обстановки того времени.

Эммануэль

де Витт.

Женщина за клавесином.

XVII в.

Мифологический жанр Произведения мифологического жанра черпают сюжеты из мифов различных народов, свободно трактуя легендарные сюже­ты. В.М.Васнецо́в. Витязь на распутье. 1878г. Ангел с кадилом и свечой. Эскиз фрески Владимирского собора. 1887г.

Мифологический жанр

Произведения мифологического жанра черпают

сюжеты из мифов различных народов, свободно

трактуя легендарные сюже­ты.

В.М.Васнецо́в.

Витязь на распутье.

1878г.

Ангел с кадилом и свечой. Эскиз фрески Владимирского собора. 1887г.

Бата́льный жанр Бата́льный жанр  (фр. – битва) посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Жанр может рассматриваться как составная часть исторического жанра или бытового. Ю.Брандт. Битва под турецким флагом. 1905г. И.Е.Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880г.

Бата́льный жанр

Бата́льный жанр 

(фр. – битва) посвященный темам войны и военной жизни. Главное место

в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Жанр может рассматриваться как составная часть исторического жанра или бытового.

Ю.Брандт. Битва под турецким флагом. 1905г.

И.Е.Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880г.

Будни войны и страдания людей показал В.Верещагин. На раме картины «Апофеоз войны» он начертал слова: «Всем великим завоевателям, прошлым, настоящим и будущим посвящается».  В.В.Верещагин Апофеоз войны. 1871г. М.Греков. Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года.

Будни войны и страдания людей показал В.Верещагин. На раме картины «Апофеоз войны» он начертал слова: «Всем великим завоевателям, прошлым, настоящим и будущим посвящается».

В.В.Верещагин Апофеоз войны.

1871г.

М.Греков.

Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года.

У каждого художника есть свой любимый жанр. В.Сури­ков увлекался русской историей и создавал произведения истори­ческого жанра, И.Левитан любил рисовать родную природу, создавая поэтические пейзажи на­шей средней полосы. И.Репин был мастером портрета. В.И.Су́риков И.И.Левита́н (1848-1916) (1860-1900) Автопортрет Автопортрет. 1880г. И.Е.Ре́пин (1844-1930) Автопортрет. 1878г.

У каждого художника есть свой любимый жанр. В.Сури­ков увлекался русской историей и создавал произведения истори­ческого жанра, И.Левитан любил рисовать родную природу, создавая поэтические пейзажи на­шей средней полосы. И.Репин был мастером портрета.

В.И.Су́риков

И.И.Левита́н

(1848-1916)

(1860-1900)

Автопортрет

Автопортрет. 1880г.

И.Е.Ре́пин

(1844-1930)

Автопортрет. 1878г.

На протяжении недолгой истории жанров были периоды, когда один из них являлся ведущим: в 70-е гг. XIX в. – пейзаж. в 90-е гг. XIX в. – натюрморт и т.д. Сезанн. Угол стола. 1895-1900г. К.Писсарро́. Сад. 1872г. Для истории искусства и зрите­лей равную астатическую ценность представляют все жанры.

На протяжении недолгой истории жанров были периоды, когда один из них являлся ведущим:

  • в 70-е гг. XIX в. – пейзаж.
  • в 90-е гг. XIX в. – натюрморт и т.д.

Сезанн. Угол стола. 1895-1900г.

К.Писсарро́. Сад. 1872г.

Для истории искусства и зрите­лей равную астатическую ценность представляют все жанры.

Закрепление материала Какой жанр самый древний? Как называют художников, пишущих море? Назовите известных русских художников-пейзажистов. Когда в России появился жанр натюрморта? Чему посвящены картины батального жанра?

Закрепление материала

  • Какой жанр самый древний?
  • Как называют художников, пишущих море?
  • Назовите известных русских художников-пейзажистов.
  • Когда в России появился жанр натюрморта?
  • Чему посвящены картины батального жанра?
Практическая работа Заполни таблицу «Жанры в изобразительном искусстве» 3 5 4 2 10 9 6 8 7 1

Практическая работа

Заполни таблицу

«Жанры в изобразительном искусстве»

3

5

4

2

10

9

6

8

7

1

Литература. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-11 классы. Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2007. Учебник «Мировая художественная культура. 10 класс». Г.Данилова и др. Издательство «Интербук». 2000г. Введение в мир художественной культуры. А.М.Вачьянц. Москва. «Айрис – пресс». 2009 год. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год.

Литература.

  • Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-11 классы. Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2007.
  • Учебник «Мировая художественная культура. 10 класс». Г.Данилова и др. Издательство «Интербук». 2000г.
  • Введение в мир художественной культуры. А.М.Вачьянц. Москва. «Айрис – пресс». 2009 год.
  • Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год.