СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художник Карл Брюллов

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал о жизни и творчестве выдающегося русского художника Карла Брюллова.

Просмотр содержимого документа
«Художник Карл Брюллов»

Карл Павлович Брюллов

Карл Павлович Брюллов

Карл Павлович Брюллов — русский художник живописец, яркий представитель классицизма и романтизма. Писал жанровые и исторические полотна. Родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных скульпторов. Прадед, дед, отец — все принадлежали к художническому цеху. Род Брюлловых имел французские корни и происходил из протестантской среды. Павел Иванович Брюлло – буква «в» появится в конце фамилии только в 1822 году. Все сыновья устроились в Академию художеств, где Павел когда-то преподавал резьбу по дереву и декоративное искусство. Первым учителем и наставником Карла конечно стал его отец. С самых ранних лет мальчику приходилось много упражняться. Несмотря на слабое здоровье отец не делал ему никаких поблажек. Заданные им упражнения должны были быть выполнены, а иначе мог лишиться обеда. В десятилетнем возрасте, не сдавая экзаменов, его зачисляют в Академию художеств.
  • Карл Павлович Брюллов — русский художник живописец, яркий представитель классицизма и романтизма. Писал жанровые и исторические полотна.
  • Родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных скульпторов. Прадед, дед, отец — все принадлежали к художническому цеху. Род Брюлловых имел французские корни и происходил из протестантской среды. Павел Иванович Брюлло – буква «в» появится в конце фамилии только в 1822 году. Все сыновья устроились в Академию художеств, где Павел когда-то преподавал резьбу по дереву и декоративное искусство.
  • Первым учителем и наставником Карла конечно стал его отец. С самых ранних лет мальчику приходилось много упражняться. Несмотря на слабое здоровье отец не делал ему никаких поблажек. Заданные им упражнения должны были быть выполнены, а иначе мог лишиться обеда. В десятилетнем возрасте, не сдавая экзаменов, его зачисляют в Академию художеств.
Карл Брюллов обучался в академии с 1809 по 1821 гг., заметно выделяясь на фоне других учеников. Поговаривали, что за пряники и пироги он помогал менее одарённым товарищам получать хорошие отметки за эскизы и рисунки. Уже в студенческие годы о нём шла слава как об удивительном виртуозе, академические рисунки которого демонстрировали во время уроков как образцы классического стиля. Не удивительно, что именно выпускная работа Брюллова удостоилась большой золотой медали. Однако независимый характер молодого художника настроил против него президента академии А.Н. Оленина, который сумел лишить выпускника полагающейся ему за отличные успехи поездки на стажировку в Европу. А.Н. Оленина
  • Карл Брюллов обучался в академии с 1809 по 1821 гг., заметно выделяясь на фоне других учеников. Поговаривали, что за пряники и пироги он помогал менее одарённым товарищам получать хорошие отметки за эскизы и рисунки. Уже в студенческие годы о нём шла слава как об удивительном виртуозе, академические рисунки которого демонстрировали во время уроков как образцы классического стиля. Не удивительно, что именно выпускная работа Брюллова удостоилась большой золотой медали. Однако независимый характер молодого художника настроил против него президента академии А.Н. Оленина, который сумел лишить выпускника полагающейся ему за отличные успехи поездки на стажировку в Европу.

А.Н. Оленина

Общество поощрения художников предложило Карлу и его старшему брату Александру полный пансион для дальнейшего обучения в Италии. В августе 1822 год братья выехали из Санкт-Петербурга и через Германию отправились в Италию. Во время неспешного путешествия они знакомились с европейскими достопримечательностями, осматривали художественные коллекции, посещали натурные классы. Италия, куда братья прибыли только в мае 1823 года, поразила их богатством своего наследия. Особое впечатление на молодых людей произвели работы Рафаэля, Тициана и Караваджо.
  • Общество поощрения художников предложило Карлу и его старшему брату Александру полный пансион для дальнейшего обучения в Италии. В августе 1822 год братья выехали из Санкт-Петербурга и через Германию отправились в Италию. Во время неспешного путешествия они знакомились с европейскими достопримечательностями, осматривали художественные коллекции, посещали натурные классы. Италия, куда братья прибыли только в мае 1823 года, поразила их богатством своего наследия. Особое впечатление на молодых людей произвели работы Рафаэля, Тициана и Караваджо.
В Италии Карл Брюллов с головой погрузился в изучение техники старинных мастеров, античной мифологии и щедрой природы юга. Он создавал полотна по классическим канонам, как того требовали условия его пансиона, но одновременно рисовал жанровые сценки и солнечные пейзажи. Вершиной итальянского этапа в биографии Брюллова стал знаменитый холст «Последний день Помпеи», законченный в 1833 году. Эпичное полотно размерами 4,5 на 6,5 метров произвело фурор в Риме и Милане, Париже и Санкт-Петербурге. Гоголь назвал картину Брюллова «светлым воскресением живописи». Художник купался в лучах европейской славы. «Итальянка, собирающая виноград»
  • В Италии Карл Брюллов с головой погрузился в изучение техники старинных мастеров, античной мифологии и щедрой природы юга. Он создавал полотна по классическим канонам, как того требовали условия его пансиона, но одновременно рисовал жанровые сценки и солнечные пейзажи.

Вершиной итальянского этапа в биографии Брюллова стал знаменитый холст «Последний день Помпеи», законченный в 1833 году. Эпичное полотно размерами 4,5 на 6,5 метров произвело фурор в Риме и Милане, Париже и Санкт-Петербурге. Гоголь назвал картину Брюллова «светлым воскресением живописи». Художник купался в лучах европейской славы.

«Итальянка, собирающая виноград»

«Последний день Помпеи»

«Последний день Помпеи»

В июне 1846 года он стал профессором Академии художеств, невероятно модным портретистом. Любой богатый вельможа или светская дама считали за должное иметь своё изображение кисти создателя «Помпеи». В 1838 году Брюллов принял непосредственное участие в выкупе из крепостничества Т.Г. Шевченко, который впоследствии стал одним из любимых учеников художника. В 1843–1847 гг. Брюллов принимал активное участие в оформлении Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге.
  • В июне 1846 года он стал профессором Академии художеств, невероятно модным портретистом. Любой богатый вельможа или светская дама считали за должное иметь своё изображение кисти создателя «Помпеи». В 1838 году Брюллов принял непосредственное участие в выкупе из крепостничества Т.Г. Шевченко, который впоследствии стал одним из любимых учеников художника. В 1843–1847 гг. Брюллов принимал активное участие в оформлении Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге.
По настоянию врачей в апреле 1849 года художник вновь покинул Россию: для поправки здоровья ему прописали южный климат. Живописец отправился на Мадейру, колесил по Испании и Португалии, и, наконец, прибыл в свою любимую Италию. Поселившись в Риме, он остался в этом городе до последних дней своей жизни.
  • По настоянию врачей в апреле 1849 года художник вновь покинул Россию: для поправки здоровья ему прописали южный климат. Живописец отправился на Мадейру, колесил по Испании и Португалии, и, наконец, прибыл в свою любимую Италию. Поселившись в Риме, он остался в этом городе до последних дней своей жизни.
В историю живописи Брюллов вошёл прежде всего как автор «Последнего дня Помпеи», но помимо этого монументального полотна ему принадлежат десятки выдающихся работ. «Итальянский полдень», написанный в 1827 году, демонстрирует отказ Брюллова от слепого следования академической традиции.  Картина «Всадница», написанная в 1832 году – один из лучших портретов, созданных Брюлловым. Портрет, для которого позировала воспитанница Юлии Самойловой Джованина Пачини, излучает экспрессию и романтическую ауру.
  • В историю живописи Брюллов вошёл прежде всего как автор «Последнего дня Помпеи», но помимо этого монументального полотна ему принадлежат десятки выдающихся работ. «Итальянский полдень», написанный в 1827 году, демонстрирует отказ Брюллова от слепого следования академической традиции.  Картина «Всадница», написанная в 1832 году – один из лучших портретов, созданных Брюлловым. Портрет, для которого позировала воспитанница Юлии Самойловой Джованина Пачини, излучает экспрессию и романтическую ауру.
  Среди портретов его работы наиболее известны изображения Н.В. Кукольника, В.А. Жуковского, М.А. Бек, В.А. Перовского, А.Н. Струговщикова и др. Н.В. Кукольник В.А. Жуковский М.А.Бек
  •   Среди портретов его работы наиболее известны изображения Н.В. Кукольника, В.А. Жуковского, М.А. Бек, В.А. Перовского, А.Н. Струговщикова и др.

Н.В. Кукольник В.А. Жуковский М.А.Бек

Долгие годы Карл Брюллов поддерживал близкие отношения с графиней Ю.П. Самойловой, урождённой Пален. Они познакомились в Италии в 1827 году и ходили вместе на концерты, выставки. Юлия Петровна стала натурщицей и любовницей живописца. Он писал портреты графини, придал её черты сразу нескольким персонажам своего великого полотна «Последний день Помпеи». Связь с перерывами тянулась до 1845 года, пока экстравагантная и своевольная графиня не вышла замуж за молодого французского тенора Пьера Перри.
  • Долгие годы Карл Брюллов поддерживал близкие отношения с графиней Ю.П. Самойловой, урождённой Пален. Они познакомились в Италии в 1827 году и ходили вместе на концерты, выставки. Юлия Петровна стала натурщицей и любовницей живописца. Он писал портреты графини, придал её черты сразу нескольким персонажам своего великого полотна «Последний день Помпеи». Связь с перерывами тянулась до 1845 года, пока экстравагантная и своевольная графиня не вышла замуж за молодого французского тенора Пьера Перри.
27 января 1839 года Брюллов неожиданно для многих женился на Эмилии Тимм, дочери рижского бургомистра. Хрупкая как ландыш, 18-летняя весёлая пианистка с тонким лицом и лёгкими движениями быстро очаровала 40-летнего мэтра. Уже через считанные недели брак распался, дав богатую почву для слухов о каждом из супругов, один отвратительнее другого. Громкий скандал сильно подпортил положение Брюллова при дворе и его репутацию в свете. В итоге потрясённый художник нашёл утешение в обществе графини Самойловой.
  • 27 января 1839 года Брюллов неожиданно для многих женился на Эмилии Тимм, дочери рижского бургомистра. Хрупкая как ландыш, 18-летняя весёлая пианистка с тонким лицом и лёгкими движениями быстро очаровала 40-летнего мэтра.
  • Уже через считанные недели брак распался, дав богатую почву для слухов о каждом из супругов, один отвратительнее другого. Громкий скандал сильно подпортил положение Брюллова при дворе и его репутацию в свете. В итоге потрясённый художник нашёл утешение в обществе графини Самойловой.
В конце жизни Брюллов страдал от болей в сердце. Его петербургский лечащий врач, которому он целиком доверял, давал художнику не более пяти лет жизни при любых раскладах. Поэтому по приезде в Италию Брюллов более наслаждался любимыми видами, чем заботился о своём лечении. Смерть наступила внезапно: 11 (23) июня 1852 года Карл Павлович отдыхал на минеральных водах в Манциано, в 40 км от Рима. Он чувствовал себя прекрасно, и после хорошего обеда курил сигару, когда последовал резкий приступ удушья. Через три часа великого живописца не стало.
  • В конце жизни Брюллов страдал от болей в сердце. Его петербургский лечащий врач, которому он целиком доверял, давал художнику не более пяти лет жизни при любых раскладах. Поэтому по приезде в Италию Брюллов более наслаждался любимыми видами, чем заботился о своём лечении. Смерть наступила внезапно: 11 (23) июня 1852 года Карл Павлович отдыхал на минеральных водах в Манциано, в 40 км от Рима. Он чувствовал себя прекрасно, и после хорошего обеда курил сигару, когда последовал резкий приступ удушья. Через три часа великого живописца не стало.
При содействии российских дипломатов тело перевезли в Рим. После церемонии прощания, на которой присутствовали все находившиеся в Италии российские художники, останки по лютеранскому обряду предали земле на римском кладбище Монте Тестаччо, где они покоятся до сих пор.
  • При содействии российских дипломатов тело перевезли в Рим. После церемонии прощания, на которой присутствовали все находившиеся в Италии российские художники, останки по лютеранскому обряду предали земле на римском кладбище Монте Тестаччо, где они покоятся до сих пор.