Предмет | биология | Класс | 5 |
Тема урока | ПЛАУНЫ, ХВОЩИ, ПАПОРОТНИКИ, ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
Тип урока | формирование новых знаний |
Цели | формирование знаний о строении, жизнедеятельности и практическом значении папоротникообразных; |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
выделять существенные признаки папоротникообразных; называть особенности строения папоротников как наиболее сложноорганизованных, по сравнению с моховидными; | умение сравнивать и анализировать полученную информацию, делать выводы о взаимосвязи строения и функции; способность самостоятельно работать с текстом учебника развитие навыков сотрудничества | осознание значимости изучаемого материала бережное отношение к природе, любить и ценить прекрасное |
Основные понятия, изучаемые на уроке | заросток, гаметангии, спорангии, папоротники, хвощи, плауны. |
Опорные понятия | высшие растения, ткань, спорофит, гаметофит, вайи. |
Средства обучения | презентация, комнатное растение нефролепис, гербарий плауна и хвоща, дидактические карты. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность | Формируемые УУД |
учителя | учащихся |
Актуализация | Предлагает вспомнить и воспроизвести опорные понятия (слайд 1) | Работают в парах, проверяя друг друга | П.: воспроизводить понятия, изученные ранее |
Организует фронтальный опрос: 1. (слайд 2) К какому отделу относятся эти растения? Каково их строение? 2. (слайд 3) Назовите растение. Почему изображено два растения? Расскажите о них. 3. (слайд 4) Назовите растение. Расскажите о его строении и значении. | Отвечают, дополняют | П.: актуализировать знания К.: слушать и дополнять ответ |
Создание проблемной ситуации. Мотивация | Предлагает посмотреть на экран и назвать растения (слайд 5) Что вы знаете о них? | Высказывают своё мнение | П.: актуализировать знания и формулировать проблему |
Целеполагание. Планирование деятельности. | Называет растения (слайд 6-7) и предлагает записать тему, определить цель и план их изучения | Записывают тему, предлагают цели урока и порядок изучения. Записывают цель. | Р.: самостоятельно определять цель деятельности и план работы |
«Открытие» нового знания. Восприятие и осмысление нового материала | Прочитайте на с.118-119 второй абз. и объясните, почему эти растения называют живыми ископаемыми. Как образовался уголь? (слайды 8-10) | Читают, отвечают. | П.: поиск и выделение необходимой информации |
| Рассмотрим особенности внешнего строения. Выполните задание 1 по р.т. (слайд 11) Направляет и корректирует работу учащихся, организует обсуждение. Обращает внимание на особенности листьев: у хвощей чешуйки, вайи у папоротников. | Изучают изображение на слайде, рисунки учебника. Отвечают на вопросы | |
| Современные папоротниковидные совершенно не такие, какими были раньше. Оказывается, они жили более 300 млн. лет назад! когда человека и в помине не было! Они образовывали огромные леса. Изучив текст, вы можете рассказать о древних папоротникообразных, их особенностях и применении в наши дни. | Дети, разделившись на три группы, изучают тексты на столах. | П.: поиск и выделение необходимой информации |
Физ.пауза. | На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет! Слайд 12 | Выполняют упражнения за учителем. | К.: слушать, воспринимать информацию. Снятие напряжения. |
Применение нового знания. Закрепление | А теперь каждая группа расскажет о своём семействе. Вы обнаружили цветки у какого-либо растения при изучении строения? (нет). Какую цель или какую гипотезу вы выдвигали в начале урока? (что у папоротников. нет цветков) Какие методы познания мы использовали на уроке, что бы достичь своей цели? ( работа с текстом, выполнения лаб. раб.) Какой общенаучный метод мы применяли на уроке? (наблюдение, измерение, описание) Слайды 13 -19 | Дети рассказывают о Хвощах, Плаунах, Папоротниках и дают ответ на вопросы учителя. Ведут записи. | П.: устанавливать причинно-следственные связи. К.: воспринимать информацию Р.: анализировать результат своей работы и своих одноклассников |
Первичная проверка понимания | Почему все эти растения обитаю только во влажных местах? Слайд 20 Мы достигли нашей цели? | Потому что для размножения им требуется вода. | Р.: осуществлять самоконтроль и выявляют дефициты знаний по данной теме. |
Первичная проверка понимания | Слайд 21 Что вы сегодня узнали нового? Что такое папоротники? Что такое хвощи? Что такое плауны? Почему папоротники, хвощи и плауны относят к споровым растениям? На какие части делится тело папоротника? Что такое вайя? Что такое спорангии? Споры? Для чего нужны споры? Залежи каких полезных ископаемых образовались из древних папоротникообразных? А для чего нужен каменный уголь? | Отвечают на поставленные вопросы и осуществляют взаимопроверку. | Р.: осуществлять самоконтроль и выявляют дефициты знаний по данной теме. |
Рефлексия | Организует обсуждение итогов урока, соответственно поставленным целям | Высказывают своё мнение, отношение к изученному, к ходу урока, своё настроение. | Р.: сверять свои действия с целью; оценивать свои достижения. |
Домашнее задание | учить п. 21, задания в р.т. стр. 51-54. Заполнить таблицу Создать (по желанию) презентацию по теме: Папоротники Ярославской области Хвощи и плауны нашего края Использование человеком папоротников, хвощей и плаунов. | записывают в дневник | |
1. Папоротники
Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют собой одну из наиболее древних групп высших растений. В каменноуго'льный период наряду с хвощами и плаунами, занимали господствующее положение в растительном мире Земли, образуя обширные леса.
В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10000 тысяч видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных форм, достигающих иногда высоты 25 метров с диаметром ствола до 50 см, до крошечных растений всего лишь в несколько миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару. Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах.
В большинстве своём - это травянистые растения, но встречаются и древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники- эпифиты, селящиеся на других растениях. Для лечения разнообразных недугов применяют не только корни, но и надземные части растения. Высокое содержание алкалоидов и различного рода кислот в корневищах делает их весьма эффективным средством для снятия болевых ощущений в области желудочно-кишечного тракта. Отвар травы показан при комплексной терапии кашля и различных болевых ощущений в суставах. Порошок из корней обладает сильнейшими противоглистными свойствами, благодаря которым используется не только в борьбе с паразитами, но и снимает застойные явления в селезенке и в кишечнике.
2. Хвощи
Произрастают в Северном полушарии. Более 300 млн лет назад хвощи преимущественно были огромными деревьями, сейчас хвощевидные представлены исключительно травами. Листья у хвощей мелки, чешуевидные. Стебли пропитаны кремнеземом, поэтому достаточно жесткие. Хвощи можно встретить на болотах, лугах, в лесах. Представителем хвощевидных является хвощ полевой. Он обычно растет на кислых почвах, является лекарственным растением и сорняком. В древности это растение даже употребляли в пищу. Хвощи — многолетние травянистые корневищные растения. Они имеют членистое строение. Побеги разделены на узлы и междоузлия. Листья редуцированы до цельных мелких пластинок, которые расположены в узлах мутовками. Функцию фотосинтеза выполняет стебель. В клетках хвощей накапливается кремнезем, что делает стебель жестким. Размножение. Хвощи размножаются спорами, которые образуются в спороносных колосках. Спороносные колоски образуются или на специальных спороносных побегах (у хвоща полевого), или на верхушках вегетативных побегов (хвощ луговой, хвощ зимующий). Спороносный колосок состоит из оси, на которой располагаются спорангиофоры. Спорангиофор состоит из ножки, на которой находится пластинка шестиугольной формы. На нижней стороне пластинки располагаются спорангии. В спорангиях образуются споры. В сухую погоду споры высыпаются. Из споры образуется гаметофит (заросток). На нем имеются антеридии со сперматозоидами и архегонии с яйцеклетками. После оплодотворения образуется зигота, а из нее развивается зародыш и новое растение.
3. Плауны
Это древние растения, существующие на Земле очень давно, почти четыреста миллионов лет, с девонского периода палеозойской эры. Эпоха господства плауновидных в растительном мире давно позади. Крупные древовидные плауны исчезли с лица нашей планеты сотни миллионов лет назад. А вот многие их травоядные родственники уцелели, пережив и эпоху господства голосеменных, и неплохо уживаясь в современных природных комплексов, где главная роль принадлежит цветковым.
Плауны ядовиты, причем яды, в них содержащиеся, достаточно серьезны, чтобы с ними шутить. Безусловно, обладают они и лечебными свойствами. Только применение ликоподия (спорового порошка) возможно без соблюдения этого условия – для лечения опрелостей у детей, а также пролежней, обморожений. Вот только ликоподия в лесу стало маловато. Плаунов объединяет еще одна «общая черта» — прожив на Земле сотни миллионов лет, они под воздействием деятельности человека стали растениями исчезающими. И если человек не озаботится судьбой этих растений, они вскоре могут стать «ископаемыми», как дальний их родственник лепидодендрон. Споры плауна булавовидного, называемые ликоподием, применяют в качестве лекарственного сырья с теми же целями, что и у плауна годичного (Lycopodium annotinum). Собирают пожелтевшие колоски, осторожно срезая и не повреждая при этом корневой системы. Сушат колоски на воздухе, на бумаге или плотной ткани, затем споры отряхивают и отсеивают. Тепловая сушка не допускается. У плаунов (как, впрочем, у мхов, папоротников, хвощей) в жизненном цикле происходит чередование двух поколений, полового и бесполого. Подчеркну, что это самостоятельные, очень не похожие друг на друга, но все же стадии жизни одного и того же растения.
То растение, которое мы видим в лесу (и на фото) – это спорофит (бесполое поколение). И размножается спорофит плауна булавовидного бесполым путем – спорами, мельчайшими пылинками без малейшего запаса питательных веществ. Размножение это очень ненадежно. Ведь из десятков тысяч спор попадет в благоприятные условия, прорастет и выживет, возможно, одна. И лишь огромное количество спор все же позволяет достичь результата.
Трава находит применение только в народной медицине — измельчённой в порошок ею присыпают раны, а настой из неё пьют при заболеваниях мочевого пузыря, печени, дыхательных путей, недержании мочи, болях в желудке, воспалительных процессах желудочно-кишечного тракта. В западноевропейских странах часто используют споры плауна и траву при атонии и камнях мочевого пузыря, заболеваниях печени, геморрое, диспепсиях.
Большое значение споры плауна имеют в металлургии, где их используют для обсыпки форм при фасонном литье.
Быстро внесённые в пламя, споры плауна сгорают со вспышкой, поэтому иногда их применяют в театральном деле, а также при изготовлении бенгальских огней.