Предмет | биология | Класс | 5 |
Тема урока | ПЛАУНЫ, ХВОЩИ, ПАПОРОТНИКИ, ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
Тип урока | формирование новых знаний |
Цели | формирование знаний о строении, жизнедеятельности и практическом значении папоротникообразных; |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
выделять существенные признаки папоротникообразных; называть особенности строения папоротников как наиболее сложноорганизованных, по сравнению с моховидными; | умение сравнивать и анализировать полученную информацию, делать выводы о взаимосвязи строения и функции; способность самостоятельно работать с текстом учебника развитие навыков сотрудничества | осознание значимости изучаемого материала бережное отношение к природе, любить и ценить прекрасное |
Основные понятия, изучаемые на уроке | заросток, гаметангии, спорангии, папоротники, хвощи, плауны. |
Опорные понятия | высшие растения, ткань, спорофит, гаметофит, вайи. |
Средства обучения | презентация, комнатное растение нефролепис, гербарий плауна и хвоща, дидактические карты. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность | Формируемые УУД |
учителя | учащихся |
Актуализация | Предлагает вспомнить и воспроизвести опорные понятия (слайд 1) | Работают в парах, проверяя друг друга | П.: воспроизводить понятия, изученные ранее |
Организует фронтальный опрос: 1. (слайд 2) К какому отделу относятся эти растения? Каково их строение? 2. (слайд 3) Назовите растение. Почему изображено два растения? Расскажите о них. 3. (слайд 4) Назовите растение. Расскажите о его строении и значении. | Отвечают, дополняют | П.: актуализировать знания К.: слушать и дополнять ответ |
Создание проблемной ситуации. Мотивация | Предлагает посмотреть на экран и назвать растения (слайд 5) Что вы знаете о них? | Высказывают своё мнение | П.: актуализировать знания и формулировать проблему |
Целеполагание. Планирование деятельности. | Называет растения (слайд 6-7) и предлагает записать тему, определить цель и план их изучения | Записывают тему, предлагают цели урока и порядок изучения. Записывают цель. | Р.: самостоятельно определять цель деятельности и план работы |
«Открытие» нового знания. Восприятие и осмысление нового материала | Прочитайте на с.118-119 второй абз. и объясните, почему эти растения называют живыми ископаемыми. Как образовался уголь? (слайды 8-10) | Читают, отвечают. | П.: поиск и выделение необходимой информации |
| Рассмотрим особенности внешнего строения. Выполните задание 1 по р.т. (слайд 11) Направляет и корректирует работу учащихся, организует обсуждение. Обращает внимание на особенности листьев: у хвощей чешуйки, вайи у папоротников. | Изучают изображение на слайде, рисунки учебника. Отвечают на вопросы | |
| Современные папоротниковидные совершенно не такие, какими были раньше. Оказывается, они жили более 300 млн. лет назад! когда человека и в помине не было! Они образовывали огромные леса. Изучив текст, вы можете рассказать о древних папоротникообразных, их особенностях и применении в наши дни. | Дети, разделившись на три группы, изучают тексты на столах. | П.: поиск и выделение необходимой информации |
Физ.пауза. | На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет! Слайд 12 | Выполняют упражнения за учителем. | К.: слушать, воспринимать информацию. Снятие напряжения. |
Применение нового знания. Закрепление | А теперь каждая группа расскажет о своём семействе. Вы обнаружили цветки у какого-либо растения при изучении строения? (нет). Какую цель или какую гипотезу вы выдвигали в начале урока? (что у папоротников. нет цветков) Какие методы познания мы использовали на уроке, что бы достичь своей цели? ( работа с текстом, выполнения лаб. раб.) Какой общенаучный метод мы применяли на уроке? (наблюдение, измерение, описание) Слайды 13 -19 | Дети рассказывают о Хвощах, Плаунах, Папоротниках и дают ответ на вопросы учителя. Ведут записи. | П.: устанавливать причинно-следственные связи. К.: воспринимать информацию Р.: анализировать результат своей работы и своих одноклассников |
Первичная проверка понимания | Почему все эти растения обитаю только во влажных местах? Слайд 20 Мы достигли нашей цели? | Потому что для размножения им требуется вода. | Р.: осуществлять самоконтроль и выявляют дефициты знаний по данной теме. |
Первичная проверка понимания | Слайд 21 Что вы сегодня узнали нового? Что такое папоротники? Что такое хвощи? Что такое плауны? Почему папоротники, хвощи и плауны относят к споровым растениям? На какие части делится тело папоротника? Что такое вайя? Что такое спорангии? Споры? Для чего нужны споры? Залежи каких полезных ископаемых образовались из древних папоротникообразных? А для чего нужен каменный уголь? | Отвечают на поставленные вопросы и осуществляют взаимопроверку. | Р.: осуществлять самоконтроль и выявляют дефициты знаний по данной теме. |
Рефлексия | Организует обсуждение итогов урока, соответственно поставленным целям | Высказывают своё мнение, отношение к изученному, к ходу урока, своё настроение. | Р.: сверять свои действия с целью; оценивать свои достижения. |
Домашнее задание | учить п. 21, задания в р.т. стр. 51-54. Заполнить таблицу Создать (по желанию) презентацию по теме: Папоротники Ярославской области Хвощи и плауны нашего края Использование человеком папоротников, хвощей и плаунов. | записывают в дневник | |