СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Папоротники. Хвощи. Плауны"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ФГОС по теме: Папоротники. Хвощи. Плауны".

Просмотр содержимого документа
«Урок "Папоротники. Хвощи. Плауны"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Уватская СОШ» УМР




Открытый урок в 5 классе по теме:

«Плауны. Хвощи. Папоротники».



Исполнитель:

Коханова Татьяна Александровна,

учитель биологии и химии

МАОУ «Уватская СОШ»




2017 г




Технологическая карта урока

Предмет: Биология. 5 класс.

Базовый учебник: Биология.Бактерии. Грибы. Растения , 5 класс, В. В. Пасечник. Изд-во Дрофа, 2014 год.

Тема урока: «Плауны. Хвощи. Папоротники».

Цель урока: ознакомление учащихся с усложнением в строении папоротников, хвощей и плаунов, их общими признаками и приспособленностью к условиям жизни; углубление представления о высших споровых растениях.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформировать знание о папоротниках, хвощах, плаунах; изучить строение папоротников, хвощей, плаунов; познакомить с разнообразием папоротников, хвощей, плаунов.

  2. Развивающие: развивать умение наблюдать, описывать строение , умение сравнивать, делать выводы; развить умение работать с натуральным раздаточным материалом

  3. Воспитательные: формировать научное мировоззрение; познакомить с охраной папоротников, хвощей, плаунов; эстетически воспитывать учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Необходимое оборудование:

  1. Техническое (компьютер, медиа-проектор).

  2. Наглядные (презентация, инструктивные карты для учащихся, учебник, рабочая тетрадь).

  3. Натуральное ( гербарии, комнатные растения, коллекция “Каменный уголь и продукты его переработки”).




Содержание деятельности

Ход урока

(ключевые реплики и вопросы учителя - обычным шрифтом, возможные ответы обучающихся – курсивом)

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (1-2 мин)

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (10 мин)

1.1. Формулировка темы урока.

В народе ходят легенды о том, что это растение может расцвести один раз в жизни – в ночь на праздник Ивана Купалы (7 июля). Люди верили, что тот, кто увидит этот цветок, найдет клад, будет богатым и счастливым. Но на самом деле никто и никогда не видел его цветущим, потому что это растение не может образовывать цветков, плодов, семян.

О каком растении идет речь? (слайд 1)

- О папоротнике.

Фото папоротника

Что вы знаете о папоротниках?

- Растут в лесах

- Предпочитают тенистые места.

- Травянистые растения.

Удивительно, вы знаете о папоротниках многое. Но все-таки не все? Посмотрите на эти растения (фото папоротников, плаунов и хвощей). Определите общие черты этих растений? (слайд 2)

Делаются предположения, но однозначно правильного ответа нет.

Возникает проблемная ситуация схожести нескольких групп растений.

Называются все растения на фото: плауны, хвощи, папоротники. (щелчок).

Как можно сформулировать тему урока?

  • Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.

  • Побуждает к актуализации знаний обучающихся о растениях.

  • Создает проблемную ситуацию для осмысления и формулировки темы урока.

  • Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам.


  • Определяют тему урока.

  • Актуализируют свои знания о растениях.

  • В результате возникшей проблемной ситуации предлагают свои варианты формулировки темы урока.



Регулятивные:

  • целеполагание,

  • планирование,

  • прогнозирование

  • волевая саморегуляция.


Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью.


Познавательные

  • самостоятельное выделение познавательной цели.

  • выбор оптимальных способов решения задач.

  • умение строить речевое высказывание.



1.2. Целеполагание

Итак, тема урока: «Плауны, хвощи, папоротники». Что бы вы хотите узнать об этих группах растений ? Чему научиться? Сформулируйте цели урока используя ключевые фразы: (изучить, научится, узнать) (слайд 3)

  • Изучить строение плаунов, хвощей и папоротников.

  • Узнать особенности их произрастания.

  • Узнать, какое значение имеют эти группы растений

  • Научиться отличать представителей этих групп друг от друга

  • И т. д.

Если важное направление работы на уроке не называется, можно использовать прием «Мне хочется добавить…» («К целям, которые вы сформулировали, мне хотелось бы добавить еще одну»)

Какими способами будем достигать перечисленные вами цели?

  • Рассматривать строение растений на гербариях, рисунках, слайдах. Выделять общие признаки и различия.

  • Делать схематические рисунки, обозначать элементы рисунка, используя термины.

  • Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.

  • Изучать новые понятия.

  • Задавать вопросы учителю.

  • Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.

  • Создает учебную ситуацию целеполагания.

  • Побуждает обучающихся формулировать цели урока.

  • Структурирует предложенные формулировки.

  • Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей, знакомые обучающимся по урокам биологии

  • Способствует осознанному формированию УУД при постановке «цели +»


  • Формулируют цели урока.

  • Предлагают пути их достижения.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (25 минут)

2.1. Сравнение плаунов, хвощей, папоротников.

Рассмотрим характерные особенности плаунов, хвощей, папоротников.

Учащимся демонстрируются слайды с фотографиями различных хвощей и плаунов, папоротников (слайд 4)

  1. Разделите все увиденные вами растения на группы.

Оформите ответы в инструктивную карту. (1-2 мин) Проверяем у соседа по парте по слайду (слайд 5)

Б. По какому признаку вы производите это деление?

Что общего у них и чем они различаются?

Итак, основным признаком при выделении групп является строение растений. Все они относятся к высшим споровым растениям. Почему?

- Ребята, а где мы можем встретить эти растения? Ответить на этот вопрос вам поможет учебник. П. 21

2.2 История происхождения плаунов, хвощей папоротников. (слайд 6 )

Современные плауны, хвощи, папоротники- потомки крупных древовидных растений, живших около 300 мнл лет назад в каменноугольном периоде палеозойской эры. В тот период на планете был постоянно теплый и влажный климат, поэтому эти растения распространены даже в Антарктиде. Древовидные плауны и папоротники достигали 40 м высоты и 2 м в диаметре. Пустой ствол с мощной разветвленной кроной надежно удерживался в рыхлой почве корневищем. Стволы были покрыты чещуей-рубцами. Встречались так же и травянистые растения. Они росли поберегам водоемов и образовывали целые леса, размножались спорами. Упавшие деревья уносились течением на мелководье, там они покрывались илом и песком. За многие мнл лет без кислорода превратились в каменный уголь. Демонстрация образцов каменного угля. На сегодняшний день Папоротникообразные представлены более 10 тыс видов, в основном травянистых растений, но в тропических областях встречаются и древовидные формы. Размеры их от нескольких см. до 20 метров высотой.(слайд 7)


  • Создает учебную ситуацию, связанную с изучением строение растений.

  • Побуждает обучающихся выделять существенные признаки объекта при описании.

  • Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся.

  • Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий.

  • Знакомит с понятиями «вайи», «корневища», «спорангии» «побег».

  • Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения практической работы..

  • Создает учебную ситуацию для ознакомления со значением плаунов, хвощей, папоротников.

.






- Узнают, запоминают, учаться применять существующие понятия «вайи», «корневища», «спорангии».

  • дают им определение.

  • Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации.

  • Рассматривают по гербарию характерные особенности плаунов, хвощей, папоротников, анализируют их строение, описывают существенные признаки.

- Узнают и запоминают новые понятия.

  • Осуществляют поиск информации из учебника и ее преобразование.

- Учатся определять принадлежность растения к той или иной группе.

  • Учатся использовать все введенные на уроке понятия.

  • Применяют полученные знания и устанавливают причинно-следственные связи при объяснении связи строения с условиями произрастания растений.


Познавательные

общеучебные:

  • поиск информации.

  • Моделирование.

  • умение строить речевое высказывание.

  • Взаимопроверка и оценка процесса и результатов деятельности.

логические:

  • анализ.

  • синтез.

  • сравнение.

  • подведение под понятия.

  • установление причинно-следственных связей.

  • доказательство.

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками.

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью.

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция.

  • смысловое чтение.


3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( 1мин)

2.3. Практическая работа Строение спораносящего хвоща и папоротника.

У каждого ученика на столе гербарный плауна, хвоща, папоротника.

Задание по вариантам (3 мин). Рассмотрите гербарии Пользуясь учебником на с.114-116 выполняем задания в раб. Тетради 1 вариант с.46 -47 Строение спороносящего хвоща 2 вариант- Строение спороносящего папоротника

(делаем подписи к рисункам). Проверяем с описанием функций каждого органа. Во время проверки 1 вариант записывает задания 2 варианта, и наоборот. Демонстрация( слайдов с обозначениями 9,10)

Делаем вывод . Отвечая на вопрос: Почему хвощи и папоротники являются высшими споровыми растениями.

2.4. Значение плаунов, хвощей, и папоротников. и меры по их охране.

Задание (5-6 минут). Используя полученную информацию, а также учебник, заполняем таблицу в инструктивных картах по рядам ( если времени мало, то отвечаем на вопрос : Каково значение плаунов, хвощей, и папоротников в природе и жизни человека. (слайд11)

Нуждаються ли они в охране? Какие меры охраны можно предпринять.


3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (5-7 минут)

Проверочная работа

В тексте с ошибками найти верные и неверные утвержденияи. ( слайд 12, 13)

  1. В тропических странах встречаются древовидные папоротники.+

  2. Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.-

  3. Если хвощи и папоротники встречаются на полях или в огородах, значит на этих участках кислые почвы –

  4. Папоротники являются семенными растениями. –

  5. Папоротники прикрепляются к почве с помощью ризоидов. -

Ответы записываем в инструктивную карту.

Проверка индивидуально путем сравнения с образцом.

Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?


Достигли ли мы целей поставленных в начале урока? (слайд 14)


  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ и сравнение обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

  • Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений.

Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий


  • Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы.


Регулятивные:

  • оценка достижения планируемых результатов

  • волевая саморегуляция.

Познавательные:

  • контроль и самооценка способов и результатов действий.

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

4.РЕФЛЕКСИЯ




В начале урока я рассказала вам легенду о папоротниках. В заключении урока предлагаю вам создать наш собственный цветуший папоротник. Давайте оценим ваши знания полученные на сегодняшнем уроке. Те для кого этот урок был полезен выбирает из корзинки розовый цветок, а те кому было не интересно -светлый. Цветы нужно прикрепить на живое растение – папоротник.

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.


  • Осуществляют рефлексию учебной деятельности.


  • рефлексия способов и условий действий


5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ




П. 21 Соберите хвою и шишки хвойных деревьев.








ПРИЛОЖЕНИЕ

Инструктивная карта к уроку «Плауны. Хвощи. Папоротники».

  1. Заполните таблицу

хвощи

плауны

папоротники





  1. Вайи_____________________________________________________________

Корневище_______________________________________________________

Спорангии_______________________________________________________

Побег___________________________________________________________


  1. Значение плаунов, хвощей , папоротников


хвощи

плауны

папоротники







  1. В тексте с ошибками найти верные и неверные утвержденияи.

  1. В тропических странах встречаются древовидные папоротники.

  2. Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.

  3. Если хвощи и папоротники встречаются на полях или в огородах, значит на этих участках кислые почвы

  4. Папоротники являются семенными растениями.

  5. Папоротники прикрепляются к почве с помощью ризоидов.









4