Слайд 1
Современные педагогические технологии. Кейс-технологии.
При реализации ФГОС второго поколения речь идет о новых формах организации обучения, современных образовательных технологиях, новой открытой информационно- образовательной среде, далеко выходящей за границы школы.
Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые смогли бы заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
Не секрет, что эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике.
Поэтому разработана своеобразная палитра педагогических технологий, чтобы учитель мог в своей деятельности реализовывать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учётом основной задачи школы и социального заказа общества.
Слайд 2
«Примеры полезнее наставлений»
Античный афоризм
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейс - технологии.
Слайд 3
Кейс-метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Так, в США студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации, и обдумывали способы выхода из них. Практика показала, что в дальнейшем, оказавшись в аналогичной реальной ситуации, выпускники легко находили пути решения.
В 1920-м был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study.
В 50-е годы бизнес кейсы стали активно использоваться и в Западной Европе.
Для России кейс - технологии - сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы 20-го века на базе нескольких московских вузов.
В последние годы кейс технологии нашли применение в школьном образовании.
Слайд 4
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.
Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс не должен подводить к «единственно верному» решению, необходимо обеспечить возможность различных реакций на одну и ту же проблему.
Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, географии, права, обществознания, истории, литературы по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников, а также может применяться на уроках «Технологии».
Кейс - технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Слайд 5
Цель метода: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:
анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п
Слайд 6
Задачи:
Развитие коммуникативных навыков и презентационных умений
Формирование интерактивных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
Приобретение экспертных умений и навыков
Умение учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
Изменение мотивации к обучению
Слайд 7
Виды кейсов
Классический кейс – развернутое описание ситуации
Мини-кейс – сокращенное описание конкретной ситуации
Кейс, представленный в форме видеоматериала
Газетная статья
Официальный документ
Описание случая из жизни
Слайд 8
Применение кейс-метода на уроках «Технология»
Предмет «Технология» готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни. Сам предмет тесно связан с повседневной жизнью людей. Поэтому учитель технологии должен тесно связать уроки и жизненные ситуации, для того чтобы дети были готовы решить разные проблемы. Педагогическая кейс-технология должна быть связывающим звеном между учениками и реальной жизнью.
Возможно применение этого метода в разделах:
«Кулинария»
«Уход за одеждой»
«Личная гигиена школьника»
«Семейная экономика»
Метод позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения.
Слайд 9
Кейс-задание по мультфильму «Маша и медведь».
При изучении раздела «Кулинария» в 5 классе по теме «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» возможно для закрепления материала просмотреть с учениками фрагмент мультфильма «Маша и Медведь» и использовать следующий мини - кейс
Слайд 10
Текст кейса:
Мишкину игру в шашки прерывает внезапно появившаяся Маша, которая отбирает у него шашку, чтобы поиграть в «классики». Мише приходится обменять шашку на шайбу, но Маша устраивает игру в хоккей прямо в доме. Миша отправляет ее играть на улицу, но уже скоро Маша возвращается с зайцем: «Мы наигрались. Есть хотим!». Мишка оставляет им целую кастрюлю каши и убегает в лес. Кашу Маша есть не хочет, она решает кашеварить сама, но из этого вышла целая катастрофа. Каша начала выкипать из кастрюли. Пришлось заполнить все емкости в доме, накормить «до отвала» всех животных в лесу, но и это не помогло…
Слайд 11
Вопросы кейса:
Проанализируйте ситуацию в данном мультфильме и выявите главную проблему сюжета.
А почему так произошло у Маши?
Нужно ли смешивать несколько видов круп и добавлять варенье при приготовлении каши?
Соблюдала ли Маша технику безопасности при варке каши?
Составьте свой план приготовления каши.
Что означают последние слова Маши в мультфильме «Ох, и заварила я кашу!»?
Слайд 12
Самостоятельная работа учащихся (15 мин). Вначале каждая ученица изучает самостоятельно задания кейса (приложение). Затем учащиеся делятся на две группы по рядам. В каждой группе выбирается спикер. Далее ведется обсуждение. После обсуждения спикеры от каждой команды дают ответы на задания кейса. А оппоненты могут задавать свои вопросы.
При подведении итогов работы:
Очень важно не ограничивать время высказываний, дать возможность высказаться каждому, определить мнение присутствующих на предмет того, чье решение было самым удачным.
Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы
Преподаватель организует и направляет общую дискуссию, завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
Слайд 13
Выводы
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.
Слайд 14
Заключение
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.
Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью.
Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся.
Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Использование кейс-метода на уроках технологии сможет стать отличной альтернативой скучному и неинтересному занятию для учащихся.
5