3 класс Контрольная работа по разделу «Книги – мои друзья»
Фамилия, имя __________________________Дата проведения _________
Напишите названия произведений (с указанием авторов), которые вы прочитали летом.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите автора высказываний:
«Книги — реки, способные напоить мудростью».
____________________________________________________ «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее».
____________________________________________________
3. Впишите в текст соответствующие данные:
Первопечатник Иван _______________, напечатал первую книгу «________________» в _______году по приказу царя ____________________. Книга печаталась в __________________ . На её изготовление ушло _________________.
4. Допишите предложение:
Музей книги – это _______________________________________________
_______________________________________________________________
5. Сравните рукописную и печатную книги по следующим направлениям:
Направления | Рукописная книга | Печатная книга |
Материал для письма | | |
Орудие создания | | |
Место изготовления | | |
Украшение книги | | |
3 класс Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела»
Фамилия, имя____________________________Дата проведения___________
Подберите к каждой пословице её продолжение и укажите его стрелкой. Запишите те пословицы, в которых говорится о добрых делах.
Доброму | против добра |
Доброе дело | в воде не тонет |
Не устоять худу | а там и науки |
Доброе дело | и добрая память |
Сперва аз да буки | ходит в серебре |
Кто живёт в добре, тот | крепко |
Соотнесите названия произведений и авторов.
«Огурцы» | М. Зощенко |
«Напутное слово» | В. Драгунский |
«Не надо врать» | Л. Каминский |
«Сочинение» | В. Даль |
«Через 30 лет» | Н. Носов |
Сформулируйте правила добрых взаимоотношений для жителей
планеты «Удовольствие», используя слова для справок.
Кто________________людям, у того и свои____________________ сбываются.
Делай_________________людям бескорыстно, и это принесёт ______________.
Меньше______________о добре, а больше______________________его.
Доброе______________стоит больше, чем миллион добрых______________ .
Твори___________________для других не меньше, чем для себя.
Доверяйте людям, и они__________________ (ответят) вам тем же.
Кто скоро_________________, тот_________________обретает.
С л о в а д л я с п р а в о к: помогает, желания, добро, радость, говори, делай, дело, слов, ответят.
Некоторые слова используются дважды.
Закончите фразу:
Притча — это________________________________________________, который______________________________________________________
Закончите предложение:
Рассказ Н. Носова «Огурцы» учит __________________________________________
_____________________________________________________________ _________
_______________________________________________________________________
6. Восстановите план рассказа М. Зощенко «Через 30 лет»:
1) Родители ушли.
2) _________________________________________________
3) Лёля притворилась больной.
4) ___________________________________________________
5) Наказание.
6) ____________________________________________________
7. Закончите предложение:
•Благодаря рассказу Зощенко «Через 30 лет» я научился _______________________
_______________________________________________________________________
3 класс Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка»
Фамилия, имя ____________________________Дата проведения _________
Допишите предложения:
_____________________________________________________________ _________
Прочитайте предложения и отметьте присказки:
• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
• На море, на окияне, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки. По этому дереву ходит кот - баюн: вверх идёт — песню заводит, вниз идёт — сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а вся сказка впереди.
• Жили - были старик со старухой.
• За тридевять земель, в тридесятом государстве.
• Стали жить - поживать да добра наживать.
• Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.
Расскажите, как найти в библиотеке книгу «Большая книга русских волшебных сказок».
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Определите признаки волшебной сказки, которые вы наблюдали в этих произведениях, и укажите каждый, используя знак «+»:
Параметры сравнения | «Иван-царевич и Серый Волк» | «Летучий корабль» | «Белая уточка» |
Волшебные герои | | | |
Волшебное место действия | | | |
Волшебные превращения | | | |
Волшебные предметы | | | |
Определите героев каждой сказки и соедините стрелками персонаж и сказку.
Старик | «Морозко» |
Княгиня |
Падчерица |
Мачеха |
Ведьма | «Белая уточка» |
Заморышек |
Князь |
Морозко |
Назовите профессии людей, которые готовят спектакль.
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Объясните значение слов «гримёр», «костюмер».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 класс Контрольная работа по разделу «Люби всё живое».
Фамилия, имя ___________________________Дата проведения _________
Определите фамилию автора и жанр каждого произведения.
Произведение | Автор | Жанр |
«Барсучий нос» | | |
«Барсук» | | |
«Вредный кот» | | |
«Муравьиное царство» | | |
«Серая Шейка» | | |
«Приключения Муравьишки» | | |
Допишите предложение:
Детские юмористические произведения — это_________________________произведения, написанные специально для___________________ .
3. Прочитайте отрывок, определите тип текста. Напишите каждую фразу-конструкт, используя фрагменты текста.
1) «Шкурка тёмная, бархатистая. Голова большая, вытянутая, на конце подвижный хоботок. Небольшие уши и очень маленькие глазки-бусинки. Да это же землеройка! Она очень походит на мышку, но на самом деле больше родня кроту и ёжику. Их ещё называют бурозубками — кончики зубов у них красновато-коричневые. Это самый маленький хищник, который живёт на Земле. Весит всего 2—3 грамма».
Это__________________________________________ текст, потому что________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2) «Маленькая шалунья была очень красива: тёмная бархатная шубка сверкала на солнце. Таких удивительных глаз не было ни у кого — чёрные, живые…»
Это__________________________________________ текст, потому что________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4.Допишите предложения:
• Для того чтобы найти сведения о книге в библиотечном каталоге, надо________________
_____________________________________________________________________________ .
• В тематическом каталоге можно найти книгу, если известна________________________ .
• Детские журналы о природе необходимы, чтобы___________________________________
___________________________________________________________________________ .
3 класс Контрольная работа по разделу «Картины русской природы»
Фамилия, имя ___________________________Дата проведения _________
Определите автора каждого фрагмента текста. Соедините стрелкой фамилию автора произведения с отрывком из его текста. Прочитайте фрагмент, назвав автора.
Автор произведения | Строчки из произведения |
Т. Коти | Лёд неокрепший на речке студёной, Словно как тающий сахар, лежит. |
К. Бальмонт | Мы ж, лёгкое племя, Цветём и блестим И краткое время На сучьях гостим. |
И. Бунин | С вечера всё спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. |
А. Фет | Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло. |
Ф. Тютчев | Летит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая! |
Н. Некрасов | Пусть снежинки колкие Пляшут и звенят, Снова жду на горке я Школьников-ребят. |
Допишите предложения:
• Для того чтобы написать лирический текст, надо_________________________________ .
____________________________________________________________________________
3. Учебник, с. 144—151. Н. Некрасов «Славная осень!..», Ф. Тютчев «Листья», А. Фет «Осень», И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка».
Определите средства художественной выразительности каждого произведения; результат оформите в виде таблицы.
Параметры сравнения | Эпитет | Сравнение | Олицетворение |
Н. Некрасов «Славная осень!..» | | | |
Ф. Тютчев «Листья» | | | |
А. Фет «Осень» | | | |
К. Бальмонт «Снежинка» | | | |
И. Бунин «Первый снег» | | | |
3 класс Контрольная работа по разделу «Литературная сказка»
Фамилия, имя ___________________________Дата проведения _________
Определите автора и название произведения по фрагменту текста.
Автор и название произведения | Отрывок произведения |
| Волк, привыкший носить своих волчат, может, если нужно, взять в зубы яйцо, не раздавив его. |
| Закон Джунглей, веления которого всегда на чем-нибудь основаны, позволяет зверям охотиться на человека только тогда, когда они учат своих детенышей убивать. |
| Шел однажды с войны барабанщик. Был он очень беден. |
| Пеликаны опять разинули свои клювы, нагрузились овощами и поднялись в воздух вслед за Воробьем. |
| Шел дальше славный солдат, шел и бил в свой барабан каждый раз, когда нужно было положить конец какому-нибудь безобразию, восстановить справедливость или наказать злодея. |
| Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. |
| Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник. |
| Воробей Воробеич пробовал заходить в воду — по колена зайдёт, а дальше страшно делается. |
| Жил солдат, служил солдат. Отслужил свой срок. |
Опишите образ каждого героя Р. Киплинга «Братья Маугли».
Отец Волк - __________________________________________________________________
Мать Волчица - _______________________________________________________________
Шакал Табаки - _______________________________________________________________
Тигр Шер-Хан - _______________________________________________________________
3. Опишите образ каждого литературного героя сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».
Рукодельница — _________________________________________________________ .
Ленивица —_______________________________________________________________ .
Мороз Иванович — ___________________________________________________________ .
Нянюшка —_________________________________________________________________ .
4. Определите героя сказки «Упрямый козленок», которому принадлежат слова:
- Спаси меня, Хрюшка! Сними меня с островка! Забери меня с собой!__________________
- Ладно! Наберись терпения и жди. Мы тебе поможем! ____________________________
- Мы его сцапаем! Сцапаем! Вкусный Козленок! ______________________________
- Я тоже хочу вкусного пирога! Где мое место? _________________________________
5. Из предложенных слов выберите те, которые и имеют отношение к понятию «сценарий» и подчеркните их.
Действующее лицо, завязка, кульминация, образ героя, развязка, ремарка, реплика, сравнение, синопсис, эпитет.
3 класс Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели»
Фамилия, имя ___________________________Дата проведения _________
1. Укажите признаки волшебной сказки в произведении А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
Волшебные герои | |
Волшебные превращения | |
Волшебные предметы | |
2. Укажите особенности «Сказки о царе Салтане…».
Главный герой | |
Повторы событий | |
Испытания | |
Награда | |
3. Впишите в каждое предложение соответствующее слово, для того чтобы получилось высказывание.
• Басня — это короткая _________________история, которая бывает в _______________ или в_______________.
• Героями басни чаще всего выступают ______________________________ .
• В басне высмеиваются человеческие ________________________________ .
• Каждая басня содержит __________________________________.
4. Внесите изменения в план произведения Л. Н. Толстого «Акула» так, чтобы он соответствовал содержанию.
1) Раздался выстрел.
2) Плавание в открытом море.
3) Акула и мальчики.
4) Купальня в парусе.
5. Определите автора каждого фрагмента текста и запишите в первую колонку таблицы его фамилию и название произведения.
Автор и название произведения | Строка произведения |
| «Отколе ни возьмись, навстречу Моська им». |
| «Все теперь идут в палаты: У ворот блистают латы, И стоят в глазах царя Тридцать три богатыря». |
| «Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его слабели». |
| «Буря мглою небо кроет...» |
| «На корабле с нами было два мальчика». |
| «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок». |
Текст для диагностики скорости чтения и усвоения прочитанного
Зачем белке хвост?
Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.
Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала.
Заплакал школьник.
Тут я подошёл и спросил:
А зачем белке хвост?
Для красоты, - неуверенно сказал один из них.
Для того чтобы с дерева на дерево летать, - сказал второй.
Правильно!.. - сказал я. - А ещё?
Ничего не могли они мне ответить.
Прошло два или три дня. Смотрю - мои знакомые мальчишки.
На улице шёл дождь. Мы вошли в лес.
На ветке сидела белка. Шёл дождь, но белка прикрылась своим хвостом, и ей, кажется, не было страшно.
Наша, - шептали ребята. - Теперь мы знаем, зачем белке хвост.
Вот видите, - сказал я, - и для красоты, и для того, чтобы летать с дерева на дерево, и для тепла нужен белке хвост-зонтик и хвост-шуба.
(186 слов) (С.А. Баруздин)
Вопросы и задания:
Почему ребятам удалось поймать белку?
О чём спорили дети?
Почему ребятам очень хотелось знакомому человеку показать белку ещё раз?
Кратко перескажи текст.
Текст для диагностики скорости чтения и усвоения прочитанного
* * *
Молчание.
Снова тишина.
Значит, спряталась. Алёнка любит во время наших прогулок прятаться и заставлять меня её искать. Вот и сейчас... Ну конечно, ведь за этим толстым стволом клёна так удобно прятаться!
Я тихонько подхожу к дереву и вижу Алёнку. Но она не прячется. Она стоит под клёном, высоко подняв голову, и смотрит вверх. В глазах её - радостное удивление. Я тоже поднимаю голову и тоже улыбаюсь. Над нами - золотая крыша. Крыша из широких жёлтых листьев клёна. На них падают сверху прямые солнечные лучи.
Мы стоим и долго-долго смотрим вверх. Нам очень нравится золотая крыша. Потом Алёнка нагибается и поднимает с земли два кленовых листа. Один уже совсем жёлтый, другой - зелёный.
Мы уходим от клёна. А Алёнка всё ещё держит в руках листья. Зелёный и жёлтый.
Я понимаю, о чём она спрашивает. Ведь так недавно клён был совсем зелёный, а теперь - жёлто-золотой.
-Да.
Я соглашаюсь.
Тайн много, но мы их все разгадаем.
(188 слов) (Ю. Дмитриев)
Вопросы и задания:
Какой ты себе представляешь девочку?
Что привлекло внимание Алёнки?
Что можно сказать о её характере?
Составь план этого рассказа.
Расскажи, какое чудо тебе приходилось наблюдать в природе.
Текст для диагностики скорости чтения и усвоения прочитанного
Малышка
На подстилке, поджав ноги, лежал телёнок. Головка ушастенькая, сам весь рыжий, с белым пятном на боку. Был он совсем ещё маленький. Ничего-то не понимал. Он даже не знал, что его зовут Малышкой.
Раз на ферму пришла Дуняша, увидела телёнка, обрадовалась.
Ой, мамочка, гляди, какой телок-то махонький!
Ну да, у него и прозвище такое - Малышка.
Вставай, Малышечка! - попросила Дуняша.
Телёнок будто понял - поднялся на ножки. Смотрит
по сторонам чёрными, широко раскрытыми влажными глазками. Удивляется: «А ведь я стою! Сам стою!»
Дуняша ласково погладила Малышку по крутому лбу. А он как боднёт её!
Ладошке стало тепло. Это телёнок дыхнул. Доверительно вдруг захватил губами Дуняшкин палец и сосёт.
Телёнок фыркнул и стал пить молоко.
А Дуняша рядом на корточки пристроилась. Малышка торопится, фыркает, чихает, а на боку белое пятнышко дрожит.
Ох, глупый! Ох, смешной! - приговаривает Дуняша. Наклонилась она к самому уху телёнка и шепчет:
Давай, Малышка, с тобой дружить. Я за тобой ухаживать буду. Ладно?
Малышка понимающе покосился на Дуняшу и мотнул головой, будто хотел сказать: «Ладно, ухаживай, может, и подружимся».
(201 слово) (Г. Балл)
Вопросы и задания:
Где происходит действие? Докажи словами из текста.
Выбери словосочетания, которые необходимы для описания Малышки.
Найди в тексте слова и словосочетания, которые помогают понять чувства героев.
Перескажи рассказ.
Текст для диагностики скорости чтения и усвоения прочитанного
Весна
Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся... А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется “Весна”. А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок...»
Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.
А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!
(135 слов)
Вопросы:
Что напомнила музыка детям?
Как, по-твоему, надо слушать музыку, чтобы тебе что - нибудь представилось, вспомнилось?
Текст для диагностики скорости чтения и усвоения прочитанного
Брусничный кустик
Прижался к старому гнилому пню брусничный кустик.
Не ленись, наклонись... Ягод мало, потому что я старенький.
Какой же ты старенький? Ростом с вершок!
Ну и что же... Я давным-давно родился. Когда тут, на вырубке, ещё подрастал сосновый лесок. Это сотни лет назад было...
Сотни лет?!
- Сотни... Молодые сосны к небу подымались. Великанами стали. Небо загородили, а я жил. Потом и сосны состарились, начали сохнуть. Их срубили. Остались на вырубке пни-коротышки. А я жил.
Значит, дольше всех деревьев?
Дольше. Теперь и пни на вырубке догнивают. И вот уже новые сосёнки подымаются...
Выходит, ты им дедушка?
Я им прадедушка. И всё равно засыхать не собираюсь. Зимой зелёные листики под снегом прячу. Весной бело-розовые цветочки распускаю. Их поменьше теперь. Но сколько могу, столько ягод тебе и протягиваю...
Спасибо, прадедушка!
На здоровье, правнучек.
(144 слова)
(Э. Шим)
Вопросы:
Как кустик уговаривал малыша съесть ягодку?
Что интересного узнал малыш о маленьком брусничном кустике?