СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ по обществознанию для 10 класса Тема 1. Что такое общество?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КИМ по обществознанию для 10 класса Тема 1. Что такое общество?»

Тема: 1. Что такое общество?

Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

 

СФЕРЫ

УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

Экономическая

Заводы, фирмы, банки, рынки и др.

...

Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др.



Задание 2 

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Биологическая природа человекаинстинктивное поведениефизиологические потребностифизическое развитиевозрастные особенности развития психики.


Задание 3 

Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Общество является частью природы.

2) Природа полностью определяет развитие общества.

3) Современному обществу свойственно сословное строение.

4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.

5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.


Задание 4

Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Общество представляет собой часть мира, обособившуюся от природы, но не потерявшую связь с ней.

2) Общество является динамичной системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

3) Революция как форма социальных изменений, как правило, направлена на частичное преобразование отдельных сторон общественной жизни.

4) Общество как систему характеризует обособленность, отсутствие связи элементов.

5) Развитие общества от менее совершенного к более совершенному называют прогрессом.



Задание 5

Выберите верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.

2) Революция как форма социальных изменений, как правило, осуществляется по инициативе власти.

3) B основе разграничения сфер общественной жизни - базовые потребности человека.

4) Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.

5) Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.


Задание 6

Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

A) способность к продолжению рода

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

B) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность видеть цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

 

1) социальная

2) биологическая

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 



Прочитайте текст и выполните задания 7—9.

 

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество — природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов  —  порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

 

(по В.В. Миронову)



Задание 7

Приведите три содержащихся в тексте определения понятия «общество» в узком смысле и три определения понятия «общество» в широком смысле.


Задание 8

Используют ли, по мнению автора, учёные-обществоведы понятие «общество» для описания природных реалий? Приведите фразу из текста, которая помогает ответить на данный вопрос. Назовите один пример социальных реалий из числа содержащихся в тексте и приведите два собственных примера общественных реалий.


Задание 9

Автор пишет, что для раскрытия различий между социальным и несоциальным необходимо понять, чем деятельность человека отличается от поведения животного. Назовите три отличия деятельности человека от поведения животного.


Задание 10


Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «общество» (в самом широком смысле / как часть мира);

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о четырёх сферах (подсистемах) общества;

− одно предложение, раскрывающее сущность любой из этих сфер (подсистем).

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.


Задание 11


Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «общество»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о признаках общества как системы;

− одно предложение, раскрывающее сущность понятия общества в узком смысле.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.


















Ответы : Тема: 1. Что такое общество?

Задание 1 


политическая


Задание 2 


 

Биологическая природа человека


Задание 3



Ответ: 45.



Задание 4



Ответ: 125.


Задание 5


Ответ: 135



Задание 6



A

Б

В

Г

Д

 2

 2

 1

 1

 1



Прочитайте текст и выполните задания 7—9

 


Задание 7

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Определения понятия «общество» в узком смысле:

— национально-государственные образования;

— добровольные объединения людей по профессиям и интересам;

— социальное окружение человека.

2) Определения понятия «общество» в широком смысле:

— системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный;

— специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов;

— социальность вообще, выступающая как антитеза природы и природного.


Задание 8


В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) Ответ на вопрос:

— не используют.

2) Фраза из текста:

— «..большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу.. »

3) Пример из текста:

— могут быть названы гидростанции, симфоническая музыка или совесть.

4) Собственные примеры:

— города, моральные нормы.

Могут быть приведены иные уместные примеры.


Задание 9


В правильном ответе могут быть названы следующие отличия деятельности человека от поведения животного:

 1) человек сознательно ставит перед собой цели, животные действуют на основании инстинктов;

2) человек в ходе деятельности преобразует окружающий мир, животные приспосабливаются к условиям существования в соответствии с видовой специализацией;

3) деятельность человека носит конкретно — исторический характер, а поведение животных единообразно на протяжении всего существования биологического вида.



Задание 10


1. Cмысл понятия, например: Часть мира, обособившаяся от природы, но сохранившая связь с ней, включающая в себя совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.

2. Одно предложение с информацией о четырёх сферах (подсистемах) общества, например: Традиционно учёные выделяют четыре сферы общественной жизни: социальную, экономическую, политическую и духовную.

3. Одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любой из этих сфер (подсистем), например: Политическая сфера жизни общества связана с осуществлением власти, с деятельностью по управлению делами общества в условиях несовпадения интересов и целей различных социальных общностей.


Задание 11


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 

1) смысл понятия, например: «совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически».

Может быть дано другое, близкое по значению определение;

2) два предложения с информацией об обществе, опирающейся на знания курса, например:

— «Выделяют такие признаки общества как системы как сложноорганизованность, динамичность, открытость и т.д.»;

—Обществом в сравнительно узком значении этого слова может быть названо объединение людей в связи с их общими интересами (например, общество любителей книги»).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!