Тема 2.1 Экономика и экономическая наука
Задание 1
Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики.
2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки.
3) Особенности протекания экономических процессов на национальном уровне изучает макроэкономика.
4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки.
5) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.
Задание 2
Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА» |
А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы Б) покупка товара в магазине В) разработка планов развития национальной экономики Г) открытие сети химчисток Д) выплата налогов фирмой | | 1) экономика как наука 2) экономика как хозяйство |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 3
Выберите верные суждения об экономической науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономическая наука обеспечивает удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.
2) Экономическая наука изучает общие закономерности хозяйственной деятельности человека.
3) Экономическая наука исследует деятельность и взаимодействие государств, фирм и домохозяйств.
4) Экономика как наука включает макроэкономику, микроэкономику, мировую экономику. 5) К функциям экономической науки относится регулирование межгосударственного взаимодействия.
Задание 4
На экономическом форуме был представлен ряд докладов. Какие из докладов темы которых приводятся ниже, были посвящены экономике как науке? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Основы рационального питания дошкольников.
2) Прогнозирование изменения структуры рынка занятости в постиндустриальном обществе.
3) Деятельность финансовых институтов в условиях глобализации.
4) Принципы успешного рекламирования товаров для детей и подростков.
5) Технологии заготовления природного сырья в хозяйстве народов Крайнего Севера.
6) Прогнозирование колебания цен на энергоресурсы в условиях кризиса.
Задание 5
Выберите верные суждения об условиях возникновения рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Регулярность обмена ведет к формированию рынка.
2) Переход к парламентской демократии является ключевым фактором перехода к рыночной экономике.
3) Распространение научного мировоззрения приводит к переходу к рынку.
4) Углубление общественного разделения труда способствует развитию рыночных отношений.
5) Появление норм права приводит к переходу к рыночной экономике.
Задание 6
Установите соответствие между частями экономической науки и изучаемыми проблемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ИЗУЧАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ | | ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ |
A) безработица Б) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг B) экономический рост Г) роль государства в экономике Д) экономические отношения между потребителями | | 1) макроэкономика 2) микроэкономика |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте текст и выполните задания 7-9
На основании проведенного анализа социально-экономического развития города Серпухова и Серпуховского района в 2007 году рассмотрим тенденции развития рынка труда в отраслевом разрезе по следующим показателям: численность безработных граждан, уровень общей и регистрируемой безработицы; половозрастная и профессионально-квалификационная структура спроса и предложения рабочей силы, средняя продолжительность безработицы; причины увольнения работников из организаций; состав граждан, обращающихся в целях поиска подходящей работы и безработица граждан с учетом профилирования.
На рынке труда ценой рабочей силы является заработная плата. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда. С точки зрения работника, желающего продать свою рабочую силу, наиболее перспективными отраслями города и района являются: финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, производство электроэнергии, газа и воды, оптовая торговля, транспорт.
В течение 2007 года в Серпуховском регионе увеличился спрос на рабочую силу. Этому способствовала программа местной власти, направленная на развитие и поддержку малого бизнеса. В районе количество предприятий малого бизнеса с начала 2006 года увеличилось на 26 единиц и составило 364 предприятия. По видам деятельности на первом месте строительство: доля этих предприятий среди предприятий малого бизнеса составляет 15%. Вторую строчку в рейтинге наиболее «интересных» занятий занимает оптовая торговля, ею занимаются 11,2% предприятий. На третьем месте розничная торговля — 9,3%.
К сожалению, положительная тенденция развития экономики города Серпухова и Серпуховского района не означает отсутствия безработицы. К безработным относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую...
Задание 7
Автор называет тенденции развития рынка труда города Серпухова. На основании каких показателей делает она свои выводы? Укажите три из них.
Задание 8
Автор называет отрасли, перспективные для города. Укажите три из них. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономика» (как хозяйственная система).
Задание 9
Автор называет причины, по которым жители города стали безработными. Опираясь на знания курса, назовите три типа безработицы, которые различают экономисты в зависимости от вызвавших ее причин, и назовите возможные меры государственной политики обеспечения занятости в отношении одного из типов безработицы.
Возможные задания к сложному плану
Задание 10
В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Задание 11
Назовите любые три вида экономической деятельности и каждый из них проиллюстрируйте примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Задание 12
Центральной проблемой, рассматриваемой экономической наукой, является ограниченность факторов производства. На трёх примерах покажите ограниченность такого фактора производства, как труд. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Ответы
Тема 2.1 Экономика и экономическая наука
Задание 1
Ответ: 135.
Задание 2
Ответ: 12122.
Задание 3
Ответ: 234.
Задание 4
Ответ: 236.
Задание 5
Ответ: 14.
Задание 6
Ответ: 12112.
Задание 7
Ответ должен содержать любые три из следующих показателей:
— численность безработных граждан;
— уровень общей и регистрируемой безработицы;
— половозрастная и профессионально-квалификационная структура спроса и предложения рабочей силы;
— средняя продолжительность безработицы;
— причины увольнения работников из организаций;
— состав граждан, обращающихся в целях поиска подходящей работы.
Задание 8
1) Могут быть названы следующие отрасли:
— финансовая деятельность;
— операции с недвижимым имуществом;
— государственное управление;
— производство электроэнергии, газа и воды;
— оптовая торговля;
— транспорт.
2) Объяснено понятие, например:
— экономика — хозяйственная система, в рамках которой происходит производство, распределение, обмен и потребление экономических благ, необходимых обществу для удовлетворения своих нужд и потребностей.
Задание 9
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Названы три типа безработицы:
— структурная;
— циклическая;
— фрикционная.
2. Мера государственной политики, например:
— проведение структурной перестройки профессий, т.е. организация курсов переквалификации, позволяющие получить новую профессию (борьба со структурной безработицей)
Задание 10
1) что производить? Например, фермер решил перераспределить свои посевные площади в пользу картофеля в связи с ростом цен на этот продукт;
2) как производить? Например, владелец типографии закупил новое компьютеризированное полиграфическое оборудование, требующее меньше рабочих и провел сокращение сотрудников;
3) для кого производить? Например, руководство часового завода решило производить дорогие часы с хорошим механизмом, ориентируясь на богатых потребителей.
Задание 11
Пояснение.
В правильном ответе должны быть названы виды экономической деятельности и приведены соответствующие примеры, допустим:
1) производство (например, кондитерский цех изготавливает 30 наименований тортов и пирожных);
2) распределение (например, продукция автоконцерна доставляется в сотни автосалонов по всему миру / в компании по производству бытовой техники работники получают доход в виде заработной платы, а собственники получают дивиденды);
3) обмен (например, гражданка купила молоко в фирменном магазине молокозавода);
4) потребление (например, гости ели торт, купленный в магазине).
Могут быть приведены другие уместные примеры
Задание 12
Пояснение.
Могут быть приведены следующие примеры:
1) в регионе Z осуществляется добыча нефти и газа. Из-за низкой плотности населения, существует нехватка рабочих, работы приходится организовывать вахтовым методом;
2) в стране А при низкой рождаемости доля населения пенсионного и предпенсионного возрастов, составила уже около 40% всего населения. В этих условиях крупные фирмы начали переводить свои производства в другие страны или привлекать иностранных рабочих;
3) в регионе S местное население считает непрестижной неквалифицированную работу, поэтому для её выполнения
приходится привлекать работников из других регионов.