СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КИМ по русскому языку для 6 класса к учебнику Т.А. Ладыженской
Основная общеобразовательная школа Ярминский филиал
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Маядык
муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Согласовано Утверждено
Зам. зав. филиалом по УВР: Директор школы:
_________/Султангирова Н.Д./ __________/Ишалин А.И./
« ___ » _____ 2017 г. Приказ № __ от « ___ » _____ 2017 г.
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЗА 2017-18 учебный год
по предмету: русский язык (6 класс)
Рассмотрено:
Руководитель МО:________/ Гайнутдинова А.У./
Протокол: №__ от __________ 2017 года
Учитель: Алексеева Ирина Семеновна
Пояснительная записка
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Степень выполнения задания |
«5» | ученик выполнил все задания верно |
«4» | ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк., или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
Урок № 5. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Входной контрольный диктант «Сон Элли»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.39
Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.
Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.
(96 слов) (А.Волков.)
Задания.
1) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – Девочка спрыгнула с постели.
2 вариант - Солнце ярко светило в окно.
2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.
3) Выполните морфемный анализ слов:
1 вариант – спрыгнула;
2 вариант – расстилался.
4) Объясните постановку знаков препинания в 7 (1 вариант) и в 8 (2 вариант) предложениях.
Урок № 13. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Диктант «КОТИК».
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.51
Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть цветным карандашиком. Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котенок огляделся вокруг, сжался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так заигрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек. (112 сл.)
Урок № 23. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Сбор материалов к сочинению по картине А.Герасимова «После дождя».
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 6 класс,
«Просвещение», Москва, 2012 г., стр.74
Урок № 26. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Изложение: «Мичман – В.И.Даль»
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 6 класс,
«Просвещение», Москва, 2012 г., стр.65, упражнение 119.
По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.
Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:
- Замолаживает…
- То есть как «замолаживает»? – Мичман смотрит недоумённо.
- Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. – К теплу.
Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:
«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».
Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.
Урок № 30. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный диктант «Ночлег в лесу»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.
Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.
Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.
Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.
Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.
(102 слова)
(По А.Зуеву.)
Задания.
1) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.
2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.
2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.
3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
1 вариант – побежали, съестное;
2 вариант – отужинали, рассвет.
4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.
Урок № 35. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный тест по теме «Фразеология».
Н.В.Егорова. КИМЫ. Русский язык 6 класс, Москва, 2013 г., стр.20
Вариант I
Продолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)
Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования.
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.
В) слово как часть речи.
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению
Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв. (макс. кол-во баллов: 7)
прямое значение слова А) весёлый ребёнок
переносное значение слова Б) ветер воет
В) быстрый олень
Г) горит костёр
Д) горит закат
Е) золотые руки
Ж) высокие горы
Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный… (макс. кол-во баллов: 1)
А) безжизненный, мёртвый Б) безалаберный, безответственный
В) бесцеремонный, прямолинейный Г) беспощадный, жестокий
В каком ряду слова являются диалектизмами? (макс. кол-во баллов: 1)
А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст
Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин
Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
(макс. кол-во баллов: 5)
Встали очень рано (1) и отправились в путь.
Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).
«Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)
Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).
_____________________________________________________________________________
От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.
Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)
А) сбросить концы в воду Б) обвести вокруг носа
В) хоть глаз вырви Г) не в своей кастрюле
Вариант II
Продолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования.
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.
В) слово как часть речи
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква. (макс. кол-во баллов: 7)
1) аккуратный | А) безобразный |
2) трудиться | Б) неволя |
3) жизнерадостный | В) ослабить |
4) говорун | Г) небрежный |
5) свобода | Д) молчун |
6) усилить | Е) бездельничать |
7) красивый | Ж) угрюмый |
В каком ряду слова являются профессионализмами? (макс. кол-во баллов: 1)
А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска |
Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситься |
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата |
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин |
Укажите слова с отрицательной эмоциональной окраской.
(макс. кол-во баллов: 3)
А) старичок | Г) хамство |
Б) сыночек | Д) обожать |
В) пустомеля | Е) физиономия |
Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
(макс. кол-во баллов: 5)
Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.
Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.
У каждого человека есть слабое место (3).
Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.
Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).
_____________________________________________________________________________
Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, бросить камешек в чей-либо огород, подать рукой.
Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)
А) душа в ноги ушла | В) вставлять спицы в колёса |
Б) мурашки по спине прыгают | Г) опустить нос |
Ключ к тесту по разделам «Лексика» и «Фразеология»
Вариант I
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Б | 1) А, В, Г, Ж; 2) Б, Д, Е | Г | В | 1) ни свет ни заря; 2) от корки до корки; 3) зарубить себе на носу; 4) закрывать глаза на что-то; 5) руки не доходят. | А) спрятать концы в воду; Б) обвести вокруг пальца; В) хоть глаз коли; Г) не в своей тарелке. |
Вариант II
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Г | 1) Г; 2) Е; | А | В, Г, Е | 1) бросить камешек в чей-либо огород; 2) подать рукой; 3) ахиллесова пята; 4) со всех ног; 5) водой не разлить. | А) душа в пятки ушла; Б) мурашки по спине бегают; В) вставлять палки в колёса; Г) повесить нос. |
Урок № 41. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Диагностическая работа по теме «Словообразование»
Н.В.Егорова. КИМЫ. Русский язык 6 класс, Москва, 2013 г., стр.24
1) …? сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. 2) Перед ним стояла миска с мясом – к нему он так и не прикоснулся. 3) Перед рассветом далеко завывал волк. 4) Один провыл: больше к очередной перекличке в лесу не оказалось. 5) То был самый хитрый, спасшийся от облавы волк. 6) …? приподнял шерсть на холке, застучал зубами и слушал, слушал, хватал чутьём воздух, глубоко втягивая. 7) Он приготовился к встрече, ничуть не подозревая, что в нём есть храбрость самозащиты, которую можно назвать героическим отчаяньем. 8) Но волк на этот раз не пришёл… 9) Тогда …? попятился к дереву, прижался задом к стволу, перехватил коренными зубами веревку и … перегрыз. 10) Как ножом отхватил! 11) Свершилось!
Задания А1–А7
А1. Причина того, что собака, больная, измученная, перегрызла верёвку:
а) она не хотела сидеть на привязи;
б) боялась встречи с волком;
в) чувствовала «храбрость самозащиты».
А2. Укажите значение слова «героизм» в предложении № 5.
а) Отвага, решительность;
б) самопожертвование в критической обстановке;
в) храбрость самозащиты.
А3. Определите художественно-изобразительное средство словосочетания «хватал чутьём воздух».
а) Литота; в) метафора;
б) гипербола; г) эпитет.
А4. Укажите ошибочное суждение:
а) в слове «мясо» количество букв и звуков совпадает;
б) в слове «миска» количество букв и звуков совпадает;
в) в слове «раз» все согласные звонкие;
г) в слове «перегрыз» конечный согласный глухой.
А5. Укажите слово с чередующимся гласным в корне.
а) Сидел; в) прикоснуться;
б) большой; г) оказалось.
А6. Укажите слово, правописание приставок в котором зависит от значения неполноты действия.
а) Прикоснуться; в) приготовился;
б) приподнял; г) пришел.
А7. Укажите слово, правописание суффикса в котором регулируется правилом: -нн- пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на -н-.
а) Измученный; в) очередной;
б) больной; г) коренными.
1) …? сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. 2) Перед ним стояла миска с мясом – к нему он так и не прикоснулся. 3) Перед рассветом далеко завывал волк. 4) Один провыл: больше к очередной перекличке в лесу не оказалось. 5) То был самый хитрый, спасшийся от облавы волк. 6) …? приподнял шерсть на холке, застучал зубами и слушал, слушал, хватал чутьём воздух, глубоко втягивая. 7) Он приготовился к встрече, ничуть не подозревая, что в нём есть храбрость самозащиты, которую можно назвать героическим отчаяньем. 8) Но волк на этот раз не пришёл… 9) Тогда…? попятился к дереву, прижался задом к стволу, перехватил коренными зубами веревку и … перегрыз. 10) Как ножом отхватил! 11) Свершилось!
Задания В1–В4
В1. В предложении № 8 заменить слово попятился синонимом.
В2. Заменить словосочетание храбрость самозащиты, построенное по типу управление, словосочетанием, построенным по типу согласование.
В3. Из предложения № 8 выписать грамматическую основу.
В4. Укажите номер простых предложений, осложнённых однородными членами.
Ответы:
А1 – в; В1 – медленно двигаться назад.
А2 – в; В2 – храбрая самозащита.
А3 – в; В3 – волк не пришёл.
А4 – в; В4 – 1, 5, 6.
А5 – в;
А6 – б.
А7 – г.
Урок № 52. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный диктант «Горицвет»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.163
Ранней весной земля одевается в пышный зеленый наряд. Одним из первых пробивается к свету невысокое растеньице. Увидишь его и не обратишь внимания. Потом коснется солнечный луч зеленой травки, и на конце стебля начнет распускаться цветок.
Растение преображается. Теперь от него трудно отвести взгляд. Крупный желтый цветок словно горит в траве золотым огоньком. Вот и прозвали его горицветом.
Древние греки называли его адонисом. Адонис – полезное растение. С давних времен сельские знахари из листьев и стеблей горицвета готовили лекарство от сердечных болезней.
(По Н. Осипову.)
Примечание. Сказать о правописании слов горицвет, ранний.
Урок № 61. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный диктант «Весна»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.179
Солнце стало пригревать. В полях тает, а в лесу еще снег лежит на земле, на ветках деревьев. Деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут часа освобождения. Вот пришел этот час. Снег подтаивает, а в полной тишине вдруг сама собой закачается еловая ветка. А под елкой спит заяц. В страхе привстает он и прислушивается. Потом побежит, приостановится, прислушается и опять побежит. Весна!
До прилета кукушки проходит вся красота нашей весны. За это время растает снег, умчатся воды, зазеленеет и покроется первыми, самыми дорогими нам цветами земля, потрескаются смолистые почки на деревьях, раскроются ароматные клейкие зеленые листики.
Урок № 67. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Изложение: «Камень».
И.Г.Кульсарина, А.С.Махмутова, Г.Г.Хисамова Сборник текстов изложений по русскому языку, Китап, Уфа, 2012 г., стр.89.
На лужайке, под развесистым дубом, жил колодец. Много лет он давал людям воду. Под дубом, у колодца, любил отдыхать путники.
Однажды к дубу пришёл мальчик. «А что будет, если я возьму камень и брошу в колодец? Вот, наверное, сильно булькнет!» - подумал он, поднял камень и бросил в колодец.
Раздался сильный всплеск. Мальчик засмеялся, убежал и быстро забыл о своей шалости.
А камень упал на дно и закрыл источник. Вода перестала наполнять колодец, и он высох. Высохла трава вокруг, и дуб высох, так как подземные воды ушли в другое место. Перестал вить гнездо соловей. Смолкла соловьиная песня. Тоскливо и пусто стало на лугу.
Прошло много лет. Мальчик вырос, стал отцом, потом дедушкой.
Однажды он пришёл туда, где когда-то зеленела лужайка, шумел развесистый дуб, манила путников чистая колодезная вода.
Не стало ни лужайки, ни дуба, ни колодца. Лишь желтел песок да ветер разносил тучи пыли.
«Куда же всё подевалось?» - подумал дедушка.
Урок № 69. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Сочинение – описание по картине Т.Яблонской «Утро».
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 6 класс,
«Просвещение», Москва, 2012 г., стр.123, упражнение 225
Урок № 71. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Изложение «СТРАХ»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.202
Спуск казался таким крутым, что у Коли замирало сердце всякий раз, когда он смотрел вниз. А рядом на ветке черемухи сидели снегири и ехидно косились на Колю, как будто хотели посмеяться над ним.
Мальчик взглянул на свои лыжи и вздохнул. Третий день подряд приходил он на гору и подолгу стоял здесь, а съехать не решался.
Вдруг к Коле подошла Таня.
– Чего стоишь? – спросила она.
– Так, устал.
И, сам не зная зачем, Коля вдруг соврал:
– Восемь раз уже съехал.
Таня неторопливо подошла к краю обрыва. Только успел Коля подумать, что девчонка обязательно струсит, как Тани на обрыве уже не оказалось. Как ветром сдуло.
Коля быстро наклонился и глянул вниз. Маленькая фигурка стремглав летела с откоса. К горлу мальчика подступил какой-то комок. Стало жарко и стыдно. Коля подождал, пока Таня начала подниматься в гору, потом подошел к обрыву, подвигал лыжами и крепко зажмурил глаза.
Дальше он помнил только, как рот захлестнул сильный ветер. Мальчика швырнуло в сторону, он кубарем покатился вниз. Мокрым противным снегом залепило глаза и уши. Кряхтя, Коля вылез из сугроба и принялся искать шапку. Сердце его бешено и радостно стучало. Мальчик бодро поднялся на гору и поправил крепления. Страха больше не было. Страха, у которого глаза велики.
Урок № 78. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Сочинение-описание по картине А.Герасимова «После дождя»
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 6 класс,
«Просвещение», Москва, 2012 г., стр.123, упражнение 284
Урок № 79. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный диктант «Трудолюбивые непоседы»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.242
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.
(119 слов) (На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – на улей, подсолнух;
2 вариант – сборщики, (к) попрыгунье.
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – лучик;
2 вариант – пчелка.
4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.
Урок № 88. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный тест по теме «Имя существительное»
Н.В.Егорова. КИМЫ. Русский язык 6 класс, Москва, 2013 г., стр.38
Вариант 1А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) в племен.., у деревн.. 2) на плать.., в академи..
3) кулич..м, камеш..к 4) совоч..к, сапож..к
А2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е?
1) столица Болгари.. 2) лицо Мари..
3) позвонил Дарь.. 4) говорил о Васили..
А3. С каким существительным НЕ пишется раздельно?
1) (не)вольник 2) (не)эпитет
3) (не)известность 4) (не)равнодушие
А4. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?
1) резать 2) разносить
3) пулемёт 4) паром
А5. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?
1) Рейд 2) шимпанЗе
3) акаДемик 4) Сессия
А6. Укажите пример без речевой ошибки.
1) далёкая Лимпопо 2) позвонил капитан Синицына
3) подпись Леонида Шмидт 4) справедливые жюри
Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.
(1)Служба на многих маяках напоминает жизнь Робинзона Крузо. (2)Большую часть времени смотритель маяка проводит в полном уединении. (3)И в быту, и в работе приходится рассчитывать только на свои силы.
В1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.
В2. Запишите способ образования слова «служба» из предложения (1).
В3. Выпишите из текста несклоняемое имя существительное.
С1. Напишите продолжение текста (3–4 предложения).
Вариант 2А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) в стремен.., на перепуть.. 2) к матер.., по алле..
3) плач..м, замоч..к 4) комоч..к, пирож..к
А2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е?
1) гора в Армени.. 2) писал об Аркади..
3) глаза Анастаси.. 4) уверен в Андре..
А3. С каким существительным НЕ пишется раздельно?
1) (не)равенство 2) (не)проницаемость
3) (не)радивость 4) (не)приставка
А4. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?
1) разносить 2) гонять
3) автомат 4) разведывать
А5. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?
1) инТерьер 2) Резерв
3) коФе 4) агРессия
А6. Укажите пример без речевой ошибки.
1) отдыхали в Сочах 2) принял смену диспетчер Чумакова
3) повесть Сельмы Лагерлёф 4) нет время
Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.
(1)Первые мореплаватели, отправляясь в путь, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. (2)Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно. (3)И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды — маяки.
В1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.
В2. Запишите способ образования слова «мореплаватели» из предложения (1).
В3. Выпишите из предложений (2) и (3) имя существительное 1-го склонения (поставьте его в начальную форму).
С1. Напишите об известных вам значениях слова «маяк». (Ответ должен быть полным.) Ответы:
Вариант | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | В1 | В2 | В3 |
1 | 1 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 | Времени(время) | Суффиксальный | Крузо |
2 | 3 | 4 | 4 | 2 | 1 | 3 | путь | сложение | звезда |
Урок № 104. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Диктант «В поисках дороги»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.277
Быстрыми шагами взобрался я на холм и увидел неизвестные мне места. Я остановился в недоумении, оглянулся. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб. Я добрался до угла леса, но там не было дороги, невысокие кусты широко расстилались передо мной. Я пошел через кусты. Мне попалась неторная, заросшая тропинка. Ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю. Обогнул бугор и очутился в неглубокой лощине.
Примечание: выписать на доску слово тотчас.
Урок № 108. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Диктант «Осенний туманный день»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.288
Лес стоит сонный, хмурый. В небе слышится журавлиный крик. Это журавли летят за синие моря в таинственные страны. За ними потянулись гусиные и утиные стаи. Улетели птицы.
В холодном лесу наступила таинственная тишина. Муравьиные дома накрыты ледяными куполами, которые блестят как стеклянные. Их выстроил утренний мороз, после того как ночной дождик омыл верхний слой муравейника.
Урок № 113. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный диктант №6 «Каменный мост»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.301
В семнадцатом веке через Москву-реку построили Большой каменный мост. Мостовые опоры были из дикого камня и с западной стороны служили ледорезами. Там же работали водяные мукомольные мельницы. На мосту размещались каменные палаты и деревянные лавки.
Мост стал многолюдной торговой улицей, где любили гулять москвичи.
На месте старого каменного моста теперь высится гигантский металлический мост, но название у него сохранилось историческое – Большой каменный мост.
Примечание: на доске написано слово Москва-река, учитель также предупреждает о постановке тире в последнем предложении.
Урок № 115. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный тест по теме «Имя прилагательное».
Н.В.Егорова. КИМЫ. Русский язык 6 класс, Москва, 2013 г., стр.50
Вариант I
1. Прилагательное обозначает:
а) предмет; б) признак предмета; в) действие.
2. Прилагательное может изменяться:
а) по родам; б) лицам; в) временам.
3) В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего; б) сказуемого; в) обстоятельства.
4) Укажите прилагательное в сравнительной степени:
а) высокий; б) глубочайший; в) лучше.
5) Укажите составную форму превосходной степени сравнения:
а) более снежная; б) самая умная; в) интереснейшая.
6) Прилагательные этого разряда обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:
а) качественные; б) относительные; в) притяжательные.
7) Волчий хвост. Прилагательное имеет окончание:
а) -й; б) -ий; в) нулевое.
Практическая часть
1. Впишите окончания прилагательных:
1) о ясн.. осенн.. дне; 2) на школьн.. площадке; 3) для детск.. сада.
2. Поставьте ударение.
Красивее, свободнее, алычовый, грушевый, спокойнее, удобнее.
3. Исправьте ошибку в употреблении прилагательного.
В конечном итоге мы победили.
4. Раскройте скобки:
(светло)голубой; (плодово)ягодный;
(англо)русский; (сухо)фруктовый.
5. Вставьте буквы о или е.
Плюш..вый
Глянц..вый
Камыш..вый
6. Вставьте буквы -н или -нн.
Соломе..ая шляпа; стекля..ый кувшин;
ветре..ая погода; серебря..ое кольцо;
комари..ый укус; экскурсио..ый день.
кожа..ое пальто;
7. Вставьте пропущенные буквы:
Мы живем в стране Совет..ой,
Признаем язык немец..ий,
Итальян..ий, дат..ий, швед..ий
И турец..ий признаем,
И англий..ий, и француз..ий,
Но в родном краю по-рус..и
Пишем, думаем, поем.
С. Михалков
8. Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.
Дубровский еще долго блуждал по (не)знакомому лесу.
9. Сделайте морфемный разбор слова безветренный.
Вариант II
1. Прилагательное может отвечать на вопрос:
а) каков? б) что делать? в) что?
2. Прилагательное не может изменяться:
а) по числам; б) падежам; в) лицам.
3) В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего; б) определения; в) обстоятельства.
4) Укажите прилагательное в сравнительной степени:
а) хуже; б) крупнейший; в) богатый.
5) Укажите составную форму сравнительной степени сравнения:
а) более приветливый; б) самый лучший; в) тоньше.
6) Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному:
а) качественные; б) относительные; в) притяжательные.
7) Заячий след. В прилагательном -ий:
а) часть корня; б) суффикс; в) окончание.
Практическая часть
1. Впишите окончания прилагательных.
1) Интересн.. игрушку; 2) лучи утренн.. солнца; 3) спел.. душист.. земляники.
2. Поставьте ударение.
Красивее, свободнее, алычовый, грушевый, спокойнее, удобнее.
3. Исправьте ошибку в употреблении прилагательного.
В Волгограде Петя купил себе памятный сувенир.
4. Раскройте скобки:
(северо)западный; (темно)зеленый;
(двух)этажный; (садово)огородный.
5. Вставьте буквы о или е.
Лиц..вой
Ситц..вый
Морж..вый
6. Вставьте буквы -н или -нн.
Оловя..ый солдатик; гуси..ое перо;
травя..ой покров; деревя..ый дом;
безветре..ый день; юн..ый натуралист.
торжестве..ое собрание;
7. Вставьте пропущенные буквы.
Мы живем в стране Совет..ой,
Признаем язык немец..ий,
Итальян..ий, дат..ий, швед..ий
И турец..ий признаем,
И англий..ий, и француз..ий,
Но в родном краю по-рус..и
Пишем, думаем, поем.
С. Михалков
8. Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.
Издали услышал Владимир (не) обычный шум и говор.
9. Сделайте морфемный разбор слова небольшой.
Урок № 121. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Изложение: «Два портрета».
И.Г.Кульсарина, А.С.Махмутова, Г.Г.Хисамова Сборник текстов изложений по русскому языку, Китап, Уфа, 2012 г., стр.121.
Тамара учила уроки. А во дворе её подруга Зина на коньках каталась. И не просто каталась, а разные фигуры на ледяной дорожке вырисовывала. Залюбовалась ею из окна Тамара. Уж очень ловко у Зины прыжки получались.
«Обязательно Зине свой костюм Снежинки подарю. Пусть на катке выступит. Вот красиво-то будет!» - подумала Тамара.
Поговорить с Зиной перед уроками не удалось: она после звонка вбежала в класс.
- Мне что-то сказать тебе надо. На перемене обязательно скажу, - успела шепнуть Тамара.
Учитель вошёл в класс, открыл журнал и вызвал отвечать Зину. Поднялась она из-за парты, молчит. Красная вся, с ноги на ногу переминается. Видно, за уроки совсем не бралась.
Посмотрела на неё Тамара и глазам своим не поверила: та ли Зина? Такая она напуганная, растерянная, даже смотреть на неё неловко. Опустила Тамара голову и стала в парту глядеть, пока Зину не место не посадили. А на перемене Зина вбежала к Тамаре и как ни в чём не бывало спрашивает:
Ты что сказать хотела? Говори скорее!
- Да так, ничего особенного… Перед уроками не успела сказать, а теперь… раздумал.
(172 слова)
Урок № 128. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный тест по теме «Числительное».
Н.В.Егорова. КИМЫ. Русский язык 6 класс, Москва, 2013 г., стр.56
Вариант 1А1. В каком ряду оба слова — числительные?
1) четырёх, удвоить 2) тройка, пятнадцатый
3) второй, двадцать 4) шестому, пятёрка
А2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?
1) сем..надцать 2) сем..десят
3) сед..мой 4) сем..сот
А3. Какое числительное написано с ошибкой?
1) двенадцать 2) триста
3) миллион 4) двести
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) четырёхсот двадцати делегатов 2) (о) сорока килограммах
3) семистам восьми номерам 4) шестистами рублями
А5. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы).
1) к две тысячи десятому году 2) на обоих сторонах
3) двое суток 4) полутора месяцев
А6. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки (нарушения речевой нормы).
1) к семнадцатое октября 2) до трёхсот восьмой квартиры
3) в полутораста километрах 4) трое подруг
Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.
(1)Третьего ноября тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года в нашей стране был запущен второй искусственный спутник Земли. (2)Его вес — пятьсот восемь килограммов. (3)За две тысячи оборотов спутник прошёл около девяноста миллионов километров. (4)Это составляет три пятых расстояния от Земли до Солнца.
В1. Сколько порядковых числительных в предложении (1)? (Ответ запишите цифрой.)
В2. Выпишите из текста дробное числительное.
В3. Напишите, каким членом предложения (2) является числительное.
С1. Напишите небольшое сочинение на тему «Первые шаги в космос».
Вариант 2А1. В каком ряду оба слова — числительные?
1) утроили, один 2) первый, десятка
3) седьмой, двенадцать 4) четвёрка, пятьдесят
А2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?
1) восем..сот 2) вос..мой
3) восем..десят 4) восем..надцать
А3. Какое числительное написано с ошибкой?
1) миллиард 2) четыресто
3) одиннадцать 4) девяносто
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) девятисот десяти банок 2) пятидесятью восьмью участниками
3) двумстам тридцати граммам 4) (о) девяноста книгах
А5. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы).
1) к двум пятым объёма 2) до двух тысячи десятого года
3) у обоих берегов 4) трое котят
А6. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки (нарушения речевой нормы).
1) до двадцатое декабря 2) полтораста тоннами
3) на шестисот десятом километре 4) семеро козлят
Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.
(1)Царь-пушка отлита литейным мастером Андреем Чоховым в тысяча пятьсот восемьдесят шестом году. (2)Её вес — сорок тонн, длина — пять метров тридцать четыре сантиметра, калибр — восемьдесят девять сантиметров. (3)Пушка должна была защищать Кремль от нашествия татар в конце шестнадцатого века. (4)Неприятель не дошёл до Москвы, и из Царь-пушки стрелять не пришлось.
В1. Из предложения (2) выпишите составные числительные.
В2. Из предложений (2), (3) выпишите порядковое числительное.
В3. Напишите, каким членом предложения (1) является числительное.
С1. Напишите небольшое сочинение на тему «Достопримечательности Кремля».
Ответы:
Варианты | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | В1 | В2 | В3 |
1 | 3 | 1 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | три пятых | сказуемое |
2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | тридцать четыре, восемьдесят девять | шестнадцатого | обстоятельство |
Урок № 131. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный диктант «Необычные путешественники»
Н.В.Егорова. КИМЫ. Русский язык 6 класс, Москва, 2013 г., стр.88
Семена деревьев — великие путешественники. У них даже специальные приспособления есть, чтобы передвигаться. Например, у семени ясеня есть крылышко, а у семечка берёзы даже два. Благодаря этим крылышкам ветер переносит их на большие расстояния. Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям, они окружены лёгкой ваткой. А у ивы к семенам прикреплены маленькие парашютики. Переносить их ветру ничего не стоит.
Ветер сильный. Он, правда, не может перенести семена дуба — жёлуди, но зато может перемещать довольно тяжёлые семена клёна с большими крылатками.
В сумерках я вышел на опушку леса. Деревья стояли молчаливые и неподвижные. И всё-таки они — путешественники. Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны. Летят крылатые гонцы, чтоб где-то сесть и прорасти тихими и стройными берёзками, пушистыми ёлочками, пугливыми осинками.
Летят по ветру будущие деревья. Счастливого им пути! Попутного ветра!
(136 слов) (По Ю. Дмитриеву)
Урок № 143. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный диктант «Судьба белки»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.389
Белка лежала в ветвях старой ели в своем гнездышке. Вдруг она услышала в лесу странный шум. Раздавались чьи-то голоса, слышался какой-то гул. С треском упало дерево, а за ним еще несколько деревьев.
Белка выглянула из гнезда и посмотрела вниз. К ее дереву подошли два человека. В руках у них что-то блестело. Люди приложили к стволу блестящий предмет. Дерево задрожало, закачалось и стало падать.
А белка была уже далеко. Изо всех сил помчалась она в самую глушь леса. Где спрятаться? Начало смеркаться. Белочка приуныла, но вдруг заметила у лесной сторожки птичий домик**. Никаких жильцов в нем не было. Лучшей квартиры искать нечего. Белочка свернулась в клубочек, укрылась пушистым хвостиком и уснула*.
Задания:
1. Произвести синтаксический разбор предложения под знаком* (1-й вариант) и под знаком** (2-й вариант).
2. Произвести фонетический разбор слова ее.
Урок № 151. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2012 г., стр.29, упражнение 364
Передо мной картина известного русского художника-пейзажиста Н.П.Крымова «Зимний вечер». На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.
На переднем плане пейзажа художник изобразил замёрзшую речку. Она чиста и прозрачна, лёд на ней гладкий, бесснежный. У берега водоёма из-подо льда выглядывают островки мелководья, а на самом берегу растёт кустарник. Несколько маленьких пташек расселись у кромки льда и на кусте. Мы можем предположить, что картина рисовалась художником с противоположного берега. В этот момент Крымов был на возвышенности.
На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Оно низкое, чистое. По его цвету можно предположить, что закат будет розовым. Перед домиками расстилается огромное снежное пространство. Художник мастерски использует цветовую палитру для передачи различных оттенков снега: от тёмно-синих диагональных теней до чистейшего белого снега на крышах домов. Но в общем вся снежная масса кажется нежно-голубоватой. Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни. К одному из домов примыкает амбар. К нему направляются два воза с сеном. Перед постройками по узкой тропинке идут местные жители.
Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов.
Я думаю, главное чувство, которое живописец хотел вызвать у зрителя, это чувство покоя и умиротворения. «Удивительное рядом!» – такой эпиграф я мог бы подобрать к картине Н.П.Крымова. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа! Мне его полотно очень нравится, оно вызывает самые тёплые чувства.
Урок № 153. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный тест по теме «Местоимение».
Н.В.Егорова. КИМЫ. Русский язык 6 класс, Москва, 2013 г., стр.60
Вариант 1А1. Какое местоимение является личным?
1) своего 2) кто
3) моя 4) тобой
А2. Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа?
1) отрицательное 2) вопросительное
3) возвратное 4) определительное
А3. В каком примере написание раздельное?
1) (не)который 2) (кто)то
3) (что)нибудь 4) (кое)(у)кого
А4. Какое местоимение является неопределённым?
1) никто 2) несколько
3) нечего 4) ничего
А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Н(1)каких причин для беспокойства н(2) было, и мы н(3)сколько н(4) волновались.
1) 1, 3 2) 2, 3
3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4
А6. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы).
1) их дела 2) всякому
3) узнал у ней 4) никакого
Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.
(1)Перед каждой яблоней лежала на белеющей траве её слабая, пёстрая тень. (2)С одной стороны сада, которую освещала луна, липы смутно зеленели. (3)С другой стороны они стояли чёрные и непрозрачные.
В1. Напишите разряд местоимения «её» из предложения (1).
В2. Из предложения (3) выпишите определительное местоимение.
В3. Напишите, каким членом предложения (2) является местоимение «которую».
С1. Напишите небольшое сочинение — продолжение описания ночного сада.
Вариант 2А1. Какое местоимение является личным?
1) меня 2) кого
3) твой 4) тот
А2. Какие местоимения совпадают по форме с вопросительными?
1) личные 2) неопределённые
3) относительные 4) притяжательные
А3. В каком примере написание раздельное?
1) (сколько)нибудь 2) (что)то
3) (кое)(с)чем 4) (не)сколько
А4. Какое местоимение является неопределённым?
1) ничей 2) никакой
3) некого 4) некто
А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Н(1)кто н(2) мог меня утешить, и я н(3)которое время н(4) с кем н(5) хотел видеться.
1) 1, 3 2) 1, 4
3) 2, 3, 4, 5 4) 1, 2, 4
А6. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы).
1) скучаю по вам 2) самоё себя
3) ничей 4) скóльким
Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.
(1)Туча надвигалась. (2)Всё притихло, как будто ожидало чего-то небывалого. (3) Куда девались эти птицы, что так резво порхали и пели при солнышке? (4)Где насекомые, которые так разнообразно жужжали в траве?
В1. Из предложения (2) выпишите неопределённое местоимение.
В2. Напишите разряд местоимения «которые» из предложения (4).
В3. Напишите, каким членом предложения (3) является местоимение «эти».
С1. Напишите небольшое сочинение — продолжение описания грозы.
Ответы:
Урок № 155. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный диктант «Весна»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
(118 слов) (По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Выпишите местоимения, определите их разряд.
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – безветренный.
4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.
Урок № 158. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Сжатое изложение «Витькина гайка»
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2012 г., стр.116, упражнение 541
Ходили мы на экскурсию на автозавод и там видели, как разными болтами и гайками на главном конвейере свинчивают машины. Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы, а в конце цеха новенькие самосвалы с конвейера сходят.
Ходим мы по цеху, смотрим. Оглядываемся назад: Вити Харитонова нет.
- Витька! Витька! –закричали мы. А он выходит из-за станка и говорит:
- Я гайку завинчивал. Мне один рабочий позволил.
Вдруг глядим: с конвейера сходит новенький автомобиль. А Витька показывает на колесо и кричит:
- Вот здесь моя гайка!
Мы ему не поверили и побежали к его знакомому рабочему. Тот улыбнулся и сказал:
- Помочь хотите? Становитесь в очередь!
И каждый ученик из нашего класса завинтил по гайке на колесо.
Урок № 168. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный диктант «Рассказ»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.390
Когда вы умолкнете и выберете несколько минут, чтобы выслушать мой рассказ, окликните меня, и я вам все объясню. Вы мне сами скажете, когда можно будет начать.
Так вот. Кто не заслушивался трелями жаворонка? Каждый когда-то в своей юности радостно выходил с первым лучом из дома, шел заросшей межой за село, любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы и видел, как сквозь сетку легких утренних облаков брезжат солнечные лучи, как колеблется от дыхания ветра стебелек. Широко стелется поле, колышется рожь, и эти просторы не измерить, не охватить взором.
Урок № 177. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный диктант «У озера»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.445.
После долгого пути я обессилел, почувствовал недомогание, уже несколько ночей я недосыпал, а до места надо было добираться еще долго. Мне нездоровилось, и я решил отдохнуть.
Я расположился на берегу озера. Мне удалось кое-как постлать себе под бок сухого камыша и прилечь. И вдруг мне чудится, что я в родных местах, лежу в душистом сене, мне дремлется, а надо мной щебечет, заливается жаворонок. Я опомнился. Что же это – бред? Этого еще недоставало! Я приоткрыл глаза и обозрел невеселую местность. Запаха сена как не бывало, но пенье жаворонка не прекращалось.
Мне все еще не верилось, что это был наш степной певун, но потом я мог в этом убедиться много раз, потому что еще долго пришлось пребывать у озера.
Примечание. Учитель говорит классу о постановке тире.
Урок № 184. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Контрольный диктант «Заплатка»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр. 460
У Бобки были прекрасные брюки темно-защитного цвета. Бобка очень гордился необыкновенными брюками, в них он воображал себя настоящим солдатом.
Однажды полез он на деревянный забор, зацепился за гвоздь и порвал брюки. Прибежал домой и стал просить маму зашить их. А мама рассердилась и сказал, что зашивать Бобке ничего не будет.
Бобка попросил иголку, нитки и лоскуток зеленой ткани. Из материи вырезал заплатку величиной с небольшой огурец, расправил ее, обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и начал пришивать ее к брюкам.
Он долго возился, презабавно пыхтел, зато на заплатку любо было посмотреть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отдиралась и зубами.
На улице Бобка вертелся во все стороны, чтобы ребята видели, как он зашил брюки.
(По Н. Носову.)
Урок № 198. Дата: __________.
Фактическая дата_____________
Итоговый тест.
Н.В.Егорова. КИМЫ. Русский язык 6 класс, Москва, 2013 г., стр.74
Вариант 1А1. Какое из устаревших слов является архаизмом?
1) приказчик 2) конка 3) треуголка 4) око
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) прик..сновение, выр..сли 2) выб..рать, подст..лить
3) без..мянный, сверх..нтересный 4) пр..открыть, пр..пятствие
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) побывали в Закарпать.., против инфекци.. 2) упал в грязь лиц..м, поймал зайч..нка
3) знакомы с колыбел.., о внешн..м виде 4) нет времен.., крепкий ореш..к
А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?
1) сем..надцать, колюч.. 2) нареж..те, из груш..
3) под..ехать, кошач..я 4) поднят..ся, шест..десят
А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?
Н(1)какой ветер и н(2)погода н(3) могли помешать разжечь костёр опытным туристам. Н(4)сколько сухих веточек под дровами, спичка — и огонь горит.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 4
А6. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?
1) камень 2) разносить 3) разведывать 4) автомат
A7. В каком слове пишется одна буква Н?
1) обществе..ый 2) страуси..ый
3) стекля..ый 4) стари..ый
А8. В каком прилагательном пишется суффикс -К-?
1) кавказ..ий 2) киргиз..ий
3) немец..ий 4) абхаз..ий
А9. Какое слово пишется через дефис?
1) (широко)плечий 2) (девяти)этажный
3) (железно)дорожный 4) (кого)нибудь
А10. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
1) превыс..ли, посе..л 2) счища..м, ослаб..вать
3) оттач..вать, выраста..т 4) объясня..т, покач..вать
A11. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
1) к двухтысяча десятому году 2) детский шампунь
3) баловáть 4) перец жжёт
Прочитайте текст и выполните задания В1—В6 и С1.
(1)Жюль Верн много путешествовал — плавал по Средиземному морю, Атлантике, побывал в Америке. (2)А первое своё путешествие он предпринял в одиннадцать лет: удрал из дому и благодаря высокому росту, энергичности и хорошему знанию морского жаргона устроился юнгой на торговое судно. (3)К его великому сожалению, плавание продолжалось всего несколько часов: родителям удалось выловить беглеца. (4)Вопреки желанию отца, Жюль Верн не стал адвокатом, а занялся литературным трудом, добывая себе на жизнь службой писцом, секретарём, мелким служащим.
В1. Из предложения (1) выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.
В2. Из предложения (2) выпишите порядковое числительное.
В3. Из предложения (3) выпишите неопределённое местоимение.
В4. Из предложения (4) выпишите имя прилагательное в роли имени существительного.
В5. Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы).
В6. Укажите раздел языкознания, в котором изучается, в частности, морской жаргон (предложение (2)).
С1. Напишите, какие книги Жюля Верна вы читали, какие его герои вам понравились и почему. Ответьте на вопрос: «Какие черты характера Жюля Верна объединяют писателя с его героями?»
Вариант 2А1. Какое из устаревших слов является архаизмом?
1) ямщик 2) ветрило
3) крепостной 4) прялка
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) из..сканный, сверх..звестный 2) пр..слушаться, пр..ятельский
3) подр..стает, к..снуться 4) зам..рла, обж..гать
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) о завтрашн..м дне, дедушкиной медал.. 2) за оконц..м, маленькая собач..нка
3) сошёл на станци.., поход в Заураль.. 4) совет племен.., бумажный самолёт..к
А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?
1) поеш..те, одеват..ся 2) из луж.., медвеж..е
3) с..ёмка, пят..надцать 4) сем..десят, прыгуч..
А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?
Из н(1)скольких вариантов надо было выбрать н(2)правильный ответ, но н(3)кто н(4) смог найти решение.
1) 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4
А6. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?
1) смазывать 2) летать 3) буфет 4) танцевать
А7. В каком слове пишется одна буква Н?
1) сви..ой 2) обыкнове..ый 3) пусты..ый 4) деревя..ый
А8. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?
1) рыбац..ий 2) одес..ий 3) вяз..ий 4) низ..ий
А9. Какое слово пишется слитно?
1) (чёрно)белый 2) (кое)что 3) (равно)сторонний 4) (научно)фантастический
А10. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?
1) выправ..ли, зала..т 2) торжеству..т, посматр..вать
3) догон..м, выгораж..вать 4) ноч..вать, выскак..вать
A11. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
1) скучаю по вас 2) красная фасоль
3) облегчи́ть 4) в обоих комнатах
Прочитайте текст и выполните задания В1—В6 и С1.
(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи людей до него делали то же самое. (3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)А Архимед удивился. (5)Когда он удивился — он задумался. (6)А когда он задумался — он открыл великую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.
В1. Напишите форму, в которой употреблено прилагательное в предложении (1).
В2. Из предложения (2) выпишите количественное числительное.
В3. Из предложения (3) выпишите относительное местоимение.
В4. Из предложения (6) выпишите возвратный глагол.
В5. Из предложения (7) выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.
В6. Напишите (цифрой) номер предложения, в котором использован фразеологизм.
С1. Напишите, что вы знаете о великих открытиях. Ответьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»
Ответы: