Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ЖИЛИН И КОСТЫЛИН
Цели урока:
- учиться составлять сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении;
- выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина.
Береги честь смолоду, а платье снову.
Сам погибай, а товарища выручай.
Пословицы
Проверка домашнего задания
1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?
2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником»?
3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь.
4. В чем заключалась опасность пути?
Проверка домашнего задания
5. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?
6. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?
7. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.
8. Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену?
9. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?
Работа по III главе повести.
- Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага?
- С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула?
- Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?
- Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный»? Объясните причину такой разницы.
- Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов?
- Чем в этот период интересна жизнь Жилина и жизнь Костылина?
Составляем таблицу:
Жилин
Костылин
Место жительства героев
Составляем таблицу:
Жилин
Костылин
Место жительства героев
горный татарский аул, сарай
Составляем таблицу:
Жилин
Костылин
Место жительства героев
горный татарский аул, сарай
горный татарский аул, сарай
Составляем таблицу:
Жилин
Костылин
Место жительства героев
горный татарский аул, сарай
горный татарский аул, сарай
Чем питались пленные?
Составляем таблицу:
Жилин
Костылин
Место жительства героев
горный татарский аул, сарай
горный татарский аул, сарай
Чем питались пленные?
лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода; молоко, сырные лепешки, кусок баранины
Составляем таблицу:
Жилин
Костылин
Место жительства героев
горный татарский аул, сарай
горный татарский аул, сарай
Чем питались пленные?
лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода; молоко, сырные лепешки, кусок баранины
только лепешка, либо тесто сырое и вода
Составляем таблицу:
Жилин
Костылин
Чем занимались офицеры?
Составляем таблицу:
Жилин
Костылин
Чем занимались офицеры?
писем не писал, все высматривал, выпытывал, как ему устроить побег
рукодельничал: лепил кукол; плел корзинки из прутьев; мастерил игрушечную карусель на диво всему аулу; чинил оружие, часы; учился понимать татарский язык
Составляем таблицу:
Жилин
Костылин
Чем занимались офицеры?
писем не писал, все высматривал, выпытывал, как ему устроить побег
рукодельничал: лепил кукол; плел корзинки из прутьев; мастерил игрушечную карусель на диво всему аулу; чинил оружие, часы; учился понимать татарский язык
Пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособить-ся к ситуации.
Составляем таблицу:
Жилин
Костылин
Делаем вывод
Даём характеристику Жилину и Костылину
Составляем таблицу:
Жилин
Костылин
Делаем вывод
Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели - освобождению.
Составляем таблицу:
Жилин
Костылин
Делаем вывод
Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели - освобождению.
Пассивен, ленив, бездеятелен, скучал, ждал, когда пришлют деньги; не умеет приспособиться к ситуации.
Знакомство с IV главой.
- Как прожил Жилин месяц?
- Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору?
- Что помешало ему в тот же вечер совершить побег?
- Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним?
- Объясните причину колебаний Костылина перед побегом?
«Жилин готовится к побегу»
Составление плана рассказа по материалам III и IV глав.
- Знакомство с жизнью татарского аула.
- Работа над подкопом.
- Поиски дороги.
- Путь побега - только на Север.
- Внезапное возвращение татар.
- Побег.
Делаем вывод
- Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.
Делаем вывод
- Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.
Домашнее задание
- П одготовить рассказ по плану «Жилин готовится к побегу».
Библиография
- http://900igr.net/zip/literatura/ZHilin-i-Kostylin.html
- Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого
- «Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику КоровинойВ.Я.
- Ru.wikipedia.orq/wiki/Толстой
- http://blog.kp.ua/users/3421647/post112129423
- http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=411b2a46.jpg