СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кислород, его общая характеристика. Нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: продолжить формирование понятий «химический элемент», «простое вещество», «химическая реакция». Сформировать представления о способах получения кислорода в лаборатории. Ввести понятие о катализаторе, физических свойствах, характеризовать элемент по таблице Д.И. Менделеева. Совершенствовать навыки владения интерактивной доской.

Просмотр содержимого документа
«Кислород, его общая характеристика. Нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.»

3


Урок по химии 8 класс

Тема: Кислород, его общая характеристика. Нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Цель урока: продолжить формирование понятий «химический элемент», «простое вещество», «химическая реакция». Сформировать представления о способах получения кислорода в лаборатории. Ввести понятие о катализаторе, физических свойствах, характеризовать элемент по таблице Д.И. Менделеева. Совершенствовать навыки владения интерактивной доской.

Основные понятия. Катализаторы.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь различать понятия «химический элемент», «простое вещество» на примере кислорода. Уметь характеризовать физические свойства и способы собирания кислорода.

Метапредметные. Развивать умения работать по плану, формулировать, аргументировать, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность к самообразованию.

Основные виды деятельности учащихся. Описывать химический элемент по предложенному плану. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного эксперимента. Участвовать в совместном обсуждении результатов. Делать выводы из результатов опытов.

Демонстрации. Получение кислорода из пероксида водорода.

Ход урока

  1. Изучение нового материала.

1. Фронтальная беседа:

- какой газ поддерживает дыхание и горение?

- какие сведения о кислороде вам уже известны из курсов природоведения, ботаники?

- в состав каких веществ входит кислород? (вода, песок, горные породы, минералы, белки, жиры, углеводы).

Общая характеристика химического элемента кислорода:

  1. Химический знак (О).

  2. Относительная атомная масса (16).

  3. Валентность (II).

  4. Химическая формула простого вещества (О2).

  5. Относительная молекулярная масса простого вещества (32).

Дайте характеристику элементу №8, исходя из его положения в периодической таблице химических элементов Д.И. Менделеева. (порядковый номер – 8, атомная масса – 16, IV – номер группы, номер периода - 2).

Нахождение в природе.

Кислород – самый распространенный химический элемент в земной коре (49%). Воздух содержит 21% газа кислорода. Кислород является важной частью органических соединений, имеющих большое значение для живых организмов.

Физические свойства: кислород – бесцветный газ, без вкуса и запаха, малорастворим в воде (в 100 объемах воды – 3,1 объем кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха (Мr (О2)=2х16=32, p воздуха=29).

2. Опыты по получению кислорода.

Получение в лаборатории.

Впервые газ кислород был получен в 1774 году англ. ученым Джозефом Пристли. При прокаливании оксида ртути (II) Пристли получил «воздух»:

2НgО=2Нg+О2

Ученый решил исследовать действие полученного газа на пламя свечи: под действием этого газа пламя свечи стало ослепительно ярким, в струе полученного газа сгорела железная проволока. Мыши, помещенные в сосуд с этим газом, дышали легко, сам ученый попробовал вдыхать этот газ и отметил, что дышать легко.

В школьной лаборатории этот газ мы получим из перекиси водорода. Для наблюдения физических свойств кислорода повторяем правила техники безопасности.

В пробирку с раствором пероксида водорода помещаем немного оксида марганца (IV) МnO2 , начинается бурная реакция с выделением кислорода. Выделение кислорода подтверждаем тлеющей лучинкой (она вспыхивает и горит). По окончании реакции оксид марганца (IV) оседает на дно, его можно использовать вновь. Следовательно, оксид марганца (IV) ускоряет реакцию разложения пероксида водорода, но сам при этом не расходуется.

Определение:

Вещества , которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются и не входят в состав продуктов реакции, называют катализаторами.

2Н2О2 MnO2 2Н2О+О2

В школьной лаборатории кислород получают еще одним способом:

Нагреванием перманганата калия

2КМnO4=К2MnO4+MnO2+О2

Оксид марганца (IV) ускоряет еще одну реакцию получения кислорода – реакцию разложения при нагревании хлората калия КСlO3 (бертолетовой соли): 2КСlO3 MnO2 2КСl+3О2

3. Работа с учебником:

На с. 75 прочитайте о применении катализаторов в промышленности.

На рис. 25 и рис. 26 показаны способы собирания кислорода. На каких известных вам физических свойствах основаны способы собирания кислорода методом вытеснения воздуха? (кислород тяжелее воздуха: 32 29), методом вытеснения воды? (кислород малорастворим в воде). Как правильно собрать прибор для собирания кислорода методом вытеснения воздуха? (рис. 25) Ответ: пробирка для собирания кислорода должна быть расположена донышком вниз. Как можно обнаружить или доказать наличие в сосуде кислорода? (по вспыхиванию тлеющей лучинки).

с. 75 прочитайте статью учебника «получение в промышленности». На каком физическом свойстве кислорода основан такой метод его получения? (жидкий кислород имеет температуру кипения выше, чем жидкий азот, поэтому азот испарится, а кислород останется).

II. Закрепление знаний, умений.

  1. Какие вещества называют катализаторами?

  2. с. 76 тестовые задания.

  3. Работа в парах. Выберите два правильных ответа:

- химический элемент кислород:

1. бесцветный газ

2. имеет порядковый номер 8 (+)

3. входит в состав воздуха

4. входит в состав воды (+)

5. немного тяжелее воздуха.

4. Простое вещество кислород:

1. имеет атомную массу 16

2. входит в состав воды

3. поддерживает дыхание и горение (+)

4. образуется при разложении пероксида водорода (+).

5. Заполнить таблицу:

Общая характеристика кислорода


Нахождение в природе


Получение

а) в лаборатории

б) в промышленности


Физические свойства




  1. Вычислить массовую долю химического элемента кислорода в оксиде серы (VI). SO3

W= (nхAr):Mr х 100%

W (О)= (3х16): 80х100%=60%

  1. Как распознать, в какой колбе находится углекислый газ и кислород? (с помощью тлеющей лучинки: в кислороде она ярко вспыхивает, в углекислом газе - гаснет).

Домашнее задание : §22 читать, стр. 75 выполнить упр. 4 - 5.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!