СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кислород -вездесущий и всемогущий

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по химии и биологии. Предусмотрены выступления учащихся по опорным схемам, слова учителей. Урок проходит в форме игры. 

Просмотр содержимого документа
«Кислород -вездесущий и всемогущий»

Интегрированный урок-обобщение по теме:

«Кислород - всемогущий и вездесущий»

Цели урока: 1. Углубить, обобщить, систематизировать знания учащихся о
свойствах кислорода, его роли в природе и жизни людей.

2. Развивать умения анализировать, обобщать, понимать
предложенную проблемную ситуацию, выявлять причинно-следственные связи,
навыки устной монологической речи, развивать умения работать с опорными
схемами, устанавливать межпредметные связи.

3. Воспитывать прогрессивные взгляды на роль естественных наук
в сохранении природы, воспитывать бережное отношение ко всему живому на
Земле.

План урока: 1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителей химии и биологии.

3. Экспресс-повторение: выступление учащихся с использованием
опорных схем.

4. Игра.

5. Подведение итогов, награждения.

Материалы и оборудование: Карточки - задания для команд (по две на каждый этап), карточки - задания с ответами для хранителей замка, две картонные человеческие фигуры, элементы наказания команд для хранителей замка, головные уборы и накидки для хранителей замка (соответствующих цветов), путевые листы команд, опорные схемы (таблицы), два комплекта опорных схем для команд, призы, карточки-задания для участников команд, ворота замка, цветные мелки.

Оформление доски: рисунок ворот замка, за которыми находится схема маршрута команд по помещениям замка с названиями помещений.

Музыка: мелодия №1 - из к.ф. «Секретные материалы», мелодия № 2- из к.ф. «Твин
Пикс».

1. Организационный момент: Из двух восьмых классов образованы две команды по
16 человек. Команды рассаживаются напротив друг друга.
Слева от доски - хранители замка (десятиклассники), справа от доски - магнитофон.
В центре два стола и по два стула около них, за хранителями замка - кафедра для
учителей химии и биологии.

2. Вступительное слово учителя биологии: Здравствуйте, дорогие ребята и
уважаемые гости! Сегодня мы рады приветствовать Вас на нашем уроке по теме:

«Кислород - вездесущий и всемогущий». (Объявляет цели урока.) Название урока
выбрано не случайно, ведь именно этому газу мы обязаны тем, что можем сегодня
наслаждаться пением птиц, голубым небом, журчанием ручья.

Из атомов мир создавала Природа

Два атома легких взяла водорода

Прибавила атом один кислорода

И получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды...

Стал кислород чуть не всюду начинкой -
С кремнием он обернулся песчинкой,
В воздух попал кислород, как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растенья,
Жизнь появилась: дыханье - горенье...

Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере

Огонь добывали при помощи трения,
Хоть и не знали причины горения...
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье...

Наш урок проводится в форме необычной игры. Это игра - триллер «Пока не
пропоет петух».
Вы, конечно, знаете, что во всех сказках и страшных историях
утренний крик петуха разгоняет нечистую силу и символизирует победу добра над
злом, знания над незнанием. Поэтому девизом нашего урока будут слова
замечательного русского критика, писателя В. Белинского: «Человек страшится только
того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх».

Вступительное слово учителя химии: Сегодня в нашей игре участвуют две
команды: команда 8а-класса «Искра» и команда 86-класса с оригинальным названием
- «Легкие» В команды вошли по 16 учащихся из каждого класса, показавших успешные
знания по химии и биологии. Поприветствуем их (аплодисменты) и дадим им
возможность поприветствовать друг друга ( приветствия команд).

Итак, внимание! В нашей игре вы отправляетесь в путешествие по заколдованному
замку. Ваш маршрут указан на схеме, каждая команда получает маршрутный лист.
Суть игры в следующем: Вам необходимо, до рассвета, пока не пропоет петух,
преодолеть 8 препятствий в заколдованном замке. Каждое препятствие - это одна из
комнат замка с живущими в ней заколдованными ужасными существами и главным
хранителем комнаты (показывает на хранителей замка). Образом каждой команды
будет служить человеческая фигура, на ее внешнем виде будут отражаться все ваши
победы и неудачи. В заколдованную комнату будут входить только по два человека от
каждой команды. Давайте проведем жеребьевку и определим пары (каждый участник
вытягивает из черного ящика жетон определенного цвета - по цвету головного убора и
накидки хранителя). Пока пары, определившиеся жеребьевкой, будут выполнять
командное задание, остальные члены команды будут работать индивидуально, что
позволит им получить дополнительные оценки по химии и биологии, их задания будут
приметно такими же, как и командное задание.

Учитель биологии: В результате тщательной проверки всех участников нашей игры
были выявлены наиболее сильные и подготовленные игроки. Они помогут нам
провести повторение знаний о кислороде, полученных при изучении химии, биологии,
географии, физики и которые необходимо помнить, чтобы преодолеть все препятствия
заколдованного замка.

3. Экспресс - повторение с использованием опорных схем: Выступление 6
учащихся по опорным схемам.

  1. История открытия кислорода.

  2. Нахождение кислорода в природе.

  3. Физические свойства, способы получения кислорода.

  4. Химические свойства кислорода.

  5. Биологическое значение кислорода.

  6. Применение кислорода.

  7. Экологическое значение.

Учитель химии: Спасибо, ребята, за четкое и быстрое изложение материала.
Комплекты опорных схем командам разрешается взять в путешествие( таблицы
убираются, команды получают комплекты таких же опорных схем).
Итак, вы готовы? Наше путешествие начинается (звучит музыка, открываются
двери замка)!

4. Игра.

Учитель биологии: Вы в заколдованном замке, в его главном зале - зале Черного
Мага. Черный Маг владеет всем замком и наводит ужас на окрестности. Он хитер и
коварен, обладает огромными знаниями, особенно по истории. Его оружие - молния.
Одним ударом молнии он может превратить Вас в любое животное. Вы должны
доказать ему, что сами владеете историческими знаниями. Сразиться с Черным Магом
я приглашаю учащихся с черными карточками ( выходят по 2 учащегося от каждой
команды, занимают места за столами, звучит музыка).
Хранитель зала Черного Мага: Вам предлагается набор карточек, на которых
записаны даты и фамилии ученых, которые внесли свой вклад в историю открытия
кислорода. Расположите эти карточки в правильном порядке и вы покинете мои
владения невредимыми. В случае ошибки - я превращу Вас в какое-либо животное.
Ваше время - 2 минуты. (Правильность выполнения проверяет Хранитель, он же
раздает задания остальным членам команды. Оценивают ответы учащихся учителя
химии и биологии.)

Команда ... допустила ... ошибок. (На человеческую фигуру наклеиваются картонные
уши, рога, копыта, хвост.)

Учитель химии: Ваше следующее препятствие - Галерея каменных статуй. Они
преследуют всех, кто появляется в Галерее и стремятся сбить с пути. Из Галереи два
выхода - истинный и ложный. Вы должны выполнить задание и найти верный выход. В
случае неудачи вы должны будете ответить на дополнительные вопросы. К столу
приглашаются учащиеся, имеющие желтые жетоны. (Звучит музыка № 2.)
Хранитель Галереи каменных статуй: Вам предлагается два списка слов и цифр^
имеющих отношение к нахождению кислорода в природе. Между ними необходимо
установить соответствие. При правильном решении Вы сможете прочесть китайскую
пословицу, которая является кодом к шифру замка на двери выхода из Галереи. Ваше
время - 2 минуты. (Звучит музыка № 2. Правильность выполнения задания проверяет Хранитель, предлагая учащимся прочесть получившуюся пословицу, остальные члены команды выполняют подобное задание индивидуально.)

Команда ... допустила ... ошибок, им задается дополнительный вопрос (до трех
вопросов, если пословицы прочитаны верно, можно убрать одно из «излишеств»,
полученных на предыдущем этапе).

Учитель биологии: Друзья, вы оказались в Зазеркалье. Здесь обитают обаятельные и опасные существа - Липучки. Они возникают перед вами так же быстро, как и
отражение в зеркале. Сладкая сиропообразная масса Липучек охватывает входящего и
сразу начинает переваривать его. Нейтрализовать Липучку можно! Как это сделать
послушайте Хранителя Зазеркалья. Приглашаются ребята, имеющие голубые жетоны.
Хранитель Зазеркалья: Я буду называть вам физические характеристики кислорода,
Вы же должны назвать примеры веществ, обладающих противоположными
свойствами. За каждый неверный ответ Вы получаете липучку на человеческую
фигуру. (Звучит музыка №2, команды поочередно устно отвечают.)
Учитель химии: Ребята, мы находимся почти в середине пути. Как вы уже поняли, мы
действуем по известному нам плану изучения простых веществ, и сейчас перед вами
четвертое препятствие нашего замка - вы в коморке Алхимика. Этот совершенно без-
обидный на вид старик пытается получить золото из человеческой крови. Поэтому всех
гостей он пытается отравить. Сразиться с ним должны учащиеся с красными
карточками.

Хранитель каморки Алхимика: Всем гостям Алхимик подает три бокала - угадаете, где
вода - Вам повезло. Вы знаете, что вода - это важнейшее соединение кислорода. В
трех неподписанных пробирках находятся неизвестные вещества, одно из которых -
вода! Определите это опытным путем. Если Вы допускаете ошибку, то часть Вашей
крови Вы отдадите Алхимику! Ваше время - 3 минуты. (Звучит музыка №2.)

Выполнение; эксперимент — 1 вариант: NaOH , Н2О , HCI

2 вариант: H2SO4, КОН , Н2О

Устно - объявить номера пробирок и назвать вещество, объяснить как оно было определено.

Команда ... допустила ... ошибок, поэтому она отдает Алхимику ... литров крови ( по 1
литру за неверный ответ от 5 литров, на фигуру навешивается картонная бутылка, на
которой пишется оставшееся количество крови. Остальные участники команды
индивидуально выполняют задания, записывая уравнения реакций.)

Учитель биологии: Поздравляю, вот и пройдена половина пути. А сейчас - внимание!
Вы в комнате-Аквариуме. Она наполнена водой, ее нужно переплыть, но есть
опасность быть ужаленными Бэмбиями. Свирепость Блембиям придает наличие
инородного сгустка, удалите его, и Блембия станет кроткой, как ягненок. Что это за
инородный сгусток расскажет Хранитель Аквариума. А в соперничество с ними вступят
ребята с оранжевыми жетонами.

Хранитель Аквариума: На предложенной карточке, в каждой строчке имеется одно
лишнее слово. Найдите его и вычеркните. Свой выбор поясните. Ваше время - 2
минуты. (Хранитель проверяет правильность выполнения задания, выслушивает
пояснения. За неверный ответ в человеческую фигуру, допустившей ошибку команде,
закалывается английская булавка с оранжевым хвостиком. Сколько ошибок - столько
булавок. Звучит музыка № 2.)

Учитель химии: Осталось преодолеть 3 последних препятствия. Но именно они самые
коварные. Сейчас вы находитесь в одном из самых старинных помещений замка - в
зале с Гильотиной и ее Хранителем - Палачом. Гильотина это автоматическая
ударная установка, удары наносятся через каждые 10 секунд и оставляют
несмываемые отпечатки . Хозяин-хранитель Гильотины очень любит задавать вопросы и только правильный ответ может задержать удар. Приглашаются учащиеся с фиолетовыми жетонами.

Хранитель - Палач: Отвечайте на мои вопросы только «да» или «нет». Не
задерживайте ответ более чем на 2 секунды. (Читает 20 вопросов по химии и биологии
для каждой команды по очереди, учащиеся отвечают устно, за каждый неверный ответ
- отпечаток фиолетового цвета на человеческую фигуру. Остальные участники команд
получают задания -тесты. Звучит музыка № 2.)

Учитель биологии: Перед нашими смелыми путешественниками предпоследняя
комната замка - это владения Королевы Криолиты (Королевы Холода). Это очень
романтическая и переменчивая натура, всегда действует в зависимости от настроения
- может заморозить на четверть, может - на половину, а может и до макушки
Единственная защита от ее чар - лесть, от нее Королева тает. Чем больше заданий
королевы вы выполните, тем больше ей польстите. В поединок с ней вступают
учащиеся с белами жетонами.

Хранитель - Криолита: Вам предлагаются отрывки из различных литературных произведений. Вы должны отметить в них как можно больше мест, связанных с кислородом,
его свойствами, применением, значением для живых организмов, соединениями
кислорода. Свой выбор Вы должны объяснить. Ваше время - 3 минуты. (Задание
выполняется письменно, ответ заслушивается устно, команды по очереди зачитывают
выделенное место, проиграл тот, кто первый задержался с ответом.)
Команда ... допустила ... ошибок и поэтому на ее фигуру-символ навешиваются
сосульки.

Учитель химии: И вот, наконец, последнее препятствие перед выходом из замка. Это
место правления Принцессы Ойкомины. Она невероятно честолюбива, педантична,
очень любит порядок, чтит Законы Природы и поэтому задерживает всех, кто хоть в
чем-то оказывается непоследовательным или не законопослушным. Приглашаются
ребята с зелеными жетонами. (Звучит музыка № 2).
Хранитель - Ойкомина: На предложенных Вам карточках написаны слова, которые Вы
должны сложить в логическую цепочку, каждый свой шаг Вы должны объяснить и
доказать мне, что вы правы и умеете следовать Законам Природы. Ваше время - 2
минуты. (Задание выполняется письменно, пояснения даются устно, правильность
выполнения проверяет Хранитель, он же после пояснений представителей команд
собирает индивидуальные работы членов обоих команд).

Учитель биологии: Итак, друзья, вы смогли выбраться из заколдованного замка,
преодолели все препятствия. Все ваши победы и неудачи - налицо (показывает на
символы команд - человеческие фигуры)! До рассвета осталось лишь несколько
минут, нам надо успеть покинуть не только заколдованный замок, но и заколдованную
страну. Путь к выходу лежит через лабиринт, который вы должны преодолеть все
вместе, командой. Итак, вперед! Об окончании работы вы догадаетесь сами!
(Участники команд выполняют задания лабиринта, результат проверяется устно.)
Крик петуха сигнал к окончанию игры.

5. Подведение итогов, награждения.

Учитель химии: Наша игра, посвященная Вездесущему и Всемогущему Кислороду закончена. Обе команды проявили волю к победе и хорошие знания по химии, биологии, географии, физике. Команда ... класса набрала ... баллов с вычетом ... штрафных баллов за неверные ответы. Члены команды получили оценки .... (То же и о другой команде.)

Победителем нашей игры стала команда ... класса, она награждается подарочным
набором пирожных Бизе «Воздушные замки» и фруктово-оксидным коктейлем
(газированная вода), команда ... класса награждается пирожными Бизе. Всем
участникам игры на память о путешествии по волшебной стране и заколдованному
замку остается путеводитель - комплект опорных схем.

Учитель биологии: Нам остается поблагодарить учащихся 10-х классов
(представляет по именам) за помощь в подготовке и проведении нашей игры. Хотелось бы закончить наш необычный урок словами великого английского ученого М. Фарадея, который исследовал явления, связанные с горением «...я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняя свой долг перед
человечеством».

Наш урок окончен, спасибо за внимание и работу.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!