Тема: Кислоты. Свойства кислот. 8 класс
Цели:
- образовательная: закрепить полученные знания о соствае, классификации, названия кислот; знать определение кислот; изучить свойства кислот, научиться составлять уравнения химических реакций;
- развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, умение обобщать делать выводы; развитие практических умений и навыков
- воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности, продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах.
Задачи:
1. Вспомнить понятие о кислотах;
2. Развивать умение учащихся составлять уравнения химических реакций;
3. Рассмотреть состав, название и классификацию кислот;
4. Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
5. Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;
6. Способствовать развитию интереса к химии, умений применять новый материал на практике и в жизни;
Программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентации по теме «Кислоты»
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, лакмусовая бумага, соляная, азотная, фосфорная кислоты, цинк, медь, оксид магния, хлорид бария, вода, кристаллические лимонная и аскорбиновая кислоты, химическая посуда: стаканы, пробирки
Тип урока: Изучение нового материала
Структура урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Постановка домашнего задания.
Рефлексия (подведение итогов урока).
План изучения темы:
Состав, названия и определение кислот.
Классификация кислот.
Физические свойства кислот.
Химические свойства кислот.
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания
II. Актуализация знаний (3 – 5 мин)
1. Какие классы неорганических соединений мы знаем?
2. Вспомним о кислотах. Частично мы с вами с ними знакомились. Какие вещества называются кислотами? Дать определение. (Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.) (показ слайда)
3. Назовите известные вам кислоты. Назовите кислотные остатки данных кислот.
4. Как определить валентность кислотного остатка? Показываю на карточке формулы кислот:
Работа по карточкам (выполняются обучающимися на рабочих листах по вариантам). Установите соответствие. Выпишите номер правильного ответа.
Карточка №1
Название кислоты:
1) кремниевая
2) азотная
3) сернистая
Формула кислотного остатка:
А) NO3
Б) SiO3
В) PO4
Г) SO4
Д) NO2
Е) SO3
Карточка №2
Формула кислоты:
1) H2CO3
2) HNO2
3) H2SO4
Формула оксида:
А) CO
Б) N2O3
В) SO2
Г) CO2
Д) N2O5
Е) SO3
Напишите формулу оксида цинка (II), оксида серы (IV), гидроксида бария (вар.1)
Напишите формулу оксида кальция, оксида серы (VI), гидроксида алюминия (вар.2)
(За правильно выполненное задание выставляется по 3 балла)
III. Изучение нового материала: (20 мин)
1. Классификация кислот.
Учитель. Мы сейчас постараемся поделить кислоты на группы. Показываю заранее приготовленные формулы кислот H2S и H2CO3; HCl и HNO3
Чем отличаются показанные пары) кислот? (Они отличаются содержанием кислорода в кислотном остатке (показ слайда)
Вывод: Кислоты можно разделить на две группы: 1) бескислородные и
2) кислородсодержащие
Далее показываю следующие пары кислот:
а) H2S H2CO3 б) HCl H2S
HCl HNO3 HNO3 H2CO3
Чем отличаются показанные пары кислот? (Они отличаются количеством атомов водорода) (показ слайда)
Вывод: Кислоты делятся на: 1) одноосновные
2) двухосновные
3) трёхосновные
2. Физические свойства кислот.
Учитель. Задание: определите вкус лимона, аскорбинки. Какой у них вкус? (Кислый, отсюда и название класса кислот). Вы дома все едите квашеную капусту, яблоки, уксус пробовали на вкус. Так что объединяет все эти вещества? (Все они кислые). Так вот из- за того, что они кислые, эти вещества также назвали кислотами. Но ни один химик и ни один грамотный человек и не подумает распознавать на вкус кислоты и другие вещества – это может быть опасно.
Запрещено пробовать на вкус неизвестные вещества (показ слайда)
Кислоты имеют большое значение в природе:
- муравьи выделяют кислоту в момент опасности
- медведи после зимней спячки избавляются от паразитов, ложась в муравейник, муравьи его, кусая, впрыскивают кислоту.
- соляная кислота находится в наших желудках и убивает часть бактерий
- некоторые дикорастущие растения выделяют уксусную и масляную кислоту, которые подавляют рост или вызывают гибель растений и др.
Из курса физики вам известно, какие агрегатные состояния веществ бывают? (Газообразные, жидкие, твёрдые) Н2SO4 –жидкая, Н3PO4 – твёрдая
Вывод: Кислоты обычно встречаются в жидком и твёрдом агрегатном состоянии, на вкус – кислые и большинство растворимые, кроме Н2SiO3
Какие пищевые кислоты вы знаете? (Уксусная кислота, лимонная кислота, щавелевая кислота и др.) Как вы думаете, почему их так назвали? (Все кислоты обладают кислым вкусом) (показ слайда)
3. Химические свойства кислот.
Учитель. Сначала познакомимся с правилами техники безопасности при работе с кислотами (показ слайда). Если всё же кислота попала на кожу, обожжённое место необходимо смыть сильной струёй воды холодной воды, а затем обработать 2- хпроцентным раствором питьевой соды.
1) Действие кислот на индикаторы
1. В три пробирки налейте раствор соляной кислоты
2. Напейте в первую пробирку 2-3 капли лакмуса.
3. Во вторую пробирку налейте 2-3 капли фенолфталеина.
4. Сделайте вывод об отношении кислот к индикаторам. Результаты запишите в тетрадь (показ слайда).
2) Взаимодействие кислот с металлами
1. В три пробирки поместите металлы: в 1-ю – цинк, во 2-ю – алюминий, в 3-ю – медь.
2. Налейте в каждую пробирку по 2мл раствора серной или соляной кислоты.
3. Напишите уравнения тех химических реакций, которые происходят.
4. Сделайте вывод о возможности взаимодействия кислот с металлами.
5. Запишите уравнения соответствующих реакций. (показ слайда)
Вывод: Металлы, стоящие в ряду активности металлов после водорода с растворами кислот не реагируют.
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 (реакция замещения)
Fe + 2 HCl = FeCl2 + H2 (реакция замещения)
Cu + HCl = реакция не идет
3) Взаимодействие кислот с оксидами металлов (просмотр видеоопыта)
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O (реакция обмена)
4) Взаимодействие кислот с основаниями (просмотр видеоопыта)
CuO + 2HCl = CuCl2 + 2H2O (реакция обмена)
5) Взаимодействие кислот с солями (просмотр видеоопыта)
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓+ 2HCl (реакция обмена)
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2↑ + H2O (реакция обмена)
Вывод: Кислоты реагируют с солями только в тех случаях, когда образуется осадок (BaSO4) или газ (CO2)
IV. Закрепление
1. Обучающиеся выполняют задание «Третий лишний» (3 балла):
а) H2S, HNO3, H3PO4; б) H2SO4, H3PO4, H2CO3; в) HNO3, HF, HBr.
2. Составить формулы разных кислот и дать названия:
Н, Н2, Н3, S, NO2, PO4, Cl, SO3 (HNO2, HCl, H2S, H2SO3, H3PO4) – 5 баллов
V. Итоги урока, рефлексия. Выставление оценок.
Обучающиеся меняются своими рабочими листами, проводят взаимопроверку, выставляют оценки друг другу:
10 – 11 баллов – «5» (молодцы)
7 – 9 баллов – «4» (хорошо)
5 – 6 баллов – «3» (неплохо)
VI. Домашнее задание: 38 №4 стр. 214 – дописать возможные реакции
№5 стр. 214 – решить задачу
6