Урок истории класс 10
Тема Китай и Япония в Средние века
Цель Создать условия для формирования представлений о средневековых государствах Азии: Китай иЯпония, особенностях развития и основных достижениях их культуры; познакомить с понятиями: монголы, хан, орда, пагода, самураи, бусидо, сегун, сегунат, буддизм.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Оборудование: презентация, карта, раздаточный материал, атласы, учебник, тетрадь
Ход урока.
Организационный момент
Ход урока
Подведение к теме: Чтобы понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке предлагаю вам взять по одной карточке, которые лежат у вас на столах и объяснить, что их объединяет, ТО ЕСТЬ ОБЪЕДИНИТЬ СЛОВА ПО ГРУППАМ: предлагаю вам ВЫЙТИ и прикрепить (Дети называют государство, учитель крепит на доске названии КИТАЙ и ЯПОНИЯ, дети крепят слова к названиям государств)
Китай Япония
ИТАК, ПОЧЕМУ ВЫ ОБРАЗОВАЛИ ИМЕННО ТАКИЕ ГРУППЫ? (ПОНЯТИЯ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ ПО ПРИЗНАКАМ КАЖДОГО ИЗ ГОСУДАРСТВ)
- Объявляют тему урока: (возможный ответ) - Китай, Япония.
- В какой части света находятся эти государства?- в Азии
- Хорошо! Значит, мы будем говорить об Азии, а в какой период?- в Средние века
- Замечательно! Мы будем говорить об Азии в Средние века и конкретно об Китае и Японии. Тогда как будет звучать тема нашего урока? - «Средневековая Азия: Китай и Япония». (на доску прикрепить название темы и вопросики ,обозначающие цели урока )
- Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать цель нашего урока. (О чем мы будем говорить, что изучать).- - Познакомиться с историей этих стран в эпоху средневековья, как они развивались.
- Молодцы! Да, вы правы. Цель нашего урока познакомиться с историей, особенностями развития и достижениями стран средневековой Азии.
Проверка Д/З:
- Ребята, как вы думаете, эти государства развивались одинаково с европейскими странами? Возможный ответ -Нет
- Почему?- Эти страны были закрыты от европейцев в Средние века и развивались по своему собственному пути.
Хорошо, тогда давайте подумаем, а одинаково ли они развивались между сбой ?
Ставим проблемный вопрос: СОГЛаСНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО РАЗ ЭТИ ГОСУДАРТСВА ВСЕ НАХОДЯТСЯ В АЗИИ, ТО ОНИ ОЧЕНЬ ПОХОЖИ И РАЗВИВАЛИСЬ ОДИНАКОВО? –повесить на доску
- Действительно, народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел свои примечательные особенности.
- А сейчас вы поработаете с таблицей. (У вас на столах лежат рабочие листы с таблицей)
(Для облегчения восприятия большого объема информации учитель предлагает ученикам на протяжении всего урока заполнять таблицу «Страны средневековой Азии»).
2 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
«Китай»
Задание 1: Используя текст, дать характеристику основным занятиям, перечислить названия государств или династий и титулов, которые носили правители Китая.
В начале 7 века в стране утвердилась династия Тан. Единое государство возглавил император с неограниченной властью: он считался Сыном Неба, а империя - Поднебесной. Китайская армия овладела Великим Шелковым путем вплоть до средней Азии. Население занималосьземледелием, торговлей и ремеслом. Для облегчения перевозок внутри страны был сооружен Великий канал. А для защиты от северных кочевников китайцы продолжали возводить Великую Китайскую стену. Ослабленная восстаниями и войнами, династия Тан была свергнута и в 960 году утвердилась династия Сун. Ее правление отмечено борьбой с соседями и народными восстаниями. В 1211году в Северный Китай вторглись монголы во главе с правителем Чингисханом. С 13 века Китай стал частью Монгольского государства, во главе которого стояли ханы.
Задание 2: Используя текст, составить план рассказа о наиболее известных достижениях в науке и образовании Китая.
Китайцы вывели более 70 сортов риса, научились печатать книги раньше европейцев. В 8 веке в столице Китая стала выходитьежедневная газета «Столичный вестник». В Китае был изобретенпорох, ружья в виде бамбуковых трубок, металлические пушки.Китайские моряки раньше других начали применять в мореплаваниикомпас, китайцы изобрели фарфор. Для управления страной нужно было много грамотных людей, для этого создавались специальные школы для чиновников
Задание 3: Используя текст, составить план рассказа о наиболее известных достижениях в литературе и искусстве Китая.
8-9 века были золотым веком китайской поэзии. Архитекторы строилипагоды - буддийский храмы. Главным видом искусства была живопись. В основном изображали пейзажи, которые китайцы называли «горы и воды». Кроме пейзажей, художники писали нежные цветы, зверей, птиц. Такие картины назывались «цветы и птицы».
Задание 4: Используя текст, дать характеристику основным занятиям,
перечислить названия государств или династий и титулов, которые носили правители Японии
– Япония – островное государство в Восточной Азии, расположенное на большом архипелаге у тихоокеанского побережья. Основными островами архипелага являются: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю. Характерной чертой архипелага являются горы. Они покрывают 71% суши. Гору Фудзияма японцы считали священной. Реки в Японии в основном горные и небольшие. Это во многом определило особенности ее развития. Основными занятиями жителей были мореплавание и рыболовство. В VI–VIII вв. в Японии возникает Нарская империя. Во главе государства стоял мператор. Вся земля являлась государственной собственностью и раздавалась в аренду крестьянам, которые уплачивали за пользование ею налоги и подати.
Однако со временем земля оказалась в руках знати – буси (в Европе их называли самураи). У самураев сложился свой кодекс чести – бусидо. В XII веке один из могущественных кланов провозгласил правителем страны своего вождя - сёгуна. Фактическая власть была в руках сёгунов, а императоры выполняли священные ритуалы.
Задание 5: используя текст составить план рассказа о наиболее известных достижениях в науке и образовании Японии.
Большое влияние на духовную культуры Японии оказал буддизм, пришедший из Китая. Уже с VIII века стали возникать школы для детей знати, в том числе для девушек. В середине IX века было изобретено японское письмо (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах.
Задание 6: Используя текст, составить план рассказа о наиболее известных достижениях в литературе и искусстве Японии.
В XIV - XV веках возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусства – природа и единение человека с ней.
3 Физкультминутка (1 минута).
4 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Существовали школы, в том числе для девушек; изобрели японское письмо, основанное на китайской письменности (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах
Возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусства – природа и единение человека с ней.
Рассказ учителя: В VII веке в Китае управление на себя берет динатсия Тан. Император обладает неограниченной властью. Носит титул «Сын Неба». В это время развивается хозяйство страны, Китай овладел крупнейшей торговой магистралью того времени – Великим шелковым путем. Кроме того, строится Великий канал, соединявший реки Янцзы и Хуанхэ, продолжается строительство Великой Китайской стены.
Однако, со временем династия Тан ослабевает. После смены нескольких династий в 960 году в Китае утверждается династия Сун.
В 1210 году на Китай напали монголы во главе с Чингизханом, и в 1234 году династия Сун прекращает свое существование. Китай полностью входит в состав монгольской империи, столицей которого был город Пекин.
Владычество монголов в Китае продолжалось более ста лет и закончилось после восстания Красных повязок. В 1368 году Китай вновь обрел независимость.
Работа с картой.- Покажите основные направления завоевательных походов монголов;- Покажите, где проходила Великая Китайская стена?-Какой из торговых путей на карте является Великим шелковым путем?
Рассказ учителя: В Китай монголы пришли в 1211 г. во главе с Чингисханом и завоевали часть империи Цзинь (столица Пекин). Хан Хубилай со 100 тысячами воинов не смог завоевать Японии и в этом сражении ей помог тайфун.
2.Единая религия – буддизм (Буддизм появился в Китае, когда там уже давно существовали конфуцианство и даосизм; Проникнув в Японию в середине VI в., учение Будды оказалось оружием в острой политической борьбе знатных родов за власть.
3.В основе лежит традиционное общество – общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нем более высокой ценностью, чем развитие.
А различия? Япония – природные условия, влияние Китая на культуру и хозяйственную жизнь страны.
Китай – создание огромных империй (династия Тан – правили 300 лет, Сун – объединение), правители которых являлись верховными собственниками земли, религиозная терпимость и взаимодействие религий.
Рефлексия
«Да – нет»
В начале XIII века в Китай вторглись племена монг
В VII - VIII веках в Японии возникла Нарская монархия.
Япония располагается на одном острове.
В Китае пейзажи называли «горы и воды».
Японский дворянин – граф.
В Японии в школах учились только мальчики.
Китайские и японские иероглифы, абсолютно, похожи.
ИТАК, ФОРМУЛИРУЕМ ВЫВОД: МНОГО ОБЩЕГО В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ, НО ПРИ ЭТОМ ОНИ ОСТАЮТСЯ САМОБЫТНЫМИ. САМАЯ ЯРКАЯ СТРАНА С БОЛЬШИМИ НАУЧНЫМИ И КУЛЬТУРНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ – ЭТО КИТАЙ. ЕГО СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ОСТАВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
ЯПОНИЯ ИСПЫТАЛА БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ КИТАЯ НА КУЛЬТУРУ И ХОЗЯЙСТВО.
Дополнительно, если останется время
Возвращаемся к утверждению.
Кодекс чести самураев – «бусидо»? и анализируем его. Учебник.
Путь воина - кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность.
ДЗ